АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В УСЛОВИЯХ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ

Читайте также:
  1. A) подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий
  2. I Распад аустенита в изотермических условиях
  3. I. При каких условиях эта психологическая информация может стать психодиагностической?
  4. А) Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции
  5. Анализ инвестиционного проекта в условиях риска.
  6. Анализ инвестиционных проектов в условиях инфляции
  7. Анализ ФСП основывается главным образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции сложно привести в сопоставимый вид.
  8. БЖД В УСЛОВИЯХ ПРОИЗВОДСТВА (ОХРАНА ТРУДА)
  9. Билет 12(Модель товарно-денежного кругооборота в условиях рынка свободной (чистой) конкуренции.)
  10. В естественных условиях и условиях контакта с врачом психиатром-наркологом
  11. В определенных условиях ВЗД способны обеспечить ощутимую экономию.
  12. В современных условиях

Считаем совершенно необходимым подчеркнуть тот аспект
работы с произведением искусства, который в наши дни в силу
целого ряда причин нивелирован. А между тем, упустив или ском-
кав его, мы разрушаем самую суть — сердцевину художествен-
ного образа, обедняем его и уравниваем с понятием. Речь идет о
моменте непосредственного контакта человека с произведением
искусства — о безмолвном созерцании, когда человек оказывает-
ся наедине с произведением искусства и когда собственно и за-
рождается индивидуальный художественный образ.

«Красота спасет мир» — эта пророческая формула в наши
дни превратилась в расхожее выражение — суесловный аргу-
мент в пользу необходимости и полезности искусства. При этом,
как правило, говорящий и не задумывается над тем, под силу ли
гибнущей красоте кого-либо спасать и как именно. Между тем
для Ф.М.Достоевского эта формула была наполнена не только
нравственно-эстетическим или практическим, но и — прежде вся-
кого иного — духовным содержанием. Истинно православный
человек, воспитанный в сфере религиозной, а отнюдь не атеисти-
ческой культуры, он с молоком матери впитал представление о
преобразующем — умиляющем сердце воздействии Образа, о его
уподобляющей мощи, о высшей цели искусства как части литур-
гического действа — обожении человека, его возвращении к пер-
вообразу, подобием которого он был до грехопадения.

Отнюдь не смешивая ни природы, ни функций светского и ре-
лигиозного искусства, создатель «Идиота» и «Легенды о великом
инквизиторе» в своих критических статьях тем не менее говорил о
способности искусства и необходимости для него отображать не
только явление, видимое глазами телесными, но и сущность, дос-
тупную лишь оку духовному. Именно эта духовная красота, про-
свечивающая сквозь плоть видимого образа, прежде всего облада-


ет преобразующей силой. Умиляя сердце человеческое миг за ми-
гом, уподобляя его себе, она оказывает на него формирующее воз-
действие, делает его лучше, чище, добрее, учит прислушиваться не
только к своему разуму, но и к сердцу. Именно таков и только
таков путь спасения мира, ибо всякая цивилизация жива своей
культурой, а всякая культура — тем, какого человека — своего
создателя и свое творение — она сумела породить.

В наши дни и в нашей стране слова великого писателя зазву-
чали с особой силой и обрели актуальность самую острую. Рос-
сия не успела до конца утратить ощущение трагического диском-
форта цивилизационного процесса, ведущего ко все большей ра-
ционализации жизни во всех ее сферах и на всех уровнях. В
глубинах российской генетической памяти еще брезжит затухаю-
щий в мире свет высшей истины: человек жив до той поры, пока
его разум одухотворен чувством, пока живо его сердце, способное
умилиться — сделаться лучше, милее в минуты молитвы или даже
нерелигиозного созерцания — восприятия прекрасного.

Именно эта память определяет направление важнейших про-
цессов, отрефлексировать которые призвана наука, чтобы вслед
за нею практика осмысленно организовала деятельность, соот-
ветствующую высшим целям современности: целям сохранения,
гармонизации, а значит, спасения человека и — следовательно —
мира.

Искусство как носитель — вместилище Красоты в этом дея-
нии призвано сыграть особую роль. А среди всех иных искусств в
наше время едва ли не на первое место выходят искусства изоб-
разительные — визуальные, что связано с глобальной визуализа-
цией культуры, в свою очередь обусловленной сменой книжно-
письменной цивилизации видеокомпьютерной, ориентированной
преимущественно на визуальное восприятие.

К сожалению, необходимо констатировать, что в период по-
зитивизации и рационализации культуры практика одухотворя-
ющего восприятия искусства была в значительной мере утраче-
на. Как атрофия способности понимать и чувствовать, а значит,
и любить природу привела человечество на край пропасти эко-
логического кризиса, так и забвение опыта преобразующего кон-
такта с искусством вплотную подвело человека к кризису ду-
ховному.

Произошла трагическая подмена: информационное восприя-
тие искусства вытеснило общение с художественным образом.
Практически была предана забвению способность искусства вы-
зывать душевное очищающее потрясение, для которого древние


греки выработали особое понятие — катарсис, а наши предки
определили как Умиление и именно так поименовали любимей-
шую из икон, переосмыслив ее греческое имя — Елеуса (в точном
переводе — Милующая).

К сожалению, эта суть восприятия искусства человеком, вроде
бы вполне очевидная, на деле — в работе оказывается забытой.
Даже лучшие экскурсоводы, работая и с детьми, и со взрослы-
ми, безбожно «забалтывают» произведение. Оставим в стороне
людей неподготовленных, халтурщиков, просто безумно устав-
ших — Бог им судья. Речь не о частных просчетах, а о самой
системе работы с произведением. Отметим, что лучшие экскур-
соводы и педагоги, особенно и прежде всего в тех случаях, когда
они ведут цикловые занятия с группой, т. е. уже знают свою
аудиторию, интуитивно избавляются от синдрома, который мы
бы обозначили как «паническая боязнь тишины». Что имеется в
виду?

Как известно, умение «держать паузу» — показатель мастер-
ства драматического актера, его способности так овладеть вни-
манием аудитории, что зал начинает жить в одном с ним ритме,
в едином сверхнапряжении сотворческого действа, когда пауза
наполняется чувством и смыслом, а время словно бы останавли-
вает свой ход.

Для того чтобы состоялась эта встреча зрителя с произведе-
нием, встреча-потрясение, необходимо ее тщательно подготовить
и правильно поэтапно организовать работу с художественным
произведением.

.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ
С ПРОИЗВЕДЕНИЕМ ИСКУССТВА

Представления о высшей нервной деятельности человека с не-
обходимостью показывают, что вне зависимости от того, в аудито-
рии, в классе или в музейной экспозиции и архитектурной среде
будет проходить работа с произведением искусства, можно выде-
лить пять основных этапов, каждый из которых имеет собственную
значимость для полноценного восприятия художественного образа.

Поскольку произведение искусства воспринимается личнос-
тью как целостность, постольку человек должен быть особым об-
разом подготовлен к этой внутренней работе, необходима не толь-
ко интеллектуальная активность, нужен общий настрой, который
позволит человеку вжиться, вчувствоваться в произведение. Для
того чтобы понять художественный образ и истолковать его, нуж-


но совершить несколько подготовительных операций и провести
слушателей через несколько «ступеней», этапов работы:

1) прелюдия (информационное сообщение и эмоциональный
настрой);

2) первичный непосредственный контакт с произведением (мол-
чаливое созерцание, внутренняя работа в системе «человек—про-
изведение»);

3) вербализация (словесное выражение) того, что зритель по-
чувствовал, пережил в период первичного контакта;

4) анализ, стремление разобраться в том, как художнику уда-
лось вызвать именно такие чувства, мысли, переживания;

5) возвращение к общению с произведением на более высокой
ступени обобщения, к целостности его восприятия.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)