АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема творческого мышления и подходы к ней

Читайте также:
  1. II частина. Проблема спеціальних здібностей у сучасній диференційній психології
  2. II. Проблема возникновения науки
  3. II. Проблема источника и метода познания.
  4. III. Проблема субстанции.
  5. IV. Проблема соціальної справедливості і соціальних гарантій.
  6. XX век как литературная эпоха. Проблема периодизации.
  7. Аксиологическая проблема
  8. Альтернативні моделі розвитку. Центральна проблема (ринок і КАС). Азіатські моделі. Європейська модель. Американська модель
  9. Альтернативные издержки и проблема экономического выбора. Кривая производственных возможностей.
  10. Альтернативные подходы в области информационной подготовки
  11. Анализ как способ развития экономического мышления
  12. Антропогенное влияние на природу. Экология как проблема.

Проблема творческого мышления стара как мир. Как мы додумываемся до нового и в каких условиях это происходит? Структура задачи или личность – ключ к решению? Творческое мышление похоже на ящик Пандоры: скрыто, невообразимо и невообразимо притягательно для психологов мышления. Что происходит с ученым, когда он открывает теорию относительности? Как организовать обучение в школе, чтобы дети научились думать? И какими должны или не должны быть дети, чтобы обучение не превратилось в формализованное повторение-зазубривание?

Гештальтпсихология. Возникновение понятия проблемная ситуация.

Первыми на этот вопрос попытались ответить гештальтпсихологи Дункер и Вертгаймер. Вертгаймер, к слову, действительно пошел в народ, то бишь к ученым вроде Альберта Энштейна и стал спрашивать про то, как они дошли до своих инсайтов-озарений. Впоследствии типичной и общепринятой стала именно феноменологическое стадиальное описание мышления через тщательную сознательную работу и перебор всех возможных вариантов, стадию «спячки», инстайт – нахождение функционального решения - и его последующей реализации. Именно представление гештальтспсихологии о непознаваемом экспериментально творческом мышлении до сих пор бытует в умах большинства людей и прочно вошло в культуру «житейской» психологии.

Классификация Уолеса:

1. Подготовка – бессознательное вынашивание мозгом какой-то проблемы во время изучения другого ее аспекта.

2. Созревание – временное отсутствие внимания к проблеме, но вынашиваемая идея время от времени возвращается, т.е. имеется возможность некоторой работы над ней.

3. Вдохновение – короткий период очень интенсивного протекания мышления.

4. Проверка – полученного решения.

Основной метод исследования продуктивного мышления (в гештальтпсихологии не разделялось продуктивное и творческое): мышление вслух, совместно с экспериментатором, который может вмешиваться (например, отвергая предложенное решение). Также методом исследования именно творческих процессов можно считать интервью с учеными. Можно сослаться на книгу «Продуктивное мышление» Макса Вертгаймера.

Итак, что такое творческое мышление? Это переструктурирование функциональных связей и нахождение функционального решения, зачастую в противовес прошлому опыту и установкам (тут можно вспомнить про эксперимент Лачинсов с установкой). Это называется функциональная фиксация. В быту это называется привычкой. А в когнитивной психологии это будет называться эвристикой.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.)