АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Становление новой российской государственно-правовой системы в начале 90-х г. XX века

Читайте также:
  1. I Таможенное право Российской Федерации
  2. I. Российская империя в первой половине XIX века. (Александр I, декабристы, Николай I ).
  3. I. Формирование системы военной психологии в России.
  4. II региональный тур Всероссийской студенческой олимпиады
  5. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  6. II. Органы и системы эмбриона: нервная система и сердце
  7. II. Цель и задачи государственной политики в области развития инновационной системы
  8. II. Экономические институты и системы
  9. III. Мочевая и половая системы
  10. III. Органы и системы эмбриона: пищеварительная система
  11. IV. Механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы
  12. IV. Органы и системы эмбриона: дыхательная и др. системы

Фактически свершившийся в декабре 1991 г. распад СССР, прекращение его существования как единого союзного государ­ства, субъекта международного права и геополитической реаль­ности, падение союзного центра остро поставили перед Россий­ской Федерацией, как и перед другими республиками бывшего Союза, проблему обеспечения самостоятельного государствен­ного существования, задачи становления новой российской го­сударственности.

При этом приходилось одновременно строить новое госу­дарство и выводить из паралича механизмы управления в усло­виях крушения административно-командной системы, а также всеобъемлющего кризиса власти и общества, раздираемого эко­номическими, политическими и социальными противоречия­ми. Продолжающиеся во многом по инерции центробежные процессы, стремление ряда субъектов РФ к «суверенизации» ставили под вопрос само существование Российского государ­ства как единого целого.

В связи с этим перед руководством страны, общественно-политическими партиями и движениями, заинтересованными в демократической и сильной России, остро встала задача поиска цивилизованной системы ее государственного устройства в ус­ловиях современных преобразований — перехода к социально ориентированной рыночной экономике и демократическим ме­тодам руководства, создания правовой основы российской го­сударственности.

Это была и остается сложнейшая задача построения госу­дарства, не являющегося собственностью исключительно одной политической силы, такого, которое не диктует обществу, как жить, а лишь надежно и эффективно служит ему: устанавливает и гарантирует в нем порядок, охраняя от анархии и произвола, защищает от любых угроз извне, гарантирует комплекс соци­альных благ, и прежде всего тем, кто сам не в состоянии реали­зовать предоставленные государством возможности.

Правовая основа российской государственности в конце 1991 — начале 1992 г. была весьма разнородной и противоречи­вой. Она базировалась на законах, унаследованных от СССР и РСФСР как составной части Союза, и на правовых актах, при­нятых новыми демократическими правительством и парламен­том. Такая двойственность конституционной базы России была объективно обусловлена ее эволюционным переходом к новым принципам построения государства, общества и взаимоотноше­ний между ними.

В одном государственном организме сосуществовали и про­тивостояли друг другу два несовместимых начала. Новое — пре­зидентская власть, федерализм, принцип разделения и взаимно­го ограничения властей, ответственности перед обществом. И старое — строгая иерархия системы Советов с ее монополией на все властные функции и коллективной ответственностью (сиречъ безответственностью) за принимаемые решения.

Законодательное оформление новой российской государст­венности вначале шло постепенно, путем принятия отдельных поправок к действующей Конституции РСФСР, законов, дек­лараций, указов. В частности, с 1 января 1992 г, по 31 декабря 1993 г. было принято 444 указа президента РФ. Важным дости­жением в этом отношении была принятая в 1991 г. ВС РСФСР Декларация прав и свобод человека и гражданина — основопо­лагающий документ для дальнейшей работы над законодатель­ством, обеспечивающим права человека. Постепенно стала ухо­дить в прошлое государственная идеология, согласно которой, как пелось в песнях, «сегодня не личное главное, а сводки ра­бочего дня», «прежде думай о Родине, а потом о себе», когда утверждалось, что не государство должно служить человеку, а человек — государству.

В связи с реформированием социально-экономических от­ношений, стремлением создать социально ориентированную рыночную экономику были приняты законодательные акты, регулирующие новые отношения собственности, земельные от­ношения, предпринимательскую деятельность, приватизацию, банковскую сферу, гарантировавшие свободу средствам массо­вой информации. Важными шагами в правовом оформлении новой российской государственности стала начавшаяся судеб­ная реформа, значительными вехами которой были учреждение Конституционного Суда, арбитражных судов и суда присяж­ных, серьезное обновление уголовного и уголовно-процессу­ального законодательства, гарантирующего реальность пре­зумпции невиновности.

Эти и ряд других правовых актов снимали многие запреты, утверждали новые принципы, возможности и права. Однако новые законы не обеспечивали четкого и комплексного регули­рования, не всегда предусматривали механизм их реализации, гарантии и ответственность.

Важно и то, что многие поправки к Конституции РСФСР, другие законодательные акты принимались в острой борьбе двух политических сил, все более поляризующихся в течение 1992—1993 гг., - реформаторов и контрреформаторов. При этом все сильнее обострялось, особенно на федеральном уров­не, противостояние между исполнительной властью и Совета­ми. Тактика постоянного балансирования, поиска компромис­сов с политическими оппонентами сдерживала создание новой российской государственности, временами вела к отступлению от курса реформ, к продлению болезненных эффектов переход­ного периода.

В целях мирного разрешения противоречий президент и пра­вительство России искали выход путем Конституционного со­глашения, апрельского референдума 1993 г. о доверии прези­денту и поддержке народом курса реформ, конституционного совещания. Хотя большинство участников апрельского рефе­рендума высказались в поддержку Ельцина, конфронтация по­литических сил в стране, особенно в Москве и ряде других го­родов, росла, порой выливалась в массовые манифестации, со­провождавшиеся столкновениями с милицией и жертвами среди участников.

21 сентября 1993 г. Ельцин издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в России». В нем он объявил о рос­пуске ВС и Съезда народных депутатов России и о проведении выборов в двухпалатное Федеральное Собрание, а также выбо­ров президента России в июне 1994 г. Указ формально проти­воречил ряду статей действующей Конституции. Срочно со­бравшийся в этот же день Конституционный Суд РФ во главе с его Председателем В. Д. Зорькиным посчитал это достаточным основанием для импичмента президента РФ.

В ночь на 23 сентября 1993 г. чрезвычайный X съезд народ­ных депутатов, на котором не было даже кворума, принял по­становление, объявившее действия Б. Н. Ельцина «государст­венным переворотом». Большинство Съезда и ВС, Председате­лем которого в то время был находившийся в оппозиции Ельцину Хасбулатов, отказались подчиниться указу президента. Они заявили об отстранении Ельцина от должности президента и избрали исполняющим обязанности президента вице-прези­дента Руцкого, перешедшего в оппозицию Ельцину во второй половине 1992 г. Депутаты сформировали свое правительство и пошли на конфронтацию, чреватую гражданской войной. Ель­цин приказал блокировать Белый дом России — здание Верхов­ного Совета. Противостояние ветвей государственной власти достигло апогея 3 октября 1993 г. По призыву Руцкого, генерала Макашева, лидера ортодоксальной коммунистической органи­зации «Трудовая Россия» Анпилова и ряда других сторонники парламента, в том числе и с оружием в руках, пошли на прорыв блокады Белого дома, штурм здания мэрии Москвы, пытались захватить телецентр «Останкино». В ночь на 4 октября в Москву были введены армейские части, которые из танков расстреляли Белый дом, вызвав в нем пожар, и разогнали парламент и его защитников. По официальным данным, во время этих событий погибли около 150 человек.

В своем Послании Федеральному Собранию 1996 г. президент Ельцин так оценивал октябрьские события и предшествующую им ситуацию: «Оставалась единственная возможность — прекра­тить полномочия депутатов, а тем самым формально поступить вопреки отдельным положениям действовавшей тогда Конститу­ции, опершись на закрепленные в Основном законе базовые конституционные принципы: народовластие, разделение властей, федерализм. Окончательное решение предлагалось при­нять гражданам России: проголосовать «за» или «против» новой Конституции, сформировать новый законодательный орган, а затем проголосовать на выборах президента. Это был минималь­но конфликтный вариант, в котором высшим судьей предостав­лялось быть народу — суверенному источнику власти.

Но те, кто боялся доверить свою свободу воле народа, из­брали другой путь — прямую вооруженную конфронтацию, ве­дущую к гражданской войне. Допустить этого было нельзя. Мне пришлось принять трудное, но неизбежное решение»[394].

Существует два противоположных взгляда на события нача­ла октября 1993 г. Противники Ельцина считают, что президент совершил преступление: разогнал законно избранный ВС, ис­пользовал в борьбе с ним и другими силами оппозиции воору­женные армейские части, санкционировал убийство сотен граждан России. Сам же президент Ельцин и его сторонники полагают, что он расправился с антидемократической, прокоммунистически настроенной оппозицией, вставшей на путь мя­тежа.

«Черный октябрь» окончательно разрушил систему советов и советской власти в России — вслед за ВС были ликвидирова­ны Советы народных депутатов нижестоящих уровней в боль­шинстве субъектов Федерации. Эти события стали важным ка­тализатором ускорения формирования новой системы власти и создания новой Конституции.

В соответствии с решением президента РФ 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в двухпалатное Федеральное Собрание — в Совет Федерации и Государственную Думу. Одновременно с ними проводился референдум по проекту новой Конституции России, подготовка которого была начата еще летом 1993 г. спе­циально созданным Конституционным совещанием. Работа в нем шла в пяти группах, представлявших федеральные и рес­публиканские органы государственной власти, местное само­управление, политические партии, профсоюзные, молодежные, членские и другие общественные организации, массовые движения и религиозные конфессии, а также товаропроизводите­лей и предпринимателей.

За проект новой российской Конституции проголосовала большая часть избирателей, пришедших на выборы.

Выборы в декабре 1993 г. и принятие нового Основного закона РФ заложили правовые основы новой российской госу­дарственности, явились их конституционным оформлением и важнейшим этапом демократического обновления России.

Конституция провозгласила продолжение государственного строительства России на основе принципов федерализма.

Как записано в статье первой Основного закона, «Россий­ская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Согласно Конституции (ст. 4) суверенитет Российской Фе­дерации распространяется на всю ее территорию, Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей терри­тории Российской Федерации, при этом Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей терри­тории.

Российская Федерация (ст. 5) состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов РФ. При этом республика (государство) имеет свою конституцию и законода­тельство. Край, область, город федерального значения, авто­номная область, автономный округ имеет свой устав и законо­дательство. Федеративное устройство Российской Федерации основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Россий­ской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равно­правны.

Носителем суверенитета и единственным источником вла­сти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного само­управления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. При этом никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследу­ется по федеральному закону (ст. 3).

Человек, его права и свободы являются, по Конституции, высшей ценностью.

Для государственного устройства Российской Федерации важное значение имеет то, что в Конституции РФ 1993 г. государ­ственный строй определен как конституционный, а не общест­венный. Конституция максимально деполитизирована, в ней признаются идеологическое и политическое многообразие, принцип разделения властей на исполнительную, законодатель­ную и судебную, равноправие частной, государственной, муни­ципальной и иных форм собственности, частная собственность на землю, провозглашены избирательные и судебные права гра­ждан. Впервые в истории российской государственности уровень гарантируемых Основным законом прав и свобод человека, меха­низм их защиты соответствовали международным стандартам.

Согласно ст. 6 Конституции РФ, гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований приобретения, а каждый гражданин Российской Федерации об­ладает на ее территории всеми правами и свободами и несет рав­ные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. При этом гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

По Конституции РФ (ст. 7) Российская Федерация — соци­альное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное раз­витие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минималь­ный размер оплаты труда, обеспечивается государственная под­держка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, ус­танавливаются государственные пенсии, пособия и иные гаран­тии социальной защиты.

Освоение новой Конституции потребовало большой нормотворческой работы, приведения в соответствие с ней огромного количества законов, указов президента РФ, постановлений правительства РФ, законов и нормативных документов субъектов Федерации, особенно в сфере экономики, социальной жиз­ни, регулирования институтов гражданского общества.

Для строительства новой российской государственности, но­вой системы государственного управления важное значение имеют Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г., Договор об общественном согласии (весна 1994 г.), подписание договоров о разграничении полномочий и предметов ведения между Центром и субъектами РФ, принятие и реализация фе­деральных законов «О Конституционном Суде Российской Фе­дерации», «Об основах государственной службы Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного са­моуправления в Российской Федерации», аналогичных законов субъектов РФ и других законов и нормативных актов.

Осваивают новые принципы работы, основанные на прямом действии Конституции, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд РФ, суды всех инстанций. Су­дебная ветвь все более превращается в самостоятельную и важ­ную ветвь государственной власти.

Освоение Конституции РФ 1993 г., несмотря на все ее не­достатки, дает возможность формировать «костяк» новой рос­сийской государственности, позволяет всем ветвям власти на всех уровнях (федеральном, региональном, местном) совместно работать во благо России на основе конституционной легитим­ности.

Проведена большая работа по подготовке кодифицирован­ных правовых актов. К 2002 г. приняты 3 части Гражданского кодекса, Гражданский процессуальный кодекс, Уголовный ко­декс, Уголовно-процессуальный кодекс, Таможенный кодекс, Трудовой кодекс, Кодекс об административных правонарушени­ях, Арбитражный процессуальный кодекс и др. Однако до сих пор не завершена работа по разработке и принятию многих за­конов, имеющих исключительно важное значение для обеспече­ния легитимации функционирования действующих органов вла­сти и управления, государственной и муниципальной службы. К тому же не изжита практика принятия федеральных законов и законов субъектов РФ без учета реальной финансово-экономи­ческой ситуации. Правовые акты нередко вступают в противоре­чие с федеральным бюджетом, другими принятыми законами, имеет место ведомственный нормотворческий произвол.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)