АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Жизнь и церковная деятельность свт. Иоанна Златоуста

Читайте также:
  1. III. Следующая жизнь.
  2. IV Деятельность в области таможенного дела
  3. V. Проверка жизнью избирательных лозунгов
  4. Аналитическая деятельность командира по анализу и оценке морально-психологических состояний военнослужащих
  5. Аудиторской деятельностью
  6. Б.) Жнана - преодоление страха и тревоги перед жизнью
  7. Брестская церковная уния 1596 г. причины и последствия
  8. Брокерская деятельность банка с ценными бумагами
  9. Буддизм: нужно стремиться к нирване, а жизнь – это страдание
  10. В 90-хх страна – некогда великая держава – зажила в другом измерении. С приходом «демократических реформ» и новой экономической формации, и в мухаметовских краях изменилась жизнь.
  11. В отчетном году московское представительство итальянской фирмы «Карло и сын» занималось маркетинговой деятельностью в
  12. В политическую жизнь общества

Св. ИОАНН ЗЛАТОУСТ (347-407). Одним из лучших представителей Антиохийской школы, чуждым ее крайностей, является св. Иоанн Златоуст. Родился он в Антиохии, столице Востока. Родители его, Секунд и Анфуса, принадлежали к лучшему антиохийскому обществу и исповедывали христианскую веру. Отец Златоуста, бывший главным начальником сирийских войск, скоро умер. Анфуса 20-ти лет от роду осталась вдовой с малолетними детьми - дочерью и сыном. Решившись навсегда остаться вдовой, благочестивая Анфуса всю свою любовь обратила на воспитание сына. От нее Иоанн получил первые уроки христианской веры и нравственности. В школах своей родной Антиохии он получил прекрасной и всестороннее образование. Знаменитый ритор Ливаний был его учителем красноречия, а у ученого пресвитера антиохийского Диодора Тарсийского он слушал толкование Св. Писания. В 20-летнем возрасте он был уже отличнейшим адвокатом. Ритор Ливаний был в восторге от своего ученика, но не мог подавить грусти, что он христианин. Когда его спросили, кого бы он считал достойным себе преемником, он с грустью ответил: "Конечно, Иоанна, если бы не отняли его у нас христиане".

В звании адвоката Иоанн скоро понял всю суету мирской жизни; и он решился удалиться от мира. Но мать слезно просила своего сына не подвергать ее всем тягостям одиночества и остаться при ней до ее смерти. Иоанн исполнил желание своей матери. После же ее смерти он отрекся от мира и принял монашество.

Уже в это время Иоанн своими способностями и строгой жизнью приобрел такую известность в церковном мире, что его хотели посвятить в епископа. Но идеал пастырского служения представлялся ему настолько высоким, что он считал себя недостойным его, и он бежал в пустыню. Шесть лет он провел в уединении, в подвигах, молитве и самообразовании. Но здоровье его не выдержало, силы надломились. Иоанн оставил пустыню и возвратился в Антиохию. Пройдя предварительно должность чтеца и диакона, он 39-ти лет от роду возведен был в сан пресвитера и назначен был проповедником антиохийской церкви. В продолжение 12-ти лет священства развернулся во всей мощи дивный ораторский талант Златоуста. Православные и еретики разного рода, иудеи и язычники - все собирались слушать его. Слава о красноречии Златоуста распространилась по всем пределам империи. В 397 г., по желанию императора Аркадия, за святость жизни и красноречие он избран был в архиепископа Константинопольского. В новом сане он посвятил всего себя на служение Церкви и своей пастве: исправлял нравы клира, постоянно учил народ, заботился о бедных, больных и всех вообще страждущих и притесняемых и проч.

Своей деятельностью, полной апостольской любви и ревности по вере и благочестию, св. Златоуст приобрел в Константинополе всеобщее расположение и множество почитателей, но вместе с тем были и недовольные им. Своими заботами об исправлении нравов константинопольского клира, привыкшего к богатству и роскоши, он возбудил вражду во многих клириках; в числе его недоброжелателей было даже несколько епископов константинопольского округа.

Было много недовольных Златоустом и из константинопольской знати за его проповеди против роскоши и зрелищ. Наконец, сама императрица Евдоксия, которой враги Златоуста донесли, будто он в проповедях против роскоши обличал именно ее, была против него. Таким недовольством против Иоанна Златоуста воспользовался епископ александрийский Феофил, человек гордый и властолюбивый, сделавшийся врагом его без всякого повода с его стороны, и успел довести дело до низложения святого пастыря с его кафедры. Преследуя монахов Нитрийской пустыни за оригеновское направление, Феофил (хотя до того времени сам был в числе почитателей Оригена) разорил их кельи, а самих осудил и изгнал из Египта. Монахи ушли в Константинополь и просили Иоанна Златоуста принять участие в их деле. Златоуст принял их так, как требовала христианская любовь, - дал им приют, но до церковного общения не допустил. Но Феофил не согласился, и так как до него дошли ложные слухи, будто Златоуст принял нитрийских монахов в церковное общение, с раздражением написал ему, что тот нарушил церковные правила, запрещающие принимать в общение осужденных епископом другой епархии до рассмотрения дела собором. Златоуст желал теперь совсем уклониться от дела нитрийских монахов, но они нашли доступ к императору Аркадию и просили его передать их дело с Феофилом на суд столичного епископа. Таким образом Златоуст невольно должен был сделаться судьей александрийского епископа.

Феофилу послано было приказание явиться в Константинополь. Но Феофил счел за лучшее явиться не подсудимым, а судьей. Прибыв в предместье Константинополя Халкидон, он вместо того, чтобы самому оправдываться, решился судить самого Златоуста. Вступив в сношения с его врагами, Феофил в 403 году составил в Халкидоне собор (под Дубом) из епископов, приехавших с ним, и некоторых епископов константинопольского округа, недоброжелателей Златоуста. Здесь рассматривались жалобы на Златоуста, принесенные низложенными и недовольными клириками. Все обвинения были ложные; Златоуст не знал даже, в чем его обвиняют. Тем не менее Феофил со своим собором осудил его и низложил, выставив причиной оригенизм и оскорбление царского величества.

Император Аркадий под влиянием Евдоксии и придворной партии, противной Златоусту, утвердил решение собора и отправил Иоанна в ссылку. Константинопольский народ, очень любивший Златоуста, заволновался. К тому же в это время случилось большое землетрясение. Устрашенная Евдоксия почувствовала угрызения совести и упросила Аркадия возвратить Златоуста. Через три дня после удаления из Константинополя Златоуст торжественно, при шумном ликовании народа, вступил в Константинополь и требовал было, чтобы законным образом созванный собор оправдал его от возведенных обвинений и восстановил на кафедре. Но царь и народ упросили его поскорее занять свою кафедру. Феофил Александрийский, видя такой исход дела, отправился в Александрию. Его приглашали опять в Константинополь для пересмотра дела о Златоусте, но он под разными предлогами не поехал.

Между тем Евдоксия снова вооружилась против Златоуста. На площади, недалеко от кафедральной константинопольской церкви, поставлена была серебряная статуя императрицы. Шумные восклицания народа вокруг статуи, заглушавшие богослужение, которое совершал Златоуст в своей церкви, дали ему повод сказать обличительную проповедь против этого безобразия. Императрице донесли, что в этой речи слова: "опять Иродиада пляшет, опять беснуется, опять требует главы Иоанна" - направлены против нее. Евдоксия приказала епископам, осудивший Златоуста на соборе под Дубом и еще не разъехавшимся, осудить его вновь. Епископы, собравшись, подтвердили низложение Златоуста на том основании, что он, будучи низложен собором, занял свою кафедру по распоряжению светской власти. Это было в 404 г. Слабохарактерный Аркадий, находившийся под влиянием своей жены, приказал солдатам схватить Златоуста и отправить в заточение. Его отправили в город Кукуз на границах Армении. После 70-дневного мучительного пути больной, изнуренный лихорадкою святитель прибыл к месту своего заточения. Здесь в жалкой деревушке он встретил общее сочувствие и радушие. Но и в этой глуши великий святитель не прервал общения с миром. Он вел переписку со многими епископами и монастырями, давал наставления многим посетителям, которые приходили к нему из Антиохии и Константинополя. Враги Златоуста стали опасаться его влияния и добились удаления его в г. Питиунт на дальнем берегу Черного моря (407 г.). Златоуст не вынес этого перехода. Истомленный страданиями, после трехмесячного пути он скончался в понтийском городе Комане (407 г.). Последними его словами были: "Слава Богу за все". Через 30 лет мощи его торжественно перенесены были в Константинополь (438 г.).

Златоуст обладал необыкновенным проповедническим талантом, что показывает и само название Златоуста, усвоенное ему современниками. В своих беседах он изъяснял по преимуществу Св. Писание. Отличительные черты его толкований - простота, наглядность, общедоступность и увлекательность. Не отвергая аллегорического изъяснения Писания, он обращал преимущественное внимание на смысл буквальный. Ему принадлежат: "Беседы на евангелие Матфея", послание к Римлянам, 1-е Коринфянам, Галатам, Ефесеям и проч. Из догматических его бесед замечательны: "12 бесед о непостижимом" против Евномия, "О провидении" против иудеев и язычников. Кроме того, Златоуст оставил после себя довольно обширное сочинение "О священстве" в шести книгах. Это - глубокомысленный трактат о значении и важности пастырского служения в Церкви и о качествах, требующихся от пастырей Церкви. Наконец, Златоусту принадлежит чин литургии, носящий его имя (см. "Ж.М.П.", 1957, 8.).

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)