АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Парадигма тренинга как развития субъектности

Читайте также:
  1. A) это основные или ведущие начала процесса формирования развития и функционирования права
  2. B) Сенситивных периодов развития физических качеств.
  3. B) Сенситивных периодов развития физических качеств.
  4. I I этап развития Медицинской этики - становление монотеистических религий
  5. III.3.1. Общая характеристика и тенденция развития Правительства Российской Федерации
  6. III.4.1. Общая характеристика и тенденции развития федеральных органов исполнительной власти
  7. IV. Периоды развития личности и ее возраст
  8. IV. Профиль физического развития
  9. PR и маркетинг: эволюция развития конфликта
  10. To creat the Future или видение инновационного развития компании из будущего.
  11. V. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ И ЖИЗНЕННЫЕ УСЛОВИЯ
  12. XII. ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ

В основе всех трех предыдущих парадигм тренинга лежит представление о наличии двух миров, своеобразного "двоемирия": есть объективный мир, существующий сам по себе, неза­висимо от данного конкретного человека, и есть психологиче­ский мир этого человека (представления, переживания, отноше­ния и т. д.), — первый известен в философии как "бытие", а вто­рой — как "сознание". И в том, что люди живут в общем для всех объективном мире, сторонники этих парадигм не сомнева­ются.

Но существует ли один на всех объективный мир, преслову­тое "бытие"? Как ни парадоксально, но с точки зрения субъект­ного подхода, это вообще не имеет значения, поскольку человек живет не в "бытии ", а в "мире".

При этом речь должна идти не просто о мире, а об экологи­ческом мире.

Первая базовая характеристика экологического мира отра­жается в самом слове «мир»: он представляет собой нерасторжимое единство физического и социального окружения данного человека — единство, в котором преодолевается порочная анти­теза материального и идеального.

В элементе "логос "зафиксирована вторая базовая характери­стика экологического мира: он есть результат активного про­должения человеком своей уникальности в окружающем мире в процессе именования, в котором действительность обретает свою уникальность, т.е. Имя, — в нем преодолевается порочная антитеза физического и психического.

В элементе "эко" зафиксирована третья базовая характери­стика экологического мира: он есть домместо, где во всем присутствующем человеку открывается он сам, место макси­мального соприсутствия человека и его инобытия. В понятии "дома" преодолевается порочная антитеза объективного и субъ­ективного, поскольку он описывается качественно - психологи­чески, но не мыслим без конкретных физических вещей, из ко­торых состоит.

Рассмотрев образ мира, на котором строится субъектная па­радигма тренинга, можно перейти к анализу модели человека.

Из самого названия парадигмы следует, что в ней человек рассматривается как "субъект". В своем исконном смысле быть субъектом означает быть "под-лежащим" и "пред-лежащим", т.е. быть "лежащим-в-основе". Но тогда мы неизбежно приходим к сформулирован­ному им же вопросу: если "субъектом" в подчеркнутом смысле становится человек, то лежащим-в-основе чего оказывается та­кой человек?

И вот тут открывается принципиальное различие моделей человека в разных парадигмах тренинга. Для сторонников па­радигм дрессуры, репетиторства и наставничества очевидно: ес­ли человек и является "лежащим-в-основе", то в основе только собственного субъективного, внутреннего, психологического мира, а внешний мир существует объективно, независимо от не­го. В субъектной парадигме человек потому-то и рассматрива­ется как субъект, что он "лежит-в-основе" не только мира субъ­ективных образов, душевных переживаний и т. п., но и реально­го, "внешнего" мира, в котором разворачивается его жизнь —иными словами, от него и только от него зависит, в каком эко­логическом мире он будет жить!

Таким образом, в парадигме субъектности фундаментальной характеристикой человека выступает субъектность. Это его системное качество, т.е. такое свойство, благодаря наличию ко­торого он, собственно, и является тем, что он есть, — нет субъ­ектности, нет и подлинного человека! Субъектностьэто свойство "основоположности", которое выражается в способно­сти человека "полагать себя в основу" своего экологического мира и самого себя.

Но как так получается, что человек оказывается "лежащим-в-основе" реального, "внешнего" мира, в котором он живет? Дело в том, что один и тот же объект по-разному открывается разным людям в зависимости от их собственных свойств, причем для ка­кого-нибудь стороннего наблюдателя различия между ними со­вершенно объективны, они существуют реально, а не только в субъективном восприятии конкретного человека. Таким обра­зом, можно сказать, что в основе экологического мира, в котором живет человек, лежит совокупность всех его свойств; именно от них, в первую очередь, зависит, какие возможности предоставит ему имеющееся внешнее окружение (и какие возможности пре­доставит он своему окружению). Но поскольку все люди обла­дают разными свойствами, мы приходим к важнейшему выводу: каждый человек живет в своем уникальном экологическом мире, который определяется его собственными свойствами!

Теперь можно перейти на уровень психологической метате­ории. Поведение человека рассматривается как активность, на­правленная на реализацию метапотребности быть субъектом -создать свой экологический мир, по отношению к которому он будет "лежащим-в-основе". Иными словами, человек стремится освоить, "обжить" бытие, сделать его своим Домом, несущим во всем его "отпечаток", — в общем, "сделать мир своим". Это стремление сделать мир своим является именно метапотребностью, поскольку оно "стоит за", лежит в основе всех остальных потребностей человека.

Принципиально важно, что человек стремится стать субъек­том не потому, что этого требует окружающий мир, а потому, что

такова его человеческая сущность, — не будучи субъектом своего экологического мира, он не может быть подлинно Человеком.

Субъектный подход к человеку и его поведению принципи­ально меняет понимание сущности обучения. Основной зада­чей тренинга становится не формирование определенной сис­темы представлений, отношений и умений (как в трех других парадигмах) и создание "завершенного продукта". В субъект­ной парадигме ценен сам процесс: не столь важно, каковы имеющиеся сейчас успехи данного человека на пути построе­ния своего экологического мира, главное — какова динамика этого процесса.

Реализация субъектной парадигмы в практической деятель­ности требует кардинального изменения позиции тренера. Тре­неры, работающие в трех предыдущих парадигмах, явно или неявно исходят из того, что они "знают, как клиенту лучше". Но поскольку каждый человек живет в своем собственном эколо­гическом мире, то нет и не может быть "правильных" и "непра­вильных" способов в нем жить. Поэтому для тренера, работаю­щего в парадигме субъектности, невозможна не только позиция всемогущего носителя "абсолютного знания", но даже и пози­ция мудрого пастыря, пасущего "неразумных овец".

Соответственно, в парадигме субъектности свою задачу тре­нер видит не в том, чтобы наставлять клиента на "путь истин­ный" в той или иной форме, а в том, чтобы клиент смог открыть собственный путь, стал субъектом, "лежащим-в-основе" собст­венной жизни. Но субъектность как сущностное качество чело­века "пробуждается" только в присутствии другой, "обращаю­щейся" к ней субъектности! Поэтому главное, что необходимо сделать тренеру, — выстроить с клиентом качественно иной, субъект-субъектный способ взаимодействия.

В содержательном плане отношения тренера с клиентами в парадигме субъектности носят характер подлинного взаимодей­ствия, а не двух одновременно существующих, взаимно направ­ленных векторов воздействия. Поэтому в процессе взаимодействия с клиентами тренер может не только вносить коррективы в технический аспект своей дея­тельности в группе, не только менять стратегию работы, но даже изменять себя, свою личность, что немыслимо для тренеров в трех предыдущих парадигмах, но в этом-то и заключаются на­стоящие субъект-субъектные отношения.

Парадигма тренинга как развития субъектности в нашей стране мало известна, и в реальной тренерской практике ее ос­новные положения существуют пока, в основном, в виде краси­вых деклараций. И дело даже не столько в отсутствии в тренер­ском сообществе соответствующих традиций использования этой парадигмы, сколько в се относительной сложности и не­обычности — она требуетвысокой профессиональной квали­фикации тренера как психолога, его большой работы над самим собой, пересмотра сложившихся стереотипов, изменения пози­ции (иногда кардинального) в отношениях с участниками груп­пы и т. д. Кроме того, ориентация на процесс, а не на "завер­шенный продукт" делает менее очевидными здесь и сейчас ре­зультаты тренинга для заказчиков, а иногда и для самих клиен­тов, чтов рыночной ситуации явно не способствует спросу на подобную "услугу".

Тем не менее, ее достоинства гораздо более значимы. Во-первых, в парадигме субъектности происходит работа с самыми фундаментальными, сущностными характеристиками клиента: глубина происходящих изменений, как правило, недостижима в рамках парадигмы наставничества (не говоря уже о репетитор­стве и дрессуре). И если проблемы, с которыми сталкивается клиент, лежат именно на этом уровне, пожалуй, альтернативы данной парадигме пока нет.

Во-вторых, клиент приобретает "не рыбу, а удочку": не спо­собность выполнять какую-то конкретную деятельность, а ка­чественно иной способ существования в мире, который уже бу­детреализовываться им во всех осуществляемых видах дея­тельности.

В-третьих, динамика достигнутых на тренинге результатовносит характер не регрессии (забывание знаний, распадение паттернов поведения и т. д.), а наоборот — прогрессии. Тренинг в парадигме субъектности как многолетнее растение: приносит плоды не сразу, зато живет долгои все время набирает силы.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)