АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Монашество на Руси в домонгольский период. Киево-Печерская Лавра

Читайте также:
  1. III. Стабилизационный период.
  2. Ведический период.
  3. Восточное монашество.
  4. Декрет о земле 1917г. Развитие земельных отношений в Белорусской ССР в социалистический период.
  5. Зарождение и развитие русской вотчинно-государственной системы в ордынский и постордынский период.
  6. Издержки производства и их виды. Динамика издержек производства в долгосрочный период.
  7. Классический период.
  8. Культура Греции в архаический период.
  9. Монастыри и монашество в России
  10. Начало ВОВ. 1 и 2 период.
  11. Перестройка помещичьего хозяйства в пореформенный период.

Главным средоточием святой христианской жизни были монастыри. Строились монастыри пока не в лесных дебрях, а напротив, в городах или бок о бок с городами, и там очищали своим примером греховную муть окружающей их жизни. Подвиги монахов — богатырей духа — были поразительнее всех прежних подвигов богатырей физической силы, сияли выше мирской власти. Этим и объясняется стремление в монастырь всех лучших людей времени. Монастыри стали появляться у нас с самого начала христианства — в Киеве, Новгороде и других местах. Ставили монастыри князья, строили и бояре, но не таковы они, как те, которые поставлены слезами, потом и бдением иноков.

Таким монастырем явился Киево-Печерский, основанный свв. Антонием и Феодосием.

Преп. Антоний, в миру Антипа, уроженец г.Любеча (ныне Черниговской обл.), отправившись в паломничество по св. местам, на Афоне принял монашество. Подвижничество его обратило внимание предстоятелей Афонских монастырей, и Антония посылают на Русь для укрепления на родине монашеской жизни.

Обойдя киевские монастыри, Антоний решил одиноко поселиться для молитвы. Он избрал для этого пещеру Иллариона. Молва о его святой жизни собирает в пещеру до 12 подвижников, в том числе — Никона, Феодосия, Моисея Угрина и других.

Скоро Антоний, поставив игуменом инока Варлаама, удалился в особую пещеру. Пещерные монахи испросили увел. кн. Изяслава всю гору над пещерою, построили кельи, большую церковь, и таким образом с 1062 г. возник знаменитый монастырь. Игуменом его, по совету Антония, избран был Феодосии, уроженец Василькова (южнее Киева).

Преп. Феодосий юность свою провел в г.Курске. Еще 14 лет он лишился отца и попал в руки матери, одной из тех матерей, которые любят деспотически. Мальчик рано выучился грамоте, стал читать книги, увлекся мыслями в иной мир и предался аскетическим подвигам. Домашняя жизнь не представляла удобств для этих подвигов, против которых сильно протестовала любовь матери, и Феодосии бежал из дома с прохожими паломниками, увлеченный их рассказами о святых местах. Мать воротила его с дороги и долго после этого держала его в оковах. Через несколько времени Феодосии снова бежал от нее в соседний город, где приютился у священника и пек просфоры для церкви; но мать нашла его и здесь и опять воротила домой. Она бранила его за то, что он отдавал свое платье нищим и хотел ходить в рубище; однажды увидела на ном вериги, которые резали его тело до крови, она сорвала их и больно его прибила. Препятствия только усиливали аскетическую настроенность юноши; у него не выходили из ума слова Спасителя: “иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин”. Он в третий раз бежал из дома и явился в Киев, чтобы поступить в один из монастырей. Нигде но приняли нищего скитальца, который не мог дать за себя вклада. Наконец, он нашел себе убежище по сердцу, пещеру Антония. Антоний (в 1052 г.) принял и велел Никону постричь его. Через 4 года мать и здесь нашла Феодосия, но не могла ужо воротить его домой. Желая умереть вблизи сына, она сама постриглась в женской обители святого Николая в Аскольдовой могиле. Феодосий является отцом монастырской общежительности на Руси.

УСТРОЙСТВО КИЕВО-ПЕЧЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ

С самого начала своего игуменства проп. Феодосий принялся за устроение монастыря. Он ввел в обители устав Студийского монастыря, и в соответствии с ним в монастыре строжайше вводилась общность имущества, вплоть до носильной одежды и пищи. Устав определял также количество, ассортимент, время и порядок принятия пищи. Смирение и абсолютное послушание были первейшим правилом иноческой жизни. В труде и молитве проходила вся жизнь инока.

Примером для всех служила жизнь преп. Феодосия — строгого молитвенника, ласкового отца, смиренного, в одежде с заплатами старца.

В иноки Печерского монастыря принимали с великим испытанием. Новопоступившие должны были убедиться в твердость своих намерений.

По высоте и чистоте иноческой жизни Киево-Печерский монастырь был истинным водителем русских обителей. Он был неисчерпаемым источником для поставления игуменов и настоящей школой архиереев. За 150 лет более 50 иноков получили святительский сан. Иноков с Печерской горы, бесстрашных и неутомимым проповедников слова Божия, можно было встретить во всех уголках русской земли. Но где бы и какой бы иерархический пост не занимал печорский выходец, он всегда думал словами преп. Симона Владимирского: “Всю эту славу и власть вменил бы я в прах, лишь бы Бог привел мне хоть хворостиною торчать за вратами, или сором валяться в монастыре Печерском и быть попираему людьми”.

Поток паломников со всей Руси, пожертвования князей и лепты бедняков превратили обитель в богатейший в мире монастырь; построенные им храмы были великолепнейшими в стране. Иноки по— прежнему вели более чем убогий образ жизни, но благотворительность достигла небывалых размеров.

Однако но этим просияла обитель, а сонмом великих угодников Божиих.

Славу Церкви, кроме основателей обители, составляют: Исаия Ростовский; Стефан, еп. Волынский; затворник Моисей Угрин; затворник Исакий, 12 лет пробывший в затворе в непрерывных слезах; Иоанн Многострадальный, 30 лет проживший в пещере, закопавший себя в землю по грудь на весь Великий пост; князь луцкий Никола Святоша, 6 лот проведший в унизительной для князя службе в поварне и привратником; первый иконописей Алипий; первый летописец Нестор и многие другие.

Преп. Антоний скончался в 1073 г., преп. Феодосии — в 1074 г. (см. “Ж.М.П.”, 1951, 6, 12).

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)