АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

И КОРРЕКЦИОННОЙ РИТМИКИ

Читайте также:
  1. Возраста с учётом коррекционной направленности и областей развития
  2. Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина. Нарушения в психофизическом развитии детей. АЛЬМАНАХ ИНСТИТУТА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ РАО. 5 / 2002
  3. Конспект занятия по коррекционной ритмике для старших дошкольников с нарушением зрения
  4. МУЗЫКОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
  5. Основные методы современной коррекционной работы
  6. Тема 2. Принципы коррекционной ритмики. Методы исследования состояния ритмической деятельности у детей с нарушениями в развитии.
  7. Тема 5. Логопедическая ритмика для детей с нарушением речи. Задачи, методы, средства. Использование логоритмики в коррекции различных речевых нарушений.
  8. Теоретические основы психокоррекционной работы с детьми, имеющими ООП.
  9. Тестовый опрос по основам коррекционной и специальной педагогики
  10. Этапы формирования плавной речи у заикающихся дошкольников средствами логопедической ритмики

Современные специальная педагогика и артпедагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе различных видов искусства, в том числе музыки и движения как важнейшего средства воспитания гармоничной лич­ности ребенка с проблемами в развитии и включения его в куль­турно-образовательную социальную среду.

Неисчерпаемые возможности музыки воздействовать на внут­ренний мир человека, формировать его мысли, чувства, отношение к окружающему особо выделяют методику музыкального вос­питания из ряда артпедагогических методик.

Методика музыкального воспитания для детей с проблемами в развитии является частной педагогической методикой, которая изучает закономерности музыкального воспитания, обучения и развития детей с проблемами, а также раскрывает пути и техно­логию коррекции средствами музыки различных отклонений в развитии детей с нарушениями зрения, слуха, речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата. Методика музыкального воспи­тания имеет коррекционную направленность в решении образо­вательных, воспитательных задач.

Коррекционная ритмика — это обобщенное понятие, своеоб­разный щщ кинезитерапии, основанной на взаимосвязи музыки, движения, слова, где организующим началом служит ритм в его широком понимании. В зависимости от специфики и варианта на­рушений в развитии детей она подразделяется на ритмику: логопедическую (для детей с нарушением речи), фонетическую (для детей с нарушением слуха), коррекционную (для детей с нарушением зрения, с задержкой психического развития, умствен­ной отсталостью).

Основными целями коррекционной ритмики являются про­филактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в раз­витии ребенка средствами движений, музыки и слова. Конкрет­ные задачи ритмики определяются вариантом нарушений в раз­витии ребенка.

Методика музыкального воспитания и коррекционной ритмики основана на совокупности целого ряда дисциплин: клинических, общей, специальной психологии и педагогики, артпедагогики (ху­дожественной педагогики), музыкознания. В связи с этим употреб­ляется терминология, которая отражает и эту взаимосвязь отраслей знаний, и специфику методики как научной дисциплины, а также особенности той категории детей, которой она адресована.

Коррекционная работа с детьми с нарушением слуха, зрения, речи, задержкой психического развития, умственно отсталыми средствами музыкального искусства определяет необходимость употребления клинико-психологической терминологии, приня­той дефектологии.

Коррекция — система психолого-педагогических мер, направ­ленных на исправление, сглаживание недостатков психофизиче­ского развития ребенка.

Компенсация — сложный процесс приспособления, перестройки организма вследствие произошедших нарушений или недоразви-1-ия функций человека.

Реабилитация (в медико-психолого-педагогическом значе­нии) — восстановление функций, включение ребенка с проблемами в социальную жизнь.

Резервы воздействия музыкального искусства на личность ре­бенка используются полностью в том случае, если решаются коррекционно-развивающие и психокоррекционные задачи. Это обус­ловливает применение арт-терапевтических техник и терминоло­гии, связанной с ними.

Арттерапия (по отношению к специальному образованию) — синтез нескольких областей научного знания (искусства, медици­ны, психологии). В лечебной и психокоррекционной практике — совокупность методик, построенных на применении разных ви­дов искусства в своеобразной символической форме и позволяю­щих с помощью стимулирования художественно-творческих (кре­ативных) проявлений ребенка с проблемами осуществлять кор­рекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

Музыкотерапия — один из видов арттерапии. Это своеобразное психокоррекционное направление в медицине и психологии, имеющее в своей основе несколько аспектов воздействия: психо­соматическое, психотерапевтическое, психологическое. Рецептив­ное, регулятивное, катарсистическое (очищающее) влияние му­зыки позволяет использовать ее в таком качестве в психокоррек­ционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.

Вокалотерапия — активный вид музыкотерапии, обеспечиваю­щий коррекцию психоэмоциональных нарушений, социально-адаптационных трудностей и выполняющий лечебно-оздоровитель­ную функцию.

Имаготерапия — один из видов арттерапии, в основе которого лежит театрализация психокоррекционного процесса.

Кинезитерапия — своеобразный вид терапии движениями, уси­ливающий общую реактивность организма, повышающий его ус­тойчивость, способствующий разрушению патологических дина­мических стереотипов, возникающих во время болезни, и созда­ющий новые, обеспечивающие необходимую адаптацию.

Релаксация — расслабление, снятие психомоторного, психо­эмоционального напряжения.

Катарсис — «очищение», которое может испытывать человек, как на уровне психофизических функций, так и на психодухов­ном уровне человеческого организма. В духовно-эмоциональном смысле очищение обеспечивается воздействием искусства, где выделяются эмоциональный, эстетический, этический аспекты катарсиса.

Круг терминов методики музыкального воспитания достаточ­но широк. Поскольку методика музыкального воспитания детей с проблемами — развивающаяся область научного знания, ее поня­тийный аппарат, с одной стороны, находится как бы в оболочке уже признанной терминологии специальной психологии и педа­гогики, а с другой — намечается процесс появления терминов артпедагогики (художественной педагогики) и арттерапии, отра­жающих коррекционную направленность помощи детям с про­блемами средствами движений, музыки и слова.

Артпедагогика (художественная педагогика) по отношению к специальному образованию — синтез двух областей научного зна­ния (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку тео­рии и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с недостатками разви­тия и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность (му­зыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрали­зованно - игровую)

Коррекционно-направленная музыкальная деятельность — психолого-педагогически ориентированная форма художественной де­ятельности, нацеленная на коррекцию отклонений в развитии детей средствами музыкального искусства.

Музыкальные занятия — форма музыкальной деятельности, обеспечивающая музыкально-эстетическое развитие детей с уче­том их возрастных особенностей.

Музыкально-ритмические движения — вид музыкальной дея­тельности, построенный на взаимосвязи музыки и движений, где основой служит ритм.

Предметом методики музыкального развития являются тео­рия и практика музыкального воспитания детей с проблемами, включающие в себя изучение особенностей, технологии, усло­вий, обеспечивающих коррекционно-развивающий и музыкаль­но-терапевтический процесс использования музыкального искус­ства в работе с детьми данной категории.

Методика музыкального воспитания как часть артпедагогики имеет общую с ней цель— формирование средствами искусства гармоничной социально адаптированной личности ребенка с про­блемами. Достижение этой цели становится возможным, когда решаются средствами музыки нижеследующие конкретные за­дачи воспитания и обучения, коррекции откло­нений в развитии детей данной категории.

1. Приобщать детей к художественно-эстетической культуре средствами музыкального искусства, формировать художествен­ную культуру личности, единство эстетических чувств, навыков исполнительской деятельности и норм поведения средствами му­зыки.

2. Формировать интерес к музыкальному искусству, обеспечи­вать музыкально-эмоциональное развитие, отзывчивость на му­зыку — от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления до более выраженных и разнообразных эмоциональных реакций, характеризующихся мимическими, двигательными и речевыми проявлениями.

3. Обеспечивать информационно-познавательные потребности детей в музыкальном искусстве, через участие в художественно-музыкальной деятельности. Обогащать детей музыкальными впе­чатлениями, развивать их сенсорно-музыкальные способности, тембровый, ладово-высотный, динамический, ритмический слух, содействовать первоначальному проявлению музыкального вку­са, сначала формируя избирательное, а затем оценочное отноше­ние к музыке.

4. Активизировать потенциальные возможности детей, обеспе­чить развитие эмоционально-художественных, нравственно-эсте­тических, коммуникативно-рефлексивных основ личности сред­ствами музыкального искусства и движений.

5. Формировать предпосылки и элементарные музыкально-твор­ческие проявления, способности выражения своего Я во всех до­ступных детям видах музыкальной деятельности.

6. Осуществлять средствами музыки и движений профилактику и коррекцию имеющихся отклонений в развитии психических функций, эмоционально-волевой, моторной сферах, создавать условия для социокультурной адаптации ребенка посредством общения с музыкальным искусством в активной музыкальной деятельности.

Задачи музыкального развития дошкольников с различными проблемами в каждом возрастном периоде конкретизируются в зависимости от возраста, характера и особенностей имеющихся у детей данной категории нарушений.

 

 

Глава 3


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)