АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

НЕОБЫЧНАЯ ИСТОРИЯ МИСТЕРЕ БЕРНА

Читайте также:
  1. II. Конец Золотой Орды и история образования казакского ханства
  2. III. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ К. XIX – НАЧ. XX В.»
  3. PR, реклама и маркетинг: история конфликта
  4. VI. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
  5. Анкерсмит Ф. Р. История и тропология: взлет и падение метафоры. 1994
  6. Астана – столица суверенного Казахстана (история и современность).
  7. Ацтеки имели очень хорошо поставленное образование, преподавались такие дисциплины, как: религия, астрономия, история законов, медицина, музыка и искусство войны.
  8. Билеты к экзамену по предмету «История»
  9. БРЕШЬ И ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ
  10. В.В. Путин у власти // Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. СПб., 2007. С. 537-543.
  11. В.В. Путин у власти // Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. СПб., 2007. С. 537–543.
  12. Вопрос 60. Краткая история сурдопедагогики

Личность изменяется иногда чрезвычайно резко и быстро. Человек становится совершенно не тот, каким был прежде, теряет свои наиболее харак­терные душевные черты: из скромного делается хвастливым, из кроткого и мирного - драчливым, из вдумчивого и глубокомысленного - крайне повер­хностным, непоследовательным в своих выходках непоследовательным в своих выводах.

С. С. Корсаков

Известный автор «Острова сокровищ» Роберт Льюис Стивенсон в 1886 г. написал повесть под названием «Странная история доктора

227


Джекиля и мистера Хайда». В ней рассказывается о враче Джекиле, который открыл химическое вещество, с помощью которого он мог перевоплощаться в другого человека - мистера Хайда. Если лицо Гендри Джекиля светилось добротой, то физиономия Эдуарда Хай­да являла нечто зловещее. По своей натуре это был отпетый мерза­вец, находивший удовольствие в преступлениях и необузданной рас­пущенности.

Основой для сюжета повести автору послужило сновидение, дей­ствие которого развертывалось последовательно и в тончайших под­робностях, а картины и образы были необыкновенно ярки. После пробуждения Стивенсон и задумал повесть, которая получилась та­инственной и фантастической.

Давайте зададимся вопросом: намного ли автор в своей фанта­зии был далек от действительности? На этот вопрос лучше всего ответит следующая, но уже достоверная история.

В конце января 1887 г. в небольшой американский городок Нор­ристаун прибыл мужчина средних лет. Отрекомендовавшись Брау­ном, он организовал торговлю канцелярскими товарами. Жил он в задних комнатах купленного им магазина, сам готовил пищу и регу­лярно ходил в церковь. За бумагой, карандашами и другими писчи­ми принадлежностями он периодически ездил в Филадельфию. Жители городка быстро привыкли к этому жизнерадостному и при­ветливому человеку.

Но неожиданно для норристаунцев 14 марта этот человек стал метаться по городу, умоляя встречных людей сказать, в каком горо­де он находится, клянясь, что он вовсе не мистер Браун, как его на­зывают эти незнакомые люди, а мистер Берн. Он убеждал всех, что он вовсе не торговец, а проповедник из английского города Грина. Его жена, прибывшая из Англии, подтвердила, что он действитель­но не кто иной, как проповедник Берн, который 17 января внезапно исчез. Сам Берн, не проявляющий прежде не малейшей склонности к торговле, не мог объяснить, каким образом он превратился в Брау­на и как оказался в Норристауне. Он вернулся в Грин к жене, детям и пастырским обязанностям.

На его беду, о диковинных превращениях узнал профессор Джемс, который подверг пастора гипнозу, чтобы проверить, не вернется ли в гипнотическом состоянии его брауновская память. «Она вернулась и утвердилась так прочно, - писал в последствии Джемс, - что из­гнать ее было невозможно. Браун не узнавал жену, вспомнил о всех подробностях жизни в Норристауне и навсегда исчез из Грина».

228


Этот феномен в психоневрологии получил название «чередую­щейся личности». Как считают многие исследователи в основе его лежит механизм нарушения памяти. В предшествующем разделе мы говорили, что все этапы в развивающейся личности связаны как «зве­нья в цепочке» памятью. При «чередующейся личности» в какой-то момент «цепочка» разрывается и человек как бы теряет все свое про­шлое.

Первое тщательное наблюдение в течение нескольких десятков лет за этим расстройством личности было проведено за X. Фелидой, родившейся 1843 году. В возрасте около 15 лет после 10 минутного сна она проснулась совершенно другим человеком. Обозначим обыч­ное состояние «А», а вторичное «Б». Через некоторое время также после кратковременного сна она вернулась в прежнее состояние. Фелида при обследовании в ее привычном состоянии оказалась ин­теллигентной и образованной для своего общественного положе­ния (работала она швеей) девушкой. В состоянии «А» она печально­го, угрюмого характера, серьезна и неразговорчива, сдержана и очень усердна к работе, ипохондрична (занята мыслями о своих болезнях), эмоциональный фон снижен.

Через шесть дней внезапно за 2 - 3 минуты она перешла в состо­яние Б» и стала совершенно другой. Ходит с высоко поднятой голо­вой, с улыбкой приветствует окружающих. Совершенно не жалуется на здоровье, занимается по хозяйству, ходит по городу, бывает в го­стях, весела и подвижна. Как свойственно ее возрасту - шаловлива, обнаруживает живое воображение, легко волнуется из-за мелочей, вместо апатичной становится слишком чувствительной. В этом со­стоянии все помнит, что было в обычном, т. е. в состоянии «А». В состоянии «А» ничего не помнит, что происходило в состоянии «Б». Обнаружив в состоянии «А» у себя беременность, Фелида была не­приятно поражена этим обстоятельством. В состоянии «Б» к бере­менности отнеслась легко и весело. Временами переходы из одного состояние в другое прекращались на несколько лет, а иногда состо­яние «Б» затягивалось на несколько месяцев. Было выяснено, что вокруг задержавшегося нового состояния начинают образовывать­ся новые ассоциации, укрепляя новую память - память второго «Я».

Впоследствии Фелида освоилась со своими переходами из со­стояния «А» в «Б» и обратно. Например, в 1874 г. она возвращалась со знакомыми в траурной карете с похорон. Незаметно для спутни­ков ее состояние изменилось. Она вначале не могла понять обста­новки, ее окружавшей. Фелида выждала, прислушалась к разговору,


поняла в чем дело. Никто из присутствующих не заметил, что с нею произошло.

Приведем краткое изложение истории болезни 25-летней Евы Уайт, которая легла в основу художественного фильма «Три лица Евы» Пациентка обратилась к врачу по поводу приступов головных болей и провалов памяти после них. Во время одного из посещений врача облик и поведение пациентки вдруг резко изменились. Вместо сдер­жанной, воспитанной дамы перед ним оказалась легкомысленная девица, которая языком и тоном, совершенно чуждым миссис Уайт, стала бойко обсуждать ее проблемы, говоря о ней в третьем лице. На вопрос о ее собственном имени она заявила, что ее зовут Ева Блэк.

Так началась эта удивительная психиатрическая история. В тече­ние 14 месяцев, на протяжении 100 консультативных часов, перед врачом появлялась то одна, то другая Ева. Вначале для вызова Евы Блэк нужно было погрузить в гипнотический сон Еву Уайт. Потом процедура вызова упростилась. Оказалось, что в теле Уайт начиная с раннего детства жили два совершенно разных «Я». Причем Ева Уайт ничего не знала о существовании Евы Блэк до ее неожиданного по­явления во время психотерапевтического сеанса. Мисс Блэк, напро­тив, знает и может сообщить, что делает, думает и чувствует миссис Уайт. Однако она не разделяет этих чувств. Переживания Евы Уайт по поводу неудачного замужества Евы Блэк считает наивным и смеш­ным. Не разделяет она и ее материнской любви. Она помнит многое такое, чего не помнит Ева Уайт, причем точность ее информации подтвердили родители и муж пациентки.

Врачами было отмечено резкое несовпадение характеров обоих персонажей. Ева Уайт - строгая, сдержанная, преимущественно гру­стная, одевается просто и консервативно, держится с достоинством, любит стихи, говорит спокойно и мягко, хорошая хозяйка, любящая мать. Ева Блэк - общительна, эгоцентрична, детски тщеславна, зара­зительно весела, говорит с грубоватым юмором, любит приключе­ния, одевается вызывающе, не любит ничего серьезного. Разница в индивидуально-психологических особенностях этих двух личнос­тей была подтверждена и при помощи ряда психометрических и про­ективных тестов.

В ходе психотерапии помимо двух Ев на сцене появилось еще одно, третье лицо, назвавшее себя Джейн. Эта персона резко отли­чалась по характерологическим особенностям от обеих Ев.

Американских психиатрам у одного солдата по имени Дик в со­стоянии гипноза удалось создать вторую личность, названную Фран-

230


ком, а затем третичную, названную Лео. Контраст между этими тре­мя был поразителен. Как солдат, Франк, был вежливый и стремился нравиться. Как Лео, он разваливался в кресле со скучающим видом, был необщителен и раздражителен. Когда каждой из трех его лично­стей задавались идентичные вопросы относительно готовности со­вершить убийство, изнасилование и воровство, он каждый раз отве­чал, что откажется. Однако Франк возражал по моральным мотивам, рассматривая такие действия как грубое нарушение закона. Лео воз­ражал по прагматическим соображениям: он не считал, что цель стоит риска попасть в тюрьму. Реакция Дика была комбинацией двух пер­вых. Показатели проективных тестов (тест Роршаха и ТАТ) также обнаружили существенные различия между тремя этими личностя­ми (184).

Общепринятой теории, объясняющей феномен появление чере­дующихся личностей, до настоящего времени нет. Он может наблю­даться при истерии, эпилепсии (не обязательно, сопровождающей­ся судорожными припадками) и другими причинами. Одной из них может являться резко измененное эмоциональное состояние.

Многие студенты знают эту закономерность по собственному опыту. Хорошо заученный в спокойной обстановке учебный мате­риал вдруг вылетает из головы в результате стресса на экзаменах. И наоборот, события, воспринимавшиеся в эмоциональном шоке, мо­гут в спокойном состоянии оказаться недоступными для репродук­ции. О том, что в различных эмоциональных состояниях работают как бы разные памяти, говорят и наши эксперименты.

Слушатель-космонавт Ю. по своим личностным особенностям был человеком с обостренно и циклически сменяющимися эмоци­ональными состояниями: от угнетенного до жизнерадостного на­строения, при явном преобладании последнего. В первый день его пребывания в сурдокамере по техническим причинам был сорван один из важный эксперимент. Со своей стороны Ю. делал все от него зависящее, чтобы этот эксперимент состоялся.

По данным непосредственного наблюдения, а также по электро­физиологическим показателям, в тот день испытуемый находился в подавленном состоянии. В последующие дни его настроение было приподнятым, и он успешно проводил эксперимент, сорвавшийся не по его вине в первый день испытания. По завершении исследова­ния во время отчета, отвечая на конкретно поставленный вопрос об исследованиях первого дня, он совершенно неожиданно для всех присутствующих подробно и ярко рассказал, как успешно провел

231


сорвавшийся эксперимент. Серьезность обстановки и непричаст­ность испытуемого к срыву пробы полностью исключали сознатель­ный обман.

Мы пришли к выводу, что на фоне приподнятого настроения ус­пешно повторяющийся эксперимент изгладил впечатление срыва в первый день, когда у Ю. было плохое настроение. Полгода спустя, находясь в меланхолическом настроении, он неожиданно вспомнил о неудавшемся эксперименте. О том, что эмоциональное состояние избирательно влияет на воспроизведение прошлого опыта, говорит и следующий факт.

Слушатель-космонавт Г. по условиям опыта каждый день вскры­вал конверт, в котором было задание провести «навязанный репор­таж» на ту или иную заданную тему. В один из дней он был явно в тоскливом настроении. В этот день в ему предлагалось провести «ре­портаже» на какую-нибудь веселую тему. Будучи дисциплинирован­ным и строго обязательным человеком, он категорически отказался от выполнения задания, понимая, что это снизит оценку проведения исследования. По окончании испытания Г. так объяснил причину своего отказа: «Предложение рассказать смешное настолько не со­ответствовало моему настроению, что представлялось совершенно неприемлемым и неуместным. Ничего веселого вспомнить не уда­лось. В голову лезли не смешные, а скорее грустные мысли и воспо­минания».

Представляют интерес эксперименты с вживленными электрода­ми. Больной, находящийся в депрессии, все видел в мрачных тонах, высказывал мысли о самоубийстве. Врач не заметно для больного включил электрод, введенный в центры положительных эмоций. Раз­дражение электрическими импульсами «центров рая» резко изме­нили не только внешнее поведение пациента (появилась жизнера­достность), но и содержание мыслей. Он стал обсуждать проблему «совращения» одной из миловидным медсестер.

В феномене чередующейся личности прослеживается так же на­рушениями памяти, в основе которых лежат какие-то эндогенные (вырабатывающиеся в самом организме) биохимические вещества. Известно, что резкие эмоциональные сдвиги в состоянии стресса, сопровождаются усиленным выбросом биогенных аминов, корти-костероидов и других веществ, могут вызвать ретроградную амне­зию. Можно предположить, что в некоторых случаях раздвоение личности обязано нарушению химического равновесия в организ­ме, при накоплении каких то веществ. Это предположение находит свое подверждение в следующих наблюдениях и экспериментах.

232


Феномен «чередующейся личности» возникает у некоторых лю­дей при злоупотреблении алкоголем, когда изменяется не только эмоциональное состояние, но и «поток сознания». Если опьянение с наступающими вместе с ним определенными психологическими состояниями у таких натур становится привычным, то их «вторая» (опьяненная) личность постепенно утверждается хвсе более, при­обретая определенный стиль поведения, обзаводясь своим кругом знакомых. В одном из фильмов Чарли Чаплина с большой психоло­гической достоверностью показан миллионер, который в пьяном виде очень охотно общался с нашим милым бродягой, всюду возил его с собой, но, как только трезвел, переставал узнавать его. Под­тверждением этой точки зрения можно увидеть в опытах, которые проводили на крысах сотрудники лаборатории проблем памяти Ин­ститута биофизики АН СССР А. Н. Черкашин и А. А. Азарашвили.

Они обучили бегать крыс только в правую сторону лабиринта, затем ввели им пенобарбитал, который снижает возбудимость не­рвной системы, угнетая ретикулярную формацию. После введения препарата крысы забыли выработанный навык и тогда их обучили бегать только в левую сторону. Когда действие пенобарбитала про­шло, крысы побежали, как и прежде, направо, а когда им снова ввели пенобарбитал, - налево. Две памяти были налицо. Затем эксперимен­таторы применили аминазин, который тоже угнетает ретикулярную формацию, но иным образом, и выработали третий навык - третью память.

Подводя итоги своим опытам, исследователи пишут, что «при­поминание может происходить только при тех же химических усло­виях функционирования нервной системы, при которых происходи­ло и запоминание. Следы, записанные в одном состоянии, не вос­производятся в другом. Данные о зависимости обучения животных от таких внутренних факторов, как уровень сахара в крови, содержа­ние половых гормонов и т. п., могут быть приложимы и к объясне­нию забывания у человека».

Но сразу же стоит оговориться, что в ряде случаев нельзя объяс­нить переход одной личности в другую только биологическими при­чинами. В возникновении этих сложных психологических явлений у людей мы обязательно должны учитывать воздействие и соци­альных факторов.

В первой части книги мы показал, что бессознательное и созна­тельное наитеснейшим образом связаны друг с другом. Осознанию собственных переживаний личности часто мешает жесткая мораль-

233


нал цензура. Например, инстинктивные стремления, осуществление которых несовместимо с требованиями общественной морали, вы­тесняются из сознания.

Научный сотрудник С. более 20 лет работал в лаборатории пре­стижного института, считая себя принципиальным, высоко нрав­ственным человеком, а также талантливым ученым. Он был убеж­ден, что из-за большой занятости по общественной работе, не смог защитить докторскую диссертацию. В лабораторию пришел моло­дой сотрудник П., который через 3 года защитил кандидатскую, а еще через 4 - докторскую диссертацию. С. написал несколько жа­лоб, в которых обвинил П. во всех «грехах» (плагиатор, фальсифика­тор, выскочка и т. д.). Рассмотрением жалоб занималось несколько компетентных комиссий, которые не подтвердили фактов, указан­ных в жалобах. Сотрудники лаборатории характеризовали П. как скромного, трудолюбивого человека, как генератора идей и талант­ливого ученого. С. же при беседах с членами комиссии игнорировал факты и мнения других, убежденно отстаивал свое мнение. Неадек­ватность поведения побудила руководство института обратиться за консультацией к психологу. Что же удалось выяснить последнему?

У С, как мало продуктивного ученого, а точнее неудачника, воз­никла зависть к успехам П., который делал одно научное открытие за другим и успешно продвигался по службе (младший, через 2 года старший научный сотрудник, а затем зав лабораторией). Чувство «чер­ной» зависти и побудило С. писать жалобы. Но с детства усвоив, что зависть - недостойное, низменное чувство, он не мог признаться себе в том, что он завистник. Оказалось легче объяснить ненависть к коллеге его мнимыми пороками, чем потерять самоуважение к себе. Вот почему истинный мотив был вытеснен из сознания и подменен благородным. Субъективно С. был убежден, что борется за справед­ливость и интересы науки.

Следовательно, бессознательность многих наших чувств и пере­живаний объясняется не просто тем, что все сразу осознать нельзя, но и тем, что осознание некоторых переживаний невозможно без серьезного внутреннего конфликта, за которым в конечном итоге стоит конфликт социальный.

В приведенном примере конфликт заключается в том, что зависть морально осуждается и в то же время личный успех (порой достиг­нутый угодничеством, жульничеством, взятками и т. д.), служит од­ним из показателей значимости человека в обществе. Связь этого конфликта с тысячелетним господством частной собственности и

234


конкуренции между людьми в художественной форме очень убеди­тельно показал Ф. М. Достоевский в поэме «Двойник». В развитии безумия Голядкина для вдумчивого читателя могут последователь­но открываться два взаимосвязанных, но вместе с тем как бы от­дельно существующих пласта. С одной стороны, мы напряженно следим за тем, как больные мысли заполняют завидующего удачли­вости соперников чиновника. С другой стороны, за этим больным сознанием мы обнаруживаем художественно обобщенное чувство ужаса перед бездуховностью окружающих его людей.

К идее о возможности появления удачливого, с чертами подлос­ти, угодничества в характере двойника читателя подготавливают как бы малозначимые, однако тонко отмеченные эпизоды. Во время по­ездки в карете Голядкина неожиданно обгоняет начальник. В потоке противоречивых мыслей («... Поклониться или нет? Отозваться или нет? Признаться или нет?») возникает роковая идея: «... прикинуть­ся, что не я, а кто-то другой, разительно похожий со мной...» Вот первая зарница двойничества: «Я могу стать не Я».

Голядкин гибнет прежде всего от того, что низменные чувства у него становятся господствующими. Вся активность богатого вооб­ражения этого несчастного человека направлено на мысленное про­игрывание интриг окружающих его людей. Зависть Голядкина, до­ходящая до безумия, проявляющаяся в раздвоении, в то же время парадоксально выявляет его способность остро, образно ощущать свое несчастье.

Нами в 1996 г. на студентах одного из вузов были проведены сле­дующие эксперименты. Испытуемым, введенным в глубокое гип­нотическое состояние, внушалось, что они должны перевоплотится в тех лиц, которыми им хотелось бы быть. Диапазон был достаточно широк. Некоторые из испытуемых перевоплощались в знаменитых артистов, всемирно известных ученых, нолковдцев других знамени­тостей. Одна замужняя студентка Г. «превратилась» в свою подругу, тоже замужнюю, но у которой было несколько любовников. Две де­вушки стали играть роль «валютных проституток». Студент С. - в из­вестного в нашей стране крупного бизнесмена, а Б. - рикитера.

В последующих клинических и экспериментально-психологичес­ких исследованиях выяснилось. Испытуемая Г. не испытывала удов­летворения в интимной жизни, но считала изменять мужу амораль­но. Девушки, «превратившиеся» в гипнотическом состоянии в про­ституток, в бодрствующем состоянии с осуждением относились к этой «профессии» Будучи студентками, они не могли одеваться и

235


питаться, как им бы хотелось, но в то же время видели как другие студентки, занимаясь проституцией, не испытывали материальных затруднений. Если С. открыто испытывал чувство зависти к «новым русским», то Б. осуждал криминальную деятельность. У всех испы­туемых этой группы объективно была зарегистрирована высокая эмо­циональная напряженность, характерная для фрустрации*.

У человека, обладающего сильным типом нервной деятельнос­ти, высокими моральными качествами, в коре мозга преобладает доминанта основного ядра личности, и благодаря этому он легко справляется с возникающими доминантами противоположного ха­рактера. У лиц же со слабым типом высшей нервной деятельности или страдающих истерией в результате эмоционально насыщенных представлений, вырвавшихся из под контроля «цензуры» может воз­никнуть другая доминанта, вокруг которой начинает «кристаллизи­роваться» вторичная личность. В этом процессе доминанта из арсе­налов памяти избирательно вызывает соответствующие представле­ния и вырабатывает образ поведения, соответствующий той или дру­гой роли.

Примерно такой же точки зрения придерживается и Т. Шибутани. Он пишет, что «одна из возможных гипотез заключается в том, что вторичная и последующие личности составляют комбинацию, орга­низацию и возможный аварийный выход собранных в единый блок значение, которые были подавлены в сознательной жизни» (184). Еще П. Жане подчеркивал, что диссоциация не беспорядочный процесс; это отделение систем, которые уже были интегрированы. Иными словами, для каждого человека существует система значений, кото­рые организовались в различные роли, жизнь каждой разделена до такой степени,, что позволяет ей существовать самостоятельно. Как пишет Шибутани фрагментарность такой раздвоенности можно на­блюдать у людей, исполняющих несовместимые роди. Бизнесмен, который в финансовых делах внушает несомненное доверие, может содержать любовницу и постоянно лгать свой жене.

Обобщая клинические наблюдения и экспериментальные данные, можно утверждать, что феномен «чередующийся личности» обус­лавливается какими-то сложными изменениями в нервной, эндок­ринной и других системах организма. В настоящее время мы распо­лагаем только «фрагментами», обуславливающими этот феномен. Од­нако целостного представления о патопсихологическом механизме чередукющейся» личности мы не располагаем.

*(Термин «фрустрация» в переводе означает психическое состо­яние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное

236


непреодолимыми препятствиями к достижению желаемых целей или к удовлетворению каких-либо жизненных потребностей. Фрустра­ция - внутренний конфликт личности между ее направленностью и объективными возможностями, с которыми личность не согласна).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)