АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Островский и Толстой

Читайте также:
  1. Коллективный Лев Толстой
  2. Л. Н. Толстой
  3. Л. Толстой: непротивление злу
  4. Л.Н. Толстой
  5. Л.Н. Толстой.
  6. Л.Н.Толстой (1828-1910)
  7. Лев Николаевич Толстой
  8. Островский «Как закалялась сталь».
  9. Островский- колумб замоскворечья
  10. Почему Лев Толстой терпеть не мог Шекспира
  11. Прогресивна педагогіка Росії у XIX- поч. XX ст. (Л.Толстой, П.Лесгафт, С.Шацький)

Из учебника Голубкова:

В создании социалистической литературы и выработке стратегии воспитания коммунистических идей немалую роль сыграли вчерашние участники революции. Творческое переосмысление их подвигов стало предметом мифологизации в книге Н.А. Островского (1904-1936) «Как закалялась сталь» (1932-1934), автора, которой предложил экстремальную модель личности героического типа и ее пути из жизни в литературу, т е. создал не только героическую сагу, но и необычный вариант романа о художнике и его романе.

Островский восторженно принял Октябрь, в июле 1919 г вступил в комсомол, пятнадцати лет ушел добровольцем на фронт. Сражался в дивизии Г. Котовского, затем в 1-й Конной армии Буденного. Осенью 1920 г. был тяжело ранен. После демобилизации служил в органах ВЧК. На строительстве узкокелейки, которая должна была обеспечить подвоз дров в Киев, бросился, спасая лесосплав, в ледяную воду, заболел тифом. В двадцать лет его настигла неизлечимая болезнь — окамене­ние суставов и позвоночника, которое переросло в прогресси­рующий паралич и в 1927 г. навсегда приковало его к постели. В 1929 г. Островский ослеп.

Писать начал с 1927 г. В 1930 г. написал роман «Как закалялась сталь».

Образ Павки Корчагина, «самого любимого из всех положительных героев», выражал идею самопожертвования во имя равенства и братства, идею победы человека, вооруженного идеей, над судьбой. Как говорил сам автор, «человек является челове­ком, если он собран вокруг какой-либо настоящей идеи. Тогда он живет не по частям., а единым целым».

Образ Корчагина поставлен в центр повествования, на протяжении которого происходит политическое и человеческое становление героя, его движение от стихийных выступле­ний против несправедливости к сознательному выбору революционного пути. Схема, намеченная еще Горьким в романе «Мать» и многократно испольюванняя в произведениях социалистического реализма (от Морозки у Фадеева до бедняков, осознающих благо колхозной жизни, у Шолохова), в романе Островского пред­стает, можно сказать, в своем классическом варианте. От дет­ских проявлений классовой ненависти (сцена с попом) через череду испытаний, которые требуют невероятного напряже­ния воли, аскезы, самоотречения, до полной потери здоровья и кристаллизации веры и воли, а далее — к возвращению в строй с романом о себе и своем поколении. Таков жизненный путь героя, история его духовного восхождения.

Парадоксальным образом атеистическая и антиклерикаль­ная по сути книга (от сцены мести попу до знаменитых слов о том, что «жизнь дается человеку один раз и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы...» и т.д.) строится как канонический религиозный текст восприятие «веры» (через наставничество Жухрая), фанатиче­ское служение ей, физические страдания, «смерть» (бо­лезнь, отнявшая движение и зрение), а затем новое рождение в литературном труде, направленном на воспитание и поуче­ние потомков. Комментируя мифологемы, проступающие в «Евангелии от Николая», современный исследователь заявляет даже, что «герой здесь выступает одновременно в двух ипоста­сях: и Христа, и собственного евангелиста».

Как видим, Островский не только создал образ борца (и героя, и жертвы) за новый строй жизни, но и мифологизиро­вал тип писателя, характерный для кульминационного момен­та в судьбе литературы социалистического выбора, создал свой вариант романа о романе, рожденном жизнью и возвращаю­щемся в жизнь.

Экстраординарный вариант судьбы Корчагина обретал сим­волический смысл: в тот момент, когда Островский писал свой роман, жизнь отторгала «идейных» революционеров, неспо­собных войти в «новый класс», а позиция Островского, соз­давшего миф о первоначальных целях борьбы, поддержала в общественном сознании идеалы первых лет революции.

Миф о Павке Корчагине вошел в мифологию советской эпохи наряду с мифами о Чапаеве, стахановцах, челюскинцах. Герой Островского стал для тысяч его читателей воплощением того идеала, который стихийно вызревал в общественном со­знании. Даже Платонов (в статье «Павел Корчагин»), творчество которого находилось в диалогических отношениях с советской мифологией, писал в свое время: «Без Корчагиных ничего нельзя сделать на земле действительно серьезного и существенного».

На ином материале и ином художественном уровне уда­лось воплотить миф о русском Прометее А. Толстому. Поста­вив в центр повествования героический характер, человека больших страстей, личность, творившую историю и саму себя, писатель, не слишком погрешив против фактов, предъявил блистательное художественное решение задачи, не дававшееся большинству его современников («Петр Первый», 1928-1944). Вместе с тем появление «Петра» знаменовало трансформирова­ние идеологической системы, движение от классовых ценно­стей к общенациональным, от революционного эгалитаризма к сакральности власти, от интернационализма к идее империи.

 

Об Островском из семинаров:

Детство Корчагина проходит под знаком "отшвыривания". Отсюда в душе Павки появляется ощущение постоянной отверженности, духовной ущемленности. Униженность рождает ответную злобу, которая заполняет все пустоты его души. Уязвленная гордость концентрируется, когда возникает первая любовь к социально недоступной красавице. В это время характер Павки уже построен на желании, ощущении всеобщей конечной справедливости, которой нет. К этому надо добавить и желание достичь целостности. У Павки, по сути, нет корней, нет нормального быта, его жизнь — постоянное кочевье. В жизни нет цели, которая объединила бы его всего. Переломными для Павки становятся слова Жухрая: «Как ты, братишка, насчет большевистской партии и коммунистической идеи рассматриваешь?» Важнейшее слово — идея — найдено.

Остроевский создает своеобразную концепцию личности: он наделяет своего героя житийными чертами. Итак, опыт Корчагина - житийный. Удивительно, что он постоянно сталкивается со смертью и судьба испытывает его: он болеет, вести о его пропаже кажутся многими известиями о его смерти, он ранен, контужен, но все равно он выживает и продолжает жить дальше. Даже на смертном одре он все равно горит идеей достойно завершить эту жизнь, во многом перекликаясь с автором произведения. Корчагин пишет книгу автобиографического плана, как и сам Островский.

На Павла Корчагина должны ориентироваться все, включая самую передовую молодежь.

 

Фрагмент из статьи А. Платонова «Павел Корчагин»:

Так кто же такой был Корчагин — Островский? Его любили все женщины, которые живут и проходят в романе, его полюбил теперь весь наш советский народ, к нему обратятся за помощью и другие народы, когда узнают его. Он был самым нежным, мужественным и верным сыном рабочего народа. И в наши годы, когда фашизм стремится отравить весь мир ложью, шпионажем, предательством, разобщить людей в одиночестве, чтобы обессилить и поработить их, чтобы навсегда был «слезами залит мир безбрежный», — в наши решающие годы Корчагин есть доказательство, что жизнь неугасима, что заря прогресса человечества еще только занялась на небосклоне истории. Мы еще не знаем всего, что скрыто в нашем человеческом существе, и Корчагин открыл нам тайну нашей силы. Мы помним, как это было. Когда у Корчагина — Островского умерло почти все его тело, он не сдал своей жизни, — он превратил ее в счастливый дух и в действие литературного гения и остался работником, не поддавшись отчаянию гибели. И с «малым телом» оказалось можно исполнить большую жизнь. Ведь если нельзя жить своим телом, если оно разбито, изувечено борьбой за освобождение рабочего класса, то надо и оказалось, что — можно превратиться даже в дух, но жизни никогда не сдавать, иначе она достанется врагу.

Литературный секретарь говорит Корчагину: «Чего вы хмуритесь, товарищ Корчагин? Ведь написано же хорошо!» — «Нет, Галя, плохо», — отвечает Корчагин.

Написано хорошо, товарищ Островский. И мы вам навеки благодарны, что вы жили вместе с нами на свете, потому что, если бы вас не существовало, мы все, ваши читатели, были бы хуже, чем мы есть.

Из лекций Кормилова:

«Павел Корчагин» А. Платонова

Корчагин - товарищ и современник Островского. Одна из наиболее удавшихся попыток соц. человека. В романе – рождение нового человека. Входит в жизнь, в ощущение народа. Мы чувствуем добрые, и жестокие силы, способствующие его формированию. К. окружен своими по духу людьми. Любовь согласуется с самым человечным и общественным поведением. Главное в борьбе – сохранить друг друга. Жизненное творчество добра.

***

Все придавали значение роману Островского «Как закалялась сталь». Оптимистико-трагический пафос. В первых рецензиях отмечалась сила воздействия на современников. Образ Корчагина противопоставлялся персонажам, капитулировавшим под воздействием обстоятельств. Затем исследовали оптимистически-трагедийный пафос, как, например, в статье «Счастье Корчагина» (авторы – Бачелис И. и Трегуб С., 1944).

Фадеев

 

В «Разгроме» романтико-трагическая трактовка героя времени лишена тем не менее трагического мессианства. Суть происходящего видится автору в преодолении разрыва между героем и людьми обыкновенными, способными к одухотворению.

А.А.Фадеев (1901-1956) – член партии с 1918г, в 1919г уходит в партизаны. Начал писать «Разгром» в 23 года, хотел рассказать о своем поколении, о его необычной судьбе. Сюжет связан с одним из драматических моментов в истории партизанского движения на Дальнем Востоке. В его основе гибель красного отряда, отстаивающего здесь Советскую власть, - ситуация, мотивирующая героизм и жертвенность. Сюжет подобен евангельской притче о зерне, которое, чтобы прорасти и дать плоды, должно непременно погибнуть. Автор вводит в роман героя, который близок ему по мироощущению и жизненному опыту. Левинсон ведет партизан в бой, разделяет с ними все сложности походной жизни. О личности героя дает представление сцена в лесу, когда отступающий отряд попадает в трясину и Левинсон усилием воли заставляет людей гатить болото и тем спасает их. Но герой, чей опыт, воля и воинское умение раскрываются в драматической ситуации, дан не только в этом действии, но и в развертывающемся перед читателем течении его внутренней жизни. Автор акцентирует человечность командира по отношению к подчиненным, эмоциональную слитность с ними и готовность взять на себя ответственность за их судьбы.

Изображая борьбу партизан, Фадеев часто отдает внимание личным отношения между героями. Автор вводит героев в такие вечные ситуации, как любовь, дружба, одиночество, предательство. Автор стремится испытать героев на способность к самоотречению, к пробуждению от нравственной спячки, к выходу из социального небытия. Фокусом изображения героев и критерием их оценки становится способность к движению от одного полюса (грязь и бедность) к другому – новый, прекрасный, сильный и добрый человек.

Самым важным для Фадеева оказывается процесс духовного освобождения, который идет в мироощущении людей, рожденных жалкой и бедной жизнью. Знаком освобождения становится стремление Вари к еще неясным ей самой красивым человеческим отношениям, детское желание Бакланова подражать Левинсону, неудовлетворенность Морозки самим собой и его неожиданная способность к подвигу ради спасения отряда.

Героическая ситуация у Фадеева становится обстоятельством, вызывающим подъем личного самосознания, рождение романтических устремлений. Писателя привлекает человек, для которого высшей формой бытия оказывается творчество в сфере социальных отношений (Левинсон), тогда как для традиционного романтического сознания такими формами были любовь, природа, искусство. Герой Фадеева, стоящий, по мысли автора, в преддверии земли обетованной, призван осуществить функцию защиты людей, превратить хаос в Космос. Вместе с тем Фадеев вводит в роман историю падения романтика индивидуалистического склада (Мечик). В его образе отражается характерное для литературы этого круга недоверие к рефлектирующей личности, для которой неорганично приобщение к коллективистским ценностям. Особенно занимает писателя пробуждение романтических устремлений в обыкновенном герое, который пребывал как бы вне истории. Таков Морозка, в котором пробуждается желание осмысления жизни. Такова Варя с ее жаждой вырваться из круга биологического существования. Оказывается, что персонажей «Разгрома» объединяет не только героическая, но и идейно-нравственная ситуация, выступающая в роли катализатора романтических устремлений людей.

Фадеев не смог простить себе, что отдал свой талант в жертву административной работе, поэтому в мае 1956г он покончил с собой.

 

Краткие содержания:


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | 219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 | 236 | 237 | 238 | 239 | 240 | 241 | 242 | 243 | 244 | 245 | 246 | 247 | 248 | 249 | 250 | 251 | 252 | 253 | 254 | 255 | 256 | 257 | 258 | 259 | 260 | 261 | 262 | 263 | 264 | 265 | 266 | 267 | 268 | 269 | 270 | 271 | 272 | 273 | 274 | 275 | 276 | 277 | 278 | 279 | 280 | 281 | 282 | 283 | 284 | 285 | 286 | 287 | 288 | 289 | 290 | 291 | 292 | 293 | 294 | 295 | 296 | 297 | 298 | 299 | 300 | 301 | 302 | 303 | 304 | 305 | 306 | 307 | 308 | 309 | 310 | 311 | 312 | 313 | 314 | 315 | 316 | 317 | 318 | 319 | 320 | 321 | 322 | 323 | 324 | 325 | 326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 | 335 | 336 | 337 | 338 | 339 | 340 | 341 | 342 | 343 | 344 | 345 | 346 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)