АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Негативы либерализма

Читайте также:
  1. Билет №25. Внутренняя политика Александра I: от либерализма к реакции.
  2. Идеология либерализма
  3. Классификация консерватизма и либерализма (Белл).
  4. Конец либерализма и Постлиберализм
  5. Общая характеристика неолиберализма.
  6. Особенности русского либерализма. Деятельность либералов.
  7. Пагубность для России буржуазного либерализма интернацистов и национализма некоторых противников либерализма — в стране многие осознают.
  8. Эра либерализма

Уготованная Историей миссия права в современную эпоху и те впечатляющие рубежи, которых оно уже достигло в нынешнее время, сталкиваются с иными, противостоящими им реалиями, тенденциями и направ­лениями в общественной жизни. Эти реалии и тенден­ции в ряде случаев оказываются настолько значитель­ными что они таят в себе опасность грозных послед­ствий – тяжкой беды для людей, для самой, казалось бы вполне благополучной, оптимистичной перспекти­вы' современного общественного развития. Да не толь­ко опасность - - но и уже саму беду, ее очевидные знаки приметы> тяжкие проявления.

В этой связи -- замечание более общего характе­ра о чем под несколько иным углом зрения уже гово­рилось просвещении прав человека.

Было бы ошибочным рассматривать переход чело­вечества от традиционных к последовательно демокра­тическим, либеральным цивилизациям в качестве неко­его общего и непрерывного потока позитивных переосложняемого лишь некоторыми "издержками".

мен,

Действительные процессы, происходящие в современ­ном мире> намного сложнее. Исторически закономер­ный переход тех или иных стран, народов к демокра­тии к правовому гражданскому обществу не только носит исторически длительный, порой многовековой ха­рактер, но и в этой связи характеризуется тем, что в реальной жизни сохраняются, а порой вновь и вновь реанимируются, утверждают свою жизнестойкость, адекватность реально существующим экономическим, социальным, этическим отношениям социальные струк­туры и порядки, характерные для традиционных циви­лизаций. В ряде случаев – рудименты весьма древних эпох феодального или раннекапиталистического строя, да притом нередко в таких своеобразных социальных и политических вариантах авторитарного или тоталитар­ного типов, когда они прикрываются внешне современными, казалось бы, передовыми юридическими инсти­тутами.

И вот здесь (после позитивных оценок экономическо­го, социального и правового развития, происходящего в современную эпоху) пора сказать о сложности, противо­речивости самого процесса перехода человечества к пос­ледовательно демократическим, либеральным цивилиза­циям, о наличии в этом процессе "теневых" сторон, ус­ловий и факторов, которые могут привести к новым труд­ностям и бедам, – того, что условно можно назвать "не­гативами либерализма", его побочными продуктами.

Суть вопроса тут вот в чем. Наряду с тем поистине великим, порой фантастически грандиозным, что принесла новая эпоха, раскрепостив человеческую активность и силу Разума (и что стало основой взрывной модернизации об­щества), эта же эпоха породила – пусть и в виде воз­можности, потенции, но все же породила – явления не­гативного характера. Это и восприятие людьми свободы как состояния вольницы, и настрой на несвязанность по­ведения внешними ограничителями, и неодолимая тяга ко все более изощренному ненасытному потребительству, и новый всплеск магии власти, и простор для вспышек этнических и сепаратистских страстей.

Отсюда – нарастающие стремления овладеть путем насилия собственностью и властью. Нередко – так, что архаичные, тиранические институты оказываются "за­раженными" все новыми соблазнами, порывами к дости­жению все более и более изощренных благ современно­го потребительского общества (нередко переходящими грань морали, да и простого здравого смысла, здорово­го образа жизни). И тут же – разочарования в институ­тах политической демократии, парламентаризма, систе­мы свободных выборов, при помощи которых (а чаще – под прикрытием которых) в ряде стран устанавливаются диктаторские, тиранические режимы власти, поддержи­ваются авторитарные политические структуры. Словом, в мире заговорили (по выражению одного из современ­ных мыслителей) о грядущей анархии.

Особо сложными и трагичными эти обстоятельства дали о себе знать в тех странах, в которых радикальные силы вознамерились в ускоренных темпах перескочить из одной крайности в другую – от тоталитарного строя (да к тому же – азиатско-византийского образца) к благоден­ствующему обществу с развитой рыночной экономикой. Что, увы, в силу ряда причин и произошло в России, когда в тяжелейшей схватке за власть в 1991—1992 гг. был взят курс на "кардинальные рыночные реформы".

Думается, именно с позиций реальных процессов, свя­занных с переходом права в новое состояние и с "негатива­ми либерализма", и следует рассматривать одну из ключе­вых и сложнейших проблем нынешнего времени – пробле­му путей и способов преодоления трудностей и бед, с кото­рыми встретилось человечество в современную эпоху.

К сожалению, в обстановке усиливающейся остро­ты этих "проблем эпохи" в практических делах ряда стран и в общественном мнении возрождается былой расчет на власть как таковую, ее силусилу бюро­кратического, полицейского аппарата, вооруженных сил, всей системы силовых ведомств и спецслужб. И отсюда – известное возвеличивание власти как перво­степенной социальной ценности (когда во имя дела, его успеха, во имя экономических и политических расче­тов можно пренебречь иными "формальностями", пра­вами некой "отдельной личности"). Именно с властью, с ее сильными и решительными акциями связываются в представлениях многих людей решение острых проблем нашей действительности, сам образ "крепкой государ­ственности"1. В особенности в странах (таких, как Россия), где стремление в быстрых темпах достигнуть "ка­питалистического рая", а затем и преодоление новых трудностей и бед, порожденных "кардинальными ре­формами", стало чуть ли не всеми реформаторами, объявившими себя "либералами", сопрягаться с влас­тью авторитарного, пиночетовского типа. Линия тем бо­лее объяснимая, что она один в один согласуется с укоренившимися в обществе царистскими и большевис­тскими нравами и догмами.

В этом отношении происходит даже своеобразная реанимация взглядов и убеждений из прошлых времен, из идеологии тоталитарных режимов, далеких от цен­ностей и идеалов демократического развития и верхо­венства гуманистического права, но таких, которые создают впечатление о легкости и быстроте достиже­ния некоего желанного образца – безупречного "по­рядка и дисциплины". Или же – что не менее страш­но и пагубно – быстрого формирования рыночной эко­номики "по-пиночетовски", силовыми методами.

Да, нынешнее состояние общества, да и общие требования демократического развития, нуждаются в надежной, эффективной государственности. Крепкая, эффективная государственность необходима и при пе­реходе от тоталитарного строя к строю современного гражданского общества. Необходима, в том числе и для обеспечения функционирования действенной юридичес­кой системы, включая решительную борьбу с насили­ем, преступностью, особенно организованной преступ­ностью, мафией, коррупцией, терроризмом.

Вместе с тем нужно отдавать ясный отчет в том, что само по себе разбухание и возвеличивание власти как таковой, ее выходы за рамки социально оправданного порога, а тем более "вторжение власти" в эконо­мическую и социальную жизнь возвращает общество к пройденным фазам развития, к общественным поряд­кам, построенным на доминировании власти с ее поро­ками и коварством, и отсюда – со всеми отрицатель­ными последствиями для общественного развития, про­гресса общества, его будущего, судьбы. И что это на­правление социального развития (наиболее остро и зловеще проявившееся как раз в коммунизме и фашис­тских режимах) противоречит общим тенденциям раз­вития человеческой цивилизации, необходимости модер­низации общества на основе демократии, переходу в ходе этого процесса социальных систем к правовому гражданскому обществу.

5. Основная идея. "Умерение" свободы через свободу же!

Как же быть?

И вот здесь, отдавая отчет в губительности легких быстрых решений, необходимо обратиться к праву, к пониманию его природы, особенностей и логики его "материи", его богатству юридико-конструктивного по­рядка, его уникальных функций и возможностей в ре­шении острых жизненных проблем. И в этой связи – видеть драматизм современного социального развития, основанного на либеральных ценностях и идеалах – свободе и творческой активности человека, когда наря­ду с потрясающими по грандиозности результатами та­кого развития нарастающие беды и трудности нынеш­ней эпохи сопряжены с упомянутыми ранее "негатива­ми либерализма" (и увы, с реанимацией расчетов на "сильную власть").

И вот главный вы вод из всего предшествую­щего изложения. Основная идея этой работы.

У человечества нет иного пути и иного способа решения глобальных проблем и трудностей, грозящих тяжкими последствиями для человеческого рода, как поставить в самый центр жизни людей современное право.

Только оно, право, способно противостоять впол­не возможной катастрофе, которая грозит человечеству в обстановке "грядущей анархии", "вольницы" нена­сытного и изощренного потребительства, притом, увы, в условиях, казалось бы, близкого всеобщего процве­тания.

И если принять во внимание изложенные ранее данные, ясен ответ на вопрос, возникающий в связи с приведенными утверждениями, – почему?

Да по той простой причине, что именно праву (имен­но праву, и никакому иному социальному институту) "дано" быть "умерителем" свободы человека – гаран­тированным ее носителем, определителем ее границ, а главное – способом ее переключения в творческую, со­зидательную активность. Иного пути и иного способа упорядочить свободу, отсекая от нее "негативы либера­лизма", – "умерить" и упорядочить через свободу

же\ – в природе, в арсенале социальной действитель­ности просто нет. А право в высших своих значениях как будто бы специально (а быть может и не "как буд­то"), представляя собой явление Разума и высоких че­ловеческих начал, приспособлено для решения задач того как раз времени, когда реализуются ценности и идеалы Свободы и когда, увы, появляются на свет и грозят лю­дям тяжкими последствиями "негативы либерализма" и настроений вновь опереться на "сильную власть".

С этой точки зрения именно сейчас, в обстановке только-только наступившего нового тысячелетия, во многом решается судьба человечества. Прежде всего, надо полагать, решается коренной вопрос: возобладает ли в схватке между насилием и правом указанная ра­нее линия на возвышение правовых начал в жизни лю­дей, и право в своих высоких значениях – в современ­ных условиях право человека – займет центральное место в жизни общества. Или же произойдет трагичес­кий для человечества поворот назад – к порядкам пра­ва силы, к нравам (по-византийски или как-то иначе изощренно приукрашиваемым благообразными лозунга­ми и формулами) произвола, насилия.

Создается впечатление, что Провидение на самом рубеже нового тысячелетия решило, скажу жестко и грубо, ткнуть нас носом в такую тяжкую прозу жиз­ни, которую мы в череде обыденных дел не видим (а если видим, то главным образом в скандальных подробностях и в заидеологизированных политических штам­пах), но в которой, однако, отчетливо просматривает­ся наиболее глубокое и основательное в нашей жиз­ни – трудное, порой драматическое, не во всем еще утвердившееся становление основополагающих ценнос­тей современной цивилизации, связанных, помимо все­го иного, с противостоянием между правом и насилием. И по конечным итогам будем верить (на мой взгляд, верить и знать) в то, что именно право окажется в центре жизни людей.

Нужно только само "право" понимать в том высо­ком значении, которое оно приобретает – сообразно объективным процессам действительности и с достиже­ниями науки – в современных условиях, в новом, тре­тьем тысячелетии христианской эры. Что, помимо все­го иного, призвано настроить и современную науку, в том числе в практических сторонах ее служения дей­ствительности, когда отработка совершенных юридичес­ких конструкций, реализующих высшее назначение права, займет – непременно займет! – столь же зна­чимое место, как и конструирование новых поколений ЭВМ, выработка конструктивных схем биотехники и кон­структорские решения в области ракетной техники.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)