АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

От теорий социального конструирования к гендерной концепции в истории

Читайте также:
  1. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  2. II. Понятие социального действования
  3. II. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА
  4. III. ЗАЩИТА СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА
  5. III. Методологические основы истории
  6. III.4.1. Научные революции в истории естествознания
  7. V2: Методологические концепции истории
  8. VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
  9. XVI-XVII вв. в мировой истории. «Новое время» в Европе
  10. XX ВЕК В МИРОВОЙ ИСТОРИИ
  11. Аксиология в истории методологической мысли
  12. Анализ взаимодействия общества и природы, человека и среды его обитания является давней традицией в истории научной и философской мысли.

Без ряда модернистских28 социологических теорий определить место гендерной методологии в истории невозможно. Среди них — теория структурного функционализма американского социолога Т. Парсонса,29 теория социализации того же Т. Парсонса и его коллеги Р. Бейлса30 и теория драматургического интеракционизма И. Гоффмана,31 о которых рассказано в разделе «Социальное конструирование гендера: феминистская теория».

Социально-конструктивистские концепции с энтузиазмом восприняли историки-феминологи: идея социального детерминизма позволила им опровергнуть то, что диктовалось, казалось бы, здравым смыслом, — что все в мире делится на «мужское» и «женское». Назвав тех, кто считал пол человека его судьбою, эссенциалистами и призвав разрушить «принцип Ноева ковчега» (то есть отказаться от видения мира, разделенного на пары),

28 Модернизм как философская концепция, основанная на осознании новиз
ны, по крайней мере трижды за последние два века, становился знаменем
историков. Первый раз — в начале XIX в., когда он был реакцией на
классицизм. Модернизм начала прошлого столетия — это романтизм, «аван
гардной реакцией» на который стал реализм. Второй раз — в начале XX
в. Модернизм этого времени противопоставил свою новизну реализму и
критическому реализму, реакцией на декадентский модернизм того вре
мени был авангардный натурализм и символизм. Наконец, в третий раз
модерн заявил о своих правах в начале 60-х гг. XX в. Эта волна его была
реакцией на тоталитарное искусство и философию. Созданная модерном
60-70-х гг. контр-культура — «битников», хиппи — создала культурную
среду для революции 1968 года. В философии же модернизм 60-х тесно
связан с конструктивистскими концепциями.

29 Т. Parsons, Social Structure and Personality. L., 1970. См. также русские
переводы работ крупнейших сторонников теории социального конструи
рования, написанных в начале 60-х гг.: Бергер П., Лукман Т. Социальное
конструирование реальности. М., 1995; Мангейм К. Идеология и утопия.
М., 1994.

30 Т. Parsons, R. F. Bales. Family, Socialization and Interaction Process (New
York: Free Press, 1955), p. 6.

31 E. Goffman, «Gender Display», Studies in the Antropology of Visual
Communication,
N 3, 1976, pp. 69-77; Ibid. «The Arrangement Between Sexes»,
Theory and Society, N 4, 1977, pp. 301-331.




290

социальные конструктивистки доказали, что статус женщины (как и мужчины!) не «дается», а «приобретается», а кажущееся естественным различие между мужским и женским не имеет биологического происхождения (эту мысль афористично выразила Симона де Бовуар: «Женщиной не рождаются, женщиной становятся»). Пол был признан лишь «способом интерпретации биологического, закрепленным писанными и неписанными законами общества».32 Перед историками-феминологами встала задача «расшифровки» этих законов и интерпретаций в разные эпохи и у разных народов.

Набор соглашений, которыми общество трансформирует биологическое в социальное, получил в работах философов-феминисток (А. Рич, Р. Унгер, Г. Рубин) наименование гендера. Дословно «gender* переводится как «род» в лингвистическом смысле слова (род имени существительного).33 Этот термин был «изобретен» психоаналитиком Робертом Столером задолго до рассматриваемого времени, в 1963 году).34 Последователи Р. Сто-лера в психологии — психоэндокринологи Дж. Мани и Анке Эрхард, показавшие всемогущество эффекта социализации именно на примере обретения половой идентичности, сторонники концепции Э. Маккоби об отсутствии фундаментальных психо-био-логических различий, которые бы могли определить всю жизнь человека как мужчины или как женщины, и — особенно — приверженцы концепций гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерса с их признанием права каждого человека быть самим собой, сохранять и пестовать свою уникальность, неповторимость, не подстраиваться под других, иметь свободу выбора решений и ответственность за этот выбор — сделали для гендерной концепции в исторических науках не меньше, чем социологи. Огромное влияние на сложение «психоистории», а вместе с ней — на взлет интереса к исследованиям женской психологии в истории, оказала книга К. Гиллиган Иным голосом.35

32 L. Tuttle, Encyclopedia of Feminism. Ann Arbor, 1986, p. 305.

33 M. Mcintosh. «Der Begriff «Gender», Argument. Bd. 190. (Berlin, 1991).S.
845-860 (esp. 845-846).

34 Пушкарева Н. Л. Гендерный подход в исторических исследованиях //
Вопросы истории. N 6, 1998.

36 С. Gilligan, In a Different Voice. Psychological Theory and Women's Development (Cambridge (Mass.) — London, 1982). В своем исследовании


С конца 70-х гг., благодаря социальным конструктивист-кам в социологии и исследователям гендерной идентичности в психологии понятие «гендер» стало применяться весьма расширительно. Многие гуманитарии приняли толкование «гендера», предложенное И. Гофманом, увидевшим в нем систему межличностного взаимодействия, посредством которого создается, подтверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как категориях социального порядка.36

Отсюда главный вопрос гендерной методологии в истории — вопрос о ресурсах (или источниках) создания гендера. Какие средства способствовали сознательному и бессознательному определению места индивида в обществе и, быть может, получению от этого преимуществ? Чтобы выяснить, как создавалось «мужское» и «женское» во взаимодействии, как поддерживалось, принимая вид чего-то естественного и якобы имплицитно («безусловно и подразумеваемо») присущего индивиду, группе, социуму, имеющуюся информацию принято структурировать по трем группам характеристик: поло-ролевые (или, следовательно, гендерные) стереотипы, поло-ролевые нормы и половое самосознание (идентичность).37 Если можно — полагали сторонницы новой концепции — выяснить, каким образом создаются (конструируются) гендерные отношения в данном обществе (исполнение предписанных обществом ролей в традиционных обществах всегда создает условия для неравенства возможностей: мужчина получает преимущества в публичной сфере, а женщина — вытесняется в сферу домашней жизни, которая была и считается менее престижной и значимой), то, значит, их можно и деконструировать и перестроить по-новому.

Кроме того, феминологи-конструктивистки доказали, что проявления гендера в истории (стереотипы, нормы, идентичность)

психологии и философии морали К. Гиллиган доказала, что мораль, считающаяся общей, общечеловеческой игнорирует отличительные черты женского морального мышления, поскольку женщины «никогда не абстрагируют частную деталь от ситуации», а потому они оправдывают свои моральные решения не через Общее, а через Конкретное, Частное.

36 Уэст К. и Циммерман Д. Создание гендера, пер. Е. А. Здравомысловой //
Труды СПбФ ИС РАН. Гендерные Тетради. Вып. первый. СПб., 1997. С.
97-98.

37 S. Lorber, S. Farrel, eds. The Social Construction of Gender (Cambridge, 1991).


292

не универсальны, а культурно детерминированы: разные широты, разное течение политической истории, разные расы и социальные группы обнаруживают разные традиции «приписывания по полу». Более того, дело состоит в том, что это не только разные традиции, но и разные властные практики отношений между полами. Эти практики, убеждали они, как и сама категоризация, репрезентируются с помощью внешних знаков (маркеров) и показателей (коррелятов), к которым относятся одежда, прическа, украшения, особенности поведения. Без них повседневное взаимодействие затруднено, так как «приписывание к полу» является неосознанным фоном при общении во всех социальных сферах. Отсюда вопросы, задаваемые гендерными историками: какие маркеры и корреляты соответствуют каким культурам и эпохам, что переживает человек в условиях гендерного конфликта (например, в нашей отечественной истории знаменитая «кавалерист-девица» начала 19 в. Надежда Дурова) и т. п. Вычленить подразумевающееся, кажущееся естественным гендерное отношение, определить суть формального конвенционального акта в конкретном историко-культурном контексте — еще одна задача для исследователя-историка.

Еще одной загадкой конструирования гендера стал для фе-минологов вопрос о том, в каком возрасте и как происходит сейчас и происходило раньше рекрутирование (термин И. Гоффма-на) гендерного самосознания, иными словами, как и когда люди начинали ощущать свою половую принадлежность и вытекающие из нее права и обязанности как «естественные и взаимодополняющие». Анализ гендерного дисплея, считают социальные конструктивистки, позволяет выяснить, как отношения власти маскируются под невинные «различия» (якобы природно обусловленные). Поэтому перед историками поставлена задача изучения этой «маскировки» через анализ соотношения приватной и публичной сферы, сферы господства мужчины и господства женщины, изучения того, как функционировала «маскулинность» и «феминность» в разных социальных и исторических контекстах.

Если сторонники традиционной теории социализации рискуют настаивать на тезисе о существовании социально-половых ролей (как и современные этнографы, историки, а порой и социологи), то конструктивистки-гендеристки подвергают подобную позицию резкой критике, видя в «привычности» и «приня-


тости»38 традиционного распределения ролей («якобы взаимодополнительных») механизм подавления слабых.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 |


Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)