АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Именной словарь-справочник. Данилевский Николай Яковлевич (1822 – 1865) – философ, публицист, естествоиспытатель

Читайте также:
  1. Именной словарь-справочник
  2. Именной словарь-справочник
  3. Именной словарь-справочник
  4. Именной словарь-справочник
  5. Именной словарь-справочник
  6. Именной словарь-справочник
  7. Именной словарь-справочник
  8. ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
  9. ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
  10. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / Сост. П.В. Степанов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

Данилевский Николай Яковлевич (1822 – 1865) – философ, публицист, естествоиспытатель. Автор книги «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому» (1869 – 1871). Создал оригинальную философско-исто-рическую систему, впоследствии получившую название «теория культурно-исторических типов»; предвосхитил концепции локальных цивилизаций О. Шпенглера и А. Тойнби. Данилевский разделял все народы на три основных класса: позитивных творцов истории; негативных творцов истории, не создавших великих цивилизаций, но как «божий кнут» способствующих гибели дряхлых и умирающих цивилизаций (гунны, монголы, турки); народы, творческий дух которых по какой-то причине задерживается в своем развитии на ранней стадии, и потому они не могут стать не разрушительной, ни созидательной силой, представляя собой этнографический материал, используемый творческими народами для оплодотворения и обогащения своих цивилизаций. Насчитывал 10 «полноценных» культурно-исторических типов и нарождающийся одиннадцатый славянский, более высокий, чем все предыдущие.

Причину враждебного отношения Европы к России, к славянству Данилевский видел их в том, что Европа уже вступила в период упадка, в то время как славянская цивилизация входит в период расцвета своих творческих сил. Если европейская (романо-германская) цивилизация оказалась двухсоставной – творческой в двух областях – политической и научной, то русско-славянская будет трех- или даже четырехсоставной – творческой в четырех областях (религиозной, научной, политико-экономической и эстетической, главным образом в области социально-экономической путем создания нового и справедливого социально-экономического порядка).

В центре геополитической концепции Данилевского была идея славянства как высшая идея, отстаивание славянской независимости и самобытности. Россия как «солнце славянства». Должна появиться Всеславянская федерация с центром в Константинополе, который мог стать «Третьим Римом» в образе «славянско-провославного Рима».

Ильин Иван Александрович (1882 – 1954) – религиозный мыслитель XX в. В основе его политической доктрины – учение о власти как многомерном явлении. Вслед за Гегелем Ильин полагал, что «волевая сила» является родовым признаком или сущностным началом власти. Волевая сила подразумевает способность волевого воздействия и влияния одного политического субъекта на другой и на ход политических событий в желаемом направлении. Волевой характер воздействия отличает политическую власть от физической силы тем, что способ ее воздействия имеет внутренний духовный аспект, т.к. воля является функцией душевно-духовной деятельности человека, хотя допускал насилие в качестве крайней меры сопротивления злу, в том числе и в политической сфере общества.

Политическая власть, считал Ильин, отлична от других видов власти тем, что она является «правовой силой», т.е. она социально сосредоточена и юридически организована. Природа политической власти определяет объем ее распространения на общество.

Договорной и добровольный принцип отношений между государством и обществом, лежащий в основе политической философии Ильина, предполагал определенную степень свободы общества и личности, распространяющуюся на творческую активность людей в любой из духовных сфер – научной, религиозной, художественной, – от государства. Объем власти определяется способом властвования. Власть, основанная исключительно на принуждении, выражает способность одного политического субъекта принуждать другого совершать те или иные действия. Если власть устанавливается силой, то граница между государством и обществом может исчезнуть, поскольку государство, наделяя себя правом проникать повсюду, организует не только общественную жизнь людей, но и частную сферу, что в корне противоречит исходному принципу теории естественного права, основанному на нравственных началах справедливости и соблюдения духовного достоинства каждого из подданных. Поэтому единственно правильная, наиболее приемлемая и целесообразная форма властвования состоит «не в силе, а в авторитетном влиянии ее волевого императива».

Ильин – идеолог неомонархизма. Монархический идеал необязательно должен быть воплощением для всех народов и стран, т.к. основу монархии составляет определенный уклад нации, т.е. правосознание. Те народы, у которых эти качества разрушены или отсутствуют, не способны воспринять монархию как внешний политический строй. Для России после крушения коммунизма Ильин считал необходимым найти сочетание монархических и республиканских предпочтений с аристократическим, ведущим слоем «национальной диктатуры».

Леонтьев Константин Николаевич (1831 – 1891) – известный русский мыслитель консервативного направления. В качестве концептуальной основы исследования Леонтьев предложил универсальный закон триединого процесса развития. Любая вещь, любое явление от космического тела до человеческой цивилизации в своем существовании проходит три стадии: «1 – первичная простота; 2 – цветущее объединение и сложность; 3 – вторичное смесительное упрощение...». На первом этапе общество характеризуется «неразвитостью и дискретностью, затем необходимая боль, сопровождающая рождение более сложного социума, символизирующая накопление творческой энергии, усиливается». Через боль общество вступает в пору «цветущей сложности», буйства красок и обособления формы.

Впоследствии боль утихает, зла и притеснений становится меньше, люди делаются свободнее, но ткань общественного организма расползается, наступает упадок, стертость некогда ярких красок и обыденность причудливых ранее очертаний.

Следовательно, развитие государства происходит следующим образом: сначала обособление свойственной ему политической формы, затем наступает период «наибольшей сложности и высшего единства», а потом происходит падение государств, которые живут не более 1000 – 1200 лет. Вслед за французским историком Гизо, отсчитав европейскую государственность от IX в., Леонтьев приходил к выводу, что Европа уже подошла к роковой черте своей истории, одряхлела, отжила свое, сделалась однообразно демократической и неминуемо идет к закату.

По мнению Леонтьева, на начальной стадии превалирует аристократическая форма; на стадии «цветущей сложности» «является наклонность к единоличной власти (хотя бы в виде сильного президентства, временной диктатуры, единоличной демагогии или тирании, как у эллинов в их цветущем периоде), а к старости и смерти воцарится демократическое, эгалитарное и либеральное начало». Формула сильного государства – диктатура, жесткая централизация, слабого же и умирающего – уравнение, «демократизация жизни и ума».

Особенность России состояла в «византизме», т.к. в ее основании три исходных начала: византийское православие, византийское самодержавие и византийские нервы. В отличие от славянофилов Леонтьев считал государственное начало в России более самобытным, чем общественно-народное.

Победоносцев Константин Петрович (1827 – 1907) – религиозный, консервативный мыслитель, правовед, видный государственный деятель пореформенной России, с 1880 г. – обер-прокурор Святейшего Правительственного Синода.

Консервативные монархические взгляды Победоносцева основывались на его глубокой религиозности. Самодержавие воспринималось как освященная Богом традиционная и отвечающая национальному складу русского человека власть. Она может быть хороша или плоха, но она освящена и поэтому истинна. Противоположностью самодержавия выступает парламентская демократия, которую Победоносцев воспринимал крайне негативно. Он верил в прочность патриархального быта, в мудрость народной стихии и не доверял личной инициативе.

Соловьев Владимир Сергеевич (1853 – 1900) – религиозный философ. Своей концепцией «всеединства» отстаивал неразрывную связь права и государства с религиозно-нравственными ценностями, с духом Христовым. Он видел в государстве и праве необходимые средства и форму для осуществления «абсолютной идеи», что не позволяло сводить право к торжеству чьих бы то ни было интересов, а государство – к грубому насилию. Т.е. не государство создает право, а само государство является воплощенным правом. Для того, чтобы быть деятельно нравственным, государство должно иметь нравственное начало, быть свободной теократией.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)