АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Доцицероновский период римского красноречия

Читайте также:
  1. D. Периодические
  2. I. Периодизация
  3. Pациональная организация труда и отдыха в экзаменационный период
  4. Адвокатура России в период до судебной реформы 1864 г.
  5. Адвокатура России в период с 1864 до 1917 г.
  6. Адвокатура Советского периода: 1917-1991 гг.
  7. Акмеологический период развития.
  8. Античная философия. Классический период греческой философии (V – IV вв. до н.э.). Сократ, Платон и Аристотель.
  9. Архитектура Древней Греции. Архаический период( 7-6вв до н.э.).
  10. Б) Формирование отечественной социологии права в советский период
  11. Безработица в России периода с 90-х годов до нашего времени.
  12. Белорусская культура периода «застоя».

Действительное же начало римскому ораторскому искусству было положено во II в. до н. э.

Самым крупным из древнеримских ораторов был Марк Порций Катон Старший (243–149 гг. до н. э.), одна из виднейших фигур в истории как римской литературы, так и римского государства. Замечательный писатель-прозаик, обладавший энциклопедической широтой интересов, первый историк, писавший на латинском языке, автор трудов по медицине, военному делу, юриспруденции, сельскому хозяйству. Написал трактат "К сыну Марку", содержащий своего рода энциклопедию наставлений сыну. Античные писатели сохранили из этого трактата ряд характерных афоризмов: "Владей предметом, слова сами последуют". По Катону, "у греков слова текут с губ, у римлян идут от сердца". Он очертил образ идеального оратора: "добродетельный муж, в речах искушенный".

Катон жил в ту раннюю пору развития римского красноречия, когда решающим фактором, определяющим силу оратора, помимо природного дара, была сама личность оратора, его нравственный потенциал, его общественная репутация. Это было время, когда еще не появились ораторы-профессионалы, особой гордостью которых считалось выиграть в нечестном деле.

До настоящего времени сохранились фрагменты более чем 80 речей, которые дают реальную возможность составить суждение о его красноречии.

Восстание рабов и волна крестьянских волнений 2-й половины II в. до н. э., вызванных последствиями пунических войн и произволом богатых аристократов, способствовали расцвету политического красноречия братьев Гракхов из рода Семпрониев. Плутарх так сравнивает их: "Во-первых, выражение лица, взгляд и жесты у Тиберия были мягче, сдержаннее, у Гая – резче и горячее, так что, выступая с речами, Тиберий скромно стоял на месте, а Гай первым среди римлян стал во время речи расхаживать по ораторскому возвышению и срывать с плеча тогу. Далее, Гай говорил грозно, страстно и зажигательно, а речь Тиберия радовала слух и легко вызывала сострадание. Наконец, слог у Тиберия был чистый и старательно отделанный, а у Гая – захватывающий и пышный".

В трактатах о музыке упоминается Гай Гракх, в совершенстве владеющий искусством красноречия. Всегда, когда он выступал перед многочисленной аудиторией, позади него стоял раб-музыкант, который звуками флейты задавал ему размер и тон. Каждый раз, когда хозяин слишком возвышал голос, он умерял его пыл, а когда тот понижал голос, он его возбуждал. Музыкальная сторона выступления очень ценилась в древнеримской традиции, ведь она доставляла слушателям удовольствие.

2. Марк Туллий Цицерон – вершина риторического мастерства Древнего Рима. Все лучшее из того, что римское ораторское искусство заимствовало у греков и чего оно достигло в своем развитии на римской почве, воплотил в себе Марк Туллий Цицерон (106‑43 гг. до н. э.), снискавший славу великого оратора и блестящего теоретика ораторского искусства. Еще со времен античности существует традиция сопоставлять Цицерона с Демосфеном. Древние любители афоризмов говорили так: "Тебя, Марк Туллий, Демосфен предвосхитил в том отношении, что ты не первый оратор, а ты его уличил в том, что он не единственный".

Жизнь и деятельность Цицерона – яркое доказательство силы и значения ораторского искусства в республиканском Риме. Своему необыкновенному успеху на форуме он обязан как природным способностям, так и тому универсальному образованию, которое он получил. Больше всего, естественно, он занимался красноречием. Цицерон не упускал ни одного случая послушать выдающихся ораторов и сам ежедневно упражнялся в составлении декламаций на различные темы. Он изучал лучшие образцы слога и формы, особенно в греческой литературе, и постоянно переводил отрывки из Гомера, Еврипида, Демосфена, Эсхина. Он написал поэму в стихах "Марий", в которой воспевал подвиги этого народного героя. Однако стихи Цицерон писал не столько из вдохновения, сколько из желания упражняться в стиле. Для успеха у римской публики необходимо было умение держать себя на ораторской трибуне, и Марк Туллий учился этому у известных актеров Эзопа и Росция.

Из трех основных видов античного красноречия его речи охватывают два: политическое и судебное.

Риторические трактаты Цицерона:

"Об ораторе" написан в форме беседы между крупными ораторами – предшественниками Цицерона, причем мысли Цицерона явно выражает Красс. Главный вопрос их беседы – связь красноречия с политикой и философией. Три необходимых для красноречия данных: природный талант, навык и знания. Важнее всего последнее, так как преимущество за образованным оратором.

Трактат "Брут" в хронологическом порядке излагает историю римского красноречия. Сочинение построено в форме беседы автора с друзьями – Аттиком и Брутом. Цицерон, как бы продолжая прерванную беседу, рассказывает им об ораторах. Подробно характеризует более известных ему ораторов, что и является ценным источником сведений о развитии ораторского искусства в Риме.

Трактат "Оратор" должен, по мысли Цицерона, ответить на вопрос, который Брут часто задавал оратору: каков высший идеал и образ красноречия? Хотя образ идеального оратора уже почти сложился в первой книге "Об ораторе", в книге "Оратор" Цицерон в сжатой форме повторяет основные положения своей теории, но главное внимание уделяет словесному выражению, теории трех стилей, теории ритма.

Как в Греции Демосфен, так в Риме Цицерон знаменовал собой итог и вершину развития ораторского искусства.

3. Постцицероновский период римского красноречия. С падением республиканского строя исчезла почва, взрастившая цицероновский идеал единства красноречия и философии. Ораторское слово из средства борьбы превратилось в объект эстетического любования. Именно в риторике I века н. э. на смену политическому красноречию пришло торжественное. Красноречие перемещается в риторические школы. Развивается искусство декламации. Если раньше декламации служили подготовке оратора в технике речи, то в эпоху империи они носят характер изысканного представления для слушателей, становятся не средством к достижению цели, а самоцелью.

Самая крупная фигура постцицероновского периода – Марк Фабий Квинтилиан (35 ‑ ок. 100 г. н. э.). Он является автором обширного сочинения в двенадцати книгах, которое называется "Образование оратора". В предисловии подчеркивается, что автор выбрал для него такое название потому, что причиной упадка красноречия считает несовершенную систему образования оратора.

Трактат Квинтилиана ‑ вершина исследования ораторского искусства. Ни до, ни после него не было работ, которые с такой тщательностью давали бы теоретический анализ красноречия, практические рекомендации. Главным объектом восхищения и восхваления является Цицерон. Легко заметить множество совпадений у Квинтилиана с богом римского красноречия.

Усилия Квинтилиана, направленные на реформу красноречия путем возвращения его к классическим образцам римской прозы, вернее, к цицероновским стандартам, не принесли ожидаемых результатов. Попытка возродить красноречие прошлого поколения в период империи не удалась, на римской земле уже не было места для осуществления прежнего идеала.

 

 


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)