АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Гендерная проблематика в теории культуры. 1. Гендерная проблематика в парадигме культурных исследований

Читайте также:
  1. I. МЕХАНИКА И ЭЛЕМЕНТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ
  2. I. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
  3. XII. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ АЛГОРИТМОВ
  4. Административный менеджмент в классической теории организации и управления
  5. Аксиологический статус науки в системе культуры. Критерии разграничения научного и вненаучного знания.
  6. Аксиома выражения в теории вероятностей.
  7. Аксиома выражения в теории множеств.
  8. Аксиома определенности (закона) бытия в теории множеств.
  9. Аксиома подвижного покоя в теории вероятностей.
  10. Аксиома подвижного покоя в теории множеств.
  11. Аксиома самотождественного различия в теории вероятностей.
  12. Аксиома самотождественного различия в теории множеств.

Альмира Усманова

1. Гендерная проблематика в парадигме культурных исследований

1. Введение: пол и гендер в контексте дихотомии «природа-культура»

«Природа или культура» — что является исходной причиной существования на протяжении многих веков такой модели социальных отношений между мужчинами и женщинами, в рамках которой один пол присваивал себе право говорить и действовать (и тем самым репрезентировать его интересы) от имени «второго» пола? Можно ли объяснить универсальностью биологического различия универсальную практику субординации женщин в патриархатной культуре, имеет ли здесь место причинно-следственная детерминация? Почему женское, как правило, отождествляется с природным началом, с тем, что подлежит контролю и управлению, в то время как мужское воспринимается как инстанция культуры и социального порядка, как самостоятельное и автономное начало? Существует ли «неизменная сущность» женщины (определяемая все той же биологической трагедией «слабого» пола)?

Подавляющее большинство теоретиков, занимающихся гендерными исследованиями сегодня, сочло бы эти вопросы по меньшей мере архаическими, в лучшем случае отнесясь к ним как к напоминанию об историчности феминистского дискурса, хотя для исследователей середины 70-х годов этот вопрос был далеко не праздным.


428

Мифология женского предназначения («женской природы»), легитимировавшая на протяжении многих веков ситуацию угнетения одного пола другим (на пересечении с иными — расовыми, классовыми, этническими линиями социального напряжения), стала предметом переосмысления в работах ранних феминистских теоретиков. Позже феминизм уступил место постфеминизму, а эссенциалистская точка зрения была заменена конструктивистской.1 В результате концептуальной основой современного феминизма стало понятие гендер, обозначающее все те социальные и культурные нормы, правила и роли, которые общество предписывает людям в зависимости от их биологического пола,2 а в качестве дисциплинарной (точнее, междисциплинарной) матрицы анализа выступили гендерные исследования, нацеленные на изучение социальных и культурных реализаций биологического пола и различных форм сексуальности.

Только на первый взгляд может показаться, что способ мышления, виды деятельности и нормы поведения мужчин и



1 Суть эссенциалистской точки зрения на проблему пола состоит в тезисе о
том, что половая дифференциация, проявляющая себя на всех уровнях со
циальных отношений, обусловлена изначальным биологическим разли
чием мужчины и женщины. В то время как культурный релятивизм
(или конструктивизм) настаивает на том, что даже с учетом биологичес
ких различий между полами основное значение имеет процесс социально
го конструирования сексуальности и полового различия.

2 Следует отметить, что споры по поводу использования термина «гендер»
не прекращаются как в постсоветских странах, так и за рубежом. Несмот
ря на очевидное методологическое преимущество этой категории, полити
ческие последствия ее применения оцениваются по-разному. Для нас ис
пользование этого термина означает подключение к уже существующей
западной исследовательской традиции и языку (теории), гораздо более
чутко реагирующим на различие биологического и культурного при опре
делении пола. Для западных феминисток существует иная проблема. Роза
Брайдотти считает, что основная проблема состоит в теоретической не
адекватности, а также в неясной, политически аморфной природе терми
на. То есть, с одной стороны, «гендерные исследования» — это способ ин
теграции мужских, женских и квир-исследований в рамках фронтального
теоретического движения; с другой стороны, это способ «обезвреживания»,
дерадикализации, деполитизации феминистской программы, снижения его
антиконформистского пафоса: не случайно некоторые исследователи срав
нивают «гендер» с «гибкой формой для печенья», которой вы можете
придать практически любые приглянувшиеся вам контуры перед тем, как
заняться выпечкой. (См.: Феминизм под любым другим именем. Интер
вью с Розой Брайдотти // Гендерные исследования, 1999, № 2. С. 53).


женщин определены самой природой. При более глубоком анализе обнаруживается, что во внесоциальной (внекультурной) сфере ни мужчина, ни женщина «не существуют». Феминин-ность и маскулинность конституируются в специфических культурных обстоятельствах наряду с классовыми, возрастными, семейными и прочими факторами: то, что описывается как природное, чаще всего является культурно порождаемым. Сексуальность не может быть постигнута в чисто биологических терминах, она не является докультурной физиологической данностью, сферой инстинктов; иначе говоря, сексуальность конституируется в обществе, а не является биологически заданной.3 У пола есть история. В этом контексте эссенциалистские представления о половых различиях предстают как разновидность патриархатной идеологии, оправдывающей таким образом социальную ситуацию угнетения одного пола другим.4 Да, физиологическое различие первично (и предшествует любому другому — например, социальному различию), но вопрос заключается в том, как культура пользуется этим изначальным биологическим различием, интерпретируя его, закрепляя с помощью различных конвенций, включая его в игру властных отношений.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 |


Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)