АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

От «истории женщин» к «гендерной истории»

Читайте также:
  1. Женская сексуальность в системе «генеалогии женщин» в философии Люси Иригарэ
  2. Задачи курса «Истории органов внутренних дел»
  3. Постструктурализм и «другие истории». От пола к «поли-»
  4. Предмет курса «Истории религии»
  5. Р.Дж. Коллингвуд, «Идея истории»
  6. Субтест № 4 «Истории с дополнением» картинки
  7. Субтест №1 «Истории с завершением»
  8. Субтест №4 «Истории с дополнением»
  9. Тесты по «Отечественной истории»
  10. Школа Анналов: от проекта «тотальной истории» до «истории ментальностей».

В начале 80-х годов гендерная концепция, отвоевав свое место под солнцем в социологии, встретилась с «женскими исследованиями» в истории. Результат этой встречи иллюстрирует творчество американки Джоан Скотт,, Начинавшая как типичный историк-феминолог, но обладавшая широтой исследовательского видения, Дж. Скотт предложила положить конец противопоставлению «мужской» и «женской» истории. Свой призыв она обратила к самым признанным и известным представителям своего профессионального цеха, выступив в декабре 1985 года с докладом на собрании Американской исторической ассоциации. Она говорила о спорах вокруг историзма и эмпиризма, о смене парадигм (переходе от содержательно-событийного подхода к освещению прошлого к текстуально-интерпретирующему), размышляла о будущем науки (которая «несомненно должна найти основания для союза 'событийности' и 'текстуальности'»).

Местом встречи ею и была предложена «гендерная история», и под «гендером» она понимала прежде всего систему властных отношений.39 В своей статье «Тендер: полезная катего-

38 «Утомленный мужчина современного капитализма всегда и везде найдет
женщину, выполняющую функцию заботы и обеспечивающую уход — жен
щину, которая является "обслуживающим персоналом" по призванию» (Ch.
Lemert and A. Branaman, eds., The Goffman Reader (New York, 1997), p. 203.

39 В «гендере» Дж. Скотт видела именно не столько систему межличностных
отношений, сколько «сетку социальных связей». И потому одно из совре
менных определений гендера — как раз акценирует внимание на этой
составляющей. «Гендер — это система отношений и взаимодействий (об
разующих фундаментальную составляющую социальных связей), которая
является основой стратификации и иерархизации общества по признаку
пола. Именно эта система отношений, укоренившись в культуре, позволяет
создавать, подтверждать и воспроизводить представление о "мужском" и
"женском" как о категориях социального порядка, наделять властью од
них (как правило, мужчин) и субординировать других (женщин, так назы
ваемые сексуальные меньшинства и т. д.)» (Пушкарева Н.Л.).


294

рия исторического анализа»40 (текст ее и был переработанным вариантом вышеупомянутого доклада), она предложила подвергать «гендерной экспертизе» четыре группы социально-исторических «подсистем»: 1) комплекс символов и образов, характеризующих мужчину и женщину в культуре; 2) комплекс норм — религиозных, педагогических, научных, правовых, политических; 3) социальные отношения и институты, которые их формируют (семья, система родства, домохозяйство, рынок рабочей силы, система образования, государственное устройство) и 4) проблему самовыражения, субъективного самовосприятия и самоосознания личности, то есть проблему половой идентичности, ибо «гендер — это особое поле, на котором артикулируются властные отношения и коллективные иллюзии».



Публикации Дж. Скотт способствовали преодолению раскола между традиционной и новой (в том числе «женской») историей. Они показали, что центральным пунктом нового метода реконструкции прошлого может и должно стать дихото-мичное мышление, предполагающее умение взглянуть на одно и то же событие или явление и «глазами мужчины», и «глазами женщины», найти в этих разных ракурсах видения и сходства, и различия. Перед феминологами встали новые задачи. И хотя к применению новых подходов (к тому же выработанных пограничной наукой — социологией) и отказу от привычного «собирания фактов» и «написания истории с помощью ножниц и клея» (Р. Коллинвуд) поначалу оказались готовы не все, все же гендерная концепция, хотя бы в виде обновленного тезауруса (гендер-ные роли, гендерный конфликт и т. п.) стала постепенно проникать в исследования прошлого.

Авторы первых работ по «гендерной истории» — из тех, что можно назвать действительно удачными и новыми — пытались, например, сравнивать отношение мужчин и женщин к одному и тому же вопросу (скажем, к возрасту вступления в брак или повторной женитьбе/замужеству со вдовыми).41 В работах, анализировавших контроль над собственностью, среди прочих

40 J. Scott, «Gender: a Useful Category of Historical Analysis», American
Historical Review,
N 5, V. 91, 1986, pp. 1053-1075.

41 См., например: В. Todd, «The Remarrying Widow: a Stereotype Reconsidered»,
in M. Prior, ed., Women in English Society 1500-1800 (London, 1985), pp. 54-92.


рассматривался и идеологический фактор, например, понятие «цехового единства» (и в связи с этим — «мужской солидарности»), вытеснившего женщин из цехового производства в ранее Новое время.42 Не меньшей удачей (при почти полном отсутствии трудов по юридическому аспекту гендерной идеологии) следует признать работы, в которых рассматривалось разное содержание понятия «честь»: для женщин оно имело всецело гендерное звучание («девичья честь», «честь супруги и матери»), а для мужчин определялось храбростью, верностью, добросовестностью, профессиональным мастерством.43

Однако до разгадывания загадок конструирования гендера в разные эпохи дело практически не доходило.44 Так или иначе историки-феминологи, поспешившие назвать себя специалистами по «гендерной истории», все еще находились под обаянием концепции о «сепаратных сферах» или доменах — «сферы господства мужчины» и «сферы господства женщины», которая была актуальна для 70-х годов, для времени становления «женских исследований» и исторической феминологии. Но к началу 90-х тезис о «сепаратных» (хотя и соединяющихся) сферах стал препятствием на пути развития дихотомичного мышления, о котором мечтала и которое ставилось ею как методическая задача Дж. Скотт. Перед гендеристами встала задача преодолеть старую «риторику женских исследований».45

Положение изменилось лишь к началу-середине 90-х годов. В системе гуманитарного знания произошла очередная смена парадигм: модернистские теории сменились постмодернистскими, а социальный конструктивизм оказался окончательно побежден постструктурализмом.

42 М. Wiesner, Women and Gender in Early Modern Europe (Cambridge, 1993),
pp. 82-104.

43 N. S. Kollmann, Kinship and Politics: The Making of the Muscovite Political
System. 1345-1347.
(Stanford, 1987).

44 См. об этом подробнее: G. Pomata, «Histoire des femmes et «gender history»
(note critique), Annates E.S.C. N 4, V. 48, 1993, pp. 1019-1026.

45 L. Kerber, «Separate Spheres, Female Worlds, Woman's Place: The Rhetoric of
Women's History», The Journal of American History, N. 6 (June), V. 75, 1988,
pp. 9-39.


296


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 |


Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)