АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Введение: методологические постулаты феминистского исследования

Читайте также:
  1. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  2. I. Личность как предмет психологического исследования
  3. I. Область исследования
  4. I. ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
  5. I. Определение проблемы и целей исследования
  6. I. Уровни исследования отражения
  7. II. Организация и этапы статистического исследования
  8. II. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ
  9. II. ПРОГРАММА ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  10. III. Методологические основы истории
  11. V2: Методологические концепции истории
  12. VI. ДАЛЬНЕЙШИЕ ЗАДАЧИ И ПУТИ ИССЛЕДОВАНИЯ

В гендерной социологии мы сталкиваемся с такой социальной перспективой, которая эксплицитно ставит женщин и мужчин, а также их жизненные миры в центр наблюдения и анализа. Результатом при этом является обнаружение патриархальных структур общества, с помощью которых группы мужчин оцениваются выше и подчиняют себе женщин во всех значимых социальных сферах. Последовательное применение гендерной перспективы в социологии связано с осознанием того, что пол как социально-структурная категория определяет не только условия реальной жизни мужчин и женщин, но и системы мышления, в которых мы, с одной стороны, социализируемся, усваивая их и тем самым подкрепляя, но, с другой стороны, которые мы в состоянии критично изменять.

Феминистски ориентированное исследование (или женское исследование) означает отклонение не только традиционной женской роли, но и прежних методов исследования. Лозунг «личное — политично и научно» означает, что каждая женщина обладает репертуаром знаний, который ближе к реальности и тем самым «научнее» того, что мужчины-исследователи до сих сформулировали относительно женщин. Соответственно сам вопрос «кто может быть экспертом, кто может знать ситуацию женщин изнутри?» лежит, по словам В. Олесен, в основе феминистской методологии.1 Отсюда в фокусе феминистского каче-

1 V. Olesen, «Feminism and Models of Qualitative Research», in N. Denzin, Y.S.Lincoln, eds., Handbook of Qualitative Research (London, New Delhi: Sage, 1995): 158-174, p. 159.


ственного исследования — женская субъективность, а также интеракции и отношения женщин с другими, анализируемые на предмет мужского контроля, пронизывающего лингвистические и конверсационные патриархатные структуры.2 Кроме того, понимание микропрактик интеракции позволяет выйти на «мезо-уровень»3 анализа, который увязывает влияние социальных и институциональных структур с фрагментированным миром повседневности.

Основные постулаты феминистской социальной теории, которые принимаются большинством феминистски ориентированных исследовательниц,4 сводятся к следующим положениям:

1. Преодоление андроцентризма, т. е. приравнивания мужских моделей жизни и мышления к человечески универсальным и сосредоточение на анализе отношений полов.



2. Последовательное применение гендерной перспективы во всех аспектах научной деятельности. Признается, что пол как категория социальной структуры обусловливает не только условия реальной жизни мужчин и женщин, но их системы мышления, что не может не сказываться и на научной рефлексии представительниц науки.

3. Требование эмансипации женщин и тем самым преодоления существующих патриархальных взаимоотношений. Освобождение женщин от экзистенциальной и правовой зависимости от супруга, а также освобождение от биологически обосновываемого распределения ролей в общем контексте культуры — центральные темы феминистски ориентированного социального исследования. Достижима ли эмансипация через равенство с мужчинами или через утверждение их отличия (и реабилитацию женственного) — предмет феминистской дискуссии.

4. Партийность и личная ангажированность: опыт пренебрежения и инструментализации женского известен феминистским исследовательницам буквально на собственном теле —

2 Ibid, р. 161.

3 A. Clarke, «A social worlds research adventure: The case of reproductive science»,
in S.E. Cozzens and T.F. Gieryn, eds., Theories of science in society (Bloomin-
gton: Indiana University Press 1990), pp. 15-43.

4 B. Bruck, ed., Feministische Soziologie. Eine Einfuhrung (Frankfurt\Main, New
York: Campus Verlag, 1992), S. 26-28.


как личный опыт дискриминации, который и делает их более сензитивными и открытыми в изучении подобных дискриминаций. Кроме того, женщины обогащают исследование темами, ранее не входившими в научный оборот, выбирая те исследования, которые касаются как их собственной ситуации, так и опыта других женщин с целью их изменения и улучшения.

5. Связь с женским движением и практикой. Постулаты ангажированности и партийности обусловливают кооперацию женских исследований и практики и — тем самым — связь с политическим женским движением. Наука в «башне из слоновой кости» не может быть феминистской.

6. Междисциплинарность женских исследований: кто ставит вопрос о причинах насилия против женщин, вынужден перешагивать границы узко специализированных областей знания.

Основу этих постулатов феминистского исследования заложила Мария Миез, которая первой сформулировала и озвучила их на первом немецком Конгрессе феминистских социальных исследовательниц во Франкфурте в 1977 году.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 |


Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)