АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Определение, структура и функции этнополитики

Читайте также:
  1. II. СТРУКТУРА КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
  2. II. Функции тахографа и требования к его конструкции
  3. III. СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СОВЕТА
  4. III. Структура Клуба
  5. III. СТРУКТУРА, РУКОВОДЯЩИЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ ОРГАНЫ КПРФ
  6. IV. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРОФСОЮЗА
  7. IY. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ КЛУБА
  8. MS Excel.Текстовые функции, примеры использования текстовых функций.
  9. SCADA-система: назначение и функции
  10. V2: Электронные таблицы. Встроенные функции.
  11. VI. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПАРТИИ.
  12. А) Рабочее место б) Функции

Этнонациональная политика в сложных и неодно­значных условиях современных национальных процессов, роста национального самосознания приобретает новое содержание. Многонациональные государства, колони­альные империи, образованные путем порабощения дру­гих народов и реализации имперской политики «разделяй и властвуй», не выдержали испытания временем и распа­лись под натиском национально-освободительной борьбы народов за право быть свободными и независимыми. Приоритет общечеловеческих ценностей, ставший главным принципом в деятельности демократических государств, обусловил необходимость выработки новых подходов по­литико-властных структур к национальному вопросу.

В западной политологии существует ориентировочно три различных точки зрения на политику государства по отношению к этносам. Сторонники первой точки зрения, А. Степей, И. Уоллерстейн и др., считают, что государство должно разрабатывать и проводить определенную поли­тику, направленную на распределение ресурсов, созда­ние благоприятных условий для развития всех этносов, в то же время не вмешиваясь в их национальную само­бытность. Другие исследователи — М. Леви, М. Хехтер и др. — утверждают, что государство по отношению к эт­носам является в определенной степени автономной силой, политическая элита которого преследует собст­венные корпоративные цели, направленные на удержа­ние власти, даже иногда вопреки интересам титульной нации (нации, давшей имя данной стране). Третью точку зрения представляют П. Ванден Берг, Э.Смит и др. Они рассматривают государство как инструмент титульной нации, которая осуществляет контроль над государст­венным аппаратом и обществом. Наличие различных точек зрения, с одной стороны, отражает реальное положе­ние вещей в сфере решения названных проблем в раз­ных странах, с другой — усложняет понимание проблем, содействуя поиску оптимальных путей их решения.

В украинской политологической мысли периода ко­лониальной зависимости важнейшим условием пробуж­дения народа была, писал М. Грушевский, державницкая идея как символ борьбы украинского народа за национальную свободу, за создание независимого госу­дарства. Сердцевиной идеи было провозглашение не­отъемлемого права украинского народа на самоопределение и поиск его оптимальных форм. Со времен Переяславской рады 1654 г. таким было требование ав­тономии Украины, которое в XIX в. было дополнено идеей автономии Украины в федерации свободных сла­вянских народов, а в начале XX в. — лозунгом «Свобод­ная Украина в составе демократической федерации сво­бодных народов России». Однако нежелание Времен­ного правительства (1917) предоставить Украине даже такой статус (имперские силы не желали признавать украинцев самостоятельной нацией) и неприкрытая аг­рессия большевиков против УНР обусловили необходи­мость провозглашения полной независимости и сувере­нитета Украинской Народной Республики (IV универсал, 1918 г.). Как в период Центральной Рады, так и в на­стоящее время, украинское правительство ставит задачу свободного развития всех граждан любой национальности, проживающих в Украине. М. Грушевский писал в книге «Кто такие украинцы и чего они хотят»: «С ними (этноса­ми) украинцы будут договариваться во всем, что касается нового строя на Украине. Совместно с ними они поста­раются упорядочить новую жизнь так, чтобы она была хо­рошей не только для самих украинцев, но и для всех других народностей, которых судьба исторически рассе­лила на Украине и которые хотят быть ее хорошими гражданами и верными сыновьями, вместе с украинцами».

Таким образом, содержание этнополитики жела­тельно рассматривать с учетом того, что этнические общности как субъекты политики взаимодействуют на разных уровнях, в частности: между титульной нацией и другими национальностями, проживающими в дан­ном государстве; между этносами за право участия во властных структурах, с одной стороны, и этнически­ми общностями и государством за возможность удовле­творения национально-специфических потребностей — с другой; по вопросам взаимодействия государственных наций в федеративном и конфедеративном государстве, а также на межгосударственном уровне в мировых со­обществах.

В формировании этнополитики важная роль при­надлежит национальному самосознанию. Его характе­ризует совокупность взглядов, оценок и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности пред­ставлений членов национальной общности о своей ис­тории, современном состоянии и перспективах развития, а также месте среди аналогичных общностей и характе­ре взаимоотношений между ними. В процессе форми­рования территориальной, социально-экономической и духовной общности на фоне действия этнопсихологиче­ских факторов усиливается процесс самоидентификации и консолидации людей в общность типа этноса, нации. В совокупности эти факторы, а также нравственные, эстетические, философские, религиозные и другие взгля­ды определяют национальное самосознание. Последнее подготавливает и формирует социальные потребности этноса и его интересы. Властно значимые интересы осознаются как экономические — право распоряжаться своим национальным богатством, политические — право быть хозяином на своей этнической земле, духовные — право пользоваться родным языком, национальной культурой во всех сферах жизни и т. п. Совокупность подобных требований и взглядов составляет этнополитическое сознание.

Сущность этнополитического сознания состоит в сопоставлении своих интересов с запросами других этносубъектов, а также в уяснении средств и степени го­сударственного вмешательства в процесс согласования и реализации притязаний этих общностей. Этнополитическое осознание интересов позволяет вычленить из них такое содержание, которое может быть реализовано только при участии государства. Оно также стимулирует участие этногрупп в диалоге с другими субъектами по­литики и институтами власти. Этносы, неспособные подняться до уровня понимания своих политических инте­ресов, превращаются в объект манипуляции или средство достижения интересов иных политических субъектов (американские индейцы, народы колоний и др.). Для этносов, осознавших свои интересы как политические, возникает потребность в самовыражении через определенные институты — национальное государство, раз­новидности автономии, национальные движения, пар­тии и т. д.

Что же следует понимать под этнонациональной по­литикой? Дж. Мейс определяет этнополитику как от­ношения государственной нации с другими этнически­ми группами, а также взаимоотношения национальных групп внутри государства. В. Евтух считает, что это дея­тельность государства по регулированию межэтнических отношений и обеспечению прав существующих этноструктур. В данных определениях субъектом этнополитики преимущественно выступает государство. На деле же государство, в частности правовое, вместе с этносубъектами разрабатывает пути достижения баланса интересов и стабильности общества. Поэтому этнонациональную политику можно определить как конкретную деятель­ность государства и этносов (или их представителей в лице партий, движений, этноэлит), направленную на достижение стабильности многонационального общест­ва путем учета, согласования и разрешения националь­ных интересов и требований.

Этнонациональная политика имеет определенную структуру, компоненты которой тесно взаимодействуют с общей политикой. К ним относятся:

1. Этнополитические отношения, выражающие оп­ределенный характер взаимосвязей этносов между со­бой и институтами власти. В содержательном смысле они характеризуют многообразное взаимодействие на­циональной элиты и многонационального электората, национальных движений и партий и т. д. Показателем этнополитической жизни является характер отношений субъектов этнополитики в соревновании за политическое господство или удовлетворение своих интересов — осознанное национальное примирение или межнацио­нальный конфликт, стабильность или кризис многона­ционального общества.

2. Этнополитическое сознание, отражающее зависи­мость политической жизни от отношения этносов к институтам власти. Этнополитика здесь представляет собой не что иное, как непрерывное воплощение и институализацию национальных идеалов, целей, норм и устано­вок, механизм рекрутирования национальных элит.

3. Этнополитическая организация, как часть органи­зационных структур государства и представителей этносов в лице этноэлиты национальных автономий, нацио­нальных движений, партий и других звеньев. Отражая национальный состав государства, она сосредоточивает в себе властные волеизъявления этнообщностей, во­площает их в управленческих решениях, придает опре­деленную направленность процессу межэтнических от­ношений.

Наличие и взаимодействие этих структурных эле­ментов позволяет этнополитике выполнять определен­ные функции в обществе. Можно выделить некоторые функции этнополитики. Это, например, функция обес­печения специфических потребностей различных этнонациональных групп в области языка, национальной культуры, традиций и др. Важное значение имеет функ­ция стабилизации межэтнических отношений, предпо­лагающая установку на согласие и межэтнический консен­сус, разрешение межэтнических коллизий и конфликтов на основе взаимного учета интересов, исключения кон­фронтации из арсенала взаимодействия народов, созна­тельный выбор конфликтующими сторонами диалога как общепринятой формы решения спорных вопросов. Функция формирования культуры межнационального общения включает нормативные требования, возведен­ные в ранг закона и регулирующие взаимоотношения представителей различных национальностей, а также нормы отношений между этносами, сложившиеся в процессе общения, в которых отражены общечеловече­ские идеалы дружбы, уважения к другим народам. Спо­собствуя реализации национальных интересов, этнопо­литика обеспечивает моделирование и прогнозирование этнополитических ситуаций, которые могут возникнуть как в отношениях между этносами, так и в отношениях этносов с государством. Инновационность должна ба­зироваться на изучении тенденций национального раз­вития, мотивации и направления деятельности основных субъектов этнополитики, на учете степени обострения конфликтных ситуаций, особенностях этнопсихологии населения, традиций и т. п.

Одной из важнейших задач этнополитики является зашита прав человека. Национальные права относятся к числу неотъемлемых прав личности. Однако они не инди­видуальны, как, скажем, политические, гражданские и др. Это связано с тем, что каждый отдельный человек может реализовать свои национальные права не иначе, как че­рез коллектив, то есть через определенную этническую общность. К таким правам, которые зафиксированы в документах международного сообщества и реализуются демократическими государствами, принадлежат:

— право на этническую идентичность, сохранение и развитие своей этнической самобытности, этнокультур­ной среды. Государство обеспечивает для этносов воз­можность свободного развития национальной культуры, пользования родным языком, вероисповедание тради­ционной религии, удовлетворение национальных обы­чаев, обрядов и др.;

— право нации, народа на самоопределение, кото­рое, в зависимости от конкретных условий, осуществ­ляется в различных формах: образование независимых государств; территориальная автономия в границах го­сударства (преимущественно для этносов, проживающих на своей этнической территории); национально-куль­турная автономия (преимущественно для национальных групп, этническая родина которых находится за преде­лами страны проживания). У представителей инонационального населения сохраняется право на реиммиграцию, то есть на выезд на свою этническую родину или в другие страны;

— право на защиту от дискриминации по нацио­нальному признаку. Никто не может быть ограничен ни в каких правах из-за своей национальной принадлежно­сти. Как отдельная личность, так и весь народ в случае дискриминационных действий государства имеет право на полную реабилитацию и компенсацию последствий этих антигуманных действий.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)