АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЕСТЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИА- 5 страница

Читайте также:
  1. II. Semasiology 1 страница
  2. II. Semasiology 2 страница
  3. II. Semasiology 3 страница
  4. II. Semasiology 4 страница
  5. II. Semasiology 5 страница
  6. II. Semasiology 6 страница
  7. II. Semasiology 7 страница
  8. II. Semasiology 8 страница
  9. PART TWO The Grass 1 страница
  10. PART TWO The Grass 2 страница
  11. PART TWO The Grass 3 страница
  12. PART TWO The Grass 4 страница

Работы Ж. «Очерки по истории и критике марксизма» («Beitrage zur Geschichte und Kritik des Marxismus», «Deutsche Worte», 1895—96, Jg. 15—16), «Материализм и диалектическая логика» («Рус. богатство», 1898, № 6, 7; псевд.— Н. Г.; отд. изд. 1907), «Так называемый кризис внутри марксизма» («Die sogenannte Krise inner-halb des Marxismus», «Socialistische Monatshefte», 1900, Jg. 4) и др. были звеном в серии народнич. атак против марксистского филос. метода (ср. статьи Михайлов­ского, И. Б[русилов]ского — «Нечто о диалектиче­ском методе», «Русское богатство», 1895, JV» 4, Ю. Де-левского — «Диалектика и математика», там же, 1902, № 6, и др.). Признавая значение диалектики как уче­ния о развитии, Ж. утверждал, что она несостоятель­на как логика и теория познания. Он отрицал какое бы то ни было познават., методологич. значение диа­лектики, допустимость противоречия в понятии (рас­сматриваемое им исключительно как формально-ло-гич. абстракция), возможность внутр. противоречий как источника движения.

На статью Ж. «Материализм и диалектическая ло­гика» обратил внимание В. И. Ленин, считавший, что рассуждения Ж. «преинтересны — с отрицательной


стороны» (см. Соч., т. 34, с. 5). Г. В. Плеханов в
предисловии ко 2-му изд. работы Энгельса «Людвиг
Фейербах...» (1905) показал, что доводы Ж. против
диалектики ведут к отрицанию движения, к-рое толь­
ко и может быть диалектическим, а также к отрица­
нию науч. теории познания, к-рая без диалектики не­
возможна (см. «Избр. филос. произв.», т. 3, 1957, с. 79,
81, 83—84, 697). Выступления Ж. критиковались так­
же Я. Тышкой, В. Вонч-Бруевичем и др. марксистами.
Лит.: История философии, т. 5, М., 1961, с. 42 — 43;
Н. X. [Херсонский], Опровергнута ли диалектика?,
«Науч. обозрение», 1898, № 12; Егоршин В., Диалек­
тика у Ленина и народники, «Под знаменем марксизма»,
1928, 1, с. 45; Л у п и о л И. К., Ленин и философия, 3 изд.,
М.—Л., 1930, с. 31 и след.; Бон ч-Б р у е в и ч В. Д., Избр.
соч., т. 2. М., 1961, с. 206^208. А. Володин. Москва.

ЖОЖА (Joja), Атанасие (р. 3 июня 1904) — рум. политический деятель и философ-марксист. Прези­дент Академии РНР (с 1959). Профессор (с 1948), руководитель кафедры логики Бухарестского ун-та (с 1951). Редактор журнала «Acta logica» (с 1958). Член ЦК РРП (с 1955), член Гос. совета РНР (с 1961).

Еще в период, когда Ком-мунистич. партия Румынии находилась в подполье, Ж. выступал с антифашистскими работами по социально-поли-тич. и культурным вопросам. После освобождения страны (23 авг. 1944) Ж. опублико­вал значительные исследова­ния по вопросам диалектич. материализма, логики, исто­рии логики и критики сов р. идеалистич. течений в области логики и теории позна­ния. В последнее время науч. деятельность Ж. сосредо­точивается гл. обр. на проблемах диалектической логики; в этой области он опубликовал свои основ­ные работы.

Соч.: Studii de logica, [Buc], I960; в рус. пер.: Маркси­стско-ленинская диалектика — методологическая основа наук, «Бюллетень научной информации», Бухарест, 1958, № 1; О некоторых сторонах диалектической логики, в кн.: Проб­лемы философии. Сб. работ современных румынских фило­софов, М., 1960; В. И. Ленин о разработке диалектической логики в связи с общим развитием логики, «Философские науки» (Научные доклады высшей школы), 1962, № 1—2.

Лит.: Завадская Н. В., Современные румынские философы, «Вопр. философии», 1960, № 1.

Ин-т философии Академии РНР.

ЖОЛИб-КЮРЙ (Joliot-Curie), Фредерик (19 марта 1900 — 14 авг. 1958) — франц. физик, один из самых выдающихся ученых 20 в., сторонник диалектич. материализма, замечательный обществ, деятель и бо­рец за мир, лауреат Между­народной Ленинской премии «За укрепление мира между народами». Сын участника Парижской Коммуны. В 1923 окончил Парижскую школу физики и химии, где изучал физику под руководством Ланжевена. С 1925 работал в лаборатории М.' Кюри-Скло-довской в Ин-те радия. В 1930 защитил докторскую диссер­тацию об электрохимии по­лония. В 1928 совместно с Ирен Кюри, ставшей его женой, начал исследования ядерных реакций посредством облучения легких эле­ментов альфа-лучами. Эти исследования привели к ряду открытий и гипотез. Среди них — эксперимен­тальное доказательство в январе 1932 существования нейтрона, открытого месяц спустя англ. физиком


ЖОЛИО-КЮРИ — ЖОРЕС 139


Дж. Чедвиком; изучение процессов т. н. рождения (1933) и аннигиляции (1934) электронно-позитрон-ной пары; открытие в 1934 явления искусств, ра­диоактивности как следствия ядерных превращений, указавшее путь к высвобождению и использованию энергии атомных ядер. В 1935 за открытие искусств, радиоактивности супруги Ж.-К. были удостоены Нобе­левской премии по химии.

С 1937 Ж.-К.— проф. Коллеж де Франс. В 1939 совместно с учениками исследовал процесс получения вторичных нейтронов, показав принципиальную воз­можность осуществления цепной ядерной реакции. В 1948 Ж.-К. и его сотрудники осуществили в париж­ском форте Шатильон пуск первого франц. атомного реактора «ЗОЭ» («Жизнь»).

Этот краткий перечень науч. работ Ж.-К. пока­зывает, как велики его заслуги в развитии совр. физики. С именем Ж.-К. связаны важнейшие экспе­риментальные и теоретич. исследования новой области физич. явлений — физики микромира. Они способ­ствовали разработке науч. методов познания спе-цифич. закономерностей микрообъектов. Открытие супругами Ж.-К. искусств, радиоактивности явилось одной из крупнейших вех в развитии совр. физики.

Труды Ж.-К., раскрывавшие специфику взаимо­действия различных видов материи — света и ве­щества, диалектику материальных превращений в микромире, явились блестящей конкретизацией и подтверждением принципов диалектич. материа­лизма.

В науч. деятельности Ж.-К. смелая фантазия сочеталась с тщательно поставленными эксперимен­тами. Являясь неутомимым экспериментатором, он подчеркивал, что «... всегда следует осуществить эксперимент, если он возможен, даже и в том случае, если средства, которыми можно располагать, несо­вершенны» (Избр. труды, М., 1957, с. 523).

Ж.-К. являлся также выдающимся обществ, дея­телем. В годы оккупации Франции он участвовал в борьбе против фашизма и в 1942 вступил в ряды Ком-мунистич. партии. С 1949 Ж.-К. был бессменным ру­ководителем движения сторонников мира, являясь председателем его Постоянного комитета, а затем — Всемирного Совета Мира. В своих докладах и выступ­лениях на конгрессах он подчеркивал необходимость прекращения испытаний и запрещения атомного и во­дородного оружия, необходимость использования внутриатомной энергии исключительно в мирных це­лях. «Именно потому, что я знаю, что может дать миру наука,— говорил он,— я буду продолжать свои уси­лия, чтобы заставить ее служить счастью людей...» («Пять лет борьбы за мир», М., 1955, с. 118),

Ж.-К. был большим другом Советского Союза, ино­странным членом АН СССР. С 1933 он неоднократно приезжал в СССР, участвовал в работе науч. конфе­ренций, выступал с докладами.

Ж.-К., так же как и его учитель П. Ланжевен, принадлежал к числу крупнейших физиков, сумев­ших оценить науч. значение диалектич. метода для физич. исследований.. Подчеркивая прогрессивную роль ученых, вооруженных диалектико-материали-стич. методологией, он говорил: «Объединенные в великом коллективе всех трудящихся, они борются за построение лучшего мира, справедливого и не угрожающего никому,— мира, где наука будет до­минирующим фактором материального и духовного освобождения человечества» (Избр. труды, М., 1957, с. 513). В науч. исследованиях Ж.-К., в его филос. взглядах и социальной позиции воплотилось все лучшее, характерное для подлинных ученых-револю­ционеров, преобразователей в науке и обществ, жизни. Как физик, обогативший науку бессмертными откры­тиями, и как человек, преданный коммунистич. идеа-


лам, Ж.-К. находился в первых рядах естествоиспы­тателей, служащих интересам трудящихся.

Замечательная жизнь и деятельность Ж.-К. пока­зывает, как важно для ученого овладение передовой филос. методологией, к-рая способствует и его науч. достижениям, и выполнению обществ, долга — борьбе за мир и социальный прогресс. В послании ЦК КПСС Центральному Комитету коммунистич. партии Фран­ции говорилось: «... жизнь Фредерика Жолио-Кюри, полная кипучей и разносторонней деятельности, пред­ставляет собой блестящий образец мужества и неуто­мимой энергии коммуниста — борца за дело трудя­щихся Франции, выдающегося ученого, отдавшего свои огромные знания и талант на службу человечеству, на дело мира и дружбы между народами» («Правда»,

1958, 16 авг., с. 3).

С о ч.: Radioactivity artificielle, P., 1935 (сонм, с I. Joliot-Curie); в рус. пер.: Пять лет борьбы за мир, М., 1955; Избр. труды — Фредерик и Ирен Жолио-Кюри. Совм. труды, М., 1957.

Лит.: Фредерик Жолио-Кюри — выдающийся ученый, пламенный борец за мир. (К пятидесятилетию со дня рож­дения), «Успехи физ. наук», 1950, т. 41, вып. 3; Ш а-с к о л ь с к а я М. П, Фредерик Жолио-Кюри, там же,

1959, т. 67, вып. 1: Кедров Ф., Фредерик Жолио-Кюри,
М., 1960; R о и г ё М., Frede'ric Joliot-Curie, P., [1950].

А. Познер. Москва.

ЖОРЕС (Jaures), Жан (3 сент. 1859—31 июля 1914) — деятель франц. и междунар. рабочего движе­ния, борец против милитаризма и войны, историк, философ и социолог. Проф. философии Тулузского ун-та (1883—85;1889—93). Будучи избран в парламент, Ж. примыкал к бурж. ради­калам (1885—89). В 1893 Ж. возвратился в парламент уже с социалистич. убеждения­ми, возглавляя группу ради­кал-социалистов; в 1902 Ж. и его сторонники создали франц. социалистич. партию, к-рая в 1905 слилась с руководимой Гедом Социалистич. партией Франции; руководство в объ­единенной франц. социали­стич. партии захватили жоре-систы. Ж. — основатель и редактор (1904 — 14) центр, органа партии—газ. «Humanite», ставшей впоследствии органом ЦК Франц. коммунистич. партии.

В философии Ж., к-рую он сам называл пантеиз­мом, наблюдается эклектич. сочетание идеалнстич. идей с нек-рыми материалистич. положениями. Убеж-. дениый борец против клерикальной реакции, Ж. ре­шительно отвергал существование стоящего над миром личного бога традиционных религий (см. «Cours de philosophies, в журн.: «Europe», oct.-nov., P., 1958, p. 137—39). Он доказывал, что материя существует вечно и что чувственный мир реален. Однако эта ре­альность чувственного мира, согласно Ж., есть ре­зультат его причастности к некоему безличному богу, называемому «абсолютным сознанием»; это сознание объемлет все, является высшей реальностью, «я всех я, единством всех единств, истиной всех истин» («De la r.ealite du monde sensidle», P., 1902, p. 427). Эклектизм Ж. связан с гилозоистич. убеждением в том, что «сознание неотделимо от того, что называется материей», что «мир повсюду полон жизни, чувства и мысли» («Cours de philosophie», в журн.: «Europe», oct.-nov., 1958, p. 135).

Идеализм проявился и в понимании Ж. обществ, жизни. Отрывая развитие человечества от развития общества, Ж. считал, что историч. эволюции человека предшествовала его психологич. эволюция, в ходе к-рой образовались осн. черты человеч. характера (эс-тетич. чувство, потребность в единении и т. д.); эти


140 ЖОРЕС —ЖУЁВИЧ


черты оказывают затем постоянное влияние на исто-рич. эволюцию, модифицируя ее (см. «Idealisme et materialisme dans la conception de l'histoire», Lille, 1901; рус. пер. «Идеалистическое и материалистиче­ское понимание истории. Доклад Ж. Жореса и ответ П. Лафарга», СПБ, 1906, с. 12—13). Пропагандируя ряд положений учения Маркса (напр., теорию приба­вочной стоимости), Ж. не принимал марксизма в це­лом, упрекал его в односторонности. Стремясь все примирить, Ж. пытался доказать, что материалистич. и идеалистич. понимание истории не исключают, а дополняют друг друга, поэтому необходим их синтез (см. там же, с. 17—18). Несостоятельность этих взгля­дов Ж. была убедительно показана Лафаргом (см. там же, с. 19—38).

Социализм для Ж. вытекал не из объективных за­кономерностей обществ, развития, а из требований совести, был постулатом практич. разума («О первых проявлениях немецкого социализма у Лютера, Канта, Фихте и Гегеля» — «De primis socialismi germanici lineamentis apud Lutherum, Kant, Fichte et Hegel», 1891). В прямой связи с таким пониманием социализма находится этич. социализм совр. франц. социалистов, к-рые часто ссылаются на Ж. как на своего предшест­венника. Истолковывая социализм в бурж.-демокра-тич. духе, Ж. рассматривал его как прямое продолже­ние дела франц. бурж. революции конца 18 в., как последоват. проведение республиканизма.

Будучи реформистом в политике, Ж. отрицательно относился к революции и диктатуре пролетариата, на­деясь на мирное преобразование капиталистич. обще­ства в социалистическое путем национализации гос-вом (к-рое Ж. считал надклассовой силой) капита­листич. предприятий и привлечения рабочих к их управлению, а также путем развития кооперативов (см. критику В. И. Ленина, Соч., т. 16, с. 249—57). Ж. приветствовал вхождение в бурж. пр-во франц. со­циалиста Мильерана. Он преувеличивал значение парламентских методов борьбы за социализм, возла­гая все надежды на победу рабочего класса на выбо­рах. Партию Ж. рассматривал только как избират. аппарат.

Несмотря на серьезные теоретич., политич. и так-тич. ошибки, своей страстной борьбой против всех форм социальной несправедливости (напр., дело Дрей­фуса), разоблачением эксплуататорской сущности капиталистич. строя, выступлениями против колони­альной экспансии, милитаризма и войн Ж. завое­вал широкую популярность во франц. народе. «Вой­на,— говорил Ж.,— как и прямая эксплуатация тру­да рабочего, является одним из проявлений капита­лизма, и пролетариат может вести систематическую и эффективную борьбу против войны, подобно тому как он предпринял систематическую и эффективную борь­бу против эксплуатации рабочей силы» («Textes clioi-sis», t. 1, P., 1959, p. 129).

В 1896 Ж. писал, что социалисты отвергают коло­ниальную политику, «потому что она ведет к расточи­тельству богатств и сил, которые отныне должны быть направлены на улучшение участи народа. Мы отвергаем ее потому, что она есть самое плачевное следствие капиталистического режима, который, не вознаграждая всего труда и суживая потребление у себя в стране, должен путем завоеваний и насилия создавать вдали новые рынки. Мы ее отвергаем, на­конец, потому, что во всех колониальных экспедици­ях несправедливость капитализма увеличивается, со­четаясь с крайней коррупцией» (там же, р. 97). Решит, антивоен. выступления Ж. вызвали озлобление шовинистов. Накануне 1-й мировой войны Ж. был убит. Лучшие традиции деятельности Ж. продол­жают и развивают ФКП, мировое коммунисти­ческое движение.


Соч.: Oeuvres, v. 1—9, P., 1931—39; Etudes socialistes, 2 ed., P., 1902; Histoire socialiste de la revolution francaise, t. 1—8, 1922—27; Textes choisis, [t.]l—Contre la guerre et po­litique coloniale, P., [1959]; [Рец. на кн.], «La Pensee», 1959, ■NS 88, p. 107—10; в рус. пер.: Идея мира и солидарность пролетариата, [Одесса], 1905; Аграрный социализм, [Одесса], 1905; Интернационализм и патриотизм, К., 1906; Республика и социализм, Одесса, 1906; Социальные этюды, СПБ, 1906; Тактика социал-демократии, СПБ, [1907]; Политические и социальные идеи Европы и великая революция, СПБ, 1907; Избр. речи и статьи, СПБ, 1907; Социалистическая история (1789—1900), т. 1, 9 — 12, СПБ, 1908; Новая армия, П., 1919; История Великой Французской революции, т. 1—3, [М.], 1920—24; Против ьойны и колониальной политики, М., 1961.

Лит.: Л е н и н В. И., Шаг вперед, два шага назад, Соч.,
4 изд., т. 7, с. 369—72; его же, Падение Порт-Артура, там
же, т. 8, с. 36—37; его же, Революционная демократиче­
ская диктатура пролетариата и крестьянства, там же; его
ж е, Международный социалистический конгресс в Штут­
гарте, там же, т. 13, с. 59—65; е г о ж е, Воинствующий мили­
таризм и антимилитаристическая тактика социал-демократии,
там же, т. 15; е г о ж е, Поездка царя в Европу и некоторых
депутатов черносотенной Думы в Англию, там же; его же,
О социальной структуре власти, перспективах и ликвида­
торстве, там же, т. 17, с. 127—128; Плеханов Г. В., Пат­
риотизм и социализм, в кн.: Избр. филос. соч., т. 3, М., 1957;
Павлович, М. П., Смерть Жореса, П., [1916]; Раппо­
порт Ш., Жан Жорес. Человек-мыслитель-социалист, пер.
с франц., Гомель, 1921; Клеман Ж., Жорес реформист,
пер. с франц., М.—Л., 1931; Богомольный Я. И., Жорес
и жоресизм, Л., 1934; Б р ю а Ж., Жан Жорес и колониальная
проблема, в сб.: Французский ежегодник. Статьи и материа­
лы по истории Франции. 1958, М., 1959, с. 408—27; Г а р о-
д и Р., Гневный обличитель сил реакции и войны, «Правда»,
1959, 3 септ., № 246; М а н ф р е д А. 3., Жан Жорес — бо­
рец против реакции и войны, «Новая и новейшая история»,
1959, №5, с. 81—91; Торез М., Сын народа, пер. с франц.,
М., 1960, с. 32, 55—56, 113, 253; Ruhe A., Jean
Jaures, Malmo, 1907; R о 1 1 a n d R., Jaures, P., 1915; V о 1-
kart O., Jean Jaures, Bern, 1917; Beer M., Jean Jaures.
Sozialist und Staatsmann, 4 Aufl., В., 1918; Pease M., Jean
Jaures, socialist and humanitarian, 2 ed., L., 1920; G.o u t-
tenoire de TouryF., Jaures et la parti de la guerre,
P., 1922; S о u 1 i S L., La vie de Jaures, 2 ed., P., 1923; L ё-
v y-B riihl L., Jean Jaures, 6 ed., P., 1924; P i g n a t e 1 F.,
Jaures par ses contemporains, P., 1925; Luxemburg R.,
Gesammelte Werke. Bd. 4, В., 1928; Banning W., Jaures
als Denker, Arnheim, 1931; Blum L., Jean Jaures, [3 ed.],
P., 1937; D e s a n g e s P., Vie de Jaures, P., 1938; G a r a u-
dy R., Jean Jaures, «Cahiers du communisme», 1946, Л» 7,
p. 599—608; С ha 11a ye F., Jaures, nouv. ed., P., [1948];
Zevaes A., Jean Jaures, P., [1951]; Toussaint F.,
Jaures intime, [P., 1952]; A u с 1 a i r M., La vie de Jean Jau­
res..., P., [1954]; Figueres L., Sur la position de Jaures
et du jauressisme..., там же, 1956, № 1—2, 4, p. 76—93, 413—
435; С о g n i о t G., Jaures defenseur de la paix, там же, 1959,
№ 10, p. 927—45; D u с 1 о s J., Jean Jaures et nous, там же,
1959, № 9, p. 719—33; Fourniau Ch., Jean Jaures, critique
de Bernstein, там же, 1959, № 9, p. 734—49; P о u 1 a i n G.,
Jaures universitaire, «Les lettres Francises», 1959, 3—9 sept.,
№788,p. 1, 5;TetardG., Essai sur Jean Jaures, [Colombes],
1959 (им. библиография). В. Кузнецов. Москва.

ЖУЁВИЧ (Жу.|овииИ), Живоин (1838—25 апр. 1870) — серб, экономист и философ-материалист, утопич. социалист и демократ. Изучал богословские науки в Киеве и Петербурге, учился на юридич. фак-те Петерб. ун-та (1863—66). Сотрудничал в «Современнике» (статьи «Славянский юг», 1863, № 6; «Сербское село», 1865, № 5, и др.) и «Отечественных записках». Нек-рое время изучал философию и право в Мюнхене и Цюрихе, в августе 1867 вернулся на родину. Осн. работы написаны в конце 60-х гг. в Белграде.

Ж. первым в Сербии высказал мысль о том, что развитие обществ.-политич. и экономич. отношений является закономерным процессом. Отстаивая идею о труде как основе социальной жизни, Ж. подверг критике систему наемного капиталистич. рабства и ее защитников — бурж. экономистов. Ж. стремился к преобразованию общества в интересах трудового народа, мечтая о том времени, когда исчезнет эксплу­атация, не будет ни хозяев, ни слуг; он ратовал за распространение знаний среди нар. масс. Св. Марко­вич назвал Ж. «первым социалистом среди сербов» (Избр. соч., М., 1956, с. 853).

Все явления природы и общества Ж. рассматривал как следствие общих, неизменных, независимых от человека причин, к-рые вечны так же, как и весь мир.


ЖУКОВСКИЙ — ЖЭНЬ 141


«Законы... существуют помимо нашей воли и только наше знание того, что они существуют, создает науку» («Целокупна дела», св. 1, Београд, 1892, с. 136). Ж. пытался дать науч. объяснение происхождению че­ловека, пропагандировал труды Дарвина и Сеченова, выступал против концепции «свободы воли». Подверг резкой критике реакц. теорию Мальтуса.

Соч.: Целокупна дела, св. 1, Београд, 1892.

Лит.: История философии, т. 2, М., 1957, с. 460—62; Р е г о v i С Я., Bibliografija radova 2ivojina Zujovica, Beo-grad, 1950 (оттиск); J а н к о в и Ь М. Б., Педагошки погледи првих српских соцщалиста.— Ж. Жу.)овийа, Св. Марковийа и В. ПелагиНа, Београд, 1952.

ЖУКОВСКИЙ, Юлий Галактионович (1822—1907)— рус. бурж. экономист и историк обществ, мысли. Сотрудничал (1860—66) в «Современнике», редакти­ровал совм. с Антоновичем журн. «Космос» (1869). Автор произв. «Политические и общественные теории XVI века» (1866), «Прудон и Луи Блан» (1866) и др. В кн. «История политической литературы XIX столетия» (т. 1, 1871), изображая филос. идеи как основу политич., экономич. и др. теорий, Ж. делил все общефилос. системы на фаталистические, отри­цающие, по его мнению, возможность произвольного устройства человеч. жизни, и социалистические, признающие эту возможность. Ж. отвергал оба эти направления как крайности. Венцом развития об­ществ, мысли Ж. считал работы А. Смита, Мальтуса, Рикардо, Сея. Они, по Ж., от априористич. и умозрит. философствования обратились к сближению отвле­ченных нравств. принципов с материальными жиз­ненными потребностями. В гос-ве Ж. видел слияние двух осн. филос. начал: подчиненности человеч. об­щества естеств.-экономич. законам и проявления его сознат. регулирующей деятельности. Ж. отрицал ан-тагонистич. природу капиталистич. отношений.

Одним из первых в России Ж. выступил против экономич. и филос. идей Маркса. Не различая геге­левской и марксистской диалектики, Ж. утверждал, что диалектика Маркса — лишь искусств, форма, в к-рую облечено экономич. учение (см. «К. Маркс и его книга о капитале», в журп.: «Вестник Европы», 1877, № 9, с. 64—105). С позиций вульгарной бурж. политич. экономии Ж. критиковал также экономич. учение Маркса, сближая его с теорией Сисмонди.

Соч.: Общественные отношения России с точки зрения исторической науки права, в кн.: Весна. Литературный сбор­ник на 1859 г., СПБ, 1859; Из человеческой правды и нрав­ственности, «Современник», 1860, № 5, отд. 1; Что такое пра­во? Наша ученая простота и немец Блунчли, там же, №11; О народности в политике, там же, 1863, № 1; Крестьянское дело и общественная инициатива, ст. 1—2, там же, К» 3, 5; Методы юридической науки, I—II, там же, № 6, 10; Смитовское направление и позитивизм в экономической нау­ке, ст. 1—3, там же, 1864, № 9, 10—12; Историческое раз­витие вопроса о рабочих ассоциациях во Франции, там же, № 4, 6; Прудон и его экономическая система противоречий, ст. 1—3, там же, 1865, № 2, 3, 7; Вопрос молодого поколения, ст. 1—2, там же, 1866, № 2—3; XIX век и его нравствен­ная культура, СПБ, 1909.

Лит.: Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями, 2 изд., [Л.], 1951 (см. Указатель имен); Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 131, 170—71; т. 4, с. 201; Плеханов Г.В., Избр. филос. про­изв., т. 1, М., 1956, с. 694—98; Михайловский Н. К., О литературной деятельности Ю. Г. Жуковского, в его кн.: Поли. собр. соч., т^4, 4 изд., СПБ, 1909; его же, Карл Маркс перед судом г.Ю. Жуковского, там же; 3 и б е р Н., Несколь­ко замечаний по поводу статьи г.Ю. Жуковского «Карл Маркс и его книга о капитале», в его кн.: Избр. экономич. произв., т. 1, М., 1959; Реуэль А., Полемика вокруг «Капитала» Карла Маркса в России 1870-х годов, «Летописи марксиз­ма», 1930,.№ 1 (11); Казьмин Б. П., Из истории рево­люционной мысли в России, М., 1961.

ЖУРАВКОВ, Михаил Гаврилович [р. 9 (22) но­ября 1906] — сов. философ, д-р филос. наук (с 1956). Член КПСС с 1926. Окончил Институт красной про­фессуры (1936). Преподает философию с 1933. Зав. сектором этики Ин-та философии АН СССР (с 1960). Работает преимущественно над вопросами маркси­стско-ленинской этики, коммунистич. воспитания


трудящихся, сов. воен. науки. Под редакцией Ж. из­даны работы: «Критика и самокритика в советском обществе» (1955), «Вопросы нравственности» (1962).

Соч.: Моральный облик советского воина, М., 1954; Морально-политический фактор в согфеменной войне, М., 1958 (руководитель авторского коллектива); О коммунисти­ческом воспитании трудящихся, М., 1959; В. И. Ленин об источниках и значении морально-политического фактора в современной войне, М., 1960; Военно-теоретическое наследие В. И. Ленина, М., 1960 (член авторского коллектива и ре­дактор); XXII съезд КПСС и некоторые вопросы этики, «Вопр. философии», 1962, № 2.

ЖУРНАЛЫ ЛОГИЧЕСКИЕ — см. Логика.

ЖУРНАЛЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ — см. Пси­хология.

ЖУРНАЛЫ ФИЛОСОФСКИЕ — см. Философия.

ЖУФРУА (Jouffroy), Теодор Симон (7 июля 1796— 1 марта 1842) — франц. философ-эклектик. Проф. Сор­бонны и Коллеж де Франс; наиболее известный ученик Кузена; на его взгляды оказали влияние также Кант, Мен де Виран, Шотландская школа. Вслед за шотл. философами Ж. воспевал обыденное сознание («здра­вый смысл»), якобы способное охватить всю истину в целом, в то время как философия объясняет лишь нек-рую часть этой истины. Претендуя на то, чтобы подняться над борьбой материализма и идеализма («спиритуализма»), Ж. в ряде вопросов занимал дуалистич. позицию, хотя осн. чертой его философии является идеализм. Ж. признавал объективное су­ществование вещей вне человека и вместе с тем идеальность души. Мир, по Ж., состоит из инертной материи и активной силы; жизнь каждого существа — это борьба материи и силы (см. «Melanges philosophi-ques», P., 1833, p. 410—11).

Предмет психологии Ж. определял идеалистически— как наблюдение фактов сознания вне их связи с внеш­ним миром; важнейшая роль отводилась им самонаб­людению. С этих позиций он боролся против сенсуа­лизма Кондилъяка.

В области философии истории Ж. поддерживал тео­рию поступят, развития человечества, но дал ей теологич. истолкование в духе Боссюэ. Хотя, по Ж., ход истории предопределен, воля человека свободна. Назначение человека в мире («человеческая судьба»)— созидание, сохранение и развитие человеч. личности — осуществляется в земной жизни лишь частично. Вера в загробное существование — это надежда на полное осуществление судьбы человека. Ж. был сторонником естественного права в его теологич. интерпретации.

Соч.: Introduction, в кн.: Reid Th., Oeuvres completes, t. 1, P., 1829; [Preface], в кн.: Stewart D., Esquisses mo­rales, trad, par Th. J., 3 ed., P., 1841; Cours de droit naturel, t. 1—2, P., 1858—66; Cours d'esthetique, 4 ed., P., 1883.

Лит.: Т э н И., Французская философия первой половины
XIX века, пер. с франц., СПБ, 1896; Adam С п., La phi-
losophie en France, P., 1894; О 1 1 ё-L a p r u n e L., Th. Jouff­
roy, P., 1899; Sa 1 о m о n M., Th. Jouffroy, P., 1907; L a m-
hinetL., Der Begriff des Schonen in der Asthetik Jouffroy's,
Mainz, 1908; Pommier J., Deux etudes sur Jouffroy et son
temps, P., 1930. В. Кузнецов. Москва.

ЖЭНЬ (кит.— гуманность, гуманизм, человеколю­бие)— 1) Одна из осн. этич. категорий конфуцианства. У Конфуция и Мэн-цзы Ж. выступает как проявление в человеч. отношениях принципа ли, к-рый отражает совокупность обществ, отношений, политич. и эконо­мич. порядок в обществе. «На то,что противоречит ли— не смотри, того, что противоречит ему — не слушай, того, что противоречит ему — не говори, того, что противоречит ему — не делай» («Луньюй», XII, 1). Без Ж. ли недействительно." «Если человек не обла­дает жэнь, то что толку в ли? Если человек не обладает жэнь, то что толку в музыке?» («Луныой», III, 3).

В идее Ж. получила отражение классовая сущность рабовладельч. и феод, общества Китая с его иерархи­ей, отношениями господства и подчинения. Подлинная гуманность предполагает самоотречение во имя соблю-


142 ЖЭНЬ


дения ли, во имя обществ, интересов. Гуманность правителя, по Конфуцию, состоит в том, чтобы осу­ществлять разумную и мудрую политику, направлен­ную на соблюдение ли.

Как общий этич. принцип Ж. конкретизируется в более частных принципах: долге, справедливости, рассматриваемых как основа управления государством и умиротворения подданных. Согласно конфуцианству, для каждого человека отведено справедливое место в обществе, и оп должен добросовестно исполнять свои обязанности. Принцип Ж. регулирует не только отношения внутри гос-ва, но и внутри семьи, к-рая рассматривается конфуцианством как основа, «корень» гос-ва.

Гуманный человек, согласно конфуцианству, дол­жен обладать многими положит, качествами: мудро­стью («Не будучи мудрым, как можно быть гуман­ным», «Луныой», V, 18), храбростью, верностью, че­стностью и прямолинейностью. В отношениях между собой благородные должны проявлять взаимодоверие, взаимопомощь.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)