АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Архитектурное эскизнрование

Читайте также:
  1. АРХИТЕКТУРНАЯ ГРАФИКА И АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
  2. Архитектурное выражение, архитектурный язык – ключевые компоненты архитектуры. Понятия.

Эскиз — изобразительная форма проектного поиска, которая в большин­стве случаев исполняется автором от руки.

Качество поиска проектной идеи имеет огромное значение. Художник, график, скульптор оперируют «иллюзи­ями» рисунка, живописи, пластики, реа­лизация которых на бумаге, холсте, в скульптурном материале и есть художе­ственная практика. Архитектор опери­рует «иллюзиями» графики лишь в про­цессе проектирования. В дальнейшем эти «иллюзии» должны материализо­ваться в объект со сложной конструк­тивной структурой, предназначенный для жизнедеятельности людей,

Сложность социальной, культурной, функциональной, этической функций архитектурного объекта налагает на зод­чего большую ответственность. От каче­ства и глубины поиска (эскизирования) зависит в конечном итоге качество реа­лизованного объекта. Вполне очевидно, что эскизнрование — это процесс, про-



Часть I. Средства изображения и виды архитектурная графики


 


гнозирующий черты будущего сооруже­ния. Организация этого процесса зави­сит от индивидуальных творческих осо­бенностей архитектора, традиций про­фессиональной среды и архитектурной школы, и которой формировалась лич­ность зодчего,

Для каждого профессионала осново­полагающая роль эскиза в проектирова­нии очевидна, однако взгляды на значе­ние и изобразительные формы эскизи­рования расходятся. Одни считают, что без графического эскизирования проек­тирование невозможно. Другие отрица­ют необходимость эскиза, считают, что образ проектируемого объекта формиру­ется мысленно, складывается в фанта­зии автора в виде зрительных образов, Третьи утверждают, что поиск должен происходить исключительно в процессе объемного моделирования, а графичес­кий эскиз имеет чисто подсобное значе­ние. Наконец, в эпоху широкого исполь­зования ЭВМ, по мнению многих специ­алистов, поиск альтернативных решений в градостроительстве, объемном индуст­риальном проектировании может поми­мо зрительных образов выражаться в цифровых и знаковых кодах. Можно с уверенностью утверждать, что такая раз­ность мнений объясняется как особен­ностями современного проектирования, так и специфическими особенностями типов мышления каждой отдельной личности. Известно, что одни люди в силу своих способностей склонны к конкретному, образному мышлению. Та­ким людям свойственно совершенство­вать свои замыслы в графическом обра­зе и изображение объекта в этом случае играет роль катализатора. С его помо­щью зрительные образы, возникающие в воображении архитектора, конкретизи­руются, уточняются, претерпевают из­менения. Изображение оказывает обрат­ное воздействие на образы памяти, до­полняет их, трансформируясь на бумаге. Происходит последовательное каче­ственное изменение образа будущего объекта.


Личности, склонные к абстрагиро­ванному мышлению, отражают свои фантазии в более отвлеченных по фор­ме объемных моделях или цифровых кодах. Если оставить в стороне сложную работу над математической моделью, то у таких людей совершенствование за­мыслов происходит с помощью макета, Сам процесс макетирования, условность его приемов влияет на характер формы, геометризирует, сообщает ей особые пластические качества. Макетирование так же, как и графика, воздействует на мышление, совершенствует образы па­мяти, сообщает им новые признаки. Од­нако в макетировании трудно добиться эффектов, адекватных графике, что при­дает этому процессу неповторимую ок­раску. Многие зодчие применяют чере­дование приемов графического и объем­ного моделирования. В итоге сравнения одновременного применения графики и макетирования получаются интересней­шие эффекты, позволяющие осмыслить будущий объект более полно и убеди­тельно (рис. 19).

Наконец, есть небольшая категория творчески одаренных людей, у которых настолько развита зрительная, образная память, что им не составляет труда со­вершенствовать своп замыслы мыслен­но. Имеются примеры эффективной ра­боты ряда зодчих, которые никогда не используют эскиз, а работают сразу на­бело, на чертеже. Проследить методику поиска идей в этом случае чрезвычайно трудно, но эффект такого метода очеви­ден. Однако, как бы ни отличались ме­тоды и приемы работы над совершен­ствованием идеи архитектурного замыс­ла, многовековая практика работы архи­тектора дает право утверждать, что большая часть зодчих начинает проекти­рование с эскиза. Эскиз является обще­принятой формой поиска контуров об­раза при исполнении любого проектно­го задания. Эскиз, как профессиональ­ный термин, присутствует в языковом словаре архитекторов Европы, Америки, Азии и др. континентов. В разных стра-



17 U

$ о

Г В

•8


 

To с

Z

 


 


 


S


60 ___________ Часть I. Средства изображения и виды архитектурной /рафики


нах условия проектной практики имеют свои особенности и. специфические раз­личия, но несмотря на это, когда идет профессиональный разговор об эскизи-ровании, все архитекторы легко понима­ют друг друга. Более того, каждому спе­циалисту понятно, что эскизирование — сложный процесс, развитие которого предполагает разную сложность эскиза на различных этапах поиска идеи. На­чальные стадии эскизирования отлича­ются по своим задачам и формам графи­ческого исполнения от углубленного эс­кизирования на средних и конечных стадиях поисковой работы. В российс­кой архитектурной практике принята следующая классификация эскиза: «эс­киз-идея* — поиск основных контуров образа проектируемого объекта; «фор-ЭСКИЗ» — углубленная эскизная разра­ботка идеи объекта; «рабочий эскиз* — эскизная разработка состава проекта, эс­кизы проектных чертежей.

Ниже рассмотрим особенности каж­дой из форм поиска архитектурного за­мысла,

Эскиз-идея. Эскизирование есть творческий поиск, в процессе которого зодчий постепенно уточняет, углубляет, дополняет образ архитектурной темы. Первоначальный образ — расплывчатое, нечеткое представление архитектурного объекта, отражающее лишь общие кон­туры идеи. Содержание образа настоль­ко обобщено, что может быть выражено изображением — знаком. Изобразитель­ная лаконичность знака выражается и в его относительно небольшой величине, и в условном изображении лишь общих черт объекта, напоминающем иероглиф. Такая элементарность изображения ес­тественна, ибо, как показывает многове­ковая изобразительная практика челове­ка, последовательная конкретизация зрительных образов происходит посте­пенно. Сначала уточнение зрительного образа отражается в небольших по раз­меру рисованных криптограммах — иероглифах, а затем во вес более укруп­няющихся и уточняющихся рисунках,


обрастающих по мере развития полноты образа все большим количеством дета­лей. Также последовательно изменяется, конкретизируется и форма изображе­ния. Примером тому может служить ряд эскизов Ле Корбюзье к проекту капел­лы в Роншане (рис, 20), Мы не можем с уверенностью утверждать, в какой пос­ледовательности автор делал свои эски­зы, но постепенное возрастание полноты и содержательности образа капеллы по­буждает расположить их в следующем порядке:

Рис. 20, 1 — первоначальная идея композиционного взаимодействия объе­ма здания и окружающего пейзажа. Рас­плывчатое представление образа соору­жения выражено в виде темного сгустка кривых линий. Пейзаж обозначен кон­туром холма и несколькими зигзагооб­разными прерывистыми линиями, отра­жающими складки рельефа и дорогу, Эскиз снабжен характерными для Ле Корбюзье шрифтовыми пояснениями.

Рис. 20, 2 — дальнейшее развитие образа капеллы отражено в серии из че­тырех эскизов, где автор как бы после­довательно проворачивает здание, уточ­няет его пластический рисунок. Чет­кость представления еще настолько рас­плывчатая, что контур капеллы ясно обозначен лишь в среднем ортогональ­ном изображении южного фасада зда­ния, В верхнем и нижнем эскизах автор уточняет фрагменты объема, не обращая внимания на контурную четкость изоб­ражения. Сравнительно ясно изображен лишь вариант завершения колокольни (левый нижний рисунок). Характерно, что там, где автору необходим показ глубины портиков западного и южного фасадов, им применяются перспектив­ные ракурсы или утрированное пересе­чение рельефа основания с землей. Рас­плывчатость авторского видения конту­ров сооружения вызывает и нечеткость изобразительной техники. Линии, обо­значающие контур, — кривые, прерыви­стые, со сгустками в местах неоднократ­ного наложения штриха на штрих. Та-


Рис. 20. fit Kopfi^SM - ряд SCjqoOB, уточняющих пластику образа капеллы в Роншаис


62 ___________ Часть I. Средства изображения и

кая внешняя некрасивость рисунка есте­ственна, ибо она отражает истинное со­стояние четкости представлений автора.

Рис. 20, 3 — серия эскизов четырех фасадов капеллы — иллюстрация после­довательной конкретизации образа зда­ния. Основные контуры объема уже ре­шены, что ясно видно в изображении каждого из четырех фасадов. Несмотря на характерные для рисунка Ле Корбю­зье прерывистые линии контура, не­брежную штриховку затененных повер­хностей, пластика объема здания вос­принимается четко и выразительно. Гра­фика этой серии эскизов, по сравнению с предыдущими, показывает, насколько уточнилось представление автора 0 бу­дущем объекте. Линейный рисунок очи­стился от сгустков и пятен, стал более информативным и ясным. Ясность изоб­разительной формы эскиза указывает на то, что общие контуры идеи оформи­лись, их можно развивать и уточнять дальше на стадии фор-эскиза.

Фор-эскиз. Если поисковая разра­ботка идеи есть лишь определение об­щих контуров образа, то цель фор-эски­зов — определение всех параметров объекта, необходимых для его проект­ной разработки. У разных архитекторов этот процесс занимает не одинаковое по продолжительности время, строится по сугубо индивидуальной схеме, однако в подавляющем большинстве случаев на стадии фор-эскиза происходит каче­ственное уточнение замысла. Если идея объекта не сформировалась окончатель­но, то в фор-эскизах происходит поиск ее вариантов. Изобразительное выявле­ние альтернативной вариантности обыч­но свойственно творческим личностям, для которых формирование замыслов происходит не мысленно, а в графике. В этом случае автор уточняет свои пред­ставления в изображении, последова­тельно внося в них коррективы до тех пор, пока эскиз не достигнет требуемого качества. Примером такой работы явля­ется творчество Георгия Голыш. В серии фор-эскизов к проекту здания панорамы


\ды архитектурной графики __________________

обороны Сталинграда заметно, насколь­ко меняются пропорции, детали соору­жения, не нарушая в то же время общих границ принятой ранее идеи (рис. 21, 1). Показательно, что в итоге проект соеди­нил в себе черты найденных ранее вари­антов (рис. 21, 2). Техника исполнения этой серии эскизов — угольная палочка. Мягкость контуров и тушевки точно ха­рактеризует форму, ее материал и осве­щенность. Обобщенная детализация формы достаточна для показа общей структуры объекта, его общего пропор­ционального строя. По мере уточнения авторских замыслов уточняется их изоб­разительная трактовка. Один и тот же материал изображения (в данном случае уголь) может, в зависимости от надоб­ности, выражать разную степень конк­ретности замысла. Так, в серии эскизов Георгия Гольца к конкурсному проекту театра Мейерхольда происходит замет­ное изменение полноты фафического языка (рис. 21, 3). Если в верхнем эски­зе контуры сооружения лишь обозначе­ны толстыми, рыхлыми линиями и штрихами, то в среднем и нижнем эски­зах границы формы, детали сооружения обрисовываются все более точно и чет­ко. Угольная линия, подчиняясь возрас­тающей конкретности авторских пред­ставлений, становится все более точной и четкой, детали формы выявляются тщательнее с применением тушевки, светотеневой проработки поверхностей объекта.

Специфика графического исполне­ния фор-эскиза состоит в том, что авто­ру эскизпрования необходимо понима­ние различия целей — исполнения эски­за-идеи как поиска идей проектной темы, и целей развития этих идей в фор-эскнзах. Само понятие «развитие идеи» предполагает более высокую сте­пень конкретности изображения в фор-эскизе. Суть этой конкретности не в формальном применении сравнительно сложной и доказательной графической техники, а в более полной и информа­тивной изобразительной конкретизации


 


Рис. 21. Георгий Гольц - эскнаы к проекту панорамы в Сталинграде (I); Фасад панорамы со стороны Волга (2); Эски­зы к проекту театра Меерхояыа (3)



Часть I. Средства изображении и виды архитектурной графики


 



 


>


 



 


Prtc. 22. План Лешшдов - эскн:ш. угочмиюмшс пластичес­кий образ комплекса бдаев к проекту Нарпжтяжщюма (конкурс 1934—1936 (т.)

представлений о деталях объекта, его окружении и т. д. Чем конкретнее ста­новится замысел, тем яснее и полнее избираются средства для его изображе­ния. Умение критически оценивать соб­ственные фор-эскизы, понимание при­емов их изобразительного совершен­ствования есть суть уяснения роли фор-эскиза в проектировании. Такое положе­ние достигается только при постоянном жестком самоконтроле за всеми этапами эскизнрованпя и приемами их испод пе­ния. Постепенно приобретается четкое понимание ритма проектного поиска, работа над фор-зскизом становился ба­зой для следующей стадии эскизирова-ния — подготовки к рабочему эскизу.


Глава 5. Виды архитектурной графики __________ 65

Рабочий эскиз. Цель такого эскизи-рования — выяснение композиции про­ектного чертежа или комплекса проект­ных чертежей. Рабочий эскиз является подсобной графикой, выявляющей не только параметры проектируемого объекта, но и особенности его изображе­ния в чертежной графике. Этот вид эс-кизирования редко попадает на глаза постороннего зрителя, так как архитек­тор производит разметку чертежей в не­брежных набросках и затем, после уяс­нения требуемых вопросов, уничтожает их. В архитектурной практике известны две разновидности рабочего эскиза.

Первая разновидность рабочего эс­киза — эскизный чертеж с изображени­ем, выполненным от руки или с помо­щью чертежных инструментов, с учетом масштаба изображения или без таково­го. Примером могут служить эскизные чертежи архитекторов разных поколе­ний, мастеров русской и европейской архитектуры е На рис, 23 представлены эскизные чертежи разных авторов — представителей разного времени, разных творческих течений. Задачи и изобрази­тельная форма эскизного чертежа не ме­няются, находятся как бы вне времени. Такое парадоксальное явление объясня­ется тем, что авторы чертежа преследо­вали аналогичные цели, применяли близкие по выразительности графичес­кие приемы. Для эскизного чертежа ха­рактерны: разметка осей изображаемых пропорций здания, применение толстых линий обводки, отображение лишь са­мых характерных очертаний объекта (без лишних деталей и подробностей) и т. д. Опытные архитекторы всегда стре­мились к оптимальной организации сво­его труда. Чтобы проверить основные композиционные параметры объекта, из­бежать ошибок в работе над проектным чертежом, необходима эскизная провер­ка его композиции. Предварительная разметка проекций здания в рабочем эс­кизе почти всегда сопровождается нара­боткой узловых деталей формы. Изобра­жаются и разрабатываются только тс




к


/i ц»..'1,—;—Т-——



 


Рис 23. Джакомо Кнарпни - рабочий эскна сольской усадьбы (1): Франк Л- Рант - рабочий эскиз загородной аиллы (2): Фитшрафня лдаиия (3)


Глава 5, Виды архитектурной графики __________________________________________ 67


узлы и детали, уточнение которых инте­ресует автора.

Методика работы над рабочим эски­зом усваивается на начальных этапах обучения. Отличие учебного рабочего эскиза от аналогичной работы на прак­тике состоит в том, что в обучении каж­дый этап проектирования совмещает в себе несколько задач. Учащийся в рабо­те над рабочим эскизом, кроме выясне­ния композиции проектного чертежа, в большей степени, чем практикующий архитектор, обращает внимание на раз­работку всех проекций сооружения. В этом случае рабочий эскиз является раз­вернутой и полной репетицией учебно­го проекта. Разница с окончательным вариантом проекта состоит в том, что все проекции объекта размечены в мас­штабе карандашом, а затем выполнены в свободной эскизной графике, отражаю­щей лишь основную идею замысла. Если на начальных этапах обучения учебный проект состоит из 1—2 листов и рабочий эскиз выполняется также на 1-2 листах, то на старших курсах объем проектного задания возрастает. Расши­ренный состав проекта, выполненного на нескольких листах, составляющих единую композицию, требует эскизной проверки. Аналогичная работа проделы-вается и архитекторами-практиками в том случае, когда состав проекта вклю­чает несколько демонстрационных чер­тежей.

Вторая разновидность рабочего эс­киза — рабочая схема проектной экспо-зщш. В работе архитектора наступает момент, когда необходимо решить, какое количество чертежей достаточно для раскрытия идеи проектного замысла. Количество чертежей зависит от объема проектной работы, уровня культурной подготовки заказчика. Принятое реше­ние определяет объем и содержание эк­спозиции, состоящей из нескольких чер­тежей. Идея демонстрации проекта фор­мируется в процессе графического эски-зирования и выполняется в линейной [•рафике в виде лаконичных схем-на-


бросков. Такая схема сохраняется толь­ко до окончания процесса разметки чер­тежей и затем уничтожается. Архитекто­ры не любят выставлять на обозрение посторонних продукты своей професси­ональной кухни. Именно по этим при­чинам эскизные схемы проектной экспо­зиции никогда не публикуются, что зат­рудняет объективную оценку их целей и качества. Между тем этот вид эскизиро-вания определяет существо проектного замысла, отражая профессиональные позиции автора. На уровне схемы экспо­зиции решается, какая из проекций объекта является центральной, а какая лишь выясняет основную идею. В про­цессе этой работы определяется и гра­фическая манера подачи проекта. Архи­тектор в работе над эскизной схемой преследует вполне определенные цели, которые при их графической фиксации неминуемо претерпевают изменения, трансформируются. Очень часто лако­ничная [рафика эскизной схемы подска­зывает, как должен быть оформлен про­ектный замысел, что должно быть глав­ным, а что второстепенным. На рис. 67 показаны варианты схемы экспозиции конкурсного проекта общежития МАр-хИ, курсового проекта реставрации ис­торического здания. На представленных схемах можно проследить изменение за­мысла авторов.

В верхней схеме центральное место занимает разрез здания, основная идея композиции — раскрытие внутреннего пространства музея. В нижней (оконча­тельной) схеме основное внимание зри­теля обращено на пластику объема зда­ния, выразительность его геометричес­ких очертаний. Образ зданий последова­тельно раскрывается в ряде чертежей, фотографий с макетов, воспринимается с разных точек зрения и дистанций уда­ленности. После окончательного уточне­ния состава экспозиции следует работа над рабочими эскизами основных проек­тных чертежей. Разработка таких эски­зов в наше время ведется на листах кальки в размер чертежного листа. Тех-


68


Часть 1. Средства изображения и виды архитектурной графики


 


ника исполнения самая разнообразная —угольная палочка, мягкий грифель, па­стель, рапидограф с толстой иглой или фломастер с широким фетром. Цель и задачи такого рабочего эскиза изложены в предыдущем разделе.

В обучении схема проектной экспо­зиции используется для определения композиции состава учебного проекта. На старших курсах архитектурной шко­лы приемы исполнения учебного проек­та приближаются или почти полностью соответствуют аналогичным приемам работы практикующего архитектора. Разница состоит лишь в том, что в учеб­ном проектировании подход к решению творческой задачи свободней, с меньшей степенью ориентации на бытующую в практике манеру оформления проекта. Одна из важнейших причин непродук­тивного эскизирования в том, что уча­щийся в общении с педагогом не может доказательно изложить свой замысел, объяснить педагогу, к чему он стремит­ся. Как только приобретается способ­ность более или менее толково офор­мить проектную идею, появляется воз­можность взаимного общения ученика и педагога. И здесь первостепенную важ­ность приобретает уже не изобразитель­ная форма изложения эскиза, а последо­вательность формирования проектного замысла. Трудность эскизирования со­стоит также и в том, что учащийся дли­тельное время не различает разницу в последовательности задач поиска идеи, ее совершенствования в фор-эскизе и дальнейшей разработки в рабочем эски­зе. Ясна только цель поиска, и потому задачи эскизирования на его различных этапах смешиваются, поиск идеи растя­гивается почти до окончания срока учебного задания. В результате времени на окончательную разработку и оформ­ление проекта не остается.

Единственно правильной методикой исполнения учебного задания является предусмотренный календарным планом конкретный срок работы над каждым этапом проекта с фиксацией его начала


и конца и последующей оценкой. Толь­ко заданный ритм исполнения учебного задания может привить способность са­мостоятельной иостадийной организа­ции процесса проектирования, созна­тельной критической оценки каждого этапа своих действий. Научиться искать и развивать свою проектную идею — главная задача любого архитектора.

3. Требования к технике исполнения эскизов

Работа над эскизом составляет суще­ственную часть процесса проектирова­ния. От того, насколько эффективно ар­хитектор эскпзирует, зависит конечный результат его труда.

Показательно, что каждый архитек­тор со временем вырабатывает свои лич­ные приемы эскизирования, формирует индивидуальный почерк эскиза. Однако, несмотря на правомерность индивиду­альной манеры эскизирования, в учеб­ной работе над каждой разновидностью эскиза можно ориентироваться на ис-полиегте следующих аиробкринадалш. приемов.

В работе над эскизом-идеей, когда представления объекта еще очень некон­кретны и расплывчаты, целесообразно применять простые и автоматические карандаши с мягкими грифелями, уголь и угольные стержни, сангину, фломасте­ры с толстым фетром. Именно с помо­щью этих инструментов легче найти первые еще не очень конкретные конту­ры образа будущего сооружения. Удоб­но эскизировать на небольших листах эскизной бумаги стандартных размеров (в 1/8; 1/6 формата стандартного чер­тежного листа), которые можно разло­жить рядами и сопоставить полученные результаты. Можно экекпзнровать и на больших форматах бумаги (в 1/2; 1/4; 1/6 стандартного формата чертежного листа), когда на одной изобразительной плоскости умещается множество эски­зов, что очень удобно для их соиостаи-ления.


В работе над фор-эскизом, когда композиционные и пластические пара­метры образа в общих чертах определи­лись, целесообразно применять инстру­менты, с помощью которых можно по­лучить качественное линейное изобра­жение - ран и до графы, фломастеры с тонким фетром, микрографы. Это не ис­ключает работы над фор-эскизом с при­менением угля, сангины, толстого гри­феля. Линейная графика настолько кон­кретна, что с ее помощью легче обозна­чить эскизные контуры фасадов, планов, перспективных рисунков, раскрываю­щих картину пластических, конструк­тивных и композиционных особеннос­тей объекта. В соответствии с характе­ром применяемых инструментов для этой стадии эскизирования использует­ся особая бумага — с гладкой мелкофак­турной поверхностью (ватман, калька, миллиметровка и т. д.).

В разработке рабочего эскиза, для графики эскизных чертежей, эскизов проектной экспозиции применяются ин­струменты, с помощью которых можно получить огрублен но выразительное изображение ■- карандаши простые и автоматические с мягкими грифелями, фломастеры со средними и толстыми


Тлппа о. Архитектурный чертеж ____________ 69

фетрами, рапидографы с толстой иглой (О, 5; 0, 7; 0, 8 мм). Использование этих инструментов делает эскизную графику легкой для восприятия, выразительной, легкочитае-мой. В соответствии с харак­тером инструмента избирается и бумага соответствующего качества. Для флома­стеров и карандашей с толстыми грифе­лями, угля и сангины можно использо­вать любую бумагу. Для использования рапидографов применяется бумага с гладкой поверхностью.

Необходимо учесть, что эскизиро-ва-ние требует большой самоотдачи, пре­дельного напряжения и собранности. Поэтому на каждой стадии эскизирова­ния следует стремиться к максимальной выразительности любой эскизной про­бы. Нельзя рассчитывать на правку эс­киза, на его последующую качественную доработку. Наибольшая ценность эскиз-пых проб — в непосредственном изобра­зительном отражении авторских замыс­лов, которые должны быть исполнены сразу набело. Качественное эскизирова-иие характерно для такого состояния автора, когда мысли выражаются с наи­большей свободой и активностью, когда авторская фантазия раскована и беском-промисна.


ГЛАВА 6. АРХИТЕКТУРНЫЙ ЧЕРТЕЖ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ ПРОЕКТНОГО ЗАМЫСЛА


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.)