АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формирование культуры педагогического общения

Читайте также:
  1. A) Устойчивая система средств, методов и приемов общения тренера с спортсменами
  2. D. гарантия того, что при необходимости можно будет доказать, что автором сообщения является именно заявленный человек
  3. D. Формирование структуры отдела
  4. E) формирование правительства из членов партии, располагающих большинством мест в Парламенте
  5. I. Герменевтика культуры
  6. I. ДОИСТОРИЧЕСКИЕ СТУПЕНИ КУЛЬТУРЫ
  7. I. Общие работы по теории культуры
  8. I. ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ КУЛЬТУРЫ
  9. I. Формирование дисциплины.
  10. I.2 Реформирование и современная структура банковской системы РФ.
  11. III. Права и ответственность педагогического совета
  12. SWOT-анализ и формирование на его основе стратегии бизнеса

 

Когда выпускник школы определяет свой жизненный путь и выбирает профессию учителя, он чаще всего ориентируется на тот учебный предмет, который любит, знает и желает препода­вать детям. Он убежден, что глубокое знание этого предмета обес­печит ему успех. Неудачи начинаются потом, когда молодой учи­тель остается один на один с детьми и вдруг обнаруживает, что они совсем не похожи на тот идеально воображаемый сосуд, ко­торый он готовился наполнить знаниями.

Если учитель — человек творческий, ищущий, он начинает понимать, что успех работы педагога зависит от умения общаться с детьми, и стремится наверстать упущенное. Но большинство, к сожалению, не осознает возникшую проблему как свою недоста­точную подготовленность к общению, обвиняет во всем «непос­лушных», «недисциплинированных», «нелюбознательных» учени­ков и, начиная применять драконовские методы, наводит порядок в классе или уходит из школы. Результаты одного социологиче­ского опроса, приведенные И. С. Коном в книге «Психология юно­шеского возраста», свидетельствуют: 79% учителей уверены, что у них с учениками полный контакт; но только 18% школьников придерживаются того же мнения.

Воспринимая общение как нечто естественное, присущее че­ловеку как воздух, мы не должны забывать, что эту атмосферу мы создаем сами. Вступающим на трудную стезю педагогической дея­тельности следует как можно раньше учиться строить отношения с окружающими людьми и детьми, развивать в себе те качества, которые для этого необходимы.

Общение — процесс многосторонний, многоплановый. Поэто­му существует множество различных определений его. Общение — это обмен или передача информации от одного человека другому, про­цесс взаимодействия людей, обмен духовными ценностями и т. д.

Наиболее компактным и точным является, на наш взгляд, оп­ределение, данное психологом В. Н. Мясищевым, который рас­сматривает общение как процесс взаимодействия конкретных лич­ностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга.

Многозначность понятия «общение» связана с его многофунк­циональностью.

Для чего необходимо человеку общение? Во-первых, оно вы­полняет важнейшую функцию регуляции совместной деятельно­сти людей. Общение и возникло тогда, когда у одного человека появилась потребность объединиться и договориться с другими людьми о совместной трудовой деятельности с целью физическо­го выживания. Во-вторых, общение служит установлению общно­сти между людьми и самоопределению личности. Вне контактов с другими людьми человек не может существовать не только физи­чески, но прежде всего психологически: ему необходима эмоцио­нальная поддержка, ощущение, что он значим для других, что он свой среди своих. Вместе с тем он стремится не только быть со всеми и как все, но и определиться среди других, привлечь к себе их внимание, выразить себя, проявить свою индивидуальность.

В общении так или иначе выражается отношение человека к другому человеку. И в зависимости от характера этого отношения общение влияет на эмоциональное состояние человека, обеспе­чивает эмоциональный комфорт или дискомфорт, является сред­ством воздействия одного человека на другого, побуждения его к действию.

Наконец, общение — важнейший инструмент познания, так как только через содержательное общение с другим человеком или продуктами его творческой деятельности мы получаем необ­ходимые знания.

Педагогическое общение, т.е. общение учителя с учениками, помимо уже названных целей выполняет специфические педаго­гические функции:

  • обеспечивает благоприятный эмоциональный климат, в ко­тором происходит обучение;
  • создает условия для развития интереса детей к учению и обеспечивает творческий характер учебной деятельности;
  • способствует решению воспитательных задач, которые ставит учитель, так как именно в процессе педагогического общения наиболее интенсивно происходит обмен духовными ценностями, формируется отношение ученика к миру, людям, самому себе.

Психологи выделяют различные виды общения, исходя из его целевой направленности. В деятельности же учителя наиболее значимы два из них:

межличностное общение (свободное) — общение вне деятель­ности, нацеленное на создание эмоциональной удовлетворенно­сти взаимоотношениями с окружающими;

деловое общение в процессе совместной деятельности: например, двух педагогов, обсуждающих волнующую их профессиональную проблему, или учителя с учениками на уроке во время решения трудной задачи, объяснения нового материала или опроса (при условии общей заинтересованности в результатах совместной дея­тельности).

Практика показывает, что добиться успеха в деловом взаимо­действии можно, только строя его на личностной основе, начи­ная общение с установления эмоционально благоприятных взаи­моотношений с другими людьми. Наиболее убедительно это доказывает книга Д. Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», автор которой дает множество конкретных советов, помогающих людям различных профессий решать свои деловые проблемы, развивая у себя умение располагать к себе других людей. Книга эта особенно полезна учителю, так как из-за специфики педагогической деятельности у него зачастую форми­руется в общении позиция «сверху», стремление сохранять пси­хологическую дистанцию во взаимоотношениях с учениками. Меж­ду тем достижение деловых контактов с учениками (например, взаимопонимания и взаимодействия в процессе решения конк­ретных задач обучения на уроке) значительно затруднено, если учитель не обращает внимания на межличностное общение, не создает на уроке или вне его эмоциональной общности, довери­тельных отношений с детьми. Только в такой атмосфере боль­шинство учеников, особенно застенчивых и неуверенных в себе, могут быть свободными, раскованными, максимально проявить и реализовать свои потенциальные возможности.

Поэтому культура педагогического общения основана на раз­витии у учителя общей психологической грамотности и культуры общения с людьми. Ведущим критерием при выборе педагогичес­кой профессии должна быть направленность на другого человека, интерес к его личности и умение строить отношения с людьми.

Из чего же складывается коммуникативная (от лат. соттипко — связываюсь, общаюсь) культура учителя?

В основе ее — личностные качества, ценностные ориентации, установки, проявляющиеся в отношении к людям и прежде всего ученикам, а также техника общения — владение инструментом общения: речью, мимикой, жестами, движениями, приемами воздействия на другого человека, приемами саморегуляции, со­здания рабочего творческого самочувствия.

Личностные качества учителя, проявляющиеся в общении, за­висят прежде всего от характера человека, его типологических осо­бенностей. Существуют два противоположно проявляющих себя в общении типа людей: интроверты и экстраверты. Интроверты на­правлены внутрь себя, на мир своих переживаний. У них формиру­ется свое видение мира, часто не совпадающее с реальным поло­жением вещей. Не имея возможности высказать все, что думает, так как он уверен — другие не поймут его, интроверт предпочитает остаться в мире своих переживаний, замкнуться в себе и не стре­мится к общению с людьми, тяготится контактами, предпочитает им свои книги, инструменты, коллекции.

Экстраверт, наоборот, весьма расположен к общению, это его стихия. Ему постоянно необходимо быть с кем-то, независимо от эмоционального состояния. Но контакты его зачастую поверхно­стны, непродолжительны, поэтому он часто создает о себе впе­чатление как о поверхностном, неглубоком человеке. Ему необхо­димо чаще оставаться наедине с собой, учиться быть одному, стремиться к более глубоким и устойчивым взаимоотношениям с другими людьми. Нельзя говорить о предпочтительности того или другого типа, — у каждого есть свои достоинства и проблемы. Ес­тественно, что педагогической деятельностью не рекомендуется заниматься тому, для кого постоянное общение с людьми — му­чение. К счастью, большинство людей сочетает в себе свойства как интроверта, так и экстраверта.

С типологическими особенностями связано ведущее профессио­нально-личностное качество учителя — общительность. Рассмат­ривая общительность как многослойное, комплексное качество,

B. А. Кан-Калик выделяет целый ряд составляющих его компонен­тов[139]. Вместе с тем отличительной особенностью педагогической общительности является влияние на нее эмпатии и ценностных установок учителя.

Можем ли мы назвать общительным педагога, который мало интересуется детьми, их внутренним миром, не пытается понять их и выслушать, а другого человека воспринимает как средство выразить себя, показать себя, любой разговор стремится перевес­ти на себя, стать центром коммуникации? Обратите внимание при общении с людьми, что вы предпочитаете: слушать других или говорить сами? Интересно ли вам слушать собеседника? Не появ­ляется ли желание перебить его? Умение слушать другого челове­ка, быть внимательным к нему, понимать его состояние — важ­нейшие составляющие педагогической общительности. И они появляются только там, где есть глубокий интерес к внутреннему миру ребенка, потребность в общении с ним на духовном уровне. «С болью видишь, как даже у знающих свой предмет учителей воспитание иногда превращается в ожесточенную войну только потому, что никакие духовные нити не связывают педагога и учеников, и душа ребенка — застегнутая на все пуговицы ру­башка», — пишет В. А. Сухомлинский[140].

Безусловно, общительностью не исчерпываются те личност­ные свойства, на которых базируется культура педагогического общения. Она включает и другие качества личности учителя, не­обходимые в общении: справедливость, открытость, искренность, терпимость, выдержка, самообладание, требовательность, тактич­ность... Продолжите этот список сами. Вы увидите, что в него мы можем включить лучшие человеческие качества, так как все они проявляются в общении учителя с учениками. Вы убедитесь, что культура педагогического общения аккумулирует в себе и эмоцио­нальную культуру учителя, и культуру педагогического мышле­ния, в ней проявляется жизненная концепция личности, ее отно­шение к себе и другим людям. Наконец, коммуникативная культура учителя предполагает необходимость развивать многие педагоги­ческие способности, связанные с коммуникативной деятельнос­тью педагога:

  • дидактические — умение преподносить ученикам материал доступно, ясно и понятно, вызывать интерес к нему;
  • организаторские — от них во многом зависит способность учителя наладить общение с детьми и в детском коллективе. При этом учитель не рядовой участник общения, а организатор взаи­модействия между детьми, между ними и их родителями, между педагогами и детьми. Он должен играть ведущую роль, быть иници­ативным, активным в общении, учиться управлять общением и строить его, уметь организовывать различные виды деятельности и свободное общение детей, быть способным заражать и заряжать своей энергией других;
  • перцептивные — способность проникать в эмоциональное со­стояние ученика, по внешнему виду, мимике, движениям, жес­там определять его чувства и переживания. Для этого надо изучать «язык» мимики и жестов, быть внимательным, развивать свою наблюдательность.

Мы обычно воспринимаем другого человека и объясняем его поведение поверхностно: на основе сложившихся стереотипов в восприятии и оценке других людей, или на основе отождествле­ния себя с ними. Чаще всего мы прислушиваемся к тому, что говорит человек, забывая, что существует расхождение между чув­ствами человека и тем, как он их интерпретирует. Истинное со­стояние человека, даже неосознаваемое им, проявляется на под­сознательном уровне в его жестах, движениях, мимике. «Например, ученик в школе. Вот он вперил невидящий взгляд в учительницу. Тело напряжено, посадка прямая, ноги плотно сведены. На са­мом деле ученик ничего не слышит — он отключился от учитель­ницы и бессознательно использует защитную технику: "Я весь внимание".

А вот другой ученик. Он наклонился вперед, сидит на краешке стула, склонив голову набок и оперев ее на руки, — он действи­тельно слушает. Жест "рука у щеки" означает, что человек над чем-то задумался, о чем-то размышляет»[141]. 50% информации о че­ловеке несут жесты и мимика — утверждают специалисты. И если мы хотим научиться понимать другого, надо развивать способ­ность улавливать мгновенные реакции человека, уметь их «читать».

Микропрактикум. Находясь в транспорте, незаметно пригляди­тесь к чьему-либо лицу. Попытайтесь вообразить изучаемое лицо улыбаю­щимся, опечаленным... испуганным... насмешливым... гневным... полным нежности... Попробуйте представить те чувства, эмоции, которые испы­тывает этот человек в данный момент. Будьте осторожны и неназойливы.

Не менее значимы для успешного педагогического взаимодей­ствия экспрессивные способности учителя — способность к адек­ватной передаче своих мыслей и чувств с помощью речи, мими­ки, жеста и движений.

Практика показывает, что большинство молодых учителей, начинающих педагогическую деятельность, приходят в школу с гуманистическими ценностными установками, позитивным от­ношением к детям, исполнены самыми благими намерениями. Но, к сожалению, не всегда эти намерения и ценности переводятся в действие, во взаимоотношения с учениками. Что им мешает? Преж­де всего неразвитость техники и средств общения: речи и жеста, движений, мимики, а также незнание способов и приемов взаи­модействия с детьми. Необходимы долгая и упорная тренировка, постоянная работа над собой, чтобы овладеть этими средствами и способами.

Итак, развитие коммуникативных способностей учителя идет параллельно с развитием всех других педагогических способностей.

Культура общения учителя целостно проявляется в индиви­дуальном стиле его взаимодействия с детьми. В. А. Кан-Калик рас­сматривает стиль общения как «индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педа­гога и обучающихся»[142]. В стиле общения находят выражение: осо­бенности коммуникативных возможностей учителя; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творче­ская индивидуальность педагога; особенности ученического кол­лектива.

Каждому учителю присущ свой стиль общения. Вместе с тем имеется нечто общее во взаимодействии педагогов с детьми, что позволяет типизировать, классифицировать существующие стили педагогического общения.

Наиболее часто стиль общения определяют на основе стиля руководства, т.е. по тому, как ведет себя человек в роли руково­дителя в процессе совместной деятельности.

Существует три основных стиля руководства: авторитарный, демократичный, либеральный. Познакомимся с краткой характе­ристикой данных стилей, представленной авторами учебного по­собия «Основы педагогического мастерства» под ред. И. А.Зязюна (М., 1989).

Авторитарный стиль характеризуется тем, что учитель едино­лично определяет направление деятельности группы, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу учащихся. Основные формы взаимодействия — приказ, указание, инструкция, выговор. Даже редкая благодарность звучит как ко­манда, а то и как оскорбление: «Ты хорошо сегодня ответил. Не ожидал от тебя такого». Обнаружив ошибку, такой учитель высме­ивает виновного, чаще всего не объясняя, как ее можно испра­вить. В его отсутствие работа замедляется, а то и вовсе прекраща­ется. Учитель лаконичен, у него преобладает начальственный тон, нетерпение к возражениям.

Авторитарность в общении многолика, она искусно маскируется и может проявляться как скрытая, порождающая насилие изнутри.

Демократичный стиль проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива. Учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого, подключает всех к активному участию в обсуждении хода работы; видит свою задачу не только в контроле и координации, но и в воспитании; каждый ученик поощряется, у него появляется уверенность в себе, развивается самоуправле­ние. Демократичный учитель старается наиболее оптимально рас­пределить нагрузки, учитывая индивидуальные склонности и спо­собности каждого, поощряет активность, развивает инициативу. Основные способности общения у такого учителя — просьба, со­вет, информация.

Либеральный стиль — анархический, попустительский. Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет ак­тивности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим, подчас противоречивым влияниям. Фактически самоуст­раняется от ответственности за происходящее. Об авторитете тут не может быть и речи.

Разнообразные проявления данных стилей руководства можно представить на основе выделенных В. А. Кан-Каликом стилей пе­дагогического общения:

Авторитарный — общение-дистанция; общение-устрашение.

Демократичный — общение на основе увлеченности совмест­ной творческой деятельностью; общение на основе дружеского расположения; общение-диалог.

Либеральный — общение-заигрывание, общение-самоустранение.

Какой из стилей общения вам больше импонирует? Очевидно, демократичный? Какой из них вы считаете наихудшим? Учителя с каким стилем общения вам чаще встречались в школе? А теперь попробуйте определить на основе данных характеристик свой стиль общения во время совместной работы в группе, при организации какой-либо деятельности.

Может ли человек изменить свой стиль общения, если он не удовлетворяет окружающих и его самого? Безусловно. Конечно, не полностью (невозможно изменить свои типологические осо­бенности), но во многом стиль общения вырабатывается челове­ком, если он осмысленно относится к общению с другими людь­ми и постоянно работает над развитием своей коммуникативной культуры.

И не надо ждать того времени, когда вы попадете в школу. «Начинать разумную перестройку общения надо с себя и своего ближайшего окружения: семьи, друзей, знакомого», — советует психолог А. Б. Добрович[143].

Заповеди общения. Прислушайтесь к мудрым советам, которые помогут вам сегодня и в будущем улучшить ваши взаимоотноше­ния с окружающими людьми и учениками.

  1. Отношения с людьми — главное в любой деятельности, а тем более педагогической. Все ваши знания и идеи останутся невостребованными, если дети не потянутся к вам душой, серд­цем. Думайте над своими взаимоотношениями с окружающими людьми, стройте их на взаимопонимании и доверии.
  2. Общаясь с человеком, никогда не зацикливайтесь на дости­жении ваших конкретных целей и задач. Стройте общение с людь­ми не «от себя», а «от них». Будучи учителем, не превращайтесь в чиновника, для которо­го программа, план урока — главное, не забывайте, что ребенок, его интересы, стремления, его настоящее и будущее — вот смысл вашей работы.
  3. Учитесь видеть в каждом человеке, ребенке то, что выгодно отличает его от других, ту «изюминку», которая делает его уни­кальным, неповторимым. Помните, что каждый из нас — уника­лен, и к каждому необходим свой подход. Помогите воспитанни­ку увидеть свои возможности и развить их в себе, чаще демонстрируйте ваше уважение к его достоинствам.
  4. Приходя к человеку, оставьте свои проблемы, амбиции, сло­жившиеся стереотипы. Общайтесь с ним, а не с его официальным статусом, возрастом, своими представлениями о нем. Потребность в равенстве присуща всем, а тем более детям. Вступая в контакт с детьми, не стройте с ними общение «по вертикали», сверху вниз. Чаще вспоминайте слова Я. Корчака:

«Вы говорите:

Дети меня утомляют.

Вы правы.

Вы поясняете:

Надо опускаться до их понятий.

Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься.

Ошибаетесь.

Не от этого мы устаем. А от того,

Что надо подниматься до их чувств.

Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться.

Чтобы не обидеть»[144].

  1. Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами других людей. Анализируйте, как вы вели себя во время общения с ними, стреми­тесь поставить себя на место того человека, с которым общаетесь, почувствовать.
  2. Развивайте свою коммуникативную память, это поможет вам быстро восстанавливать предыдущую ситуацию общения, воспро­изводить ее эмоциональную атмосферу, расставлять верные ак­центы, точно определять те или иные психологические ходы. Ста­райтесь сразу запоминать внешние особенности людей, их имена. Помните слова Д. Карнеги: «Имя человека — самый сладостный для него звук».
  3. Чаще улыбайтесь людям. Улыбка располагает к вам окружаю­щих людей, создает благоприятный эмоциональный настрой, вызывает у других стремление общаться с вами.
  4. Старайтесь при любой возможности чаще вступать в контакт с детьми: в школе, на улице, у знакомых. Искренне интересуйтесь тем, чем заняты дети, что их волнует. Старайтесь заинтересовать их общением с вами.
  5. Развивайте ваш внутренний духовный мир, ваши таланты и способности. Помните, что творческая, духовно богатая личность всегда привлекает других людей, магнетически притягивает к себе, особенно когда все это сопрягается с чуткостью, способностью понимать и ценить окружающих.

Американские психологи Дж. Маккроски, В. Ричмонд и другие выделили 22 эмоциональные модели общения и показали, что положительное влияние на эффективность обучения оказывают следующие фразы учителя:

«Попробуй, тебе это покажется интересным и понравится»; «Это хорошая практика».

«Тебе это пригодится в жизни»; «Это подготовит тебя к по­ступлению в институт»; «Это поможет тебе сдать выпускной экза­мен».

«Ты будешь чувствовать себя хорошо, если сделаешь это»; «Луч­ше тебя с этой работой никто не справится»; «Ты хорошо умеешь это делать»; «Ты в этом силен, потому что ты способен».

«Я должен знать, как хорошо ты это понимаешь»; «Я должен увидеть, как хорошо я тебя научил»; «Я должен убедиться в том, как ты это делаешь».

Один из самых авторитетных специалистов в области челове­ческих взаимоотношений Д. Карнеги выработал 12 правил, со­блюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения:

1. Единственный способ одержать верх в споре — это уклонить­ся от него.

2. Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника. Никог­да не говорите человеку, что он не прав.

3. Если вы не правы, признайте это быстро и решительно.

4. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.

5. Заставьте собеседника сразу же ответить вам «да».

6. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.

7. Пусть ваш собеседник считает, что данная мысль принадле­жит именно ему.

8. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения ваше­го собеседника.

9. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других.

10. Взывайте к более благородным мотивам.

11. Драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно.

12. Бросайте вызов, задевайте за живое.

А вот что рекомендует Д. Карнеги тем, кто хочет понравиться людям:

· Искренне интересуйтесь другими людьми.

· Улыбайтесь.

· Помните, что имя человека — это самый сладостный и са­мый важный для него звук на любом языке.

· Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самом себе.

· Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

· Внушайте вашему собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне.

Принципы отношений с детьми (сформулированы Г.Л.Лэндрет).

  • Я не всезнайка. Поэтому я и не буду пытаться быть им.
  • Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт любящим детям.
  • Я хочу больше принимать в себе ребенка. Поэтому я с интере­сом и благоговением позволю детям освещать мой мир.
  • Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям учить меня.
  • Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий. Поэтому я объединю свои усилия с усилия­ми ребенка.
  • Иногда мне нужно убежище. Поэтому я дам убежище детям.
  • Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.
  • Я делаю ошибки. Они свидетельствуют о том, каков Я — че­ловечный и склонный ошибаться. Поэтому я буду терпелив к че­ловеческой сущности ребенка.
  • Я реагирую эмоционально и выразительно на мир собствен­ной реальности. Поэтому я постараюсь ослабить свою хватку и войти в мир ребенка.
  • Приятно чувствовать себя начальником и знать ответы на все вопросы. Поэтому мне понадобится много работать над тем, что­бы защитить от себя детей.
  • Я — это я, и тем полнее, чем в большей безопасности я себя чувствую. Поэтому я буду последователен во взаимодействии с детьми.
  • Я — единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка.
  • Я научился почти всему, что я знаю, на собственном опыте. Поэтому я позволю детям приобретать собственный опыт.
  • Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя. Поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самости у ребенка.
  • Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарования и стрессы ребенка исчезли. Поэтому я буду стараться смягчать удар.
  • Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прика­саться к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)