АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

XI. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

Читайте также:
  1. I. Проблема политической экономии
  2. II. Проблема социокультурной динамики – центральная тема в творчестве П. Сорокина.
  3. II. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
  4. II. Формальная логика как первая система методов философии.
  5. III. Проблема социальной политики
  6. XIII. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ
  7. Алгоритм проблематизации диссертационного исследования
  8. Аналитический и синтетический учет выбытия основных средств
  9. Античная философия. Классический период греческой философии (V – IV вв. до н.э.). Сократ, Платон и Аристотель.
  10. Антропологический принцип философии Л.Фейербаха
  11. Арал проблемасы

АБСОЛЮТ (от лат. безусловный, неограниченный) – всеобщая основа мира, завершенное совершенство в идеалистической философии. Он мыслится как творческое первоначало всего сущего. Его обычно уравнивают с Богом, абсолютным духом, абсолютной идеей. Материалисты тоже употребляют это понятие, но для обозначения материи, описывая материальное начало либо как самодостаточную сущность, либо как вечно обновляющуюся основу мировоззрения. Вопрос о связи человека и абсолюта имеет три аспекта. Существует ли абсолют? Как его познать? Как мы должны при этом себя вести?

АБСОЛЮТНЫЙ – независимый, свободный от всех отношений, самостоятельный, совершенный.

БЕСКОНЕЧНОСТЬ – понятие, отражающее безграничность, беспредельность. У Гегеля есть понятие «дурной» или «отрицательной» бесконечности в смысле постоянной смены одних конечных вещей другими, беспрерывного их пространственно-временного изменения. По Гегелю истинная бесконечность состоит в том, что в своём другом оно приходит к самому себе, то есть бесконечность вечно выходит и одновременно не выходит за свои пределы. В диалектическом материализме эта категория отражает неограниченное многообразие отражаемого мира в пространстве и во времени, без конца развёртывающийся во времени и пространстве процесс. Бесконечное и конечное образуют противоречивое единство. Если бесконечное означает отсутствие начала и конца во времени и пространстве, то конечное отражает ограниченность во времени и пространстве любого конкретного объекта, преходящий характер его существования. Бесконечное проявляется, существует в конечном, а конечное есть форма существования бесконечного, его проявления в реальном мире. Познавая конечные аспекты и выявляя их взаимосвязи, мы стремимся вывести всеобщие законы изменения и развития бесконечного мира, учитывать их в практической действительности.

БИОСФЕРА – понятие, появившееся в науке в по­следней четверти XIX в. и обозначающее оболочку пла­неты, состав и структура которой определяются деятель­ностью живых организмов от простейших до челове­ка. Целостное учение о биосфере было создано в начале XX в. В.И. Вернадским, который создал учение о перехо­де в ноосферу, управляемую не только законами жиз­ни, но и человечества. Это понятие приобретает но­вый смысл в XIX в. в связи с проблемами преодоления экологического кризиса на планете и поисками вне­земных форм жизни.

БЫТИЕ (от лат. есть, существовать) – философская категория, обозначающая, все то, что существует как таковое, действительность, реальность, которая является предметом особого раздела философии – онтологии. Понятие «бытия» ввёл в философию Парменид, поставив вопрос: может ли мысль независимо от опыта открыть объективную общезначимую истину? И дал ответ: бытие есть мысль о бытии, а мысль о бытии есть бытие. Этим он признал тождество мышления и бытия, что позволило утверждать: философская мысль может получить знание о сущем вне всякого опыта, открыть реальность, данную только в мышлении, но обладающую объективным содержанием. Такой вывод способствовал самоопределению философии как особой формы интеллектуальной деятельности, средством которой является теоретическое мышление, способное достичь истинных результатов, независимо от опыта. Для метафизиков «истинное» бытие заключено только в «вещи в себе». Материалисты утверждают, что бытие охватывает как материальные, так и духовные явления, поэтому они различают следующие его формы: 1) бытие вещей, тел, процессов: а) бытие вещей, процессов и состояний природы; б) бытие природы в целом; в) бытие вещей и процессов, произведенных человеком; 2) бытие человека: а) бытие человека в мире вещей; б) бытие специфически человеческое; 3) бытие духовного, идеального: а) индивидуализированное, духовное; б) объективированное духовное (внеиндивидуальное); 4) бытие социальное: а) бытие общества; б) бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории.

ВЕЧНОСТЬ – бесконечная длительность существования, обусловленная несотворимостью и неуничтожимостью. Вечность как бы вмещает в себя все возможные события мира. К ней не применима характеристика быть во времени. Если материализм трактует ее как атрибут материи, то идеализм – как атрибут бога или абсолютного духа.

ВРЕМЯ – одна из основных форм существования субстанции (наряду с пространством), ее важнейший атрибут, её универсальное свойство, выражающая измеримый период, континуум. В истории философии различают две концепции времени: субстанциональную и реляционную. Первая концепция (Ньютон) рассматривает время как особую сущность, которая существует сама по себе (время подобно ёмкости, внутри которой существует мироздание и происходят изменения; существование времени и его свойства не зависят от физического мира; время существовало бы, даже если бы не существовало мироздание; время не имеет ни начала ни конца; оно линейно и непрерывно). Вторая концепция – релятивистская (Аристотель, Лейбниц) связывает время с материальными объектами и процессами (время – это последовательная смена явлений; это изменения, происходящие в физическом мире). Эта концепция получила подтверждение в теории относительности Эйнштейна: время зависит от скорости движения материальных тел: при скоростях, близких к скорости света, темпы течения времени замедляются в 40 раз). Обычно различают реальное (физическое, объективное), концептуальное (математическое) и субъек­тивное время, связанное с человеческой природой, историей и культурой. Физическое время характеризуется одно­направленностью (от прошлого через настоящее к буду­щему), историческое же, или социальное, время может отличаться разными направлениями (движение событий вперед и назад, вспять). В физическом смысле слова вре­мя однородно, а в культурологическом — неоднородно (на­пример, временные различия в западной и восточной куль­турах). Время — необходимое условие осуществления лю­бых способов жизнедеятельности человека (познания, обще­ния, практики). Кроме того, принято различать объективное и субъективное время. Объективное время (в материалистической трактовке) – это форма существования движущейся материи; его свойства определяются уровнями и видами материи. Субъективное время – это форма существования сознания, включающее переживание человеком реальных событий.

ВСЕЛЕННАЯ – 1) весь мир как совокупность всех вещей (реально существующих предметов), бесконечные во времени и в пространстве и бесконечно разнообразный по формам бытия; 2) обитаемая часть мира; 3) объект космологии, доступный астрономическому наблюдению.

ДВИЖЕНИЕ – всякий процесс изменения и развитие материальных объектов, процесс перехода этих объектов из одного состояния в другое. Движение является всеобщем, вечным, несотворимым, неуничтожимым, т.е. является абсолютным и коренным свойством, то есть атрибутом материи. Движение – материально, т.е. материя существует в движении, без которого она не обладала бы ни какими свойствами, качествами, структурой, т.е. не обладала бы реальностью. Движение – это бытие материи: в мире нет материи без движения, как и без движения нет материи. Покой – разновидность движения (сохранение его качества). Покой – относителен, а движение – абсолютно. Различают два типа движения: количественные изменения и качественные изменения. По своему носителю движение классифицируется на два типа: материальное и духовное. Различают (по Энгельсу) пять форм движения материи: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное. Современная наука открывает не только большое многообразие форм движения, но и раскрывает новые способности уже существующих форм и способов движения. Однако любая схематизация форм, типов и способов движения всегда является неполной и отражает только достигнутый уровень в познании объективного мира.

КАРТИНА МИРА – это совокупность взаимосвязанных систематизированных представлений об ус­тройстве мира, Вселенной, о месте в ней человека, его познавательных и творческих возможностях. Картина мира изменяется в ходе развития культуры. В соответствии с тем, какая форма постижения и восприятия мира является преобладающей, различают религиозную, философскую и научную картины мира. Современная картина мира является научной, так как соответствующие представления о реальности сформировались в ходе экспериментальных и теоретических исследований, обоснованы и подтверждены. Основаниями картины мира являются современные философские принципы и подходы. В основе картины мира лежит принцип объяснения мироздания.

МАТЕРИАЛЬНОЕ и ИДЕАЛЬНОЕ -философские категории, обозначающие два «исходных» начала мира. Со времен античной философии известна традиция, соглас­но которой материальное трактуется как плотное, «вещест­венно-телесное» начало мира, «космос», а идеальное – как деятельно-смысловая, логическая сторона, мир значений, об­ласть духовного, завершающаяся той или иной формой высшего духа (абсолютный разум, Бог). Категория идеаль­ного имеет непосредственное отношение к идеалу и входит в сферу конечных целей и ценностей человеческого сущест­вования. По мере развития знания, особенно в новое время, под материальным стали понимать природу, телесную дейст­вительность и даже весь окружающий мир, противопоста­вив его сознанию. Истолкование идеального концентрирова­лось в основном на познавательных возможностях челове­ческого разума. В классической немецкой философии идеаль­ное трактовалось как духовно-творческая сила сущего, это позволило впоследствии отнести идеальное к человеку и его предметно-практической деятельности по преобразованию себя и окружающего мира.

МАТЕРИЯ (от лат. вещество) – одна из основных категорий онтологии. Понятие материи изменялось в истории философии: сначала ее воспринимали как первоэлемент, затем как прасвойство или качество. Существует несколько подходов к трактовке понятия материи. Объективно-идеалистический подход утверждает, что материя объективно существует как порождение первичного, абсолютного духа. Субъективно-идеалистический подход рассматривает её как самостоятельно не существующую реальность, продукт сознания человека. Позитивистская трактовка: понятие материи ложно, ибо его нельзя доказать и изучить при помощи опытного научного исследования. Материалистический подход утверждает: материя есть основа бытия. Все иные бытийные формы (дух, человек, общество) – порождение материи. Признают существование материи все светские и религиозные мыслители, но расходятся в ответе на воп­рос: сотворена материя или вечно пребывает? Христианство отрицает вечность материи, ибо вечность – атрибут Бога, творящего «все из ничего». Материализм XVII в. отстаи­вал принцип «из ничего не возникает ничего», при­писывая материи вечность существования, отождествляя ее с чувственным миром. В диалектическом материа­лизме материя – «...философская категория для обозначе­ния объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя неза­висимо от них» (В.И. Ленин). Единственным свойством материи, имеющим значение для этой философии, является свойство «быть объективной реальностью», а потому никакие отдельные природные тела, веще­ства, элементы и т.д. не есть материя. Марксизм строит понятие материи как метафизическое, ибо, во-первых, ут­верждает, что материя как таковая «это — чистое создание мысли и абстракции» и не является «чем-то чувственно существующим» (Ф. Энгельс), а, во-вторых, материи при­писываются атрибуты (неотъемлемые свойства): веч­ность, неуничтожимость, несотворимость и т.д., при­сущие трансцендентному Абсолюту. Философское понимание материи необходимо отличать от естественнонаучного его определения, т.е. от строения материи. Уровни материи – это ее структурные элементы, основными из которых являются: элементарные частицы и поля (электромагнитное гравитационное); атомы, молекулы; земля, планеты, звезды, галактика метагалактика.

МИР – совокупность всего, что существует. Понятие «мир», которое вплоть до XVIII в. (до Канта) обозначало весь комплекс творения, противостоящий Богу, сегодня об­ладает двумя основными значениями: 1) совокупность объек­тов, образующих физический универсум; это материальный мир, объект науки; 2) комплекс человеческих отношений, образующих человечество; это мир в «экзистенциальном» смысле, в его противопоставлении физическому универсу­му. Это мир человеческих отношений, который Кант, исхо­дя из гипотезы, что все эти отношения выражают моральную и чисто рациональную интенцию, назвал «интеллигибель­ным миром». В философии Хайдеггера понятие «мир» при­няло особенный смысл: оно означает «открытость» субъекта свету вообще (который представляет собой как физический свет, так и духовный свет) в его противостоянии темноте «земли» (обозначающей укорененность живого существа в его физической и исторической среде).

ПРИРОДА – 1) первоначаль­ная сущность, происхождение вещей; 2) совокупность всего сущего в материальном мире в противоположность духовным яв­лениям; 3) объект естествознания. Представления о природе, как пространстве для разверты­вания человеческих сущностных сил была особенно актуальна в XIX в., когда успехи естествознания дава­ли надежду на использование сил природы для удов­летворения потребностей человека. Сегодня, используя ве­щество и энергию природных объектов, человек, в сущ­ности, постоянно борется с природой, отстаивая свою жизнь, свое право на бытие. Экологический кризис, поставив­ший под вопрос выживание и дальнейшее развитие че­ловечества, заставляет по-новому взглянуть на природу и ее эволюцию. Различают неживую и живую природу. Неживая природа это совокупность природных объектов, в которых не обнаруживается феномена жиз­ни. Живая природа – это совокупность живых организ­мов, обитающих на планете, среды их обитания (био­сфера), включая человека и плоды его деятельности (ноосфера).

ПРОСТРАНСТВО – философская категория, обозначающая со-бытие явления, его сосуществования с другими явлениями. В истории философии существовали различные концепции пространства: субстанциональные (его как особую сущность, которая существует сама по себе, независимо от материальных объектов) и реляционное (это особое отношение между объектами и процессами вне их не существуют). Если материалисты рассматривают его как существующие вне и независимо от сознания (т.е. объективны), то идеалисты отрицают объективность и признают его зависимость от различных форм сознания, причем субъективные идеалисты рассматривали его как форму индивидуального сознания, то объективные идеалисты – как основанное богом вместилище тел. Понятие пространства характеризует протяжённость и взамное расположение материальных тел. Современные научные представления подтверждают материалистический релятивизм на природу пространства, считая его неразрывно связанным со временем, с материей и движением (при скоростях, близких к скорости света, длина тела сокращается приблизительно в два раза). Пространство имеет свою специфику не уровне микро-макро и мегамира, так же как и на уровне живой природы и социальной действительности. Общими свойствами пространства, которое обнаруживается на всех известных структурных уровнях материи, является трёхмерность (имеет три измерения – длину, ширину и высоту) и обратимость (можно вернуться в любую точку пространства)ину, ширину и высоту)ктурных уровнях материи являетсях, близких к скорости света, длина тела сокращает.

СИНЕРГЕТИКА – новое направление междисциплинарных исследований, использующее нелинейное мышление (открытое, предполагающее выбор альтернатив, многовариантность и не поддающееся классическим методам описания) для выявления общих закономерностей самоорганизации, установления устойчивых структур в открытых системах естественного и искусственного происхождения. Термин происходит от греч. «синергос» – совместно действующий, имеется в виду совместные усилия многих ученых разных областей по поиску новых парадигм познания явлений природы, общества и созданию общей картины мира, отвечающей современным требованиям.

ТЕОРИЯ «БОЛЬШОГО ВЗРЫВА» – одна из теорий развития Вселенной. Современная наука относит время начала разви­тия Вселенной к отметке 2 • 1010 лет назад, когда произошел так называемый «Большой взрыв». Далее началась эво­люция галактик и звезд, в результате чего Вселен­ная предстает как расширяющаяся и пульсирующая. Две фундаментальные идеи науки XX в. – антропный принцип и синергетика, проясняют теорию «Большого взрыва». Суть антропного принципа состо­ит в том, что любая сложная система, в том числе и человек возможны потому, что в эпоху «Большого взрыва» элементарные процессы и фундаментальные физические константы имели, очень узкий диапазон. Предмет синергетики – механизмы самоорганизации, самопроизвольного возникновения, относительно устойчивого существования и саморазрушения упоря­доченных структур.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ – принцип постнеклассической науки, объединяющий идеи сис­темного и эволюционного подходов. В основе эволю­ционного подхода (который был разработан в биологии Ч. Дар­виным, лежала идея о непрерывном появлении в мире все более сложно организованных живых систем. Си­стемный подход, возникший в 40-50-е гг. XX в., по­зволил выявлять целостность исследуемого объекта в его взаимосвязи с окружающей средой, взаимодействие составляющих его элементов. С развитием синергетики, которая предложила идею универсального эволюционизма, принци­пиально изменились как классическое учение об эво­люции, так и содержание системного подхода, ибо процессы и явления живой, неживой и социальной мате­рии стали рассматриваться как самоорганизующиеся системы, обладающие способностью «выбирать» из множества возможностей один путь развития. Под влиянием теории нестационарной Вселенной, синергетики, кон­цепций биосферы и ноосферы универсальный эволюционизм утвер­дился в качестве принципа построения современной общенаучной картины мира.

УНИВЕРСУМ – совокупность всего, что существует. В религиозной философии термин универсум обозначает со­бой весь комплекс творения (мир и человека). В более ши­роком смысле понятие охватывает собой физический мир – объект науки: комплекс отношений между феноменами, то есть комплекс законов, структурирующих мир. В этом смыс­ле теория относительности дает нам законы познания уни­версума. Понятие мира уже, чем понятие универсума; она уже предполагает некоторую специфику: физический, биологический, моральный или человеческий мир (говорят даже о «мире» птиц, «мире» рыб и т.д.); универсум же предполагает общую совокупность всех миров.

ХАОС (от греч. зияние, разверстое простран­ство, пустое протяжение) – неупорядочен­ное, бесформенное состояние мира до образования упорядоченного космоса. В досократовский философии хаос — начало всякого бытия. Платон называет хаос свою первоматерию. Позже хаос начинает пониматься как пер­возданное беспорядочное состояние элементов, но с присоединением творческого оформляющего начала. В неоплатонизме господствует концепцияхаос как всепорождающего и одновременно всеуничтожающего начала. Фома Аквинский, отрицая существование материи до создания мира, под хаосом понимает пустое пространство Аристотеля, в котором происходит тво­рение мира из ничего. В Новое время естественные науки отказались признавать хаос в качестве первопотенции мира. Современная наука синергетика пони­мает хаос как творческое начало, условие самооргани­зации или как очень сложную, ранее недоступную пониманию организацию. Xаосу противостоит порядок.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)