АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вторник, 20 мая 1975 года

Читайте также:
  1. Вторник, 11 апреля 1972 года
  2. Вторник, 13 мая 175 года
  3. Вторник, 13 февраля 1973 года
  4. Вторник, 18 апреля 1972 года
  5. Вторник, 2 июля 1974 года.
  6. Вторник, 20 апреля 1976 года
  7. Вторник, 20 февраля 1973 года
  8. Вторник, 25 июня 1974 года
  9. Вторник, 27 апреля 1976 года
  10. Вторник, 4 апреля 1972

Когда Шрила Прабхупада уходил на утреннюю прогулку, группа преданных собиралась в его комнате на ежедневный уборочный марафон. Шесть девушек распределяли между собой разнообразные обязанности, и за час до прихода Прабхупады его гостиная, спальня и ванная сияли чистотой от пола до потолка. Каждая поверхность была либо вытерта, либо вычищена. Полы мыли водой, ароматизированной эвкалиптовым маслом, ковры чистили пылесосом, бронзовые и стеклянные предметы полировали, а белые льняные наволочки на подушках и валиках меняли. По стенам развешивали цветочные гирлянды, в вазы ставили свежие букеты.

Кто-то начинал растирать сандаловую пасту с шафраном, камфорой и розовой водой, чтобы нанести ее Прабхупаде на лоб. Наконец, зажигали благовония и готовили корзинку с цветочными лепестками, чтобы сыпать их Прабхупаде под ноги, когда он возвращался. Поскольку женщинам обычно доставалось не так много личного общения с Прабхупадой, для них это была особая возможность послужить ему тем, в чем они наиболее искусны. Для них этот напряженный труд любви ничем не отличался от непосредственного поклонения храмовому Божеству.

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур подтверждает это: «Духовному учителю следует оказывать то же почтение, что и Верховному Господу, ибо он — Его ближайший слуга. Так гласят все богооткровенные Писания, и этому указанию следуют все авторитеты. Духовный учитель — истинный представитель Шри Хари, я в глубоком почтении склоняюсь к лотосу его стоп».

* * *

Утренняя прогулка в ботаническом саду сопровождалась живым обменом вопросами и ответами. Хари-шаури рассказал, что в одной из последних газет рекламировали книгу об эволюции человека. В этой книге говорилось, что на этой планете существует около двух миллионов видов. Прабхупада не согласился.

— Два миллиона? Нет. Восемь миллионов четыреста тысяч.

Амогха поинтересовался, сосчитаны ли 400000 видов человеческих тел с учетом национальных особенностей. Прабхупада сказал, что это «дурацкая, никуда не годная идея».

— В шастрах, — сказал он, — в Писаниях говорится о планетах, а не о странах. Нет там такой вещи, как «национальность». Все эти «государства» и «национальности» появились значительно позже.

Один преданный спросил, какая связь между выпадением дождей и греховной жизнью.

— Чем больше вы грешите, — объяснил Прабхупада, — тем меньше дождей выпадает. Нестабильной погодой природа нас наказывает. В Бенгалии говорят: «дине джал ратри э тар, сеи джанме сукха дхар — если весь день идет дождь, а ночью видно звезды, можешь быть уверен, что будет недостаток дождя, а потом недостаток полновесного зерна». Лучше всего, когда ночью идет сильный дождь, а днем сияет солнце, тогда поля будут очень плодородными.

— И если мы расширим Движение сознания Кришны… — начал Хари-шаури.

— Тогда дожди будут идти регулярно.

Прабхупада и ученики подошли к северной оконечности Озера Белых Кувшинок. Нежные лучи утреннего солнца освещали напоминавшую ковер лужайку, на которой кормились водяные курочки и угольно черные шотландские куропатки и ворковали, помаргивая, пестрые дикие голуби. Прабхупада умолк, спрятав лицо в коричневый шерстяной воротник своего теплого розового пальто. Затем, ни к кому в особенности не обращаясь, он произнес:

— Откуда столько разнообразных форм жизни?

— Ученые говорят, — попытался ответить Амогха, — что вначале были одноклеточные, потом пытаясь приспособиться, одни погибли, а другие выжили. Так что все эти виды есть результат приспособления к различным условиям.

— А кто устроил так? Кто все это сделал? —Прабхупада взглянул на Амогху насмешливо-вопросительно.

— Ну, они говорят, что это произошло случайно.

Прабхупада помрачнел.

— Вздор! Ничего случайного не бывает. Должен быть какой-то план. Что вы видели случайного? Если вы верите в случайность, тогда вам незачем прилагать столько усилий. Если вы можете случайно стать богатым, зачем вы тогда так настойчиво сражаетесь за это. Зачем ваши автомобили снуют туда-сюда день и ночь? Чего вы из кожи вон лезете? Пусть деньги придут к вам случайно, сидите спокойно! Зачем вы ходите в колледж? Предоставьте случайности сделать вас магистром или доктором. Это же чистой воды негодяйство!

Хари-шаури выдвинул аргумент карма-мимамсы.

— А нельзя ли тогда сказать, что все происходит лишь в результате усилий человека?

Ответ Прабхупада полностью прояснил дело:

— Нужны две вещи: собственная деятельность и дозволение Господа.

— Говорят, — продолжал Хари-шаури, — что если Бог есть, и Он в действительности управляет всем, и лишь по Его воле происходит все вокруг, то я могу просто сидеть и ничего не делать — все само собой случится.

Прабхупада покачал головой.

— Нет, вы должны трудиться ради получения результата. Но не думайте, что если вы хорошо потрудились, результат обязательно придет. Результат от вас не зависит. Поэтому Кришна говорит: кармани эвадхикарас те ма пхалешу кадачана. «Твоя обязанность — продолжать трудиться, но не думай, что все получится так, как ты хочешь. Ничто не происходит без моего дозволения».

Прабхупада привел практический пример.

— Например, человек болеет. Ваша обязанность — найти хорошего врача и обеспечить больного лекарствами. Но где гарантия, что он выживет? Почему пациент умирает? Вы можете сказать: «Я дал ему лучшие лекарства, обеспечил все необходимое лечение». Но человек все-таки умирает. То есть, вы можете прилагать все возможные усилия, стараться изо всех сил, но без высшей воли Господа результата не будет.

Прабхупада описал, как эта идея может быть использована проповедником.

— Мы должны стараться исполнять свои обязанности для духовного учителя. И даже если мы не достигнем успеха, это не будет провалом. Кришна заметит, как мы стараемся ради Него. Он это оценит. Обратится человек в религию, или не обратится — не наше дело. Наше дело — быть замеченными Кришной. Вы должны просто выполнять свои обязанности. Идите и проповедуйте. Когда я приехал в вашу страну, я не надеялся вообще ни на какой успех, я был уверен, что как только я скажу: «Прекратите заниматься незаконным сексом и есть мясо», — меня тут же вышвырнут.

Преданные сгрудились вокруг Прабхупады, а тот продолжал мягким смиренным тоном.

— У меня вообще не было никакой надежды. Но вы, по своей доброте, приняли меня. Но сам я никогда не думал: «Эти люди примут мое послание». Я ни на что не надеялся. Мой духовный учитель издавал газету «Надия-Пракаш». Она стоила одну или две пайсы. И если брахмачари продавал хотя бы несколько экземпляров, Гуру-Махараджа очень радовался. Даже если брахмачари не набирал и четырех анн, он все равно радовался и хвалил его: «Ты столько распространил. Молодец!» Так что наше дело — исполнять приказ, а не гнаться за успехом.

* * *

Позже утром Шрила Прабхупада провел в храме комнате церемонию посвящения. Он уже освятил свои отношения с новыми учениками во время открытия храма. Теперь эти отношения надо было формализовать.

Посвящение должны были получить девятнадцать преданных. Прабхупада сидел на вьясасане, Мадхудвиша называл имена преданных, принимавших первое посвящение, и они по очереди подходили к вьясасане, простирались на мраморном полу, а затем поднимались и получали новые имена и четки.

Прабхупада просил каждого посвящаемого повторить свои обеты. Один за другим преданные обоего пола обещали перед гуру, Кришной и собравшимися преданными воздерживаться от незаконного секса, одурманивающих веществ, мясоедения и азартных игр.

По пояс обнаженный, худой юный Стив поклонился и просительным жестом протянул руки. Прабхупада положил четки в его правую руку.

— Твое имя — Сетукрит-дас. Сетукрит — это спутник Господа Рамачандры.

Когда юноша повернулся, чтобы идти на свое место, Прабхупада заметил, что у него торчат ребра и, широко улыбнувшись, спросил Мадхудвишу:

— Ты вообще его кормишь?

Джулио, юный брахмачари из Сиднея, получил имя Джйотирмайя-дас.

Нараяна: Я произнес четыре заповеди и пообещал повторять шестнадцать кругов. Шрила Прабхупада вручил мне мои четки. «Твое имя — Нараяна-дас», — сказал он. Я поклонился и пошел на свое место, а Прабхупада произнес прямо в микрофон: «Он пойдет хоть в рай, хоть в ад ради служения Господу. Таков Нараяна-дас».

* * *

После церемонии Шрила Прабхупада вернулся к себе и дал нескольким преданным брахманское посвящение. Преданные входили один за другим и видели Шрилу Прабхупаду сидящим на кушетке. Без лишних слов Прабхупада велел каждому преданному повторять за ним мантры. Получив основные наставления относительно своих новых обязанностей, они покидали комнату.

* * *

После этого Прабхупада занялся своей почтой. Одному из своих учеников, Шубхалакшми-дасу, он написал:

Я получил твое письмо и дакшину в размере 80 долларов. Большое спасибо. Пожалуйста, продолжай продавать мои книги в огромных количествах. Мне это очень приятно. Старайся поддерживать себя на уровне совершенной личности и никогда не отклоняйся с этого прекрасного пути Сознания Кришны. Тщательно соблюдай правила, повторяй по меньшей мере 16 кругов в день и читай и перечитывай наши книги.

Тушта-Кришне в Окленд он написал:

Здесь, в Мельбурне, очень хорошо. Храм очень красив.

* * *

Шрутакирти не был художником в деле приготовления пищи, но обед, который он ежедневно стряпал для Прабхупады — лущеный мунг-дал, рис, чапати и пара простых, пряных сабджи — подавался всегда вовремя, был горячим и вкусным. Шрутакирти готовил в той самой трехъярусной кастрюле, которую Шрила Прабхупада возил с собой уже несколько лет. Шрутакирти так наловчился, что мог приготовить обед очень быстро. Шрила Прабхупада иногда с гордостью говорил: «Шрутакирти способен приготовить мне обед за пятнадцать минут — ему не надо тратить на это три или четыре часа».

В течение всего пребывания Прабхупады в Мельбурне Шрутакирти день за днем следовал все тому же проверенному и отлаженному методу. Пока дал, рис и сабджи одновременно варились в трехъярусной кастрюле, Шрутакирти делал Шриле Прабхупаде массаж. После массажа Шрила Прабхупада шел на омовение. Хотя в белой кафельной ванной был душ, Прабхупада предпочитал мыться по старинке, из ведра. Перед началом массажа Шрутакирти готовил два ведра из нержавейки — одно с горячей водой, а другое с холодной. После массажа Шрила Прабхупада смешивал воду, чтобы получить нужную температуру, и присев, поливался из ковшика, так, как делал это всю жизнь.

Пока Прабхупада купался, Шрутакирти спускался на кухню, приправлял дал и раскатывали и пек чапати. Сегодня, поскольку день был холодным, Шрутакирти решил приготовить сытные, питательные «зимние» чапати, как научил его когда-то Прабхупада. Он нагрел в кастрюльке молоко, добавил лимонный сок, чтобы оно свернулось, а когда хлопья творога стали отделяться, насыпал в кастрюльку муки «атта» и замесил на этом свернувшемся молоке обычное тесто для чапати.

В то время, как на первом этаже Шрутакирти деловито заканчивал приготовление пищи, Прабхупада у себя наверху оделся и сел перед своим низким мраморным столиком.

Уильяму Керру было даровано право снимать Прабхупаду в любое время, и он решил поснимать Прабхупаду одного. Пока тот мылся, Уильям устанавливал в его комнате свое оборудование, и когда Прабхупада вышел из ванной, камера бесшумно заработала. Прабхупада налил в левую руку несколько крошечных ложечек воды. Потерев о ладонь кусочек вриндаванской глины, он сделал влажную глиняную пасту. Затем он начал наносить этой глиной на тело знаки вайшнавской тилаки. Он окунул в ладонь с глиняной пастой безымянный палец правой руки и, глядя в маленькое, оправленное в слоновую кость зеркальце, которое он зажал между большим пальцем и мизинцем левой руки, провел на лбу желтоватую вертикальную полосу. Затем он искусно разделил эту влажную глиняную дорожку на две тонких вертикальных полоски, проведя мизинцем посередине ее от бровей до линии волос. После этого, ловко ныряя рукой под рубашку, он нанес тилаку еще на одиннадцать мест на теле, как предписано в вайшнавских смрити.

Уильям, прижав к глазу видоискатель камеры быстро дал общий план стола Прабхупады, показал его четки, серебряный стакан для воды, футляр для очков, золотую ручку и диктофон. Когда Прабхупада начал тихо повторять Гаятри-мантру, держа перед собой изображение своего духовного учителя, Уильям дал крупный план. Уильям запечатлевал на пленке точные, аристократичные и утонченные движения Прабхупады. Намотав на большой палец правой руки свой брахманский шнур, Шрила Прабхупада сидел прямо, чуть опустив глаза и слегка шевеля губами.

Как только Прабхупада закончил, в комнату вошел Шрутакирти с обедом. Уильям выключил камеру и быстро вышел. Шрила Прабхупада молча встал и пересел на ковер, за маленький мраморный столик в углу комнаты. Прабхупада начал с чапати, дала и овощей. Оторвав кусок чапати, он брал им немного овощей или макал его в дал. Шрутакирти принес и поставил на стол одно из отделений трехъярусной кастрюли, в котором лежал горячий рис. Съев три или четыре чапати, Прабхупада завершил свой обед горячим рисом басмати, который смешал с остатками дала и овощей в соответствии со своим вкусом и аппетитом. Затем Прабхупада поднялся, пополоскал рот и вымыл руки, после чего прилег немного отдохнуть на кушетку.

* * *

После полудня Шрила Прабхупада встретился с профессором современной истории Индии Доном Феррелом из Университета Латробы. Профессор был американцем, и, еще находясь в Америке, иногда приглашал американских преданных выступать на своих лекциях и за несколько лет собрал коллекцию книг Шрилы Прабхупады.

Когда Амогха напомнил Прабхупаде, что Латроба — это тот самый студенческий городок, где студенты сорвали его лекцию год назад, Прабхупада, по обыкновению, проявил милость.

— Ничего страшного, — сказал он и улыбнулся всепрощающей улыбкой.

Бородатый профессор начал с вопроса, где и когда Шрила Прабхупада начал практику сознания Кришны. Прабхупада дал краткий обзор ранней истории миссии Сознания Кришны.

— Мы обучались этому с рождения. Мой отец — великий преданный, преданность Господу Чайтанье традиционна для нашей семьи. Мой дед, отец, старший брат отца, вся наша семья — традиционно были вайшнавами.

— Почему же, — спросил профессор Феррел, — переводы начались только в этом веке? Почему никто не начал переводить Писания раньше?

— Раньше индийцы и думать не думали о проповеди, — объяснил Шрила Прабхупада. — Но мой Гуру Махараджа и его отец, Бхактивинода Тхакур, желали проповедовать. И Чайтанья Махапрабху тоже желал проповедовать. Бхактивинода Тхакур написал маленькую книжку под названием «Шри Чайтанья Махапрабху». Он хотел распространить ее в западных университетах. Это было в 1896 году, как раз когда я родился. Он распространил эту книгу во многих университетах, таких, как, например, Университет Мак Джилла. Моему гуру Махрадже, а затем и мне было доверено проповедовать. И вот, под конец жизни, когда мне исполнилось семьдесят, я предпринял такую попытку. Наши предшественники хотели этого, они хотели, чтобы я тоже этим занимался, и я подумал: «Дай-ка попробую». Еще будучи грихастхой, с 1944 года я начал печатать газету «Назад к Богу». Свою первую книгу я опубликовал в 1962 году. Следующую — в 1964, а третий том вышел в 1965. После этого я приехал в Америку и перевел все книги, которые вы здесь видите, около пятидесяти томов.

Профессор Феррел заговорил о быстром распространении Сознания Кришны в последнее время, особенно на Западе.

— Почему, как вы думаете, вы достигли такого успеха?

— Я не думаю, что я достиг успеха, это люди говорят.

— Хорошо! — рассмеялся профессор Феррел.

— Я достигну успеха, когда все будут петь и повторять «Харе-Кришна».

Профессор Феррел высказал удивление по поводу рвения учеников Прабхупады и того, что они смогли отказаться от таких глубоких зависимостей.

— Я прошу их всего о четырех вещах, — объяснил Прабхупада, — не заниматься незаконным сексом, не есть мяса, не одурманивать себя и не играть в азартные игры. Вот и все. Но и эти четыре ограничения очень и очень тяжелы для западного человека. Мне это известно. Сознание Бога не придет к человеку третьего сорта. Для этого нужно стать первоклассным человеком.

— А кто решает, каков этот первоклассный человек? — спросил профессор.

— Кришна, — ответил Прабхупада.

Шрила Прабхупада попросил Амогху прочитать соответствующий стих из Бхагавадгиты о качествах брахмана и пословный перевод к нему. Когда Амогха дошел до «вигьяны», мудрости, Прабхупада стал объяснять дальше.

— Вигьяна — это практическое приложение. Если человек верит в Кришну, Бога, и верит, что Кришна дает пищу каждому — от муравья до слона — тогда зачем ему заботиться, что поесть? Если Бог обладает полномочиями кормить миллионы и миллиарды живых существ, а я посвятил себя служению Ему, то неужели же я буду голодать? Святой должен зависеть от Кришны. Кришна не дал одежды — ну и ладно. Найди себе на улице какие-нибудь выброшенные лохмотья. Ешь фрукты с дерева, пей из реки, а живи в пещере. Снова и снова я повторяю, что святой человек должен твердо верить в то, что Всевышний Господь позаботится о том, кто полностью и без остатка предался Ему.

Преданные, говорил Прабхупада, никогда не тревожатся о своем будущем. Сознание Кришны, объяснял он, «так прекрасно», что независимо от того, достигнет человек успеха прямо сейчас или нет, благо все равно получит каждый. Если человек не достигнет успеха в этой жизни, он родится в благочестивой семье. А если достигнет — вернется домой, к Богу.

— Что же будет с вами в вашей следующей жизни? — улыбаясь спросил профессор.

— Со мной? Согласно шастрам, если мы достигли Кришны, то уходим к Кришне.

— И вы…?

Прабхупада улыбнулся и указал на своих учеников.

— Я, может быть, и нет, но они вернутся.

Подкупающее смирение Прабхупады вызвало сердечную улыбку профессора и преданных.

Как и почти все его коллеги, профессор Феррел, хотя и почтительно и доброжелательно настроенный, все же считал, что когда речь идет о понимании «индийской философии», человек должен придерживаться либеральных и широких взглядов. Он недоумевал, почему преданные принимают лишь концепцию Господа Чайтаньи, а другие книги не изучают.

— Я считаю, что есть и другие тексты, другие Гиты, — сказал он.

— Нет, это неавторитетно, — без обиняков заявил Прабхупада. — Именно поэтому мы особо подчеркиваем: «Бхагавадгита как она есть». Никаких интерпретаций. Здесь Кришна говорит: «ман-мана бхава мад-бхакто мад-яджи мам намаскуру». Это мы и проповедуем. Ман-мана, «всегда думай обо Мне», так говорит Кришна. И мы учим своих учеников: «Всегда думай о Кришне». Ничего другого. Мы ничего не творим сами. Поэтому мы и достигаем успеха. Другие обычно выдумываем что-то от себя, поэтому успеха им не видать. До меня, на протяжение последних двухсот лет, на запад приезжало много разных свами, но ни один из них не достиг успеха. Они тоже рассказывали о Бхагавадгите, но ни один человек не стал сознающим Кришну в результате их проповеди. А мы представляем Бхагавадгиту такой, как она есть, и сотни и тысячи [идут к нам]. Это доказывает, что те свами просто выдумщики. Что называется, импотенты. Импотент, даже если занимается сексом, не может зачать детей. Он может наслаждаться сексом, но зачинать детей не способен. Так и эти так называемые свами, они импотенты. Они не смогли произвести ни одного ребенка, сознающего Кришну. Вот вам доказательство.

— Я вовсе не спорю, когда вы говорите, что тексты, которым вы следуете, это тексты, в которые вы верите, — продолжал стоять на своем профессор. — Единственное, что я хочу сказать, это что существуют и другие тексты, и их тоже может быть полезно изучить.

— Нет, — не согласился Прабхупада. — В Бхагавадгите есть указание: «эвам парампара-праптам имам раджаршайо видух. Нужно получить знание по парампаре, то есть, по цепи учеников». Если только человек отойдет от этой системы ачарья-парампары, — сказал Прабхупада, — ему конец.

Прабхупада привел несколько примеров из современности, показывающих отход от ученической преемственности.

— Кришна говорит: ман-мана бхава мад-бхакта. «Всегда думай обо Мне». А д-р Радхакришнан говорит: «Нет, это не про Кришну». Ну, разве не смешно? Он хочет возвыситься над ачарьями, и мы немедленно отвергаем его. Он слишком горд и поносит ачарий. Понимаете? Это порок. Вся Бхагавадгита поведана на поле боя. А Ганди говорит о ненасилии. Только посмотрите!

Профессор Феррел смеялся вместе с Прабхупадой, но до конца не соглашался с ним. Приняв прасад, он снова высказал свои сомнения.

— Но ведь у каждого должно быть свое мнение.

— Мнение-то есть у каждого, — объяснил Прабхупада, — да вот знание не у каждого есть.

— Вот потому-то я к вам и пришел, — сказал профессор, — за знанием. Но сейчас я пришел за знанием к вам, а потом пойду за знанием к другим людям.

— Это дело ваше, — прямо заявил Прабхупада. — Но если вы хотите получить настоящее знание, то вам надо найти человека, который им обладает, и узнать, а не послушать одного здесь, другого там, а потом самому решать.

— Сдаюсь, сдаюсь, — наконец произнес профессор.

Он поблагодарил Шрилу Прабхупаду за приятно проведенное время и попросил разрешения вновь встретиться с ним, когда он в следующий раз посетит Мельбурн.

— Конечно, — ответил Прабхупада, — я всегда рад встрече с вами, таким образованным человеком.

Профессор, засмеявшись, предложил «намаскар» и удалился.

* * *

Вечером, при большом стечении народа, Шрила Прабхупада продолжал рассказывать о Махарадже Парикшите. Император был обречен на смерть, и теперь ему предстояло сделать последние приготовления к этому важнейшему событию — смерти.

Человеческая форма, объяснял Прабхупада, дает уникальную возможность живому существу осознать смерть и перемену тела. Во всех остальных видах тел этой возможности нет. И в эту ценную человеческую форму живое существо приходит после того, как пройдет 8000000 видов тел. Однако, большая часть людей не извлекает выгоды из своего положения, и, в соответствии с этим, страдает. Он привел в пример дерево. Подобно тому, как школьника наказывают за плохое поведение, заставляя его долгое время стоять, так и тот, кто любит ходить голым, будет вынужден жить деревом сотни и тысячи лет. Это своего рода окрик учителя: «Встань и стой».

Прабхупада объяснял, что положение каждого живого существа весьма и весьма неустойчиво.

— Махараджа Парикшит, такой могущественный царь, был проклят: «Ты умрешь через семь дней», — и ему пришлось готовиться к смерти. Ему было отведено время — семь дней. А нам какое время отведено? Нас не предупредят даже за семь минут. Мы можем умереть в любой момент.

Безупречно логически Шрила Прабхупада изложил концепцию переселения души — как переходит она из детского тела в юношеское, затем в старческое, а после смерти получает новое тело, в точности как «человек надевает новые штаны и рубашку». Это был пример ошеломляющей логики Шрилы Прабхупады: нельзя говорить, что у души нет формы, потому что у тела есть руки и ног. Человек надевает одежду, у которой есть штанины и рукава. Почему же у тела есть руки и ноги? Да потому что у души есть руки и ноги!

В конце Прабхупада попросил каждого милостиво извлечь благо из его предложения.

— Мы представляем сознание Кришны совершенно авторитетно и точно. Центр этого Движения уже открыт. Теперь только от вас зависит, примете ли вы все преимущества и получите ли все блага, с этим связанные.

Во время вопросов один преданный спросил, будет ли душа в теле животного иметь другие очертания, чем в теле человека.

— Форму душа приобретает в соответствии со своими желаниями, — пояснил Прабхупада. — У каждого четыре конечности. У птицы два крыла и две ноги. У животного четыре ноги. У человека две руки и две ноги. То есть, одни и те же части тела проявляются в разной форме. Но четыре конечности — одни и те же.

Вопросы продолжались в том же направлении. Яшоматинандана спросил, является ли вечная духовная форма человекоподобной.

— Да, — ответил Прабхупада. — Это человекоподобная форма. Бог имеет такую же форму. Человек сотворен по образу Божию. Кажется, так говорится в Библии? Так что Бог имеет именно такую форму. Вот здесь вы видите Кришну — две руки, две ноги.

Но у Хари-шаури оставались сомнения.

— Как же нам тогда понять, что в духовном мире есть и павлины, и цветы, и деревья? Разве это не вечные формы?

— Да, — пояснил Шрила Прабхупада. — Они более покрыты. Как, например, если вы покроете свое тело одеялами, то ни рук, ни ног не будет видно. Но вы не являетесь одеялом. Так вот, деревья и другие растения более покрыты. Они не полностью проявлены. А человеческая форма является полным проявлением души.

Хари-шаури выразил удивление, что в духовном мире они покрыты.

— Да не в духовном. Там это по желанию. Некоторые преданные хотят служить Кришне в качестве цветов, и они становятся там цветами. Если преданный желает этого: «О, цветком я буду лежать у лотосоподобных стоп Кришны», — он становится цветком, по собственной воле. И он может сменить форму — из цветка стать человеком, например. Ограничений нет. Если преданный хочет, он может служить Кришне в качестве коровы, теленка, цветка, куста, воды, почвы, поля, отца, матери, друга, возлюбленной — кого угодно. Йе ятха мам прападьянте тамс татхайва бхаджами ахам. Таково всемогущество Кришны.

* * *

После вечерней программы в Зале Парампары был пир. Одно из блюд — яблочный крамбль — сразу стало предметом дискуссии. Яблочный крамбль представляет собой следующее: слой тонко нарезанных яблок слегка присыпают корицей и изюмом, а сверху покрывают смесью овсяных хлопьев, коричневого сахара и топленого масла. Все это ставится в духовку и запекается до тех пор, пока яблоки не станут мягкими, а верхняя корочка — золотистой и хрустящей. Предметом придирчивого разбирательства стали овсяные хлопья. Некоторые преданные считали, что овес — это «лошадиная еда», зерно «низшего класса», что его нельзя предлагать Божеству или Шриле Прабхупаде. Мнения разошлись, но Двайпаяна продолжал регулярно готовить яблочный крамбль.

Сегодня вечером Двайпаяна отложил по порции каждого блюда для Шрилы Прабхупады. Шрутакирти спустился в кухню, взял прасад и отнес его наверх, прихватив горячее молоко. Немного погодя, Шрутакирти стремглав скатился по лестнице и влетел в кухню:

— Прабхупаде о-о-очень понравилась эта яблочная штука! Он сказал: «Принеси-ка мне еще этих яблочных хрустиков».

Так закончилась дискуссия об овсе и началась головокружительная карьера яблочного крамбля.

* * *

Несколько преданных были назначены охранять вход в комнату Шрилы Прабхупады. Для них важнее всего была возможность видеть Шрилу Прабхупаду и днем, и ночью, в те моменты, когда он переходил из комнаты в комнату.

В 10 или 11 вечера, после целого дня проповеди Шрила Прабхупада поднимался, надевал тапочки, в которых ходил только в своих комнатах, и направлялся в маленькую спальню, примыкавшую к гостиной, в которой стояли кровать, кресло-качалка и альмира — деревянная укладка-комодик. Там его ждали массаж и отдых. Около половины второго утра Прабхупада поднимался — сам, без будильника, — включал свет и шел в большую гостиную, где принимался за перевод и комментарии заключительных глав Песни Пятой Шримад-Бхагаватам. Когда Шрила Прабхупада выходил из дверей, охранники склонялись перед ним и повторяли пранама-мантру, а Шрила Прабхупада одобрительно кивал, и иногда улыбался, и тихо произносил: «Джая!» или «Харе Кришна».

Рама-дас: Однажды я стоял у двери Прабхупады и читал Чайтанья-чаритамриту. Шрила Прабхупада вышел в своих янтарного цвета пушистых мягких тапочках и остановился около меня. «Что ты читаешь?» — спросил он. Я показал ему книгу и ответил: «Чайтанья-чаритамриту, Прабхупада». Он сказал: «А! Неси ее сюда».

Я подошел поближе. «Покажи-ка», — сказал он. Я раскрыл книгу и, держа ее в руке, поднес к нему. Прабхупада подставил свою ладонь под мою руку. Нежно прикасаясь к моей руке, он несколько секунд читал. Потом повернулся ко мне и сказал с особым выражением, простодушно: «Это великолепные книги. Ты должен читать их постоянно».

Иногда преданных охраны поражало внезапное сознание того, какой подвиг творит Шрила Прабхупада на их глазах. В свои восемьдесят лет Прабхупада очень много писал, путешествовал по всему миру, заботился о нуждах тысяч учеников, работал целыми днями, и так мало отдыхал по ночам. Молодые его ученики, наверное, только начинали понимать, какие огромные усилия прилагал Прабхупада ради исполнения желания предшествующих ачарий — установить сознание Кришны на прочном основании книг. В одном можно было не сомневаться: поскольку Шрила Прабхупада был безраздельно предан этому делу, Кришна непосредственно помогал ему.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.014 сек.)