АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 3 страница

Читайте также:
  1. II. Semasiology 1 страница
  2. II. Semasiology 2 страница
  3. II. Semasiology 3 страница
  4. II. Semasiology 4 страница
  5. II. Semasiology 5 страница
  6. II. Semasiology 6 страница
  7. II. Semasiology 7 страница
  8. II. Semasiology 8 страница
  9. PART TWO The Grass 1 страница
  10. PART TWO The Grass 2 страница
  11. PART TWO The Grass 3 страница
  12. PART TWO The Grass 4 страница

M. Роговин. Москва.


522 КЛАРК — КЛАСС «В СЕБЕ» И КЛАСС «ДЛЯ СЕБЯ»


КЛАРК (Clarke), Самюэл (11 окт. 1675—17 мая 1729) — англ. пастор, религ. философ, активно бо­ровшийся против материализма, атеизма и деизма. Особенность защиты религии К. заключалась в религ.-идеалистич. истолковании им выводов физики Ньюто­на. Это был своеобразный ньютонианский «физический идеализм», приводивший к оправданию христианских догматов. В острой полемике против учений Гоббса, Спинозы, Локка, Лейбница, Толанда, Коллинза, Г. Додуэлла Старшего К. защищал теизм, учение о ду­ховной субстанции, свободу воли, бессмертие души. Исходя из учения Ньютона об абсолютном простран­стве, К. отрицал, что протяженность есть атрибут ма­терии, рассматривая пространство как «божественное чувствилище». Выступая против сенсуалистич. этич. теорий, К. отстаивал объективно-идеалистич. этику, основанную на вечном, незыблемом, теологич. миро­порядке. Моральные обязанности каждого существа определяются, по К., его местом в установленной бо­гом мировой гармонии. Пытаться изменить существую­щий порядок вещей — значит действовать вопреки законам разума и природы.

С позиций деизма против К. выступали Додуэлл Старший, Ковард, Коллинз. Острая критика взгля­дов К. была дана Гольбахом («Система природы», ч. 2, гл. 4, «Разбор доказательств бытия божия, данных Кларком»; см. также с. 67, 291, 326).

Соч.: A discource concerning the unchangeable obligations of natural religion..., L., 1706; Remarks upon a book entitled «A philosophical enquiry concerning human liberty», L, 1717; A demonstration of the being and attributes of God, 8 ed., L., 1732; The works, v. 1—4, L., 1738; The Leibniz — Clarke cor­respondence, ed. by H. Q. Alexander, fManch., 1956], франц. изд., Р., 1957; в рус. пер.: Полемика Г. Лейбница и С. Клар­ка по вопросам философии и естествознания. (1715—16 гг.), Л., I960.

Лит.: Zimmermann R., Samuel Clarke's Leben und Lehre, W., 1870; L e R о s s i g n о 1 J. E., The ethical philo­sophy of samuel Clarke, Lpz., 1892 (Diss.); A 1 b e e E., Clar­ke's ethical philosophy, «Philos. Rev.», 1928, v. 37, Ki 4—5

Б. Быховский. Mocki a.

КЛАСС (от лат. classis — группа) — совокупность предметов (называемых элементами класса), удовлетворяющих к.-л. условию или признаку. Примером К. может быть совокупность всех пред­метов, удовлетворяющих условию «быть положитель­ным числом»; соответствующий этому условию К. состоит из всех объектов, каждый из к-рых имеет признак, указанный в этом условии (из всех поло­жительных чисел). К. можно рассматривать как со­вокупность тех предметов, на к-рые распространяет­ся нек-рое понятие (т. е. как объем понятия). Можно также понимать К. в том смысле, что всякая функ­ция-высказывание, заданная нек-рой формулой Р(х) логики предикатов, содержащей лишь одну свободную переменную х (значениями к-рой являются объекты нек-рой предметной области), определяет нек-рый К.; этот К. состоит из предметов, каждый из к-рых удовлетворяет данной функции-высказыванию, т. е. отличается тем, что при замене переменной х в вы­ражении Р(х) обозначением этого предмета выраже­ние Р(х) обращается в истинное предложение. Вхож­дение в К. его элементов записывается обычно фор­мулой aiA (где А есть нек-рый К., а а — любой его элемент). Два К. считаются тождественными (совпа­дающими), если они имеют одни и те же элементы. С т. зр. «численности» своих элементов К. бывают конечными и бесконечными. Примером конечного класса, т. е. К., состоящего из конечного числа элементов, может быть К. жителей г. Москвы в определ. момент времени. Примером бесконечного К. может быть упомянутый выше К. всех положитель­ных чисел. Иногда численность элементов в К. яв­ляется неопределенной; таков, напр., К. всех травояд­ных животных; этот К. содержит неопределенно боль­шое число элементов, т. к. травоядные животные пе


только существовали в прошлом и существуют в наст, время, но и будут существовать в будущем. К., сос­тоящий только из одного элемента, называется еди­ничным, или сингулярным, К. В логике и матема­тике рассматривается также т. н. пустой, или нуле­вой. К., т. е. К., не содержащий ни одного элемента. Пустой К. соответствует таким функциям, к-рые не удовлетворяются ни одним предметом данной области. Сингулярный К. и нулевой К. Аристотель не вводил при построении своей силлогистич. системы.

Над К. можно производить различ. операции: с л о ж е-н и я (объединения) К., пересечения К. и др. Два К. наз. исключающими друг друга, если они не име­ют общих элементов; понятия, объемами к-рых являются исключающие друг друга К., наз. внеположными. От­ношению логического подчинения одного поня­тия другому соответствует отношение включения к. в К.; если класс А включен в класс В, то, значит, понятие, объемом к-рого является класс А, логически подчинено понятию, объемом к-рого является класс В.

Любые два класса А и В могут находиться между собой в одном из следующих отношений: (1) либо быть тождественны­ми, (2) либо А будет частью (подклассом) класса В, причем в В будут также элементы, к-рых нет в А, (3) либо, наоборот, В будет подклассом А, причем в А окажутся элементы, к-рых нет в В, (4) либо А и В будут частично совпа­дать, т. е. у них будет нек-рая общая часть, но при этом в классе А будут элементы, к-рых нет в В, и в классе В будут элементы, к-рых нет в А, (5) либо, наконец, А и В будут исключать друг друга. Франц. ученый Ж. Д. Жергонн (1771—1859) построил аристотелеву силлогистику на основе этих отношений (т. н. пяти отношений Жергонна). Позд­нее (1955) Фэрис,выразив систему Жергонна в согр.а (сиоматич. форме, показал, что она не совпадает с силлогпч. системой Аристотеля в интерпретации Лукасевича. Подробнее о тео­рии К. и ее логич. значении см. Логика классов.

С понятием К. (множества) связаны трудности, о к-рых см. Множество, Миожеств теория, Парадокс, Типов, теория.

Лит.: Горский Д. П., Некоторые вопросы объема
понятия, в кн.: Вопр. логики. |Сб.], М., 1955, с. 285—326;
Тарский А., Введение в логику и методологию дедуктив­
ных наук, пер. с англ., М., 1948, гл. 4; Ч е р ч А., Введение
в математическую логику, (/г.] 1, пер. с англ., М., 1960, § 04;
Поварни п С. И., Логша, Иг., 1916, с. 29—36, 41;
Gergonne J.-D., Essai de dialectique rationelle,«Ann. de
math, pures et appliquees», 1816—17, t. 7; p. 189—228; P a-
r i si. A., The Gergonne relations, «J. symb. logic», 1955, v. 20,
,Чв 3. П. Попов. Москьа.

КЛАСС «В СЕВЕ» И КЛАСС «ДЛЯ СЕБЯ» — по­нятия историч. материализма. Класс «в себе» — та­кая ступень развития класса, когда он в силу неразви­тости еще не осознал своих особых, объективно обус­ловленных коренных интересов, различия и противопо­ложности их интересам др. классов. Такой класс не выдвигает своей собственной программы, характери­зуется отсутствием развитого классового сознания. Так, пролетариат на первой ступени своего раз­вития не противопоставлял своих интересов инте­ресам своего антипода — буржуазии. «Экономические условия превратили сначала массу народонаселения в рабочих. Господство капитала создало для этой мас­сы одинаковое положение и общие интересы. Таким образом, эта масса является уже классом по отноше­нию к капиталу, но еще не для себя самой. В борьбе... эта масса сплачивается, она конституируется как класс для себя» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 183).

Понятия класс «в себе» и класс «для себя» выражают объективные и субъективные предпосылки формиро­вания классов. Выделение этих понятий имеет глу­бокий теоретич. и политич. смысл, т. к. объективное и субъективное формирование классов происходит неравномерно в разных странах. Класс существует объективно как класс «в себе» уже с момента форми­рования определ. отношения группы людей к сред­ствам произ-ва. Субъективное же его формирование зависит от наличия целого ряда обстоятельств и условий. Так, при формировании пролетариата в обществ, класс важнейшую роль играет наличие марксистско-ленинских партий; степень распростра­нения среди рабочих пролетарского' мировоззрения; размах всех форм классовой борьбы, прежде всего


КЛАССИФИКАЦИЯ 523


борьбы политической; характер внутриполитич. об­становки, отсутствие реакции, фашизма, преследова­ния демократов; наличие организац. сплоченности членов класса; отсутствие продажного реформистского н ревизионистского руководства в экономич. и по-литич. орг-циях; отсутствие сильного влияния на рабочих бурж. и мелкобурж. идеологии. В зависимо­сти от сочетания этих условий формирование проле­тариата в класс «для себя» происходит неравномерно, в одни периоды ускоряясь, а в другие—затормаживаясь, растягиваясь в результате на довольно длительный срок. При этом неравномерно совершается формиро­вание классового сознания у отдельных отрядов ра­бочего класса. Обычно наиболее быстро формируется сознание у фабрично-заводских рабочих, составляю­щих ядро пролетариата (см. Классы, Классовая борьба).

Лит.: Маркс К., Нищета философии, в кн.: Маркс К.
иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 83—84; Маркс К.,
Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, там же,
с. 431—34, 437—38 446—47. В. Семенов. Москва.

КЛАССИФИКАЦИЯ. 1) В материалист и ч. диалектике — раскрытие внутренней необхо­димой связи между группами (классами, родами и т. д.), по к-рым распределены классифицируемые предметы. К., исходящая из формальных принципов, основана на таких способах распределения предметов но группам, к-рые базируются на сходстве предметов в пределах каждой группы, определяющемся нали­чием у них нек-рых общих свойств; при этом сходство противопоставляется несходству, тождество — разли­чию. С т. зр. формальной К. наиболее важным яв­ляется достижение по возможности наиболее четкого и резкого обособления членов одной группы от членов всех др. групп; в формальной логике этому соответст­вует правило деления, требующее, чтобы члены деле­ния исключали друг друга. В результате формальной К. может вместе с тем устанавливаться нек-рый поря­док в расположении самих групп; однако, как пра­вило, этот порядок носит внешний, нередко искусст­венный и произвольный характер.

Содержат. К. (напр., в естествознании) опираются не на формальные, а на диалектич. принципы и носят подлинно науч. характер. В качестве необходимой предпосылки они, как правило, имеют те или иные группировки предметов в соответствии с принципами формальной К.; в этом обнаруживается познават. функция формальных К., их пропедевтический, пред­варительный характер. Но содержательные К. пе­реносят центр внимания на раскрытие внутренних, закономерных связей между группами классифици­руемых предметов. При этом между предметами обна­руживаются такие отношения (напр., переходы, об­щие признаки), к-рые исчезали из поля зрения при первоначальном формальном подходе. Основой для установления таких отношений всегда служит нек-рый объективный закон, охватывающий данный круг предметов или явлений. Такой охват отдельного (классифицируемых объектов) общим (нек-рым об­щим законом) как раз и осуществляется в содер­жат. К.; поэтому такая К. является на деле лишь вы­ражением и следствием лежащего в ее основе закона; она отражает именно те связи и отношения между •классифицируемыми предметами, к-рые обусловлены данным законом.

Важнейшей задачей К., опирающейся на диалек­тическую логику, является преодоление ограничен­ности формальной К. Это выражается в следую­щем: 1) Содержат. К. учитывает не только сход­ство между предметами, составляющими каждую отд. группу, но любые отношения между всеми предме­тами, подвергаемыми данной К. и входящими в раз­ные группы,— следовательно, и теми, к-рые несходны между собой и даже обладают взаимоисключающими признаками. Т.о., если в основе формальной К. лежит


односторонний учет сходства (или тождества), противо­поставленный несходству (или различию) и обособлен­ный от него, то в содержат. К. отражаются оба момента в их единстве — сходство и несходство, тождество и раз­личие. 2) Содержат. К. выражает момент развития, из­менения классифицируемых предметов. Наиболее известными К. такого рода являются те, которые от­ражают последовательный порядок усложнения пред­метов от низшего к высшему, определяемый процес­сом их развития. Таковы К. живых существ, осн. на теории развития органич. природы, К. видов вещества, осн. на теориях их усложнения и превращения, и т. д. Момент развития несовместим с принципами формаль­ных К., к-рые вынуждены от него отвлекаться. 3) Прин­цип развития ведет к признанию наличия переходов между классифицируемыми предметами. В содержат. К. главным становится не проведение максимально четких разграничит, линий между различными группа ми, а раскрытие переходов между ними, обнаружение связующих областей, в к-рых предметы обнаруживают не один к.-л. отличит, признак, присущий опред. группе, а по меньшей мере два признака, присущие двум или более различным группам. Так, открытие фи-зико-химич. процессов сделало невозможным прежнее резкое разделение всех явлений на физические и химические, ибо им оказались присущи признаки обоего рода явлений. 4) В силу того, что содер­жат. К. являются логич. выражением объективных связей и отношений между классифицируемыми пред­метами, они обладают максимальной объективной гибкостью и исключают искусственность, произволь­ность, субъективизм.

Примером содержат. К. служит созданная Д. И. Менделеевым периодическая система элементов, ос­нованная на открытом им же периодич. законе. Менде­леев подчеркивал, что его К. исходит из учета не только сходства химич. элементов между собой (напр., щелочных металлов, обособленных от галои­дов, и др.), на чем строилась прежняя формальная К. элементов с разбивкой их па т. н. «естественные группы», но, главное, на учете их несходства, т. е. отношений между несходными группами. Менделеев показал, что никаких резких граней между группами или классами (металлы и неметаллы) элементов, про­водившихся ранее, не существует: металлич. свойства постепенно переходят в неметаллические; у одного и того же элемента в разных условиях обнаруживают­ся и те и другие (неметаллы могут иметь физич. вид металлов и т. п.). В наст, время установлено, что система Менделеева отражает последоват. развитие химич. элементов от простейшего (водорода) до слож­нейших из ныне известных. Аналогичным примером может быть К. наук, созданная Энгельсом.

Различие формальных и содержат. К. до извест­ной степени отвечает различию между искусств, и естеств. К. Первые строятся на основе произволь­ного выделения одного или нескольких свойств или признаков у классифицируемых предметов, вторые — на учете всей совокупности их признаков, взятых в их взаимной связи и обусловленности одних из них (про­изводных) другими (основными, определяющими); различие между теми и другими К. состоит в том, что одни являются односторонними (искусственные), дру­гие — всесторонними (естественные). Б- Кедров. Москва.

2) В формальной логике — система (схема) соподчиненных понятий (имен классов), каждое из к-рых занимает в ней строго определенное место. К. имеют большое значение в науке и практич. деятельности людей и рассчитаны на долговрем. пользование без существ, изменений в схеме. Осн. задача К.— систематизировать данную область зна­ния или деятельности для облегчения ориенти­ровки в ней. К. непосредственно связана с двумя


524 КЛАССИФИКАЦИЯ


логич. операциями: с делением объема понятия и с классифицированием, т. е. упорядочением объ­ектов по классам, и может строиться дедуктивно и индуктивно. При дедуктивном построении ис­пользуется операция деления объема наиболее общего понятия; при дедуктивном подходе оперируют с по­нятиями и на основе сходства или различия их признаков устанавливают между ними родо-видовые отношения; логич. единство и стабильность схемы К. обеспечивается самим способом построения К., исход­ным пунктом к-рого являются малоподвижные общие понятия. Примером может служить биологич. систе­матика растений и животных, основанная на эволюц. теории. При индуктивном построении классификац. схемы анализу подвергаются отд. объекты, объединяе­мые в классы на основе сходства или различия в приз­наках. Индуктивное построение основано на нек-рых специфич. правилах: 1) из различных возможных груп­пировок сходных объектов предпочтение надо отдать той, к-рая основана на наибольшем числе сходных признаков («золотое правило» англ. логика Бэна); 2)из числа сходных признаков следует выделить такой, к-рый объяснял бы все остальные или служил их показателем; 3) чтобы выделить специфич. признак класса (differentia), нужно сравнить два крайних его представителя и взять такой признак (признаки), к-рого не будет у двух крайних представителей клас­сов, соподчиненных данному. Выделенные т. о. при­знаки определяют класс и фиксируются его именем в схеме К. При индуктивном способе слабее обеспечивает­ся единство и фиксированность К., т. к. при ее построе­нии не всегда возможно охватить все объекты изучаемой области и часто возникает необходимость перераспре­деления низших классов, что в той или иной степени отражается на структуре всей системы. Обычно К. строятся с применением как дедуктивного, так и ин­дуктивного способов: высшие классы, как правило, образуются дедуктивно, низшие — индуктивно. Де­дукции отдают предпочтение в систематизации обла­стей знания, индукции — при обработке фактич. материала и оформлении его в виде схем и таблиц. В случае, если классификационная схема является сложным комплексом соподчиненных понятий, обра­зованным, напр., последовательным делением, ее мож­но представить в виде иерархич. дерева, корнем к-рого является самое общее понятие, вершиной самые част­ные, а в узлах размещаются остальные имена классов (такое дерево образуют, напр., рубрики в библиотеч­ной универсальной десятичной К., в к-рой вся область человеч. знаний делится на 10 классов, каждый из них на 10 подклассов и т. д.). Ближайшие подклассы клас­са образуют горизонтальный ряд К., к-рый создается одной ступенью деления. Ряды, одинаково отстоящие по количеству узлов от корня дерева, находятся на одном уровне (ярусе). Последовательность понятий, связанных родо-видовым отношением, называется вертикальным рядом (ветви дерева). Горизонтальному ряду соответствует ряд непересекающихся классов объектов, а вертикальному — последовательность классов, находящихся между собой в. отношении включения правильной части множества в множество. Правила образования К. основаны на правилах деления, к-рые на практике, однако, несколько моди­фицируются: 1) Деление на одной ступени должно про­водиться по единому основанию. Это, однако, не ис­ключает возможности многократного деления (по не­скольким основаниям) одного и того же класса на подклассы и образования каждый раз различных ря­дов. Если такие ряды удается упорядочить между со­бой, система К. только выигрывает от этого: в ней оказывается зафиксированным больше свойств и отношений объектов. Примером такого упорядочения рядов может служить таблица Менделеева, в к-рой


деление элементов по атомному весу (ряды) и по валентности (группы) образует своего рода решет­ку. 2) Следует различать основание деления и прин­цип упорядочения членов горизонтального ряда. Если основанием деления является нек-рый, иногда специ­фический, признак делимого понятия, то принципом упорядочения членов ряда может быть лишь такой признак объектов или понятий, к-рый может быть рас­пространен на всю К. Члены ряда можно упорядочи­вать по их логич. свойствам (сходство содержания, степень абстрактности его, напр., от конкретного к абстрактному), по общефизическим, генетическим, пространственным (от близкого к далекому), хроноло-гич. свойствам, по признакам имен классов (алфавит­ный порядок). 3) При построении К. желательно выбрать такой признак, к-рый можно было бы использовать в качестве основания деления на всех ступенях,т. е. признак, к-рый мог бы служить в качест­ве принципа упорядочения горизонтального ряда. Од­нако в К. с большим числом уровней это практически недостижимо. Поэтому стремятся к тому, чтобы ос­нования деления на каждой ступени были бы по воз­можности близкими по содержанию и объединялись хотя бы в общие категории (предмет, процесс, атрибут и т. д.), как это делается в библиотечных К. Единый характер оснований деления не только обеспечивает систематичность К., но и облегчает операцию класси­фицирования, поскольку он выступает как точка зре­ния при выявлении признаков объектов и сопоставле­нии их с признаками понятий. 4) Деление должно быть соразмерным. Это правило имеет относительную силу. Оно применяется в момент составления К.: все известные в это время подклассы должны быть учтены. Однако, оберегая К. от ломки, следует предусмотреть способы включения в нее новых понятий. Для этого используются такие приемы, как оставление пустых узлов в классификац. дереве, специальная нумерация классов и др. 5) Члены деления одного ряда должны исключать друг друга. Последоват. осуществление этого правила возможно лишь в схемах с малым чис­лом уровней. Чем больше разветвлений в классифи­кац. дереве, тем труднее соблюдать это правило. Слу­чаи, когда один и тот же объект попадает в несколько классов, фиксируются путем дублирования или ме­тодом перекрестных ссылок. В нек-рых К. (напр., библиотечная классификация Ранганатапа) такие слу­чаи рассматриваются как норма. В связи с этим си­стема строится из различных по основанию деления классификац. таблиц, что и дает возможность фикси­ровать принадлежность объекта различным классам. 6) Образование вертикального ряда схемы должно быть непрерывным, без скачков.

Правильное построение К. облегчает пользование ею, т. е. применение в операции классифицирования. Однако это не значит, что классифицирование про­водится только после создания схемы. Эта операция имеет двоякое применение: в процессе образования классификац. схемы, где она состоит в упорядочении предметов по классам на основе сходства или разли­чия в их признаках, и в процессе использования схе­мы, в к-ром она выступает как операция определения принадлежности объекта классу путем сравнения его признаков с признаками понятий в схеме.

Формально-логич. правила классифицирования разрабо­таны слабо. Однако в различных К. имеются отд. приемы этой операции. Так, в биологич. систематике применяется т. н. метод типа. Для каждого вида, рода и др. высших категорий устанавливаются типовой экземпляр, типовой вид, типовой род, вообще, типовой образец ближайшей низшей категории. При установлении места особи в систематике ее признаки сравниваются с признаками типовых экземпляров различных видов и делается вывод о принадлежности ее к тому или иному виду. Аналогично, при включении нового вида в род его при­знаки сопоставляются с типовыми видами нескольких родов. Классифицирование проводится в целях: 1) систематизации объектов нек-рой области и фиксирования их свойств и отно-


КЛАССИФИКАЦИЯ — КЛАССИЦИЗМ 525


шений, 2) поиска упорядоченных объектов; оно может решать одновременно обе задачи или же одну из них. Если имеется в виду первая цель, то при построении схемы за основания деле­ния берутся наиболее существ, признаки, из к-рых вытекает максимум производных. Основание деления должно приводить к важным различиям между членами деления. Такая К. слу­жит источником знания об объектах: по месту понятия в схеме можно судить о его содержании и, следовательно, о свойствах предметов, входяиих в его объем. Так, по месту элемента в таблице Менделеева можно судить о его атомном весе, заряде ядра атома, валентности, о химических свойствах. К., постро­енная на существенных признаках, называется естественной. Вели К. (имеется в виду достаточно сложная схема К.) используется для поиска объектов, то порядок расположения членов вертикального и горизонтального ряд и должен быть формализован, т. е. принцип построения рядов должен быть таков, что, имея об искомом объекте нек-рые данные формаль­ного характера (напр., знание начальной буквы имени), можно было бы легко найти в схеме нужное понятие и соответствую­щий ему класс объектов. Примером такой К. могут быть имен­ные каталоги в б-ках. К., служащая для поиска объектов и построенная только на формальных признаках, наз. вспо­могательной (или искусственной). Часто сложные К. совме­щают в себе свойства естеств. и искусств, построений. В таких случаях ряды упорядочиваются и содержательно и формально: каждое понятие приобретает порядковый номер, благодаря к-рому оно переводится на искусств, язык индексов, имеющий свой алфавит (цифровой или буквенный), правила образования, а иногда и элементы синтаксиса.

В зависимости от широты области, к к-рой при­надлежат классифицируемые объекты, К. могут быть энциклопедическими (универсальными), специаль­ными (отраслевыми) и К. узкого круга однородных яв­лений (таблицы). Энциклопедия. К. охватывают всю область человеч. знания. К ним относятся, напр., К. наук и универсальные библиотечные К. В каждой отрасли науки и техники создаются специальные К.: биологич. К. растений и животных, химич. К. элемен­тов и их соединений, К. звезд,минералов и т. д., техни­ческого, военного и др. оборудования. Часто в науке возникает необходимость упорядочить нек-рый круг важных для нее объектов. Чаще всего это делается или с целью обнаружения к.-л. существ, отношения между близкими по природе объектами, или для де­монстрации уже открытого закона. Примерами могут служить К. субатомных частиц, полей, атомных ядер в физике, К. предложений, аффиксов, фопем в языкозна­нии и т. д. В связи с возникшими возможностями авто­матизировать многие интеллектуальные процессы, в частности обработку и поиск науч. информации, по­явилась необходимость в математич. обработке, а также в изучении логич. структуры К. Традиционная К., по­строенная на иерархии, не может быть приемлемой для полного упорядочения к.-л. области объектов. Если в ручном классифицировании можно допустить услов­ное и произвольное включение объекта в тот или иной класс, то для машинного классифицирования каждое включение должно быть формализовано и подчинено опред. правилам. В связи с этим в логику К. были вне­сены изменения. В наст, время различаются строгая и слабая иерархии. В первой каждому узлу клаеси-фикац. дерева непосредственно предшествует один и только один узел. При второй — узлам дерева может непосредственно предшествовать одновременно не­сколько узлов, в силу чего образуется сеть (строго иерархическое дерево тоже является частным слу­чаем сети). И строгая и слабая иерархии рассматри­ваются как частично упорядоченные системы, фор­мальные свойства к-рых описываются логико-мате-матич. теорией структур.

Лит.: Горский Д. И., Логика, М., 1958; Ш а м у р и н ЕЙ., Очерки по истории библиотечно-библиографической клас­сификации, т. 1—2, М., 1955—59; БукановскийВ. М., Принципы и основные черты классификации современного ес­тествознания, Пермь, 1960; М и н т о В., Дедуктивная и ин­дуктивная логика, 6 изд., М., 1909; МайрЭ., Л и н с л и Э. и Юзингер Р., Методы и принципы зоологической систе­матики, пер. с англ., М., 1956; Gregg Т. П., The language of taxonomy, N.Y., 1954; say ers W., An introduction to li­brary classification, 9 ed., 1954; Ranganathau S. R., Colon classification, 5 ed., v. 1, Madras — L., 1957; V i с k e-ry B. C, Classification and indexing in science, L., 1958.

Б. Якушин. Москва.


КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК — см. Наука.

КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus, букв.— принад­лежащий к первому классу римских граждан; в пе­реносном смысле — образцовый) — художеств. на­правление и соответствующая ему эстетич. теория, воз­никновение к-рых относится к 16 в., расцвет — к 17 в., упадок — к началу 19 в. К.— первое в истории нового времени направление в иск-ве, в к-ром эстетич. теория предшествовала художеств, практике и диктовала ей свои законы. Эстетика К. нормативна и сводится к след. положениям: 1) основу художеств, творчества состав­ляет разум, требованиям к-рого должны быть подчи­нены все компоненты иск-ва; 2) цель творчества — познание истины и раскрытие ее в художественно-наглядной форме; между красотой и истиной не мо­жет быть расхождения; 3) иск-во должно следовать природе, «подражать» ей; то, что безобразно в при­роде, в иск-ве должно становиться эстетически при­емлемым; 4) иск-во морально по самой своей природе и всем строем художеств, произведения утверждает моральный идеал общества; 5) познавательные, эсте­тич. и этнч. качества иск-ва диктуют определ. систему художеств, приемов, к-рые наилучшим образом со­действуют практич. осуществлению принципов К.; правила хорошего вкуса определяют особенности, нор­мы и пределы каждого из видов иск-в и каждого жан­ра в пределах данного вида иск-ва; 6) художеств, иде­ал, по мнению теоретиков К.,воплощен вантич. иск-ве. Поэтому наилучший способ достигнуть художеств, совершенства — подражать образцам классич. иск-ва древности.

Название «К.»происходит от принятого этим направ­лением принципа подражания антич. классике. К. от­части свойствен и античной эстетике: теоретики им­ператорского Рима выступали с требованиями подра­жать греч. образцам, руководствоваться в иск-ве принципами разума и т. д. Культ античности заново возникает в эпоху Возрождения, когда обост­ряется зштерес к антич. культуре, частично уничто­женной, частично забытой в средние века. Гумани­сты изучали памятники античности, стремясь найти в языческом мировоззрении древности опору в борьбе против спиритуализма и схоластики ср.-век. феод, идеологии. «В спасенных при падении Византии руко­писях, в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир — греческая древность; перед ее светлыми образами ис­чезли призраки средневековья» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 345—46). Важнейшее значение для формирования эстетич.теории гуманизма эпохи Возрождения имело изучение трак­татов по поэтике Аристотеля и Горация, к-рые были приняты в качестве свода непререкаемых законов иск-ва. В особенности большое развитие получает уже в 16 в. теория драмы, в первую очередь трагедии, и теория эпич. поэмы, к-рым уделено преимущественное внимание в сохранившемся тексте «Поэтики» Аристоте­ля. Минтурно, Кастельветро, Скалигер и др. коммента­торы Аристотеля закладывают основы поэтики К. и устанавливают типичные для этого художеств, направ­ления правила композиции драмы и эпоса, а также др. лит. жанров. В изобразит, иск-вах и архитектуре про­исходит поворот от готики средневековья к стилю ан­тич. образцов, что получает отражение и в теоретич. работах об иск-ве, в частности Леона Баггиста Аль-берти. В эпоху Возрождения, однако, эстетич. теория К. переживала лишь начальный период своего форми­рования. Она не была признана общеобязательной, и художеств, практика во многом отклонялась от нее. Как в лит-ре, драме, так и в изобразит, иск-вах и ар­хитектуре, художеств, достижения античности исполь­зовались в той мере, в какой они соответствовали идей­ным и эстетич. стремлениям деятелей иск-ва гуманизма.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)