АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В первой части используется низкая лексика: «дик, пьяные, тлетворный, переулочная пыль, плач, визг, кривится, торчат, кричат»

Читайте также:
  1. B) При освоении относительно простых упражнений, а также сложных движений, разделение которых на части невозможно
  2. B) прилагательными, c) герундием, d) причастиями.
  3. C. С участием посредника и (или) в трудовом арбитраже
  4. Cпособы перевода на английский язык русских причастий
  5. E) первой половине 1920-х гг.
  6. I. ВСТУПНА ЧАСТИНА
  7. I. Образование причастий
  8. I. Первый (и главным) принцип оказания первой помощи при ранениях является остановка кровотечения любым доступным на данный момент способом.
  9. I. Первым (и главным) принципом оказания первой помощи при ранениях верхней конечности является остановка кровотечения любым доступным на данный момент способом.
  10. I. Поэтому первым (и главным) принципом оказания первой помощи при ранениях является остановка кровотечения любым доступным на данный момент способом.
  11. I. Право участия общего
  12. II. ОСНОВНА ЧАСТИНА

Во второй же части Блок говорит возвышенно - таинственно. В начале стихотворения изображается реальный мир. Однако следующие шесть строф по содержанию и поэтике составляют столь очевидный контраст первой части.

Лирический герой недоволен реальным миром. Это и заставляет егоотправиться в мир грез, мечтаний и фантазии. Он запутал сам себя и теперь не может понять, сон это или явь.

Но появляется Она – Незнакомка, которая до конца опьяняет Его. Она – призрак, который приходит из темноты. Она «движется», «медленно» идет. Грязь окружающей пошлой обстановки не соприкасается с Ней, Она как бы парит над нею. Лирический герой не знает, кто эта женщина, но Он возносит Ее до небесного божества. Дело в том, что Незнакомка одновременно и воплощение высокой красоты, и порождение «страшного мира» реальности – женщина из мира «пьяниц с глазами кроликов».

Когда Она «плыла» меж пьяными, на Нее никто не обращал внимания, кроме лирического героя, ведь Она – плод его воображения. Незнакомка одинока: «всегда без спутников, одна». И в ожидании чего-то «она садится у окна». У окна Она садится не случайно: из окна на Нее падает лунный свет, что придает Ей большую таинственность, загадочность и выделяет из общей массы. Как и люди, плавающие в лодках, не видят красоты луны, так и окружающие Незнакомку пьяницы не могут оценить Ее прелести. Она же садится у окна, чтобы любоваться красотой луны и не видеть всей пошлости, окружающей Ее.

Вспомним, какой воздух был в начале стихотворения – удушающий, тяжелый, гнилой. А сейчас «дыша духами и туманами» - это воздух, навеянный чем-то светлым, божественным, недоступным для лирического героя. Он возносит Ее до того, что сам не может приблизиться к Ней. Но и одновременно Он закован «странной близостью». Он хочет разгадать, понять, кто Она.

Ее «упругие щелка» «веют». При этом слове мы содрогаемся, оно навевает на нас легкий ветерок. Мы можем представить, что «ее упругие шелка» колышутся на ветру – это придает ей легкость, призрачность. Кольца, как наручники, которые не дают выбраться ей из мира пошлости. Этот мир окружил Ее со всех сторон. Из-за этого Она носит шляпу с «траурными перьями».

Его и Ее объединяют одиночество. Поэтому Он «близостью закованный». За обликом Незнакомки герой видит «берег очарованный, очарованную даль». Он хочет уйти к Ней в «очарованную даль», уйти от мира пошлости, который минуту назад казался непобедимым. Она рядом, на другом берегу, где царит добро, где все прекрасно. Незнакомка так далеко и высоко, что герой только может любоваться Ею, но не в силах до Нее дойти. Он должен разгадать тайны жизни: «глухие тайны мне поручены, мне чье-то сердце вручено…». Он придумал Ее прошлое и настоящее, дорисовал в воображении Ее душевное состояние. Герою вручена тайна Незнакомки. Он должен разгадать ее, чтобы добраться до «очарованного берега». Солнце – это и есть тайна. Оно символ счастья, любви. И чувствование, понимание этой своей посвященности в чужие тайны порождает у лирического героя такое сильное ощущение, как будто «все излучины пронзило терпкое вино». Вино дало возможность ему выплыть туда, где «очи синие бездонные цветут на дальнем берегу». Героиня «въелась» в его воображение, он не может выкинуть из головы ни одну деталь Ее образа, даже «перья страуса». Он утопает в Ее бездонных очах, которые манят Его на другой берег – символ новой жизни, новых открытий.

Последняя строфа стихотворения построена на осмыслении произошедшего в душе героя. Он очнулся от сказки, мира грез. Герой угадал тайну: «истина в вине». Угаданная тайна, открывшая возможность другой жизни на дальнем берегу, вдали от пошлости, принимаемой всеми, воспринимается им как вновь обретенное сокровище, «и ключ поручен только мне». Вино, ударившее в голову, помогает обрести веру и надежду, и он кричит: «ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине». Не зря он назвал себя чудовищем – он таковым и остается, но посвященность в тайное очарование другого мира, пусть и в воображении, утверждается как истина.

Спасение лирического героя в том, что Он помнит о существовании любви безусловной, жаждет верить, тоскует о любви единственной.

Приложение 8

Пастернак назвал своё стихотворение «Светает», потому что именно с рассветом начинается пробуждение и ликование жизни.. От Солнца на земле жизнь и красота.

Мне кажется. Фоном к стихотворению звучат весенние музыкальные картинки альбома П.И. Чайковского «Времена года»: вот пробивается первый подснежник, вот ликует буйным цветом май…

 

Прикоснёмся к каждой стихотворной строфе, как к чувствительным клавишам рояля

Первая строфа Неожиданное обращение к ветке сирени, которая под дождём и ветром похожа на взъерошенного воробышка. Она же, рука ветра, а, может, и самой природы, на ощупь пробует, тепло ли вокруг, пора ли торопить птиц славить песней весну?

В полутьме серо-зелёно –сиреневой кажется эта ожившая ветка.

Во второй строфе мы видим, как по саду пробежали первые лучи света. Сад оживает. Эпитеты «обрызганный, закапанный» рисуют слёзы дождя на щеках природы. Но уже нет грусти: в каждой капельке засветился огонёк жизни и красоты. Пастернак сравнивает капли не с драгоценными камнями, а с запонками, будто бы они замыкают покровы ночных тайн. Но сколько вокруг огня: «мильоны синих слёз». Сад сравнивается со сверкающей речной заводью, плёсом

Третья и четвёртая строфы для контраста изображают сад прошедшей ночью. Приём тот же, что у Пушкина в «Зимнем утре»: «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,… А нынче погляди в окно!» В чёрном покрывале ночи сад похож на беззащитного младенца, который»тоскою вынянчен». От одиночества сад «в окошко торкался». Такое просторечное слово представляет сад маленьким и пушистым существом, похожим на одного из домашних любимцев. Дух сада ожил во тьме. «забормотал, запах».. А лирическому герою было несколько жутко от дребезжания ставень,и от сырой прогорклости. Видимо, неравнодушному человеку не спалось: он слышал и даже обонял и осязал тёмный сад. Но более всего ему не давало покоя шестое чувство - предощущение чего-то необычного. И чудо настало: СВЕТАЕТ! Сад разбужен.

Мне кажется, что полилась райская музыка в тональности «ми мажор». Мажорная – значит светлая и жизнеутверждающая, оптимистично солнечная. А звук «ми»вызывал у многих композиторов, в том числе и у почитаемого пастернаком Скрябина ассоциацию с небесной голубизной, а значит и святость ПРИРОДЫ, которую Пастернак считал святым ХРАМОМ ВЕЧНОСТИ.

 

Приложение 9

Тема: «Наблюдение за звуковыми образными средствами языка в


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)