АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Массовая культура и её формы

Читайте также:
  1. Exercises for Lesson 4. There is / there are. Функция. Формы. Использование в ситуации гостиницы
  2. I. Перепишите и письменно переведите предложения на русский язык, обращая внимания на формы и степень сравнения прилагательных.
  3. I. Формы юридических сделок
  4. II. Культура и экономика.
  5. V1: Формы взаимодействия продавца и покупателя на потребительском рынке
  6. VI. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА США
  7. Административно - правовые формы и методы деятельности органов исполнительной власти
  8. Акбар и его реформы
  9. Анализ финансового состояния предприятия: цели, задачи, формы и методы проведения. Система аналитических коэффициентов и ее использование.
  10. АНТИФЕОДАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ . РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
  11. Арганізацыйная культура бібліятэкі.
  12. АТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ ИМ

6.1. Понятие массовая культура. Массовая культура – исторический феномен, сложившийся в эпоху индустриализации (прежде всего в США) и особенно расширившийся в период информационных технологий. Связан с массовым распространением технологий тиражирования культурных текстов и средств массовой коммуникации (медиакультура). Её особенности – общедоступность, серийность, машинная воспроизводимость. Имеет коммерческий характер.

В любом обществе существовали высокая (элитарная) и народная(традиционная) культуры. Развитие СМИ привело к формированию МК, упрощённой в смысловом и художественном отношении, технологически доступной для всех. МК – это трансформация культуры в условиях господства современных технологий и обыденного сознания. Она технична и обращена к повседневности. В ней нет вертикального – духовного измерения. Она – порождение урбанистического образа жизни, продукт секулярного сознания, но и «мифология ХХ века». МК – совокупность культурных потребительских ценностей, предоставляемых в распоряжение широкой публики при помощи средств массовой коммуникации в условиях технической цивилизации. МК, или «индустрия развлечений», «коммерческая культура», «поп-культура», «мидкультура», «индустрия досуга», обусловлена появлением у значительной части населения досуга, что связано с высоким уровнем механизации производственного процесса. Философская основа – позитивизм, прагматизм, фрейдизм.

Ключевые особенности МК:

– тиражируемость. Практика технического воспроизводства стирает грань между копией и оригиналом.

– безграничные технические возможности.

– манипулирование потребностями человека-потребителя.

– медиативность (от «медиа» – средство сообщения). Афоризм М.Маклюэна: «Средство сообщения – это само сообщение». Наибольшее влияние на человека оказывает не столько содержание, сколько способ и форма передачи информации, на чём основано и искусство рекламы, и пиар-технологии, что и превращает МК в неомифологию и мир симулякров. Упаковка, имидж важнее содержания.

– МК формирует игровую идентичность человека. Время кризиса больших идентичностей: религиозной, национальной, идеологической. Игровое сознание порождает лёгкость отношения к серьёзным проблемам.

– игра с культурными традициями. Возникает жанр интеллектуального китча: Дэн Браун «Код да Винчи».

– телесность и визуальность экранной культуры. Ориентация на подсознание, самыми популярными сюжетами становятся сексуальность, насилие, отклоняющиеся формы психики.

– интеграция в повседневную жизнь, компенсация монотонности будней, сказочность и развлекательность.

– отсутствие духовной вертикали или игра в эту вертикаль, ризомное – нелинейное сознание.

– «Современную массовую культуру из-за её гетерогенности можно представить как совокупность различных субкультур»[371]. Но это «мнимое разнообразие»: «мультимедийная культура всё более приобретает хаотический характер с отсутствием стержня в самой системе и вектора, определяющего направление её развития»[372].

6.2. Исторический генезис массовой культуры. Отправной точкой эпохи индустриального человека явилось изобретение И.Гутенбергом в XV веке печатного станка – появляется книгопечатание, в XVII – первые газеты и журналы. В 1870 г. в Великобритании был принят закон о всеобщей грамотности. В XIX веке появляются средства информации, основанные на электричестве – телеграф (1840), телефон, радио и кинематограф (1895). Граммофонная запись способствует распространению лёгкой музыки. В 30-х г. XX века были начаты первые телевизионные передачи, в 40-50-х г. телевидение широко распространяется, тесня монополию кинематографа как средства развлечения и передачи информации. В 1969 г. была изобретена видеокассетная техника. В 70-е г. распространяются персональные компьютеры и Интернет.

Массовая культура в её развитом виде сформировалась в США в 50-е г. Возникновению этого феномена способствовало развитие средств массовой коммуникации – газет, массовых журналов, популярных романов, радио, грамзаписи, кинематографа, телевидения, магнитофонной и видеомагнитофонной записи. Всё это демократизировало сферу культуры, открыло к ней доступ широкой, массовой аудитории. С другой стороны, революция в сфере массовых коммуникаций сопровождалась проникновением в культуру коммерческих интересов, погоней за прибылью. Массовая культура превратилась в наиболее удобный механизм для пропаганды и манипулиции сознанием. В системе американского образования изучение массовой, или популярной культуры доминирует над изучением классических гуманитарных дисциплин (курсы по телевидению, кино, рекламе, журналистике, информатике).

6.3. Теории массовой культуры. Историческое изменение оценок МК. Для первых работ, анализирующих новый феномен культуры, характерна резко критическая направленность и неприятие МК. Теория МК начинает складываться на основе теории массового общества и изучения влияния средств массовой коммуникации на общественное сознание. В работе Х.Ортеги-и-Гассета «Восстание масс» (1930) говорится о социальной предпосылке нового феномена – массовом человеке, который сейчас главенствует в общественной жизни. Это рядовой, средний человек, получивший возможность, благодаря демократии и технике, удовлетворить свои житейские запросы, человек, лишённый высокой морали служения и долга. У такого человека легко высвобождаются инстинкты, ослаблены моральные запреты, он импульсивен и переменчив. Ф.Ливис в работе «Массовая цивилизация и культура меньшинства»(1930) говорит о стандартизации культуры, проникновении массовых (усреднённых) вкусов в прессу, рекламу, кино. Делается акцент на визуальном. К.Ливис в работах «Художественная литература и читающая публика», «Культура и окружающая среда»(1932) говорит о коммерческой культуре. Книга стала формой товара, отношение писателя и читателя стали отношениями производителя и потребителя. Читающая публика жаждет острых ощущений, которых недостаёт в скучной, размеренной повседневности.

Термин «массовая культура» появляется в американской литературе в конце 30-х г. Д.Макдональд в нач.60-х г. ввёл сокращённый вариант «масскульт».

Наиболее интенсивно исследования проблем МК начались в 50е г., когда обсуждение проблем МК приобрело характер острой дискуссии. Доминирующая критическая позиция представлена в книге Д.Макдональда «Теория массовой культуры»(1953). МК присуща тенденция к гомогенизации, т.е. все элементы культуры становятся однородными. Так, в глянцевых журналах изображение обнажённой манекенщицы соседствует с фотографиями жертв нацизма или фотография голодающего крестьянина чередуется с изображением породистого рысака. Все эти различные по содержанию явления становятся фактом рекламы. Дж.Селдес в книге «Большая аудитория»(1950) признаёт, что МК ориентируется на самые низкие, примитивные вкусы и оценки: с помощью массового искусства мы приспосабливаемся к нормам жизни несовершеннолетних. Английский писатель-сатирик Олдос Хаксли предсказывает в своей антиутопии «Прекрасный новый мир» гибель европейской культуры от МК. Система удовольствий и наслаждений делает людей послушными рабами технократического потребительского государства. Остро критическую оценку МК дают в своих работах социологи Франкфуртской школы Т.Адорно и Г.Маркузе. Т.Адорно принадлежит термин «культурная индустрия» («Диалектика просвещения»1947): начинается коммерсализация искусства, культурные продукты вписываются в систему товарного производства. Г.Маркузе отмечает, что культурная индустрия культивирует ложные потребности и подавляет истинные – быть творческой, независимой личностью. В.Беньямин в работе «Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости» говорит о разрушении ауры художественного произведения – его уникального существования. Известный французский социолог Эдгар Морен в книге «Дух времени»(1962) рассматривает характерные явления МК: систему звёзд, рекламу, эротику, насилие, хэппи-энд и т.д. МК характеризуется неустойчивостью границ между воображаемым и реальным. Она эксплуатирует гедонистические и индивидуалистические идеалы успеха, личного счастья, вечной юности.

Европейские страны до 1970-х г. активно противостояли натиску американской МК и массового искусства. Начиная с 70-х г. противопоставление высокой и массовой культуры сменяется идеей их конвергенции, дополнительности высокой и популярной культуры. В МК начинают различать разные уровни: мидкультура, арт-культура. Теория МК связывается с теорией постмодернистской культуры во французском постструктурализме: исследования системы МК Р.Барта, идеи симулякра – знака, не имеющего реального подобия Ж.Бодрийяра, идея деконструкции Ж.Деррида. «Массовая культура – не упрощённое издание высокой просветительской культуры, а вполне самостоятельное и сложное социальное явление, требующее всестороннего компетентного анализа», как подчёркивает А.В.Захаров[373], а не оценочного подхода. Исследования массовой, или популярной, культуры выделяются в особую область научной деятельности, где объединяются усилия различных специалистов. Тем не менее критические позиции в адрес МК сохраняют свою актуальность. «В современной России все сферы духовно-художественной и эстетической жизни отданы во власть массовой культуры и искусства американского типа», стремительно развиваются по американским образцам реклама и шоу-бизнес, «формируются ценностные установки американского типа – оценки человека не по его делам и творческим достижениям, а по счёту в банке»[374]. «Массовая культура явилась в России средством деморализации»[375], превращения всего в товар и развлечение.

В отечественных работах последних лет ставится проблема советской модели массового общества и культуры: «В отличие от западной МК, опиравшейся в первую очередь на средний класс и выражавшей его потребности, в советской России МК социально ориентировалась на потребности низшего класса. Отвергался набор ценностей западного общества – достаток, индивидуальный успех, комфорт, благополучие семьи, стабильность, порядок – которые были объявлены исторически бесперспективными, «мещанскими». Советский тип МК был связан с ценностями «доиндустриального, традиционного общества – уравнительное распределение, коллективизм, трудовая взаимопомощь, жертвенный активизм и пр.»[376]. А.В.Захаров выявляет следующие тенденции в современной МК:

– Широкая экспансия визуальных форм и жанров, которые повсеместно теснят книжную культуру. Телевизор и компьютер не только снижают интерес к чтению, но и создают новый режим восприятия. Визуальный образ, в отличие от печатного слова, считывается мгновенно и дорефлективно, воздействуя на уровне подсознания. Если в начале XX века, на заре массового общества визуальные искусства (живопись, плакат, кино, фотография) в основном отталкивались от печатного слова и строились как его визуальная репрезентация, то теперь сам художественный образ строится по законам зрелища, с помощью приёма монтажа (инсталляция, перформенс). Массовое общество из читающего постепенно становится глазеющим, а на смену письменной (книжной) культуре постепенно приходит аудиовизуальная (экранная), основанная на восприятии зрительных и звуковых образов. Растёт поколение, для которого чтение уже непринципиально, у них развито только визуальное восприятие.

– Общественное сознание срастается со средствами массовой коммуникации. Так называемая четвёртая власть из метафорической стала вполне реальной и могущественной силой.

– Глобальная система массовых коммуникаций выступает мощным фактором нивелировки культурных различий. «Попытки сконструировать новые идеологии по образу и подобию уже известных – как например, новую русскую «национальную идею» – оборачиваются крахом»[377]. В виртуальных сообществах, из которых состоит Интернет, появляется игровая идентичность: индивиды свободно меняют культурные образцы и традиции, подобно имиджам, в зависимости от конкретной коммуникативной ситуации. Современная МК предлагает широкий выбор готовых образцов и стилей поведения.

6.4. Современная критика МК. – Развлекательный и рекреационный характер массового искусства: источник бездумного веселья, ласкающее слух и зрение зрелище, заполняющее досуг развлечение и отвлечение. В системе МК искусство теряет свою самостоятельную ценность, приобретая чисто рекреационное назначение, превращаясь в средство заполнения досуга. Поп-культура гасит интерес к книге, к чтению и серьёзному творческому отношению к жизни.

– На смену неграмотности и невежества приходит полуобразованность, полукультурность – субкультурный характер МК, рассчитанной на подростковый возраст – инфантильность МК. Она сохраняет примитивные, инфантильные структуры сознания. МК упрощает человека.

– Сказочность и эскапизм МК: бегство от реальности в мир фантазий и грёз. Мир МК – мир симулякров – образов, не имеющих реального подобия.

– МК зомбирует человека, манипулирует его сознанием.

– Коммерческий характер МК: МК стимулирует потребительское сознание и жажду потребления, рассчитана на потребителя, её консюмеризм – культ вещей.

– Высокая культура обращена к эмоциям, массовая культура – к инстинктам.

– Власть МК – власть низовой культуры: пансексуализм, насилие, ненормативная, бранная лексика. МК широко эксплуатирует секс, соединяя его с насилием и жестокостью.

– Пансексуализм МК неотделим от её телоцентризма: культ тела, его желаний и потребностей.

6.5. Формы МК. (1) Индустрия субкультуры детства: детская литература и искусство, промышленно производимые игрушки и игры, детские клубы и лагеря, организации, технологии воспитания и т.п. Массовая общеобразовательная школа, стандартизирующая научные знания и представления на основе типовых программ и редуцирующая их к упрощённым формам детского сознания и понимания.

(2) СМИ, транслирующие населению текущую актуальную информацию, растолковывающие рядовому человеку смысл происходящих событий, формирующие общественное мнение.Интернет – новая форма массовой коммуникации, глобальная компьютерная сеть, глобальный виртуальный электронный рынок.

(3) Политические и идеологические формы МК: система национальной (государственной) идеологии и пропаганды, формирующая политико-идеологические ориентации населения, манипулирующая его сознанием в интересах правящих элит, обеспечивающая желательное электоральное поведение людей, мобилизационную готовность общества (пиар-технологии). Массовая социальная мифология, упрощающая объяснение волнующих проблем. Массовые политические движения: организации, манифестации, демонстрации, пропагандистские кампании.

(4) Система организации и стимулирования массового потребительского спроса: реклама, мода, секс-индустрия и иные формы провоцирования потребительского ажиотажа вокруг вещей, идей, услуг и пр. Эта система формирует стандарты престижных интересов и потребностей, образа и стиля жизни, управляет спросом рядового потребителя на предметы потребления и модели поведения, превращает процесс потребления в самоцель существования.

(5) Индустрия формирования имиджа и улучшения физических данных индивида: массовое физкультурное движение, культуризм, аэробика, спортивный туризм, сфера медицинских, косметических услуг и фармацевтических средств изменения внешности, пола. Является специфической областью общей индустрии услуг, стандартизирующая физические данные человека в соответствии с актуальной модой на имидж, гендерный спрос.

(6) Индустрия досуга – массовая художественная культура: массовая литература разных жанров, развлекательные жанры кино, карикатура и комиксы в изобразительном искусстве, оперетта, эстрадная, рок и поп-музыка, эстрадная хореография, разговорные жанры эстрады, синтетические виды шоу-бизнеса, художественный китч, массовые зрелища, цирк, стриптиз и иные виды эротических шоу, индустрия курортных и культурно-туристических услуг, профессиональный спорт как зрелище. Достигается эффект психологической релаксации человека, передается упрощённое содержание, адаптированное к невзыскательным запросам массового потребителя.

6.6. Функции МК. – Развлекательная, рекреационная, компенсаторная, эскапистская, коммерческая, производство имиджей и стереотипов.

6.6. Важнейшие проявления МК. Секс и порно-индустрия составляют существенный элемент МК. Порно-индустрия приносит колоссальные доходы. Сексуальная революция 60-х г. смела все преграды с пути порнографии. Теоретики сексуальной революции утверждали, что в основе человеческой деятельности лежит «либидозная энергия», которая подавлена в условиях авторитарной морали и моногамной семьи. Издаются порнографические газеты и журналы (пионер – «Плейбой»), выходят порнофильмы, открываются «сексшопы», стриптиз-клубы. В западной критике принято деление порнофильмов на «мягкий» и «жёсткий» секс: в первом изображение секса хоть как-то романтизируется. Также существует очень подвижное разделение порнографии и эротики. Довольно часто под флагом эротики демонстрируется самая вульгарная порнография. Порнография проникает на театральные подмостки и на телевидение, в рекламу и Интернет. Эротика – это эстетизация и романтизация обнажённого тела и секса. Порнография – это эстетика безобразного и низменного, показ половых органов, жёсткого секса и извращённых форм секса, интерес к чему, с точки зрения западного сознания, характерен для подростковой и невротической психики.

МК основана на привычных стереотипах сознания. Важнейшие стереотипы МК – хэппи-энд (счастливый конец), система звёзд (кумиромания), законы жанра. Стереотипен герой МК: гангстер, полицейский детектив, шпион, изворотливый мошенник. Стереотипны популярные темы МК (например, типичного глянцевого журнала): семья и семейный быт, жизнь выдающихся людей, политических деятелей, звёзд и пр., всевозможные необычные приключения и катастрофы, искусство жить (полезные советы-рекомендации для повседневной жизни – как воспитывать детей, управлять мужем или женой, избавляться от стресса или морщин). В своих стереотипах МК обращена к коллективному бессознательному: вера в суперменов, в пришествие дьявола, коварных инопланетян, кровожадных вампиров и всемогущих экстрасенсов. Стереотип – явление обыденного сознания, стремящегося к упрощению и схематизации действительности. Стереотип устойчив и неизменен.

МК создаёт имиджи. Имидж – иллюзорный, приукрашенный, доведённый до символа образ вещей, личности или событий, который диктует своему носителю определённый образ поведения. Имидж в отличие от устойчивого стереотипа изменчив и пластичен, связан с игровой идентичностью в мире МК. Индивиды меняют свои имиджи – образцы и стили поведения в зависимости от моды и вкусов. И в политике, и в шоу-бизнесе имидж требует непрерывного обновления. Имиджи порождаются СМИ. С помощью СМИ создаются неадекватные символические представления об отдельных людях, странах, нациях, политических деятелях, кинозвёздах, писателях и т.д. Необычный имидж подогревает интерес публики к известному певцу или актёру. Положительный имидж президента (или политического деятеля) включает: происхождение – человек из народа; отношение к семье - хороший, счастливый семьянин, заботливый отец, безупречный муж; жена должна обладать качествами «первой леди»; образование – имидж интеллектуала, волевого, решительного лидера. Имиджелогия по своей технологии и назначению близка к рекламе. Каждая звезда имеет созданный рекламой имидж. Многочисленные журналы наполнены описаниями личной жизни звёзд, их вкусов, одежды, увлечений, скандальными подробностями их интимной жизни. Таким образом создаётся мифологизированный имидж звезды, определённая социальная маска.

Необходимым условием существования МК, способом её распространения и мощным средством формирования общественного сознания является реклама. На первых этапах реклама выступала как средство популяризации товаров и услуг. Но с усложнением конкурентной борьбы, с усилением погони за прибылью и сверхприбылью реклама постепенно превращалась в орудие формирования мнимых, ложных потребностей. Реклама производит ненасытного потребителя. Не полезность и выгодность, а новизна провозглашается главным достоинством вещи. Ударная сила рекламы направлена на то, чтобы заставить потребителя чувствовать себя глубоко несчастным, пока он не купит какую-то новинку. Функция рекламы состоит в том, чтобы обольщать и внушать. Поэтому внешний вид товара становится важнее, чем сам товар. Рекламу не интересует качество товара, её интересует только имидж, которым он обладает. Один из её приёмов: незначительные предметы рекламируются известными людьми, звёздами. Мона Лиза или Мэрилин Монро становятся торговыми марками краски для обуви, пылесосов, носков и проч. На рекламу тратятся огромные средства. XX век – это век рекламы. Существуют самые разнообразные формы и виды рекламы: уличная, печатная, аудиовизуальная реклама. Значительна роль рекламы на телевидении. У многих зрителей создаётся представление, что все передачи – предлог для рекламных телероликов. Реклама должна быть броской, неожиданной, запоминающейся. Другой популярный приём – дайжестирование, краткое изложение, адаптирование. Коммерческая реклама создаёт модели поведения и сознания. Слияние рекламы с арт-практикой порождает клиповую культуру: «Клип разъедает все традиционные виды искусства – литературу, театр, балет. Мельканье чего-то, похожее на картинки, кадры, музыкальные звуки и примитивная ритмика, пластика, обязательные сексуально-эротические элементы – основной набор средств выразительности клиповой культуры»[378], вседозволенной, сексуальной.

Реклама – PR (пиар)-технологии наглядно проявляют себя в профессиональном спорте, где звёзды получают колоссальные гонорары. Феномен А.Курниковой и сногсшибательный коммерческий успех её бренда наглядно продемонстрировал, что заработки звёзд спорта не обязательно напрямую связаны с их реальными профессиональными достижениями. Главное, чтобы знающие люди помогли спортсмену органично вписаться в шоу-индустрию. В этом и состоит секретная технология пиара в спорте, шоу-бизнесе или политике. «Сегодня Мария Шарапова больше чем теннисная звезда, - она рафинированный и растиражированный в огромном количестве экземпляров образ успеха в глазах десятков миллионов молодых людей всех стран и континентов. А именно молодые люди, согласно утверждениям маркетологов, являются основной рекламной целевой группой, самыми активными потребителями разнообразных товаров»[379]. Закономерным итогом PR-концепции стал прорыв Шараповой не только в лидеры мирового тенниса, но, что едва ли не важнее, в лидеры среди рекламных брендов. «В наше время спорт высших достижений стал органичной частью гигантской и разветвлённой индустрии, в которой крутятся колоссальные, не вмещающиеся в сознание деньги. Например, суммарный годовой рекламный бюджет таких гигантов, как NIKE и ADIDAS, давно уже перевалил за фантастическую отметку 500 млн. долларов». Спорт органично вписался в мировую финансовую систему, став составной частью глобального шоу с давно распределёнными ролями: «По приблизительным оценкам, годовой оборот мировой спортивной шоу-индустрии превышает 100 млрд. долларов. В наше время любой элитный атлет представляет собой самую настоящую торговую марку, бренд, небольшое коммерческое предприятие. Чем выше уровень результатов спортсмена, тем он раскрученнее, тем дороже бренд, тем больше оборот компании, продающей имя атлета…Современные атлеты превратились в странный гибрид гладиатора и рекламного агента»[380]. Допинги, сверхчеловеческое напряжение как цена побед сокращают жизнь спортсменов.

Мода. Через механизм моды МК подчиняет все виды и стороны человеческого существования: от стиля одежды до типа хобби, от выбора идеологии до форм интимных отношений. Особую роль в моде играет полностью раскрепощённая эротика и сексуальность (сексапильность): модельеры готовы превратить само обнажённое тело в явление моды. Отсюда – «эротизация спорта» (ЛГ. 2005. №36.С.15), мода на худощавость и вечную молодость. С развитием кинематографии, с появлением женских журналов мода распространяется среди самых широких потребительских масс. Мода изменчива: иметь добротный костюм когда-то означало хороший имидж. Нынче одежда – устаревшая категория моды. В этом смысле можно говорить о либерализации моды, как и о либерализации в партнёрских отношениях. Носите себе джинсы и майку, важно, можете ли вы похвастать спортивным автомобилем последней модели, виллой или яхтой.

Адресат современной индустрии моды – молодёжь и обеспеченные люди всех возрастов. В развитых странах, особенно в тех, которые считаются законодателями моды (Франция, Италия), оборот этой индустрии достигает фантастических размеров. Индустрия моды привела к появлению разнообразных профессионалов в области моды: кутюрье, дизайнеры, модельеры, манекенщицы, фотомодели, обозреватели и др. Ценности моды – современность и престижность. Существует высокая мода как искусство, мода для элиты, богатых слоёв. Классика высокой моды – Коко Шанель, Кристиан Диор, Джанни Версаче. Многие модели, предназначенные для показа, уникальны. Чертой высокой моды является экзотичность, экстравагантность. И существует уличная, массовая мода, ориентированная на массовый вкус. Очень часто мода в сознании ассоциируется с одеждой, но это феномен, охватывающий разные стороны жизни. Есть мода на книги, фильмы, музыкальные группы и стили. С ускорением технического прогресса значительно сократились циклы смены технической моды. Два-три года максимум держится мода на те или иные технологические новшества. Благодаря рекламе, в моду можно запустить всё что угодно.

Гламур чарующий, чудесный, загадочный, обольстительный, словом, выводящий человека из серости будней. Французское значение этого слова – шарм, обаяние, очарование, привлекательность. В английском языке это роскошь, шик и красота. Гламур – больше, чем стиль в одежде (допускается, что девушка может быть одинаково гламурной как в потёртых джинсах, так и в пышном бальном платье), больше, чем любовные развлечения в фешенебельной обстановке. «Это, скорее, настроение последнего десятилетия, витающее главным образом среди «золотого миллиарда» человечества, нечто типа пленительной ауры, под влияние которой попадает всё больше людей, в результате чего они, не желая отстать от моды, избирают себе прежде всего новую манеру поведения, но не обязательно одежду, украшения и другие материальные предметы»[381]. Гламур сегодня везде – не только на страницах глянцевых журналов, но и на телевидении, в театре, в кино, в живописи. Гламур проникает в идеологию и политику. Мир гламура – это мир блеска и шика, мишуры и манер, в котором нет места старости и болезням, смерти и страданиям, печали и сомнениям, это гигантская рекламная машина, которая навязывает людям товары, вкусы, взгляды. Гламур – это высшие этажи МК, которые возводят себя к барокко, рококо, модерну. Он предполагает «некоторую перегруженность красотой и украшениями, некий перебор в пышности, буйстве красок, изгибах линий…- чувство меры в чрезмерности». Гламур – многослойное и многосложное явление.

Таким образом, если говорить о различных этажах МК, на нижних мы видим всеобщую примитивазацию, на средних – всеобщую коммерсализацию (культ денег и успеха, тела и вещей, пиара и бренда), на высших, гламурных этажах процветает беспроблемность и облегчённость и наконец на виртуальных этажах – игровая идентичность.

МК размывает большие идентичности: социально-классовые, религиозные, национально-этнические, поло-возрастные. В контексте глобализационных процессов МК выступает как прообраз транснациональной, мировой, общечеловеческой культуры.

6.7. Популярные виды и жанры массового искусства.

Кино – самое массовое искусство XX века: «фабрика грёз» Голливуда. Кино продолжает оставаться важнейшим видом американского искусства. Своё лицо было у советского кино: психологизм, реализм, интерес к простому человеку. Сегодняшнее российское кино «не нашло своего лица, в нём нет своеобразия. Оно очень часто делается по клише и штампам голливудских фильмов»[382].

Телевидение (теле-компании) – самое массовое сейчас СМИ, где доминируют развлекательные шоу, бесконечные телесериалы, реклама и проч. гламур. «Телевидение, сейчас развлекающее и отвлекающее от проблем, через 15-20 лет сформирует бездумное и бессмысленное поколение, которое ни на что серьёзное не будет способно. Во всех развитых странах на ведущих каналах – серьёзное телевидение, много общественно значимого. А у нас на ведущих каналах считают, что ТВ – это прежде всего бизнес»[383]. «ТВ превращается в бизнес с размытыми моральными нормами»[384]. Главное средство информационно-культурного, политического, социального общения превращается в монополию юмористов и попсы, т.е. средство развлечения. Формируется стереотип, что культура есть отдых и развлечение.

Ещё одна проблема: «Сегодня 80% новостей в любых СМИ составляет информация, вызывающая отрицательные эмоции»[385]. ТВ пробуждает негатив в человеке: информационный негатив превышает позитив и снижает порог криминальной готовности, человек становится агрессивнее. Идёт духовная атака на молодёжь музыкальными каналами: раздувание подростковой сексуальности, погружение в наркотическую субкультуру. Разрушительные коды передаются через мультфильмы. «Игра на понижение», «Пациенты для психдиспансера», «Окно в безобразие» – заголовки материалов о нашем ТВ В Лит. газете. От мутного потока «телеканализации» защитит только одно – не смотреть телевизор.

Поп-музыка играет огромную роль в современной МК. Звёзды музыкальной эстрады превращаются в идолов, которым поклоняются их фанаты, увешивая стены своих квартир портретами и афишами своих любимых поп-идолов, подражая их причёскам и манерам. «Из средства народного общения эстрадная песня превратилась в орудие шоу-бизнеса»[386]. «Никогда ещё за всю историю отечественной эстрады у нас не было на сцене такого количества безголосых и бездарных певцов…Деньги сейчас решают всё…На Западе личность артиста, его индивидуальность ценятся превыше всего. У нас наоборот, если ты отличаешься от других, тебе говорят: «Простите, вы – не формат». Любой талантливый человек неформатен…Само слово «талант» исчезло из употребления, уступив место слову «бренд»[387].

Комиксы – серии картинок, рассказывающих о похождениях героев. Продолжая лубочную традицию, комикс отличается динамизмом, сжатостью языка. Широко популярны комиксы в США и Японии (манга – забавные истории в картинках). Этот инфантильный жанр превратился из сказки для детей в мифологию для взрослых.

Детектив. Возникновение детективного романа относится к середине XIX века, родоначальник жанра Э.По. Первым детективом считается рассказ Э.По «Убийство на улице Морг»(1841). Широкую популярность жанру принёс Конан Дойль, создавший популярный образ частного детектива Шерлока Холмса. Необходимым элементом детектива является загадка, связанная с каким-то преступлением, и её расследование. В первых детективных романах доминировало интеллектуальное начало, они были логическими загадками, игрой мысли. Герой Конан Дойля был подчёркнуто интеллектуален. Шерлок Холмс относится к расследованию преступления как к логической загадке, шахматной партии. Классический детектив создаёт стереотип частного детектива. Детектив – порождение города. «Золотым веком» детектива были 20-е г., время расцвета классического детектива, представленного именами Агаты Кристи, Жоржа Сименона и др. В отличие от Конан Дойля, акцент в романах Кристи ставился не на детективном способе мышления и аналитической логике, а на неожиданностях, ложных версиях, эффектной развязке. В романе А.Кристи «Десять негритят» действие происходит на необитаемом острове. Неизвестное лицо приглашает сюда десять человек, среди которых судья, врач, генерал, автогонщик, старая дева, слуги. Шторм отрезает остров от материка. В течение одной ночи гибнут все. Убийства совершаются разными способами, в соответствии с детской считалочкой «Десять негритят». Убийцей оказывается судья Редгрейв, который вершит правосудие, наказывая всех приглашённых на остров за совершённые в прошлом преступления. За 60 лет творческой деятельности А.Кристи написала 67 романов, став классиком жанра. Её романы всегда занимательны. Напряжённое действие здесь самое главное. Жорж Сименон создал образ комиссара Мегрэ. В отличие от Шерлока Холмса, он старается вжиться в жизненные обстоятельства, стать на место преступника, понять и почувствовать мотивы поведения людей. Он знаток жизни, воплощение здравого смысла. Он символизирует мир устойчивых ценностей в эпоху, когда все ценности становятся неустойчивыми. Классический детектив предполагает чёткие этические координаты, этическое обоснование правоты Закона.

Наряду с классическим детективом в конце 20-х-нач.30-х г. формируется «жёсткий» детектив. Он был создан в США: Р.Чэндлер, Ф.Чэйз и др. Акцент смещается с интеллектуального поиска в сферу напряжённого действия. Изменяется традиционный образ детектива-сыщика. Теперь это специалист, грубый и жестокий, прибегающий к силе, циничный и одинокий. Герой борется со злом, хотя и понимает, что оно неустранимо. Усложняется классический стереотип преступника: он может быть внешне привлекательным, представителем высшего общества. Герои живут в продажном обществе, в котором власть связана с преступным миром.

После второй мировой войны из детективного романа выделяются криминальный, полицейский и шпионский романы. В криминальном романе акцент смещается с разгадки преступления на психологию преступника и на детальное описание преступлений и кровавых убийств. К криминальному роману восходит гангстерский фильм. С фильма Фр.Копполы «Крёстный отец» он повествует об организованной преступности. В полицейском романе героем становится не частный детектив, а рядовой полицейский, который борется с мафией или организованной преступностью. Популярный герой шпионских романов английского писателя Йэна Флеминга Джеймс Бонд – сверхшпион, агент 007, преданный слуга Британской империи. Джеймс Бонд – символ того, что связано с силой, успехом и вседозволенностью. Он не герой, а имидж.

Мюзикл – популярный жанр, синтетическое зрелище. Как самостоятельный жанр появляется в 40-е г. Корни жанра восходят к оперетте, музыкально-танцевальным шоу на Бродвее, к музыкальным голливудским фильмам. Расцвет жанра относится к 50-60-м г. Выделяют социальные мюзиклы: «Вестсайдская история» (1961), «Кабаре»(1971); мюзиклы, основанные на традиции народного праздника, карнавала, балаганного зрелища: «Оклахома!»(1943), «Порги и Бесс» (традиции негритянского музыкального театра); музыкальная мелодрама: «Смешная девчонка» (1968) (голливудская сказка о Золушке), «Чикаго».

Фильм ужасов – темы вампиров, монстров. Мастер жанра – Альфред Хичкок, мастер напряжения, чёрного юмора, создатель зрелища, приводящего в дрожь и шоковое состояние. Популярные герои – Дракула, Кинг-Конг.

Фильм катастроф – популярны с 70-х г., отразили апокалиптические настроения времени: «Челюсти» (1975) Стивена Спилберга, «Титаник» (1998) Джеймса Камерона.

Вестерн – один из старейших жанров американского кино, классический образец боевика. Первый вестерн – фильм Э.Портера «Великое ограбление поезда»(1903). Повествует о приключениях суровых ковбоев и мужественных пионеров дикого Запада. Стереотипом жанра являются сцены насилия и жестокости.

Эротический жанр – лав стори: роман Д.Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей», фильм «Эммануэль» (1974) и др. Или женский роман. Классика жанра – М.Митчелл «Унесённые ветром»(1936), К.Маккалоу «Поющие в терновнике»(1977).

Научная фантастика. Классика жанра – романы Ж.Верна, Г.Уэлса, Р.Брэдбери, А.Кларка, С.Лема, А.Беляева, братьев Стругацких.

В конце XX века научную фантастику в своей популярности вытесняет фэнтези с элементами мистики, сказочности, мифологии. Родоначальник жанра Дж.Толкиен «Властелин колец» – на основе волшебной сказки возникает особый виртуальный мир со своими законами. Феномен Гарри Поттера: в 1995 г. вышла 1 книга Джоан Роулинг, в 1999 г. писательница стала миллионершей и самой богатой писательницей Великобритании. Впервые в истории английской литературы рейтинг бестлеллеров возглавила детская книга, породившая поттероманию. В 2000 г. 4 книга «Кубок огня» была названа наиболее быстро продающейся в истории книгопечатания. Суммарный тираж книг почти достиг тиража Библии. Между тем критики обвиняют Роулинг чуть ли не во всех смертных грехах: проповедь сатанизма и оккультизма, избыточность текста, заимствованность мотивов. Но «ей удалось создать волшебный мир, параллельный нашему…Роулинг написала пятитомную книгу-страшилку, а страшилки очень популярны среди детей»[388].

В последнее время популярными становятся синтетические жанры: триллер, сочетающий психологическое напряжение фильма ужасов с детективом (политический, эротический, исторический и т.д.); фэнтези – сочетание фантастики, сказки, мифологии, приключений и детектива.

Формы функционирования массовой беллетристики – бестселлер (наиболее продаваемая, пользующая спросом литература), дайжест (выжимка, краткое изложение произведения), комикс (перевод текста в серию картинок).

Социология чтения. За последние годы мы из самой читающей превратились в малочитающую страну. Образ читателя серьёзной литературы резко упал в цене. Мужчины читают детективы и триллеры, женщины – мелодраму, любовный роман. «Специалисты говорят сегодня даже о катастрофе чтения в России…40% наших соотечественников сегодня вообще не читают, а 52% никогда не покупают книг, 34% не имеют дома ни одной книги…Всего лишь каждый пятый сегодня берёт в руки периодику». В результате произошла парадоксальная вещь: «книжный рынок В России процветает, поражая многообразием обложек, а массовое чтение увядает…Половина всей книжной продукции так и остаётся на издательских складах невостребованной»[389]. Читатели делятся по полу и возрасту.

Китч (нем. Kitsch – дурной товар, дешёвка) – произведения массового искусства, основанные на имитации – подражании, подделке хорошо известных образцов классического или религиозного искусства. Так, огромный раздел китча составила «Джокондиана»: в виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей от Сталина и Мао до Моники Левински. Китч вторичен, эклектичен, поверхностен, доводит выразительные средства до чрезмерности, тяготеет к самолюбованию, мнимой многозначительности, псевдоинтеллектуальности («Код да Винчи» Дэна Брауна). Всякая стилизация и переделка классики содержит возможность китча. Китч заключает в себе философию китча. Учитель рассказывает, как повела детей в театр на «Ревизора»: режиссёр и артисты «максимально упростили комедию», поставили «как бы «Ревизора». «Как бы – это стиль..,целая философия. Слово «как бы» удивительно точно выражает мироощущение современного человека, в котором ничто не равно себе, всё зыбко, приблизительно, относительно. Как бы добро. Как бы зло. Как бы жизнь. Как бы искусство». В этом слове заключается стремление к «облегчённости существования..,стёртости критериев»[390].

Литература

  1. Астафьева О.Н. Массовая культура // Глобалистика: энциклопедия. – М.: Радуга, 2003.
  2. Гофман А.Б. Мода и люди, или новая теория моды и модного поведения. М., 2000.
  3. Елинер И.Г. Мультимедийная культура и современное общество. СПб., 2008.
  4. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М., 2006.
  5. Луман Н. Реальность масс-медиа. М., 2005.
  6. Массовая культура: Уч.пос. / К.З.Акопян, А.В.Захаров и др. М., 2004.
  7. Розин В.М. Мода как феномен идентификации личности в современной культуре. М., 2006.
  8. Флиер А.Я. Массовая культура и её социальные функции. М., 1999.
  9. Чегодаева М.А. Китч, китч, китч. М., 1990.
  10. Шестаков В. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры». М., 1988.
  11. Яковлева А.М. Кич и художественная культура. М. 1990.

Контрольные вопросы

  1. Дайте определение массовой культуры.
  2. Определите специфические особенности массовой культуры.
  3. Назовите важнейшие вехи становления МК.
  4. Какие факторы способствовали формированию массовой культуры?
  5. Какие существуют важнейшие формы МК?
  6. В чём заключается назначение рекламы?
  7. Что такое гламур?
  8. Назовите важнейшие ценности МК.
  9. Назовите важнейшие стереотипы МК.
  10. Чем имидж отличается от стереотипа? Приведите примеры.
  11. Что такое китч?
  12. Назовите наиболее популярные жанры массового искусства.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.)