АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИСЛАМ—ИСПАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 15 страница

Читайте также:
  1. II. Semasiology 1 страница
  2. II. Semasiology 2 страница
  3. II. Semasiology 3 страница
  4. II. Semasiology 4 страница
  5. II. Semasiology 5 страница
  6. II. Semasiology 6 страница
  7. II. Semasiology 7 страница
  8. II. Semasiology 8 страница
  9. PART TWO The Grass 1 страница
  10. PART TWO The Grass 2 страница
  11. PART TWO The Grass 3 страница
  12. PART TWO The Grass 4 страница

Ср.-век. Италия дала неск. видных представителей крест, оппозиции церк.-феод, иерархии, облекавшейся в форму мистицизма; к ним относятся, напр., Арнольд Брешианский и особенно Иоахим Флорский.

Несмотря на столь значительное число представи­телей ортодоксальной схоластики и на деятельность папской курии в Риме, историч. особенности развития Италии (в частности, более раннее, по сравнению с др. странами Западной Европы, развитие здесь ин­тенсивной городской жизни) сделали ее страной, где уже в конце 13 — нач. 14 вв. возникла серьез­ная оппозиция господствовавшей тогда в Европе схоластической философии. Она проявлялась не только в номиналистических тенденциях в самой схоластике (см. Номинализм), но была связана прежде всего с деятельностью итал. последова­телей Ибн Рошда (Аверроэса) — аверроистов, груп­пировавшихся преимущественно в Падуанском ун-те. Падуанские аверроисты, посвятившие себя гл. обр. изучению медицины, широко использовали учение Ибн Рошда о бессмертии коллективного человеч. ин­теллекта и смертности индивидуальной человеч. души. Первым представителем падуанского аверроиз-ма считается Пьетро д'Абано. Аверроизм падуанцев был одним из важных теоретич. источников свободо­мыслия и материализма в Италии эпохи Возрождения. Большое значение для Италии 14—16 вв. имела


аверроистская концепция двойственной истины как в силу того, что она способствовала отделению фило­софии и зарождавшейся науки от теологии, так и в силу своего влияния на секуляризацию политики. С обоснованием этой политич. концепции выступил в 14 в. Марсилий Падуанский в своем произв. «За­щитник мира» («Defensor pacis») Высказываясь про­тив подчинения политики каким бы то ни било религ. и моральным идеалам, перенося центр тя­жести политич. проблематики с вопроса о целях политики на вопрос о ее средствах, отвергая пер­венство «божественного права» по отношению к гражд. жизни, автор «Защитника мира» выступил как предшественник Макиавелли, Греция, Гоббса и Спинозы. Под влиянием аверроизма находился и ве­ликий итал. поэт Данте (1265 —1321), давший в своей «Божественной комедии» яркую художеств, иллю­страцию ср.-век. теологич. мировоззрения и оорь-бы разных обществ, сил. В этом соч. прослеживаемся значит, влияние арабо-неонлатоновской метафизики света. Значит, влияние аверроизма проявляется также в политич. произв. Данте «О монархии» (Dante Alighieri, De monarchia, год напис. неизв.), в к-ром доказывалась естеств. необходимость монар-хич. власти и развивалась мысль о том, что свет­ская власть должна быть независима от духовной. Выводя общество и гос-во из человеч. природы и не обращаясь при этом к авторитету божеств, про­видения, высказываясь также за установление едпаой и сильной монархич. власти, Данте выступал в своем политич. трактате с идеями, аналогичными идеям Марсилия Падуанского. В целом, однако, итал. аверроизм 13—14 вв., отражая интересы богатого бюргерства и отчасти дворянства, заинтересованных в развитии произ-ва, торговли и науч. понимания при­роды, а также в защите сильной и независимой от церкви монархич. власти, не был антирелигиозным и не стремился к отказу от учения об откровении. В дальнейшем школа падуанских аверроистов насчиты­вала множество приверженцев. Виднейшими из них были Павел Венецианский (ум. в 1429), августинский монах, пришедший к выводам крайнего аверроизма; менее смелый Гаэтано Тиенский (1387—1465), пытав­шийся совместить аверроизм с католич. вероучением; Николетто Верни, преподававший в Падуе с 1471 по 1499(умер в том же году). В 16 в. аверроизм продол­жал развиваться (см. ниже). Для подготовки фило­софии эпохи Возрождения определенное значение имел своеобразный итал. эпикуреизм 13—14 вв.; известно, напр., что Данте именно за эпикурейское вольномыслие поместил в ад своего приятеля Гвидо Кавальканти.

В период перехода от феодализма к капитализму Италия одно время (14—15 вв.) возглавляла капиталистич. развитие Зап. Европы и занимала ведущее место в зап.-европ. философии. И. ф. эпохи Возрождения развивалась в связи с ши­рокими нар. движениями, с успехами техники и есте­ствознания, а также во взаимодействии с Реформа­цией, подрывавшей вековые устои католицизма. Для И. ф. этой эпохи характерно обилие направлений, острота борьбы материализма против идеализма, развитие новых идей. Большинство произв. науч. и филос. мысли по-прежнему писалось на лат. яз., однако мн. из них были созданы и на итал. яз., к-рый, т. о., стал одним из первых нац. филос. языков в Зап. Европе. Гл. направлениями И. ф. в эту эпоху явля­лись: 1) офиц. схоластич. философия, всемерно под­держивавшаяся рпм.-католич. церковью и препода­вавшаяся в подавляющем большинстве ун-тов; 2) раз­личные как материалистич., так и идеалистич. на­правления филос. мысли, связанные с деятельностью гуманистов, возродивших в эту эпоху мн. идеи антич.


392 ИТАЛЬЯНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ


философии, пребывавшие в забвении в эпоху средне­вековья; 3) натурфилософское направление; 4) есте-ственно-науч. направление; 5) направления социо­логия, мысли, неоднородные по своим классовым уст­ремлениям.

Схоластич. философия оставалась в течение всей эпохи Возрождения гл. врагом передовых филос. направлений в Италии. Она опиралась на мощную организац. поддержку рим.-католич. церкви, нередко прибегавшей к физич. расправе над прогрессивными мыслителями. Эта реакц. роль рим.-католич. церкви и обслуживавшей ее схоластич. философии особенно усилилась со 2-й пол. 16 в., когда вместе с наступле­нием феод, реакции началась эпоха католич. контрре­формации. Тридентский собор (1545—63), сыгравший решающую роль в конституировании католич. контр­реформации, подтвердил значение философии Фомы Аквинского в качестве незыблемой истины, а папа Пий V в 1567 провозгласил Фому одним из учителей католич. церкви. Из числа сторонников философии Фомы Аквинского выделялся Фома де Вио из Гаэты (1469—1534), кардинал и генерал доминиканского ордена, написавший обширный комментарий к его «Своду богословия» («Summa theologiae», 1507—22). Попытку юридич. и социологич. обоснования «права» папства на духовное руководство обществом пред­принял кардинал Роберто Беллармино (1542—1621), один из виднейших идеологов инквизиции.

Хотя в Италии все еще господствовали католи­ческая религия и схоластическая философия, все же им были нанесены могучие удары как итал. атеистами и материалистами, так и представителя­ми передовой философии др. стран Зап. Европы. Эти удары были нанесены прежде всего гуманистами, много потрудившимися над возрождением антич. культурного, лит. и филос. наследия. Уже великий итал. поэт Петрарка, считающийся родоначальником гуманизма, уделял филос. вопросам значит, внима­ние. Интересуясь преим. вопросами морали, Петрарка одним из первых обратился к произв. рим. филосо­фов — к Цицерону и Сенеке. Из последующих гума­нистов, сыгравших заметную роль в развитии И. ф. в рассматриваемую эпоху, следует назвать Леонардо Бруни (1369—1444), к-рый сделал переводы нек-рых произв. Платона и Аристотеля с греч. на лат. яз., что способствовало адэкватному пониманию воззре­ний двух великих представителей антич. филос. мысли. Известный гуманист Валла вошел в историю итал. и европ. философии как один из продолжателей морального учения эпикуреизма, к-рое под его пером становилось средством обоснования зарождавшегося бурж. индивидуализма. Под влиянием Баллы нахо­дилась Римская академия, объединявшая ученых, поэтов и философов-гуманистов, не признававших существования потустороннего мира, бессмертия души, пренебрежительно относившихся к католич. церкви и папской курии. В 1468 эта академия была закрыта по распоряжению папы Павла II, обвинившего ее членов в организации респ. заговора с целью ликви­дации папства.

Дальнейшему ознакомлению с антич. филос. на­следием, сыгравшим огромную роль в развитии не только итал., но и европ. философии вообще, много способствовала деятельность ряда визант. ученых, стекавшихся в Италию, особенно в связи с завоева­нием Византии турками (см. Византийская филосо­фия) Так, для ознакомления с философией подлин­ного Аристотеля много сделали как своими перево­дами произв. философа с греч. языка на лат., так и комментариями к ним ученые греки: Георгий Тра-пезунтский (1396—ок. 1484), Феодор Газа, Иоанн Аргиропулос (ум. 1486), Эрмолао Барбаро (1454— 1493). Деятельность визант. платоника Плифона и его


друга кардинала Виссариона также способствовала
большому оживлению интереса к философии Платона
и неоплатоников и к возникновению платоновской
академии во Флоренции (1459). Гл. представители
этой академии — Марсилио Фичино и Пико делла
Мирандола.
Деятельность платоновской академии во
Флоренции — сложное и противоречивое явление
культуры и философии эпохи Возрождения. С одной
стороны, очевидна антисхоластич. направленность
ее трудов, способствовавшая подрыву господств,
религии, особенно католической. В произв. ее пред­
ставителей содержится, напр., идея, согласно к-рой
единая религ. «истина» не созрела и существующие
вероисповедания — лишь этапы на пути к ее полному
познанию, что вносило элементы историзма и рацио­
нализма
в понимание религии и элементы скептицизма
по отношению к господств, религиям. С другой сто­
роны, общая направленность трудов флорентийских
платоников, связанных с аристократия, кругами,
носила религ.-мистич. характер, выражавшийся в
стремлении к обновлению христианской религии на
основе философии Платона. Этим объясняется и враж­
дебная позиция, занятая флорентийскими платони­
ками по отношению к падуанским аристотеликам-
аверроистам, материалистические устремления

к-рых достигают наибольшей силы в конце 15 — нач. 16 вв.

Самым ярким представителем материалистич. ари-стотелизма был Пьетро Помпонацци, опровергавший в своем произв. «О бессмертии души» (P. Pomponazzi. De immortalitate animae) и в полемике с двумя пред­ставителями падуанского аверроизма — Агостино Нифо (1473—1546) и Алессандро Акиллини (1463—-1518) мнение Ибн Рошда об объективном, космич. существовании коллективного человеч. разума и защищавший тезис о материальности, а тем самым и смертности индивидуальной человеч. души. Эта материалистич. позиция Помпонацци, опиравшегося на т. зр. древнего комментатора Аристотеля Алек­сандра Афродизийского, получила широкое признание в Сев. Италии. Вопрос этот, органически связанный с системой моральных воззрений эпохи, принадлежал тогда к числу наиболее актуальных филос. проблем. Помпонацци был также виднейшим представителем теории двойственной истины, пропаганда к-рой была запрещена постановлением Латеранского собора (1512). Материалистич. тенденции аристотелизма были усилены Помпонацци, подчеркнувшим сенсуалистич происхождение наших знаний и развивавшим свой ственный Аристотелю взгляд на отношения бога и природы, согласно к-рому бог не вмешивается в про­цессы природы, к-рые должны быть объяснены естеств причинами, исключающими чудеса. Тем самым от крывались широкие возможности перед эмпирия естествознанием, развивавшимся под покровом кон­цепции двойственной истины. Видным натуралистом рассматриваемой эпохи, примыкавшим к линии ма­териалистич. аристотелизма, был Андреа Чезалъ-пино. Другой представитель падуанской школы' философ Якобо Дзабарелла (1532—89) прославился своими лои1ч. соч. Его преемник по кафедре в Падуе Чезаре Кремонини (1550—-1631) — последний пред­ставитель школы.

Во 2-й пол. 16 — в нач. 17 вв. аристотелизм не представлял уже самого влият. направления И. ф. Для этого периода более характерны натурфилос. концепции, свободные от аристотелевских рамок и опиравшиеся на др. античные филос. источники, а также на первые успехи революц. естествознания, прежде всего — на идеи Коперника. Эти концепции отражали страстные стремления передовых людей эпохи к пониманию природы и к подчинению ее сил контролю человека. Натурфилос. концепции этой


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)