АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

АРХИТЕКТУРНАЯ ГРАФИКА И АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Читайте также:
  1. V2: Компьютерная графика.
  2. Архитектурная фантазия как стимулятор творческого воображения, инструмент прогнозирования проектной идеи
  3. Архитектурное выражение, архитектурный язык – ключевые компоненты архитектуры. Понятия.
  4. Архитектурное эскизнрование
  5. Ассимптоты графика: вертика, гор, накл. Геом смысл накл ассимптоты.
  6. Б.З Растровая графика
  7. Векторная графика
  8. Вольт-амперная характеристика диода с пояснениями (две части графика)
  9. Вольт-амперная характеристика диода, с пояснениями (две части графика)
  10. Вопрос 3) Проектирование целей в процессе профессионального обучения
  11. Выбор и проектирование информационных структур

ГЛАВА 8. РОЛЬ АРХИТЕКТУРНОЙ ГРАФИКИ В РЕАЛЬНОМ И УЧЕБНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ


1. Поэтапное исполнение процесса проектирования

Архитектурная графика в реальном проектировании и обучении является рабочим аппаратом проектирования. Именно с этих позиций следует рас­сматривать комплекс любых графичес­ких приемов, так как практическая эф­фективность каждого из них определя­ется ценностью применения в процессе проектирования. За последние десятиле­тия рядом авторов исследовано содер­жания проектного процесса в деятельно­сти архитектора, причем каждый иссле­дователь рассматривает одну или не­сколько граней этого сложного явления [9, 23, 29], редко обращая внимание на заметную роль архитектурной графики в реализации проектных идей [27, 33]. Однако особый интерес представляет именно изобразительное отражение идей зодчего в графике на разных ста­диях совершенствования проектного за­мысла. Чтобы понять специфический язык архитектурной графики на разных стадиях проектной работы, следует рас­смотреть содержание проектного про­цесса, цели и задачи каждого из его эта­пов.

Показанная на рис. 38 схема являет­ся обобщением умонастроений, сложив­шихся мнений ряда архитекторов, педа­гогов, психологов, которые, несмотря па некоторые различия во взглядах, все же считают, что процесс проектирования осуществляется в определенной логи­ческой последовательности, т. с. поэтап­но. В соответствии с представленной схемой эти этапы можно охарактеризо­вать следующим образом.


Ориентировка — первый этап. В этот период ведется подготовительная работа, предшествующая проектирова­нию. Происходит знакомство с требова­ниями, предъявляемы л: и к будущему объекту, его местом в окружающей сре­де. Подбирается необходимый для рабо­ты литературный материал, нормативы и каталоги. Складывается общее впечат­ление о характере объекта, его содержа­нии и функции. Как только сформиро­вались представления о вопросах, свя­занных с объектом проектирования, по­являются первичные расплывчатые кон­туры его образа. В это время исполня­ются простейшие графические схемы участка застройки и его окружения, не­обходимые для последующей работы с эскизом.

Поиск — второй этан. На этом этапе последовательно дополняются, расши­ряются, конкретизируются представле­ния автора о будущем объекте. Подавля­ющее большинство архитекторов выра­жает свои поиски на бумаге в виде эс­кизов, причем каждой стадии поиска со­ответствуют свои формы графического эскизирования. Их можно характеризо­вать следующим образом (см. часть 1, глава 3):

эскиз-идея — поиск основных конту­ров образа объекта;

фор-эскиз — эскизная разработка идеи объекта;

рабочий эскиз — эскизная разработ­ка состава проекта, эскизы проектных чертежей.

В отечественной проектной практи­ке этапу поиска соответствует технико-экономическая разработка, или так на­зываемая ТЭР. В этот период идет ра-


Глава 8. Pn.il>

бота над комплексом эскизных черте­жей, по которым заказчику демонстри­руется проектная идея.

Исполнение проекта — третий этап. Необходимо уточнить, что «проектиро­вание» — обобщенное название всех ста­дий работы над объектом. Название тре­тьего этапа — «исполнение проекта» — условное обозначение комплекса дей­ствий, в процессе которых происходит самая трудоемкая, углубленная разра­ботка проектной темы. Именно на тре­тьем этане работы формируется оконча­тельный образ проекта, конкретизиру­ются детали его функциональной, кон­структивной структуры. В этот период также возможна работа над эскизными схемами отдельных узлов, эскизами от­дельных фрагментов объекта. Однако это ЭСКИЗированис имеет подсобное зна­чение, ибо основа структуры объекта в общих чертах решена на предыдущем этапе. В учебном проектировании «ис­полнение проекта» состоит в работе над комплексом чертежей, доказательно объясняющих проектную идею учебного задания. В российской проектной прак­тике на этом этапе проектирования раз­рабатывается комплекс чертежей, обоб­щенно называемый «Проект*. За рубе­жом, но сравнению с российской проек­тной практикой, проектирование сильно сокращено как по времени, так и но со­ставу чертежей. Как правило, зарубеж­ные архитекторы исполняют проект без его разделения на обязательные стадии, демонстрируют заказчику идею проекта на обычных проектных чертежах и с по­мощью специальных видеофильмов, снятых на видеопленку с макетов.

Оформление проекта — четвертый этап. На этом этапе в отечественной проектной практике идет интенсивная творческая работа над комплексом рабо­чих чертежей, так называемыми РЧ. В российской проектной практике есть случаи, когда исполняется «Технорабо-чий проект», соединяющий в себе по смыслу проектирования и составу чер­тежей этапы «Проект» и РЧ. Для каж-


гмпуршш /рафики в щтгктщннтпии _____ 705

дой стадии проектной работы характер­ны свои формы изображения, свои при­емы рациональной графической работы. Так, па первом этане наиболее широко распространены схематические чертежи. На втором этапе наиболее целесообраз­ны эскизные чертежи, наброски, поиско­вые макеты в сочетании с демонстраци­онной чертежной графикой. На третьем этапе происходит основная работа над проектными чертежами. Четвертый этап состоит в углубленной работе над рабо­чими чертежами» по которым с измене­ниями, добавлениями и корректировке)]"! происходит строительная реализация проектной идеи. За рубежом комплекс РЧ также отличается от нашего, так как прорабу строительных работ достаточны эскизные схемы с размерами, на кото­рых ручкой, карандашом, фломастером изображен!)] необходимые конструктив­ные узлы и детали. Такие схемы, испол­няемые на кальке, ватмане, миллимет­ровке должны быть настолько ясными. чтобы представленную информацию мог прочесть любой ирораб и строительный рабочий.

Этапы реального проектирования. Приведенные выше этапы проектирова­ния характерны для работы архитекто­ра-практика. В своей работе он немину­емо проходит все этапы проектной рабо­ты, по гра ницы между ними могут быть нечеткими, смазанными. Это объясняет­ся тем, что знание и опыт архитектора-практика побуждают его действовать свободно, пестереотиино. Так, поиск идеи объекта может быть очень корот­ким и несмотря на это эффективным, Мастер знает, что и какими средствами необходимо найти и идет к цели крат­чайшим путем. В то же время эскизная разработка найденной идеи может быть йодной и доскональной.

Если архитектор-практик может себе позволить произвольно по личному вку­су и склонностям распределять время, необходимое на каждый этап проектной работы, то в обучении такая вольность недопустима, ибо цель учебного проек-



ПОДГОТОВКА

 


Рис. 38. Схема поэтапного исполнении проектного замысла и практике и обучении


тирования — не реальное воплощение проекта в натуре, а само содержание процесса обучения.

Учащийся усваивает метод проект­ной работы, а конечным продуктом ис­полнения учебного задания является не только качество учебного проекта, но


знания и навыки, полученные в процес­се его исполнения.

Этапы учебного проектирования.

Эффективная организация учебного проектирования предполагает четкое разделение на этапы с фиксацией нача ла и конца каждого из них в уставов


Глава 8. Раяъ архитектурной /рафики н проектировании ______________________________________ ЮТ


ленные сроки. Для каждого этана учеб­ного проектирования характерна своя форма исполнительской графики. На первом этапе учащийся, знакомясь с условиями учебного задания, исполня­ет линейные наброски и схемы, кото­рые служат материалом, необходимым для начала проектирования. На втором этапе в российских архитектурных школах сначала исполняется клаузу-ра — первая непосредственная реакция на чтение проектного задания. Затем учащийся выполняет линейные, то­нальные, цветные эскизы, поисковые объемные модели. В исполнении каж­дого курсового и дипломного проекта есть обязательная стадия сдачи эскиза, представляющая собой как бы итог всей поисковой работы. На третьем эта­пе работа происходит в форме учебных чертежей, выполняемых в линейной, тональной, цветной графической техни­ке. В каждой архитектурной школе учебный чертеж на начальных этапах образования имеет меньший формат и более простую форму изображения, чем на старших курсах. Схема поэтапной организации учебного проектирования схожа со схемой такой же работы на практике за исключением содержания последней части работы. На практике самый сложный этап проектной рабо­ты — рабочее проектирование, а заклю­чительный этап проектирования — про­изводство строительных работ. В обу­чении этот этап отсутствует, ибо учеб­ные чертежи не предназначаются для строительства и могут лишь напоми­нать или копировать рабочие чертежи. Последним этапом учебного проектиро­вания (см. рис. 38, 5) является провер­ка. На этом этапе учащийся исполняет упражнение, проверяющее уровень зна­ний, полученных в процессе исполне­ния учебного проектирования. Этой проверкой в зависимости от условий


может быть или послепроектный ана­лиз1 собственного проекта, или прове­рочная контрольная клаузура.

2. Архитектурная графика в реальном и учебном проектировании

Рассматривая учебное проектирова­ние как важное средство формирования профессиональных способностей уча­щихся, мы снова возвращаемся к роли архитектурной графики в учебном про­ектировании, целям и содержанию ком­плекса графических приемов и навыков в условиях реальной практики и обуче­ния.

Палитра изобразительных средств в реальном проектировании. Архитектор на каждом этапе проектирования опери­рует комплексом таких графических средств и приемов, которые позволяют с наи большим эффектом и наименьшей затратой сил решать проектную задачу. Подавляющее большинство проектиру­ющих архитекторов использует на лю­бых стадиях работы черно-белую графи­ку с заливкой, применением тонких фломастеров, рапидографов, вариогра-фов, микрографов и т. д. Кроме того, в мировой архитектурной практике, не­смотря на широкое распространение ма­шинной графики, архитекторы по-пре­жнему широко применяют самые разно­образные изобразительные приемы оформления чертежа в технике тональ­ной и цветной, аппликативной графики. На это указывает хотя бы факт интен­сивного производства и широкой прода­жи крупнейшими европейскими, китай­скими и японскими фирмами таких ма­териалов и инструментов, как китайская сухая тушь, разнообразные кисти, крас­ки акварельные, гуашевые и темперные и т. д. Коль скоро эти материалы имеют широкий спрос в специальных фирмен-


1 После проектный анализ — графическая учебная работа, в процессе которой учащийся изображает функциональную схему своего проекта, отдельные конструктивные умы, фрагменты оборудования и в кратком текстовом пояснении аргументирует принятое в проекте решение.


108


Чисть I]. Архитектурная /рафики и архитектурное щюектщнтшше


 


 


ных магазинах, бесспорен факт их ин­тенсивного использования архитектора­ми, дизайнерами, инженерами и худож­никами.

Объяснение ЭТОГО феномена чрезвы­чайно просто — промышленность, вы­пускающая материалы, инструменты и приспособления для архитекторов и дизайнеров, досконально осведомлена о спросе на каждый вид выпускаемой про­дукции. Общепонятно, что творческий процесс невозможно регламентировать, так как любая регламентация приводит к снижению его эффективности. Поэто­му следует давать право каждому твор­ческому работнику свободно выбирать такие приемы и средства реализации своих проектных замыслов, которые со­ответствую! его ЛИЧНЫМ навыкам и вку­сам. В таких случаях в Средние века го­ворили: «Каждый выбирает для себя оружие, которое приходится ему по руке». Необходимо сразу уточнить, что речь идет о графической работе на пер­вом, втором и третьем этапах проекти­рования, т. е. на стадии определения контуров идеи, выявления художествен­но-образных особенностей проектируе­мого объекта (в процессе эскизирования и разработки проектных и демонстраци­онных чертежей).

После того как проектное решение принято, графическое исполнение чер­тежей во всех странах принимает более или менее сложный характер. Широкое применение кальки, линейной графики с использованием раппдографов, тон­ких фломастеров и механических ка­рандаше!!, летрасета, аппликативных пленок и различных трафаретов впол­не понятно. Такая техника позволяет не только эффективно работать над проектным эскизом и чертежом, но и широко использовать отработанные приемы размножения проектной доку­ментации как с использованием старых методов синькования и ксерокопии, так и с применением новейших приемов размножения чертежей с помощью ав­томатических устройств.


В последние десятилетия в развитых странах почти повсеместно проектная документация исполняется с помощью компьютерных программ, размножается на машинах с компьютерной приставкой в виде графопостроителя. Эта методика машинного построения и тиражирова­ния проектной графики чрезвычайно эффективна и экономична. Нет сомне­ния. что будущее принадлежит именно этой технологии, хотя целиком заменить рукотворную архитектурную графику компьютерной на всех стадиях проект­ной работы едва ли представляется воз­можным (см. главу 13).

Палитра изобразительных средств в учебном проектировании. Реальные ус­ловия применения различных приемов и средств АГ в условиях реальной прак­тики воздействуют на аналогичные про­цессы в учебном проектировании. В раз­личных национальных архитектурных школах специальную подготовку освое­ния графической культуры эскизирова­ния, черчения и рисования можно ус­ловно классифицировать ниже следую­щим образом.

1. Подготовка учащихся архитектур­
ных школ к исполнению проектных чер­
тежей на графопостроителях. Так гото­
вят студентов практически повсеместно.
В этом случае учащиеся должны уметь
изображать раппдографом, карандашом,
фломастером простейшие графические
схемы, являющиеся черновыми, подгото­
вительными материалами для работы на
дисплее, с графопостроителями. Специ­
альный курс, обучающий разнообразным
приемам архитектурной графики, отсут­
ствует. Освоение графических навыков
происходит самостоятельно.

2. Подготовка учащихся архитек­
турной школы к использованию курсо­
вых проектных заданий с исключитель­
ным применением черно-белой графи­
ки с заливкой, использованием летрасе­
та, трафаретов и шаблонов. Такая мето­
дика применяется в архитектурных
школах Европы, Северной и Южной
Америки, Азии, Австралии, Новой Зе-


Глина 8, Роль архитектурной /рафики а проектировании


109


 


ланд и и и Ближнего Востока. В некото­рых вузах преподается специальный курс чертежной АГ, в других случаях эти навыки осваиваются самостоятель­но в процессе исполнения курсового проектирования, курсов типологии, ри­сования и др. Учащийся с первых дней обучения приучается к работе на каль­ке с такими инструментами и графи­ческими приспособлениями, которые используются в реальной проектной практике, т. е. с рапидографами, меха­ническими карандашами, фломастера­ми и т. д, В таких школах учащимся ре­комендуется с первых шагов обучения применять для эскизирования рисунка и проектного черчения рапидографы, фломастеры с цветной заправкой, цвет­ные карандаши, краски, цветные кол-лажные пленки и т. д.

3. Подготовка учащихся архитек­турной школы к овладению разнообраз­ной палитрой графических средств и приемов, с помощью которой возможно свободное выражение художественно-образных свойств проектного объекта, нестереотипное исполнение эскизных, проектных, демонстрационных черте­жей, рисунков и моделей. Такая мето­дика практикуется в большей части Российских архитектурных школ и ред­ких зарубежных школах. В этих учеб­ных заведениях существуют специаль­ные курсы архитектурной графики, ри­сунка, цветоделения, пластики, компо­зиции и др. Педагогическая концепция в таких архитектурных школах состоит в том, что задачи обучения методам и приемам архитектурной графики спе­цифичны и не полностью совпадают с аналогичными задачами в реальном проектировании. По этим причинам в обучении следует осваивать навыки ар­хитектурной графики постаднйно, в оп­ределенной обязательной последова­тельности.

Последовательность освоения па­литры изобразительных средств на различных этапах обучения. На 1-м и


2-м курсах (начальный период обуче­ния) осваиваются графические спосо­бы и приемы изображения архитектур­ного объекта в линиях, тоне и с при­менением цвета. Сначала осваиваются такие простейшие графические инст­рументы и приспособления (см. часть 1, главы 1—7), которые требуют наи­меньших специальных навыков в рабо­те, позволяют варьировать толщину линий, штриха, насыщенность раство­ра туши или краски, интенсивность нажатия на инструмент и т. д. Впервые учащийся знакомится с компьютерной графикой,

На 3-м и 4-м курсах (период основ­ной профессиональной подготовки) ос­ваиваются графические приемы и спосо­бы отображения авторских замыслов в архитектурном проектировании с при­менением разнообразных графических средств. Учащиеся постепенно перехо­дят к использованию материалов, инст­рументов и технических приспособле­ний, применяемых в реальном проекти­ровании — кальки, раппдографов, мик­рографов, варнографов, фломастеров, летрасета, коллажа, трафаретов и т. д. Совершенствуется работа с компьютер­ными устройствами, отрабатываются приемы сочетаний рукотворной и ком­пьютерной графики.

На 5-м и 6-м курсах (период специ­альной профессиональной подготовки) осваиваются графические приемы про­ектирования, схожие или напоминаю­щие аналогичные ситуации реального проектирования. Дипломный проект обязательно разрабатывается с выявле­нием проектной концепции, графичес­кое оформление которой должно пол­ностью раскрывать авторскую идею графическим языком, понятным любо­му профессионалу. Техника исполне­ния курсовых и дипломных проектов в этот период должна быть максимально приближена к реальным проектам и на­поминать условия исполнения техни­ческого проекта или, в частях и фраг-



 


 



Ill С Ijf

 


Рне. 39. Характерным стиль архитектурной графики я учебных чертежах студентов МЛрхИ: Студент IV курса А. Рома­нов - фрагмент проекта «Музей бумажной архитектуры. Руководители: проф. А Некрасов. ассистенты - Л. Асе, В Жемчугова (1): Дипломант А. Баратова - фрагмент экспозиции дипломного проекта «Приютный дом при храме Фсдс-ра Стратнлата». Руководители: профессора С.Кузнецов и Т. Полякова (2)



V

- Ш


Рис. -10. Иошдьзовшне приемов компьютерной графики if учебных чертежах западных архитектурных школ: Учебные Чертежи архитектурной школы к г, Внсмаре (Германия). Проект оффиеа б г, Бисмарк (1); Проект з;зстгнжкн района пьшиити порта i\ Внгмара {'!), 20Ш г,


112


Часть 11, Архитектурная /рафика и архитектурное щхи>ктщюшшиг


 


ментах, рабочего проектирования. Уча­щийся к этому времени должен свобод­но владеть всеми приемами графичес­кой работы практикующего архитекто­ра, уметь составлять исходную графи­ческую информацию для ее ввода в компьютер, понимать операции ее обра­ботки.

Кроме освоения перечисленных на­выков архитектурной графики учащиеся совершенствуют свою общую изобрази­тельную культуру, умение образно и пространственно мыслить, фантазиро­вать, запоминать, изображать по памяти и представлению в процессе исполнения заданий но курсу рисунка, цветоведе-ния, скульптуры, композиции.

Однако одного владения культурой ремесла архитектурной графики недо­статочно. Необходимо целенаправленно осваивать комплекс этих навыков и при­емов, как составной части процесса ар­хитектурного проектирования. Только глубокое понимание органической взаи-


мосвязи каждого из этапов проектирова­ния с гаммой возможных в этом случае приемов архитектурной графики дает качественный результат.

В итоге настоящей главы следует подчеркнуть, что рассмотрение разных концепций подготовки архитектурных специалистов в различных странах и национальных школах приводит к вы­воду, что цели подготовки определяют­ся в очень большой мере условиями практики. Именно по этим причинам в последующих главах параллельно рас­сматривается каждый из этапов и форм проектной работы в исполнении извес­тных архитекторов-практиков и уча­щихся архитектурных учебных заведе­ний. Сопоставление этих схожих но форме исполнения и различных по це­лям и содержанию явлений поможет выявить истинный характер графичес­кой работы практикующего архитекто­ра и учащегося высшей архитектурной школы (рис. 39—40).


ГЛАВА 9. ГРАФИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПОИСКА ПРОЕКТНОЙ ИДЕИ. ЭСКИЗ КАК СРЕДСТВО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ ПРОЕКТНОГО ЗАМЫСЛА


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)