АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос. Обучение детей дошкольного возраста пересказу художественных произведений

Читайте также:
  1. II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему
  2. III. Обучение по образовательным программам
  3. III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
  4. IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования
  5. Setup - Обучение БЦН
  6. VI. Правовые основания и порядок работы с военнослужащими по контракту, не справившимися с обучением по программе интенсивной общевойсковой подготовке с курсом «выживания»
  7. VII.Обучение грамоте
  8. а также их супругов и несовершеннолетних детей за период с 1 января по 31 декабря 2012 года
  9. АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛЮБВИ У ДЕТЕЙ –СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ МЕТОДОМ КАНИСТЕРАПИИ «ГОРОД СОЛНЦА» (Г. БАРНАУЛ)
  10. Анализ литературных источников по проблеме заболеваний ослабленных (часто болеющих) детей младшего школьного возраста.
  11. Анатомические и физиологические особенности пищеварительной системы у детей
  12. Анатомо-физиологические возможности детей 13 — 15 лет

Занятие по пересказу лит. пр-ий ставит задачу разв. связную речь детей — учить их точно, послед-но, связно и грамматически правильно передавать содерж-е текста, добиваться яркости и выр-ти речи. Мет-ка проведения занятий по обуч-ю пересказу зависит от уровня разв-я связной речи у детей данной группы, от поставленных воспитателем задач, а также от особенностей предлагаемого лит-го текста. Занятие по пересказу м. состоять из следующих частей: 1)вводной беседы, настраивающей на восприятие пр-я, вопроса, в отдельных случаях выявляющего и уточняющего представления детей, рассматривания худ. иллюстрации, вызывающей нужный эмоц. настрой, и т. п.;2)чт-я лит-го пр-я. Перед первичным чт-м не следует делать установку на запоминание текста для будущего пересказа — это м. отвлечь от целостного восприятия худ. пр-я. Очень важно выр-но прочитать (или рассказать) текст, интонационно выделяя диалог действующих лиц и этим помогая детям определить свое отношение к героям и событиями рассказа;3)беседы по сод-ю и форме прочитанного пр-я. Вопросы, задаваемые детям, д. б. очень тщательно продуманы. Кроме вопросов, выявляющих понимание Р-м того, о чем говорится в данном пр-ии, что он узнал нового, каковы основные черты главных героев и чем они ему понравились, необходимы и такие вопросы, к-ые раскрывают худ. форму лит. пр-я. Это вопросы, выясняющие, как автор описывает то или иное явление, с чем его сравнивает, какие интересные слова и выр-я больше всего запомнились и поправились детям, показались им необычными. Такая беседа закрепляет целостное восприятие лит-го пр-я в единстве содержания и худ. формы. Эта часть занятия не д. б. длительной. Достаточно задать детям 4—5 вопросов;4)повторного чт-я лит. текста. Перед чт-м дается установка на внимательное прослушивание содер-я и запоминание его. Восп-ль говорит детям, чтобы они еще раз внимательно прослушали пр-е и постарались его запомнить, т.к. после чт-я им придется сам-но пересказать этот рассказ или сказку;5)пересказа пр-я детьми. Необходимо помнить, что основным в занятии по пересказыванию лит. пр-я явл. сам пересказ. Дети обучаются умению высказываться, грамматически правильно строить предложения, связно и последовательно передавать содержание, используя как авторские слова и выражения, так и свои слова, точно передающие смысл прочитанного. Очень важно то, что при пересказе лит-го текста худ-но-образная речь становится достоянием Р-ка. С детьми мл. дошк. В-та проводится большая подгот. Р-та, целью к-ой явл. выработка ум. слушать, отвечать на вопросы, включать в рассказ воспитателя слова и отдельные предложения.Обучение пересказыванию начинается с простого воспр-я хорошо знакомых сказок, построенных на повторе («Колобок», «Репка», «Теремок»). После пересказывания коротких нар. сказок м. переходить к пересказыванию маленьких рассказов с несложной фабулой. Образцом таких рассказов являются лаконичные рассказы Л.Н.Толстого.На занятии воспитатель показывает детям иллюстрации к пр-ю. Показ сопровождается указаниями, вопросами. Рассматривание иллюстраций лучше проводить до или после чт-я. При обучении пересказу детей ср. в-та решаются более сложные задачи: детей учат не только рассказывать короткие, хорошо известные сказки и рассказы, но и выр-но передавать разговор действующих лиц, слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту.Для пересказа рекомендуются, например, следующие пр-я: «Волк и семеро козлят», «Лиса, заяц и петух», «Колобок»— русские народные сказки, рассказы Л. Н. Толстого для маленьких— «Пришла весна, потекла вода», «Старик сажал яблони», «Сел. дед пить чай; К. Д. Ушинского—«Бишка», «Вместе тесно, врозь скучно».Пр-я, рекомендуемые для пересказа в средней группе, отличаются большим разнообразием по тематике, содержанию и форме. Наряду с рассказами и сказками с ярко выраженной моралью даются и пр-я, где мораль скрыта. Поэтому главное в обучении пересказу в средней группе — помочь детям осмыслить лог. связи пр-я, понять его смысл. Это достигается прежде всего предварительной беседой, к-ая проводится после первичного чт-я. После чт-я лит. текста проводится коротенькая беседа о прочитанном, выясняется, правильно ли понято содержание. М. исп-ть и пересказ по вопросам. Иногда дети м. передавать содержание текста своими словами, близкими их жизненному опыту. В таких случаях надо следить, чтобы слова, подбираемые ребенком, точно и правильно выражали мысль автора. В работе с детьми ст. дошк. В-та выдвигаются новые задачи обуч-я пересказу лит. пр-ий: уметь связно, послед-но, выр-но и грамматически правильно передать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя, близко к тексту, используя авторские слова и выражения.Детям предлагаются более сложные, длинные пр-я1. В ст. группе проводится пересказывание сказок о животных, рассказов Л. Н. Толстого и К. Д. Ушинского и совр. Пр-ий. Л. А. Пеньевская и Р. И. Жуковская рекомендуют исп-ть отрывки из рассказов, захватывающих детей интересным сод-м и имеющих яркую соц. направленность, например «Сестра» Л. Кассиля, «Точно в цель» С. Баруздина.В подготовительной к школе группе м. подвести детей к пересказу описат. текстов. М. рекомендовать для этого рассказы К. Д. Ушинского («Кот Васька»), М. Пришвина («Цветущие травы»), отрывки из рассказов В. Бианки («Кто где живет?», И. Соколова-Микитова («Деревья»), Г. Скребицкого («На лесной полянке»).

17 вопрос. Использование технических средств при организации самостоятельной художественно-речевой деятельности детей. К ТСО относятся: аудио, видео, … Положит влияние ТСО: обогащает представление о окружающем мире, при прослушивании аудиозаписи дети слышат выразительную речь. Слушание разв-т у детей слуховую память, позволяет скоротать время. Отрицат моменты: возникают проблемы с общением, с речью, с грамотность,телевизионные программы не соответствуют пед требованиям, мало двигаются, что влечет за собой нарушение осанки, зрения, эмоц возбудимость детей. Нельзя, чтобы было неуважительное поведения к людям, животным, где смакуются сцены насилия и агрессии, где уродливые персонажи. Д.б. добрые мультики, в к-ых есть речь, в к-ых зло наказуемо и не выставляется в положительном свете. В мультиках не д.б. перебора с яркими цветами. Цвета д. гармонировать друг с другом, муз сопросвождение не д.б. слишком резким. М-ка р-ты. Надо ограничить время просмотра, нельзя, чтобы телевизор был другом семьи. С Р-м необходимо выбирать те передачи, к-ые он хочет посмотреть, не оставлять Р-ка один на один с телевизором. После просмотра надо обязательнот беседовать с Р-м. необходимо насыщать жизнь Р-ка интересными событиями.

18 Вопрос. Использование дидактических игр при ознакомлении с художественной литературой. Игра занимает значит. место в жизни детей ст. дошк. и мл. шк. В-та. Она явл. естественным состоянием, потребностью детского организма, ср-м общения и совместн. д-ти детей. Игра создает тот положит. Эмоц. фон, на к-м все псих. процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивид. сп-ти Р-ка, позволяет определить ур-нь его знаний и представлений.В процессе дидакт. игр идет совершенствование псих. познават. процессов, формируется ум-е подчиняться правилам. Игры оказывают влияние на форм-е произвольного поведения, организованности. Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для форм-я правильного поведения и отношений м/у детьми.Дид. игра служит ср-м всестороннего воспитания детей. Структура дидактической игры включает:- игр. замысел;- игр. действия;- игр. правила;- содержание.Игра, используемая для обуч-я, д. содержать, прежде всего, обучающую, дидакт. задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, к-ая достигается опред. Игр. действиями. Дидактическая задача. Образ. сод-е в д. и. охватывает разные стороны ознакомл. детей с окружающим и включает в себя: закрепление представлений детей о предметах домашнего обихода, игрушках, об объектах и явлениях природы, о труде взрослых, их профессиях, о средствах передвижения; и т.д.В каждой д. и. своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. Игровые правила Основная цель правил игры - организовать действия, поведение детей. Выполнение правил обеспечивает реализацию игр. Сод-я. Правила в игре разные: одни из них определяют хар-р игр. действий и их последовательность, другие регулируют отнош-я м/у играющими. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. Содержание д. и. м. включать:- зн-е сод-я худ. Пр-ий;- зн-е героев,- зн-е стр-ры пр-я,- зн-е хар-ных особенностей лексики пр-ний. Игровые действия Д. И. отличается от игр. упр-й тем, что выполнение в ней игр. правил направляется, контролируется игр. действиями.Хар-р игр. действий м. б. следующим (В.Н.Аванесова):- складывание,- изобр-е сюжетно-ролевых отнош.,- движ-е,- прятание, поиск,- разыгрывание ролей и сюжетов на основе лит-ных пр-ий,- подбор примеров,- загадывание и отгадывание,- соревнование,- разыгрывание фантов и т.д. В д. и. и упр-х возможно закрепление представлений детей о русских народных сказках. Например, «Моя любимая сказка». Педагог говорит: «Все дети любят сказки и взрослые тоже. Моя любимая сказка...» Далее дети называют свои любимые сказки, передавая друг другу мяч. «Загадки про сказки». Педагог задает детям загадки о сказках типа:– В какой сказке живут: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волк-зубами щелк («Теремок»).– В какой сказке лиса обхитрила волка («Лиса и волк»)? «Загадка про свою любимую сказку». Дети сами загадывают загадки про свои любимые сказки. «Отгадай сказку по отрывку». Воспитатель читает детям отрывки из знакомых сказок, дети должны назвать сказку. «Наглядная загадка». Воспитатель выставляет перед детьми предметы из той или иной сказки, дети должны назвать сказку. «Сказочное лото». Ведущий называет одно слово, а дети должны дополнить выражение так, как это бывает в сказках. Например, Сивка – …Конек – … Мороз – … Гуси – … «Исправь путаницу». Воспитатель говорит: «В волшебной стране сказок попутались названия. И теперь сказочные жители не могут найти свою сказку. Им надо помочь. И предлагает неправильные названия сказок. Например, «Гуси - лягушка» («Гуси-лебеди», «Царевна- лягушка» и т.д.).

20вопрос. Роль малых фольклорных жанров в развитии речи детей младшего дошкольного возраста. Фольклор для детей – разновидность фольклористики и раздел худ. лит-ры для самых маленьких. Особенность его – он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец. Особенности малых фольклорных произведений и их влияние на детей: Их высокая интонационная выразительность.Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания, эмоц. обращения. Повторяющиеся звукосочетания (например, «баю, баю, баю, бай!», «а качи-качи-качи!», «лю-лю-люлю-люлюшки!», «ай, тюшки, тюшки, тюшки!», «ай, ду-ду-ду-ду-ду!»), что способствует развитию звукопроизнощений, голосовых реакций у детей. Потешки помогают Р-ку открыть себя, сделать соучастником событий, т.к. рассчитаны на обращение к ребенку по имени.Тематика пр-ий для маленьких отражает опыт первоначальной ориентировки детей в окружающем. В пр-ях описываются действия чел-ка, связанные с поддержанием его жизнедеятельности (прием пищи, сон, мытье), обращается внимание на заботу о ребенке, желание доставить ему удовольствие от приема пищи (оладушков, пряничков). Некоторые потешки утверждают в ребенке добрые чувства («Кто у нас хороший, кто у нас пригожий..»).Другие позволяют осознать некоторые природные явления. («Радуга-дуга! Высока и туга!», «Ах ты зимушка-зима! Ты с морозами пришла»). Потешки помогают взрослому наладить эмоц. контакт с детьми в режимных процессах, в свободной игровой д-ти. Несут на себе отпечаток исторической давности, поэтому в них часто встречаются слова не употребляемые в современной речи (люлечка, торжок, лапотки, плошечка). Использование фольклора на 3 г.ж. Больше используется словесных методов, при опоре на образную память и развивающееся наглядно-образное мышле­ние. прием «зеркальности» в прочтении текста (т. е. прочтение строки, а затем ее инсценированный показ), прием «отставленного действия» (т. е. чи­тается или рассказывается, все произведение от начала до конца, а затем дается его иллюстрирование),Чт-е или рассказывание без показа. Педагог ставит задачу научить детей слушать худ. текст без «опоры» на наглядность. Действенное соучастие. Цель – привлечь малыша к поисковой деятельности, подсказать, помочь что-то при­думать сам-но. Феномен послед­ствия особенно интересен: ребенок начинает представлять и доигрывать действия «за кадром», фантазируя и прогнозируя конеч­ный результат прочитанного произведения. Эти попытки творческой интерпретации педагог поощря­ет, так как у детей пробуждается фантазия, рождается способность мечтать. Драматизации. С по­мощью взрослого дети выступают в роли какого-либо персонажа.

19 Вопрос. Использование загадок в детском саду (особенности жанра, воспитательное значение, методика работы). В современном д/с загадки исп-ся как дидакт., увлекат. Ср-во в обуч-и детей и орг-ции их досуга. Разнообразие видов и форм загадок позволяет исп-ть их для инициирования познав. Акт-ти детей. Следует отметить, что разв-е позн. Акт-ти в процессе обуч-я детей отгадыванию и составлению загадок не нашло должного места в практической работе ДОУ: работа с загадками основывается в основном на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты. Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайда или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. При таком обучении не может быть и речи об успешном развитии познавательной активности.Играя в загадку, ребенок как бы сдает экзамен на сообразительность. Хорошо ли он знаком с окружающим миром? Знает ли он признаки, качества, свойства предметов и явлений.Доступность загадки для Р-ка зависит от сложности худ. образа, от того, к-ми выр-ми ср-ми он создан.Если образ создан словами в их прямом значении, то отгадывание максимально облегчается. Дети также успешно отгадывают загадки с использованием худ. приема сравнения, если это сравнение близко, понятно, если этим сравнением пользуются в речевой практике.Занятия, посвященные отгадыванию загадок, как правило, состоят из двух частей. В первой части организуется рассматривание предметов с вычленением лишь тех их признаков, которые отражены в загадке. При этом используются элементы загадки для описания, обозначения характерных особенностей. Вторая часть занятия посвящается отгадыванию загадок. Здесь после отгадывания воспитатель спрашивает, как ребенок догадался.В "чудесный мешочек” воспитатель помещает четыре-пять хорошо знакомых предметов, поочередно предлагает детям достать предмет из мешочка, назвать его и поставить на стол. Предмет рассматривается со всей группой детей, рассматриваются его признаки, свойства и функциональная принадлежность.Все предметы выставляются на стол так, чтобы они хорошо были видны детям. Затем воспитатель загадывает загадки.Дети отгадывают загадку и доказывают отгадку.Занятие заканчивается тем, что воспитатель спрашивает, какая из загадок понравилась детям больше всего, просит ее повторить, помогает ее вспомнить. На этих же занятиях можно привлекать детей к загадыванию известных им загадок; повторять старые загадки, но уже без наглядности. Занятия по обучению детей составлению загадок на первых порах тесно связаны с занятиями по описанию предметов. Кому-нибудь из детей предлагается описать предмет, не называя его, остальные узнают его по описанию. В начале обучения для всех детей требуется наглядность, которая затем может быть снята. Задание №1Цель - выявить уровень умений детей узнавать загадку среди произведений других жанров.Детям были прочитаны четверостишья вслух и дано задание найти среди четверостиший загадку. Задание №2Цель - определить уровень умения детей выделять признаки и свойства предметов и явлений;Задание №3 Цель – определить уровни умений отгадать загадку и объяснить отгадку.Каждому ребенку было предложено отгадать загадку и объяснить отгадку, ответы сразу записывались. Задание №4 – определить уровни умений детей сочинить загадку самостоятельно. особенности и трудности детей при решении проблемных задач (загадок) вне условий специального обучения:недостаток представлений о загадываемом предмете, явлении;невнимательность и рассеянность при прослушивании загадок;частое непонимание образных сравнений или их игнорирование; неумение анализировать и проводить синтез известных признаков, св-в и качеств предмета или явления; нечеткая, неясная формулировка доказательств; неумение делать выводы, обобщения. Мет-ка обучения детей составлению и отгадыванию загадок, предложенная Ю.Г. Илларионовой, и А.А. Нестеренко позволила сделать вывод, что загадки как средство развития познавательной активности детей будут эффективны при условии:применения их в качестве пед. Ср-ва на всех этапах обучения; предоставления возможности детям сам-но составлять загадки на любую тематику; применения их как ср-ва ознакомления детей с новыми предметами и явлениями окр. действительности; Исходя из анализа опытно-экспериментальной р-ты, м. прийти к выводу, что загадки м. б. действенным ср-м разв. позн. Акт-ти дошк-в, если при этом будет происходить обучение отгадыванию и составлению загадок. Таким образом, при использовании методики обучения отгадыванию и составлению загадок происходит развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)