АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философское учение о материи. Это проблема поиска единого основания Бытия, его сущности; проблема выражения этого в понятиях

Читайте также:
  1. B. обучение образам правого полушария
  2. II. получение наслаждения
  3. III. Знание о субстанции или учение о первой сущности
  4. III. Современное традиционное обучение (ТО)
  5. III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
  6. А) Первичное обучение
  7. Аристократическое учение о государстве и праве Ф. Ницше.
  8. Атомистическое учение Демокрита
  9. Атомно-молекулярное учение
  10. Атрибуты и свойства материи
  11. Б) Обучение на рабочем месте.
  12. Безвозмездное получение основных средств.

 

Это проблема поиска единого основания Бытия, его сущности; проблема выражения этого в понятиях. Теоретическое и Эмпирическое обоснование принципа М-зма, имеет корни в здрав смысле. Обоснование: 1. Невозможно обнаружить сущ-ние духа вне материи. 2. Универс. взаимодействие в мире возможно без участия духа.

Возникло в трудах Аристотеля - для обозначения всеобщего, предпосылки всего вообще (из чего все создается, строится). До А: Фалес – вода; Гераклит – огонь; Анаксимандр – апейрон; Демокрит – атом. Первоначало выступало не как причина, не как нечто самодостаточное и само себя опр-щее, а как некий материал, из кот уже внешняя силы производит нечто. Новое время: Бэккон – попытка свести многообразие мира уже не к вещам, не к материалу, а к общим, универс св-вам всего (до 18в – Локк, Гоббс).

Локк: М – протяжен. плотная субстанция, содерж-ся под разными оболочками; образует отдельные др от др тела. Подч-ся плотность и протяженность М. Св-ва инертнотси, наличия массы, механич движение и др.

Просветители 18в: попытка найти одно общее св-во, универс атрибут. Гольбах: М – все то, что воздействует на органы чувств. Ценность: именно фил решение проблемы, противопост духу, сознанию.

Диалект. Мат-зм нач 20в: М – фил категория для обозначения объективной реальности, кот дана ч-ку в ощущениях, кот копируется, отображается нашими органами чувств, существуя независимо от них. Это гносеологич определение М, как того, что подлежит познанию с пом органов чувств. Также нет ответа на вопрос, явл-ся ли М причиной.

Спиноза: М (Природа) – субстанция, явл-щаяся причиной самой себя; это общий принцип организации и ист-ник развития всего сущ-щего. 2 атрибута: протяженность и мышление. Каждый предмет этого мира обладает своей способностью к мышлению. С. поставил проблему: способность к мышлению имеет кач0но разное выражение, проявление на разных уровнях орг-ции мира.

Соврем. науч представления о М связаны с физич концепциями атомизма, квант механики, теории относительности и тд. Микро/макро/мегоуровни. Атрибуты: Движение (всякое изменение) в виду мнообразия вещей, св-в и отношений. Противоположное – покой – устойчивость, сохранение, неподвижность, вечность. В Эпоху Нов Времени – это чистая неизменность, а движение рассм-сь как абсолютное. Кирхгофф: покой – частный случай движения.

Движение – это способ существования материи: быть – значит быть в движении. Вопросы о первопричине материи и первоисточнике движения – это по сути один и тот же вопрос. Вопрос о первоначальном источнике всеобщих изменений, движения сущего, его развития, так же как и об источнике существования материи, идеализм решает, ссылаясь на всемогущество божественной силы, вселенскую волю и тому подобное. Материализм же, особенно диалектический, исходит из того, что движение, как и материя несотворимо и неуничтожимо: оно не привносится извне, а заключено в самой природе материи. Одни формы движения превращаются в другие. И ни один вид не берется ниоткуда. Тенденция, импульс к изменению присущи самой материи, она есть причина самой себя. Движение - диалектическое единство изменчивости и устойчивости, беспокойства и покоя. Когда говорят о покое, подразумевают покой относительно какой-либо системы отсчета. Абсолютный покой невозможен, поскольку обрести его – значит перестать существовать. Первая научная классификация форм движения принадлежит Энгельсу. Он выделил такие формы: механическую, физическую, химическую, биологическую, социальную. Эта классификация сохраняет свое значение и поныне, хотя в связи с достижениями науки существенно обогатилась.

Пространство есть форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами как протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие. Понятие пространства возникает как из характеристики отдельно взятого тела, так и из факта внеположности множества сосуществующих объектов, имеющих разное пространственное положение.

Время – форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развития систем, как длительность, последовательность смены состояний. Понятие времени возникает как из сравнения различных состояний одного и того же объекта, который в результате длительности своего существования неизбежно меняет свои свойства, так и из факта сменяющейся последовательности объектов в одном и том же месте.

Можно выделить две противоположные концепции толкования пространства и времени - субстанциональную и реляционную. Согласно первой из них, сложившейся в русле классической механики, существуют независимые от материи абсолютные пространство и время. Можно убрать из пространства все тела, и все же свойства его сохранятся. То же и со временем: оно течет одинаково во всей Вселенной, и течение ни от чего не зависит. Философский смысл реляционной концепции состоит в том, что пространство и время мыслятся здесь не как особые, отдельные от материи сущности, а как формы существования материи. Из такого понимания следует, что пространство и время, во-первых, объективные свойства материи и, во вторых, как таковые всеобщи. Философское понимание пространства и времени требует их рассмотрения в единстве с движением и материей. Теория относительности вскрыла непосредственную взаимосвязь пространства, времени и движущейся материи. Единство пространства, времени и движения материи можно выразить так: изучая материю в тех или иных проявлениях, мы непременно изучаем и пространство и время в их органической связи с движением и наоборот, изучая пространственно-временные параметры, мы тем самым изучаем материю в движении. Каждый уровень движения обладает своей пространственно-временной структурой.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)