АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Китайская культура

Читайте также:
  1. II. Культура и экономика.
  2. VI. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА США
  3. Арганізацыйная культура бібліятэкі.
  4. Б) Інформаційна культура та її складові
  5. Бегазы-дандыбаевская культура (X-VIII вв. до п.э.).
  6. Бегазы-Дандыбаевская культура - феномен поздней бронзы Центрального Казахстана.
  7. Билет №8 Культура и цивилизация
  8. Виходячи з поживності добрив і знаючи дози виносу речовин відповідними культурами, можна обчислити приріст їх урожайності.
  9. ВОЕННАЯ КУЛЬТУРА АДЫГОВ (КАБАРДИНЦЕВ, АДЫГЕЙЦЕВ, ЧЕРКЕСОВ): НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО В РЕАЛИЯХ НАСТОЯЩЕГО
  10. Вопрос 9. Речевая культура. Стилистические и лексические приемы ораторской речи. Логика речи.
  11. ГЛАВА 12. КУЛЬТУРА ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА
  12. Глава 3 Соціальний розвиток і культура

Основные периоды в истории Китая

Древнейший период неолита 5-3 тыс.л. до н.э.
Период Шан-Инь– первое государство 16-12 в. до н.э.
Период Чжоу–становление классической китайской культуры 11-3 в. до н.э.
Период Чжаньго–становление конфуцианства, даосизма 5-3 в. до н.э.
Династия Цинь 221-207 гг. до н.э.
Династия Хань–Великая китайская стена 206 г.до н.э.-220 г.н.э.
Раннее средневековье – проникновение буддизма 4-6 в.н.э.
Период Тан– период расцвета культуры 618-907 гг.
Период Сун– пейзажное мыщление, чань-буддизм 960-1279 гг.
Монгольское иго 1280-1368 гг.
Период (династия)Мин–позднее средневековье 1368-1644 гг.
Период Цин–манчьжурская династия 1644-1912 гг.
Современный Китай Образование Китайской Народной Республики Время проб и ошибок, культурной революции Время успешного осуществления социалистической модернизации С 1912 г. 1949 г. 1949-1977 гг. С 1978 г.

Страны, которые исторически оказались в сфере влияния китайско-конфуцианской цивилизации, более трети века демонстрируют значительные успехи в социально-экономическом развитии. Патриотизм, дух патернализма, жёсткая привязанность младших к старшим, высокая культура труда, его дисциплина и организация, развитое чувство долга и ответственности – все эти элементы конфуцианской морали и трудовой этики в значительной степени способствовали прогрессу вначале Японии, затем – т.н. «малым драконам»: Гонконгу (ныне часть Китая), о.Тайвань, Республике Корее, Сингапуру, Малайзии.

Население Китая – 1,3 млрд человек (первое место на планете). 93% населения – китайцы. По размеру ВВП КНР на рубеже XXI века вышла на седьмое место в мире (после США, Японии, ФРГ, Франции, Великобритании и Италии) и продолжает быстро развиваться. Средняя продолжительность жизни составляет 79 лет (как в Канаде и Швеции), чуть выше, чем в США, Великобритании и ФРГ (77 лет).

Само название Китая («Чжун го») означает «срединное государство». Это смысловое понятие отражает традицию представлений китайцев о самих себе как о «срединном царстве», т.е. о центре цивилизованного мира. Иероглиф «чжун» означает центр, середину. Со времён Конфуция китайская империя носила название Поднебесной. Основные религии – даосизм и буддизм. Большую религиозно-просветительскую роль выполняет широко распространённое в Китае одно из древнейших и авторитетных мировых этических учений – конфуцианство. В повседневной жизни китайца эти традиции сочетаются. Конфуцианская традиция сглаживает некоторые типично западные черты эпохи индустриализма, проявляющиеся в отчуждении, упадке моральных стандартов, потребительстве, пренебрежении к духовным началам в пользу материальных и др. Именно Конфуций сформулировал известную этическую максиму: «Владеть собою настолько, чтоб уважать других, как самого себя и поступать с ними так же, как мы желали бы, чтобы с нами поступали – вот что можно назвать человеколюбием». Ряд учёных полагают, что «восходящий к китайско-конфуцианской традиции японский эталон развития по многим параметрам становится ныне оптимальным, превосходящим европейский и американский. Сохранящиеся элементы патернализма укрепляют экономические связи и препятствуют углублению социальных противоречий…Возникает эффект гармоничного синтеза традиции и современности»[41].

Дальневосточная, или конфуцианская цивилизация – единственная цивилизация на Земле, названная именем конкретного человека. Учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.) спустя несколько веков после его смерти становится официальной китайской идеологией, в современных условиях это основа китайской национальной идеи. Конфуцианство – это ритуализованная этика, главная задача которой обеспечить мудрый и справедливый порядок в государстве. Этот порядок предполагает строить отношения властителя и подчинённых, мужа и жены, отца и сына на принципе подчинения и отношения друзей на принципе равноправия. Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства, уподобляя его гигантской семье: император (сын неба) – отец, старшие братья – просвещённые чиновники, младшие – его работники. Большое значение придавало конфуцианство образованию: система государственных экзаменов для чиновников. Конфуцианство всегда выходило на первый план в период мира и созидания, а даосизм занимал его место в период смутных времен и неурядиц. Исторически в Китае состоялся успешный синтез трёх основных религиозно-идеологических систем. Конфуцианство преобладало в сфере этики, социальных и семейных отношений. При отправлении магических обрядов на первое место выступал даосизм с его культом природы и естественного пути всех вещей. Проблемы спасения души, погребальные ритуалы, развитие монастырской культуры связано с буддизмом. Конфуцианство явилось особой разновидностью рационализма. И конфуцианец, и пуританин – люди здравого смысла. Но если деятельность пуританина обусловнена энтузиазмом отдельной личности, жизнь конфуцианца определена ритуалом традиции и клановых отношений. Конфуцианство высоко оценивает образование и распространяет ценности семьи на всё сообщество. Принципы конфуцианского поведения (ритуала): строгая дисциплина, сдержанность, уважение к старшим, сыновья почтительность, подчинение и послушание младших (низших), руководство и защита старших (высших), коллективная солидарность, уважение к иерархии, бережливость. Призывая к самоотречению и дисциплине, конфуцианство ориентировано на мирской аскетизм. На протяжении многих веков конфуцианская традиция сочеталась с легизмом – политико-правовой мыслью Китая, акцентирующей строгое исполнение законов.

С 80-х г. под руководством Дэн Сяопина (1902-1997) в Китае утверждается рыночно-социалистическая идеология, соединяющая модернизм и традиционализм. Концепция Дэн Сяопина была нацелена на широкое использование рыночных принципов и форм хозяйствования при сохранении контроля государства в ведущих отраслях производства и руководящей роли КПК. В настоящее время Китай выходит на первые позиции в мире по темпам экономического развития, уровню образования.

Культура Индии

Основные периоды в истории Индии

Индская (хараппская) культура 3-2 тыс.л. до н.э.
Ведический период–переселение ариев, Веды,брахманизм 2пол. 2 тыс.л. до н.э.-1 пол.1 тыс.л.до н.э.
Рождение буддизма 6 в.до н.э.
Империя Маурьев, царь Ашока–распространение буддизма 4 в.до н.э.-2 в.до н.э.
Кушанская империя–расцвет буддизма 1-3 в.н.э.
Династия Гуптов, золотой век Гуптов– расцвет культуры, распространение индуизма 4-5 в.н.э.
Феодальная раздробленность Распространение ислама 7-12 вв. С 13 в.
Империя (династия) Великих Моголов, царь Акбар–индомусульманский стиль 16-18 вв.
Индия – колония Англии 19 в.- 1947 г.
Индия получает независимость, современная Индия С 1947 г.

 

Индия – мегагосударство на юге Азии, одна из самых многонациональных и поликультурных стран мира, гетерогенное общество. В ней проживает несколько сотен наций, народностей и племенных групп (в общей сложности до пятисот), говорящих на 1652 различных языках и диалектах и находящихся на различных ступенях социально-экономического развития. Население – более 1 млрд человек, осуществляется государственная политика ограничения рождаемости. Государственный язык Индии – хинди, второй государственный язык – английский. Северную и центральную части страны населяют народы, говорящие на языках индоарийской группы индоевропейской языковой семьи (72% всего населения). Южную Индию населяют народы дравидийской языковой семьи (25% населения). На севере и северо-востоке, по границе с Непалом, Китаем и Бирмой живут горные народности и племена, говорящие на тибето-бирманских языках. Конституцией Индии в качестве официальных признаны 15 языков, но лингвисты различают 24 языка, на каждом из которых говорит не менее 1 млн человек, и множество диалектов. Оптимальный вариант для граждан Индии: билингвизм или трилингвизм – владение официальным языком штата (родной язык), хинди (язык большинства индийцев) и английским.

Религия подавляющего большинства населения Индии (свыше 83%) – индуизм, ислам исповедуют свыше 12% населения, христианство – свыше 2%, буддизм – менее 1%. За годы независимого развития (с 1947 г.) Индия проделала путь от отсталой аграрной страны до современной аграрно-индустриальной с развитой промышленностью. В сельском хозяйстве занято около 60% населения. До сих пор две трети населения проживает в сельской местности. Крупнейшие города: столица Дели (9 млн), Калькутта (11 млн), Мумбай (13 млн) и др. Экономику отличает избыток и дешевизна рабочей силы, высокая культура труда во многих сферах производства. По числу специалистов с высшим образованием Индия занимает одно из первых мест в мире. Очень активно развиваются информационные технологии. С 1990-х г. Индия идёт по пути реформ, сочетая рыночные отношения с государственным регулированием.

Индуистская (индо-буддийская) культура и религия – основа индийской цивилизации. Для неё характерно слияние религии и философии. Религиозная и культурная матрица Индии – Веды, сборники религиозно-ритуальных и философских текстов древних ариев. В Упанишадах формулируется закон кармы (совокупность поступков человека и их последствий, определяющих его будущую реинкарнацию), а также учение о сансаре – круге перевоплощений индивида в результате действия закона кармы. Брахманизм исходит из тождества духовной сущности человека и природы (Атман-Брахман). Человек – частица иерархии мироздания, подчинённая его законам. Мир – это прохождение различных состояний, бесчисленное количество перевоплощений и богов. Восприятие бытия в его целостности возможно благодаря самосовершенствованию, интуиции, йогическим упражнениям. Основополагающим ценностным рядом индуизма и культуры Индии являются ведические понятия риты, дхармы, артхи, мокши, камы. Рита – божественный закон, космический порядок, требующий от человека определённого поведения. Рита воплощается на земле в виде дхармы, которая включает весь круг обязанностей человека. Последствием дхармы является артха – благосостояние человека, его польза. Человек стремится к каме – принцип удовольствия и мокше – освобождению, спасению от страданий. В рамках индуизма существует множество различных направлений. Индуистская культура плюралистична и неоднородна, с религиозной точки зрения – веротерпима, с социальной – гуманна. «Не делай другому того, что было бы неприятно тебе самому» – одна из важнейших заповедей «Махабхараты». В зависимости от социокультурной среды в индуизме выделялись 4 модификации для брахманов, аристократии, народа и аскетов. Индуизм отличает разнообразие норм, ценностей, обрядов, веротерпимость. Общие ценности: семейные ценности, принцип ненасилия, трепетное отношение к вечно живому миру природы – преклонение перед природой, благоговение перед жизнью, осознанный плюрализм

С полиэтничностью Южной Азии связан касто-варновый строй Индии. В Ведах, «Махабхарате», «Законах Ману» заложены принципы кастового разделения индусского общества на 4 варны: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (торговцы), шудры (крестьяне, слуги). У каждой варны своя дхарма – свои моральные обязанности в общей иерархии мироздания. Потому индуизм содействовал добросовестному труду, выполнению служебного, профессионального и семейного долга, служению обществу, клану, группе. Кастовая система была отменена в середине XX века, хотя многие индусы до сих пор придерживаются некоторых основных предписаний касты: наследование профессий, заключение брака в пределах касты, кастовые традиции.

В VI в. до н.э. начал формироваться буддизм. Будда выступал против кастовой системы, утверждал ненасилие, срединный путь между крайностями гедонизма и аскетизма. В ходе развития буддизма в нём сложился культ Будды и бодхисатв (наставников и образцов в праведной жизни), появились монашеские общины. Буддизм дополнил индуизм принципами воздержания и самосовершенствования.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)