АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Феминистская критика Фрейда

Читайте также:
  1. А. Механизмы творчества с точки зрения З. Фрейда и его последователей
  2. Билет 18. Поэзия и лит. Критика вяземского.
  3. Важнейшее философское произведение Иммануила Канта«Критика практического разума»
  4. Взгляды Фрейда на природу женщины.
  5. Визначте особливості концепції З. Фрейда – 15 б.
  6. Герменевтика і критика
  7. Зигмунда Фрейда (1856-1939)
  8. Из собрания музея Фрейда
  9. К.Р. Поппер и критика историцизма.
  10. Как избавиться от критика, толкача и перфекциониста
  11. Кантовская критика доказательств существования Бога
  12. Классический психоанализ 3. Фрейда

Феминистские теоретики критическим образом оценили основные выводы психоанализа. Кейт Миллетт в знаменитой книге Сексуальная политика (1970)5 подвергает критическому осмыслению биологические и анатомические детерминанты в психоаналитической концепции фемининности: психическое нельзя сводить к биологическому, объясняя производство женского его биологической дефектностью, как это делает Фрейд. По мнению Миллетт, наиболее прогрессивными в психоаналитической теории Фрейда являются концепция языка и концепция бессознательного, которые дают наиболее перспективное объяснение феномену женского в культуре. Однако в то же время женскую субъективность, по мнению Кейт Миллетт, нельзя определять как зависимую и формирующуюся исключительно через структуру Другого — отца, врача, аналитика и т. п. Задача феминистской философии, по мнению Миллетт, заключается в доказательстве женской самодостаточности, а также в самодостаточности женского желания.

Критика Фрейда с позиции феминистской методологии была осуществлена также в работе Суламифь Файерстоун Диалектика пола: Условие для феминистской революции (1970),6 в которой автор пыталась показать, каким образом подавление женщин в культуре обосновывалось идеологически с помощью фрейдовской концепции анатомического детерминизма. Файер-

5 Kate Millett, Sexual Politics (New York: Avon Books, 1970).

6 Shulamith Firestone, The Dialectic of Sex: The Case for Feminist Revolution
(New York: William Morrow, 1970).


стоун доказывает, что вторичное место женщины в культуре оказалось во многом оправдано именно фрейдовским тезисом об универсальных психосексуальных структурах, где структура женского принципиально отличается от структуры мужского, являясь «неполноценной» копией последней, ассоциируясь исключительно с пассивностью, мазохизмом и нарциссизмом. Почему структура женского такова, спрашивает Суламифь Файер-стоун, почему в обществе укоренено именно такое отношение к феномену женского? Не является ли причиной подобного положения дел социальный, а не психосексуальный порядок реальности, который является производным от социального, а не наоборот, как полагал Фрейд?.. Другими словами, Файерстоун доказывает, что патриархатную трактовку женского в современной культуре вызывают не биологические или символические, а социальные детерминанты реальности. Более того, структура женской субъективности вовсе не является застывшей и неизменной реальностью пассивности (например, нарциссизмом), а трансформируется в зависимости от общественных социальных трансформаций.



Бэтти Фридан, автор знаменитой книги Загадка женственности (1963)7 также считает, что проблема женской дефектности и вторичности кроется не в женской личности как таковой, а в структуре патриархатной семьи. Именно в семье, по мнению Фридан, наиболее интенсивно осуществляется контроль как над женским телом, производящей и репродуктивной функциями женского организма, так и над женской психикой. Например, традиционная идеология семьи заставляет женщину выполнять свою репродуктивную функцию, в то время как реальное социальное положение часто не позволяет ее осуществить; в результате женщина оказывается в амбивалентном состоянии «двойного стандарта», то есть неспособной выполнить ни один из его канонов.

Критика Фрейда осуществлялась и в другом направлении: не с точки зрения критики традиционного положения женщины в семье, а с точки зрения критерия доэдипального отношения мать/ребенок. Основная заслуга в разработке структуры этих отношений принадлежит немецкой исследовательнице Мелани

7 Фридан Б. Загадка женственности. М., 1994.


352

Кляйн.8 Ее психоаналитическая критика Фрейда направлена против Эдипова комплекса, включающего известный треугольник мать-отец-ребенок, и против концепции зависимости женской субъективности от структуры Другого. Кляйн считает, что для понимания особенностей человеческой психики надо исследовать доэдипальный период в развитии человека, а именно

— первичную идентификацию ребенка не с отцом, а с матерью. Особенно важными, по мнению Кляйн, являются отношения мать/ дочь. Именно их особенность, считает Кляйн, помогает понять, почему в структуре семьи женская роль формируется через амбивалентность и потерю идентификации. Функция женщины в семье традиционно сводится к заботе о доме и детях при отсутствующем отце. Поэтому с самого начала девочка ориентируется на зависимый (материнский) тип идентификации, а мальчик

— на активный (отцовский). Более того, в таком типе идентификации преобладают чувственные аффекты, соответствующие личным, а не социальным порядкам реальности. Однако это не значит, что женский тип личности следует маркировать исключительно в негативных терминах: просто к нему неприменимы маскулинистские оценки. Напротив, доэдипальное отношение мать/дочь — это гармоничное интерсубъективное отношение, позволяющее реализоваться женским субъективностям матери и дочери всесторонним образом. В данном контексте теория Мелани Кляйн послужила отправной точкой для развития по-стлакановского феминистского психоанализа.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 |


Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)