АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В которой бессмысленна земная жизнь человека

Читайте также:
  1. C. разрушение или существенное нарушение экологических связей в природе, вызванное деятельностью человека ?
  2. II. Философия и жизнь
  3. V. Наука и жизнь
  4. XV. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА
  5. XVI. ЦЕННОСТИ И ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
  6. Абсолютная монархия - это форма правления, при которой власть монарха не ограничена ни какими законами и учреждениями.
  7. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В МОЗГЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА
  8. Антропогенез приматов и человека
  9. Антропогенез. Положение человека в общей системе природы. Черты, доказывающие принадлежность человека к каждой систематической группе.
  10. Антропогенные воздействия на леса и другие растительные сообщества. Экологические последствия воздействия человека на растительный мир. Защита растительных сообществ.
  11. Атмосфера. Её значение для человека.
  12. БАЛЬНЕОТЕРАПИЯ. ОСНОВНЫЕ ЛЕЧЕБНЫЕ МЕТОДЫ БАЛЬНЕОТЕРАПИИ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

 

Итак, в рамках какой системы ценностей бессмысленна земная жизнь человека? – Если говорить в самом общем плане, то эта система достаточно проста: в ней постулируется существование Абсолютной ценности, Абсолютного смысла (Бога, Царства Божия…). Иными словами, рассматриваемая позиция утверждает бессмыссленность земной жизни человека, взвешивая ее на весах, на другую чашу которых положен Абсолютный смысл. Абсолютный смысл жизни человека, если отвлечься от деталей, диктуемых особенностями вариантов обсуждаемого типа мировоззрения, связан, прежде всего, с его выходом за пределы этого тварного, временного, падшего, посюстороннего мира, с прорывом в мир иной, в мир божественный, в мир вечности. Этот Абсолютный смысл неизмеримо превышает все смыслы, достигаемые, созидаемые деятельностью человека и человечества, настолько превышает, что все многообразные неабсолютные смыслы, сравнительно с Абсолютным смыслом, просто обессмысливаются. Они исчезают, подобно звездам в свете Солнца, они превращаются в нуль, подобно конечным величинам, деленным на величину бесконечно большую.

Ясно, что такая система ценностей свойственна отнюдь не любой мировоззренческой системе. Конкретнее, такая система ценностей присуща, прежде всего, религиозному мировоззрению, для которого наличие Абсолюта, Бога (а, следовательно, Абсолютного смысла) является предметом веры и не подлежит сомнению. Как говорится, "блажен, кто верует". Мы не собираемся "бросать в него камни", но зафиксируем здесь, во-первых, что признание абсолютного смысла в рамках указанного типа мировоззрения - не вывод, не следствие, а исходный пункт, предпосылка, постулат. Во-вторых, отметим, что, в общем-то, звезды не исчезают, когда светит Солнце, - человек их просто не видит. И, естественно, конечные величины - это не нули, таковыми они (конечные величины) являются лишь рядом с бесконечно большой величиной. Аналогично, многообразные неабсолютные (частные, локальные, ограниченные и т. п.) смыслы - это все-таки смыслы и не надо относиться к ним пренебрежительно и высокомерно. А высокомерие к земным делам человеческим, надо сказать, отчетливо просматривается в текстах авторов, надеющихся на приобщение к Абсолюту. Разве не высокомерием и презрением к земной жизни человека наполнены слова С.Л. Франка: "Хлопочет ли человек о богатстве, славе, любви, о куске хлеба для себя самого на завтрашний день, или он хлопочет о счастии и спасении всего человечества - его жизнь одинаково бессмысленна; только в последнем случае к общей бессмысленности присоединяется еще лживая иллюзия, искусственный самообман" (Франк С.Л. Указ. соч., с. 510). А почему бессмысленна земная жизнь человека, мы уже знаем: она временна и конечна. Казалось бы, христианин должен видеть смысл жизни в любви к человеку, но, как нам разъясняют, "любовь к земному человеческому существу сама по себе не дает подлинного, последнего смысла жизни. Если и любящий, и любимое существо охвачены потоком времени, ввергнуты в бессмысленный круговорот жизни, ограничены во времени, то в такой любви можно временно забыться, можно иметь отблеск и иллюзорное предвкушение подлинной жизни и ее осмысленности, но нельзя достигнуть последнего, осмысляющего жизнь удовлетворения. Ясно, что высшее, абсолютное благо, наполняющее нашу жизнь, само должно быть вечным" (там же, с. 518). В сущности, то же самое утверждает Н.А. Бердяев: "Истинная любовь связана с бессмертием, она и есть не что иное, как утверждение бессмертия, вечной жизни... Истинная любовь связана с личностью, личность связана с бессмертием... Но есть любовь к человеку вне Бога; она не знает вечного лика человека, ибо он лишь в Боге существует. Она не направлена на вечную, бессмертную жизнь. Это - безличная, коммунистическая любовь, в которой люди прилепляются друг к другу, чтобы не так страшно было жить потерявшим веру в Бога и в бессмертие, то есть в Смысл жизни. Это - последний предел человеческого своеволия и самоутверждения. В безбожной любви человек отрекается от своей духовной природы, от своего первородства, он предает свою свободу и бессмертие. Сострадание к человеку, как к трепещущей, жалкой твари, игралищу бессмысленной необходимости, - есть последнее прибежище идеальных человеческих чувств, после того как угасла всякая великая Идея и утерян Смысл..." (Бердяев Н.А. Цит. по кн.: Эрос. М., 1992, с. 91-92). - Поистине, чем больше отдаешь Богу, тем меньше остается человеку. И вот он - только жалкая, трепещущая тварь, а жизнь его - только бессмысленные заботы и хлопоты.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)