АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Педагогика в экскурсиях

Читайте также:
  1. A) «Педагогика и социология»
  2. Алгоритм построения курса в системе дистанционного обучения (СДО) СибГУФК на примере дисциплины «Педагогика ФК»
  3. Артпедагогика и арттерапия как средства коррекционно-развивающего образования младших школьников
  4. ВООБРАЖЕНИЕ НА ЭКСКУРСИЯХ
  5. Глава 1. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА, ЕЕ ВЫДЕЛЕНИЕ В ОСОБУЮ ОТРАСЛЬ ЗНАНИЯ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
  6. ИНДУКТИВНЫЙ И ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ЭКСКУРСИЯХ
  7. К РАЗДЕЛУ «ПЕДАГОГИКА»
  8. ЛОГИКА В ЭКСКУРСИЯХ
  9. Олигофренопедагогика как наука
  10. Педагогика (Управление образовательными системами. Нормативно-правовое обеспечение образования), межфак, ОДО. 3 курс
  11. Педагогика - искусство
  12. Педагогика Александра Нилла

 

Как педагогический процесс экскурсия имеет своей целью всестороннее содействие развитию личности, подготовке сознательных и активных членов общества. Процесс приобретения новых знаний происходит в наше время планомерно и упорядоченно. Обучение проводится в различных системах и учреждениях, одним из которых может быть туристско-экскурсионная фирма. Экскурсия может выступать особенно, например, для туристов в музеях или может быть включена как звено в воспитательный процесс благодаря своей главной черте - наглядности. Педагогика (от греческого - воспитание) является наукой, раскрывающей сущность, цели, задачи и закономерности воспитания человека, его роль в обществе и сам процесс образования и обучения. Одна из ее отраслей занимается культурно-просветительной работой.

В экскурсии взаимодействуют две стороны - экскурсовод, сообщающий знания, и экскурсанты, усваивающие их. Процесс взаимодействия этих двух сторон и представляет педагогический процесс. Более активную роль играет экскурсовод. Его внешняя активность проявляется в громкой речи, мимике и жесте. Внутренняя - в мыслительной деятельности, как в предыдущей (изучение материала, методике, составление индивидуальных текстов), так и в происходящей на данном мероприятии (построение текущего плана рассказа, обдумывание, что и как сказать, анализ поведения группы и адекватная реакция на него). Активность экскурсантов в большей мере внутренняя. Они, слушая рассказ, рассматривая и анализируя объекты, тезисы и аргументы, составляют новые знания с уже имеющимися у них. Иногда внутренняя мыслительная деятельность выражается внешне - в реплике, вопросах, мимике. Чтобы эта активность слушателей была высокой на протяжении всей экскурсии, ведущий должен уметь поддержать интерес к теме, иначе говоря, добиться организации внимания слушателей.

Особенностью работы экскурсовода состоит в том, что обстоятельства заставляют его быть подготовленным к работе с разными группами, при этом необходимо изменять как текст, так и педагогические, методические приемы. С этой точки зрения работа преподавателя школы или университета, имеющего постоянный контингент проще.

Интерес - это активная познавательная направленность человека на тот или иной объект, вследствие его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности. Интерес, любопытство - свойство, имеющее значение не только для человека, но и для высших животных, выработанная эволюцией, служащая познанию мира, приобретению опыта и, в конечном итоге, сохранению и процветанию вида. Если бы не было интереса к новому у предков людей, то не было бы не только экскурсий, но и человеческой культуры и общества в целом. Нельзя повторять известные истины, необходимо раздвинуть горизонты познания слушателей, сообщая им не только и не столько абсолютно новые сведения, а находя даже в знакомом вопросе яркие, свежие стороны, окрашивая их эмоциями и образной речью. Например, экскурсанты знают о существовании Царь-пушки, но всем им интересно узнать когда, как, для чего, кем отлито это чудо литейного ремесла, почему она не сделала ни единого выстрела и т.д.

Педагогика на основе законов познания выдвигает четыре основных компонента, слагающих последовательность решения задачи обучения:

Первый, конструктивный (созидательный) компонент служит для:

Создания остова экскурсии на основе конкретной цели. При этом определяют главное ее содержание, т.е. темы или подтемы с учетом законов познания, в частности, логики, т.е. они должны быть последовательны и аргументированы.

Создания плана деятельности. Подбирают методические приемы, в том числе и для активизации восприятия и мышления, как прием заданий, прием беседы, жесты и т.п. Все эти составляющие должны быть целенаправленными с учетом состава группы, времени года и др. обстоятельств. Их следует заранее продумать и определить время, когда они будут применены.

Второй, организационный компонент включает в себя непосредственную организацию (исполнение): информации в процессе ее сообщения, различной деятельности, как самого экскурсовода, так и его слушателей.

Второй компонент является практическим воплощением первого. У экскурсовода должны быть организаторские навыки и умения, которые, естественно, приходят с опытом (жизненный, педагогический, управленческий).

Но чтобы накопление профессионального опыта происходило быстро, надо внимательно, критически анализировать предыдущую работу, выявлять ошибки, закреплять положительные находки, учиться с помощью спец. литературы и у более опытных коллег. Все перечисленное составляет третий познавательный компонент педагогической деятельности экскурсовода. Важно подчеркнуть, что наиболее значительной фазы этого компонента является добросовестная, схватывающая возможные различные ситуации подготовки первой экскурсии. Тогда качество всех последующих будет высоким, и познавательный компонент станет не столь важен.

То же самое можно сказать и о четвертом, коммуникативном, компоненте деятельности. При высоком качестве предыдущих трех компонентов относительно легко установить контакт с группой, который подразумевает доброжелательность обеих сторон. Важен момент первой встречи, умелая организация и проведение вступления. Увлеченность темой, умение подняться над обыденностью, эмоциональность, аккуратный внешний вид, ораторское искусство, т.е. все то, что составляет профессиональное мастерство педагога, вызывает положительную реакцию у слушателей. Это состояние надо поддерживать и развивать все время. Действия педагога зависят от состава слушателей. Часто на экскурсию попадают случайно, чтобы «убить время» или приходят, как обязанные участники мероприятия, особенно подростки, которые вследствие своих возрастных особенностей чересчур критичны и самоуверенны. Такая ситуация требует особой специфики и внутренней концентрации. Необходимо проблемное изложение нового материала и уверенного, твердого управления. Часто бывает так, что экскурсанты приходят подготовленные, например, на литературоведческую экскурсию - учителя литературы или студенты литературного института. У них есть устойчивый интерес к сознательно выбранной теме, и поэтому здесь уже не нужны заранее продуманные способы при изложении, в общем - то известных слушателям вопросов. На такие случаи и рассчитана информационная избыточность контрольного текста по сравнению с индивидуальным текстом, а также самостоятельная и в составе секции работа экскурсоводов.

Обучение экскурсовода идет по нескольким направлениям:

Теоретическое, включающее изучение общеобразовательных, специальных и педагогических дисциплин. Изучение общеобразовательных дисциплин начинается в школе и продолжается в вузе, однако это не значит, что можно довольствоваться достигнутым уровнем. Человеческая память имеет свойство забывать со временем прежние знания, поэтому их надо иногда подновлять. Экскурсоводы, имеющие детей, обладают преимуществом так, как повторяют основы наук с детьми иногда по несколько раз за жизнь. Другим же надо специально заниматься этим, потому что экскурсанты, услышав какой-нибудь «ляп» из уст экскурсовода, касающийся основ наук или важного исторического факта, в дальнейшем будут уже с иронией относиться к излагаемой им теме и к нему самому. Особенно это касается детей и подростков аудитории, которые видят в нем учителя, который должен знать все. Кроме того, очень важно быть в курсе всех последних достижений в области культуры и искусства, науки и техники. Знания такого рода придают мероприятию глубину и ширину, создают большие возможности для ярких, неожиданных образов и сравнений.

Знания специальных дисциплин дают возможность проводить тематические экскурсии. Классификация их по темам показывает круг знаний необходимый для этого. В больших городах со значительным населением и потоком туристов обычно экскурсоводы специализируются по узкой тематике, в соответствии со своим образованием, пристрастием и прежним опытом работы. В противном случае требуется большая и постоянная работа по углубленному изучению законов и понятий различных областей знания.

Знания педагогики и психологии помогают правильно организовать материал данной темы и деятельность, как свою, так и слушателей, добиться их постоянного внимания, и в результате добиться поставленных целей. На основе этих наук разработана методика, которая определяет конкретные способы и приемы проведения экскурсии, приемы ее улучшения, а также способы анализа работы как своей, так и коллег.

Практику можно разделить на две составляющие: предварительную и основную.

Первая из них является учебной и, как ясно из названия, предшествует самостоятельной работе. Она проходит под руководством опытных наставников, методистов. Начинающие осваивают материал экскурсии и способы ее проведения. После чего организуется разбор, во время которого анализируется содержание, методика проведения, контакт с группой, что помогает практиканту улучшить все стороны своей работы.

Основная практика - это обычная постоянная работа по своей профессии, накопление опыта вследствие вдумчивого осмысления. При этом берется на вооружение все ценное и интересное и отбрасывается лишнее и неудачное. Главное в основной практике - это приобретение навыков работы с людьми, с различными составами групп, приобретение новых знаний.

Организованное обучение позволяет рассмотреть многие вопросы в учебных занятиях, исключить ошибки начинающих, проанализировать опыт по разрешению конфликтных ситуаций: опоздание или поломку транспорта, ненастье, исключение объекта (ремонт, закрыт проезд), наличие нетрезвого экскурсанта в группе.

Дидактические принципы в экскурсионной работе

Дидактика (от греч. поучение) - раздел педагогики излагающий теорию образования и обучения, закономерности усвоения знаний, умений, нравственных основ личности. В основе экскурсионной работы лежат принципы научности, наглядности, связи с жизнью, доступности.

Научность предполагает соответствие содержания темы данным современной науки. Для этого надо представлять характеристики научных знаний, их отличие от ненаучных. Первая из них - объективная истинность построения с помощью теории и проверенной экспериментально на основе объективных фактов реальности. Примером нарушения данной черты, является нарушение соотношения старины и современности, увлечение легендами и анекдотами, устаревшими или религиозными сведениями.

Вторая характеристика - обобщенность. За множеством различных фактов науки видит общие, существенные связи и отношения, анализируя которые она строит понятийный аппарат и производит классификацию и выводит закономерность. Понятия должны быть однозначными, охватывать существенные признаки объекта изучения, без которых объект уже не является таковым и требует использования др. понятий.

Третья характеристика - диалектическое развитие объективной реальности- природы и общества. Знание общих законов развития, конкретных объектов, явлений и даст возможность понимания исторического прошлого и предвидения будущего. Каждое крупное событие, рассматриваемое в ходе экскурсии, надо объяснять исторически, в развитии, объясняя его причины и влияния на настоящее и будущее.

Наглядность оказывает на чувства и мышление огромное воздействие, является изюминкой экскурсионной педагогики. Наглядное средство можно не только созерцать, но часто воспринимать слухом, др. чувствами, что помогает составить экскурсанту более полное представление об объекте в сравнении с тем, если бы он слышал лишь рассказ. Наглядность в работе разделяется на три вида:

- натуральная - реальные, культурные или природные объекты;

- изобразительная - схемы, карты, рисунки, фотографии, макеты, видеофильмы и т.д.

- словесно - образная - яркие словесные описания.

Первые два вида наглядности действуют на органы чувств, вызывая в них, живые сильно моментные ощущения реальной действительности, а словесно - образная наглядность пробуждает прошлый опыт человека и вызывает представления, полученные ранее, на основе чего формируются новые образы и понятия.

При применении наглядности необходимо добиться, чтобы она служила цели и задаче экскурсии, соответствовала ее теме. Необходимо умело сочетать чувственное восприятие наглядного материала с организацией мыслительного процесса слушателей по его усвоению, например, постановкой вопроса и комментариями. Все это должно быть заранее продуманно. Обычно рекомендуется вначале показать и описать объект зрительно, воссоздать его прежний облик, затем перейти к изложению события, связанного с объектом и показу наглядного материала.

Если экскурсовод правильно строит показ объекта, рассказ о нем, демонстрацию наглядного пособия, то в представлении людей сольются воедино зрительный образ с чувственно - образным изображением и описанием, что способствует глубокому восприятию объекта и событий.

Связь теории с жизнью является следующим важным принципом дидактики и осуществляется несколькими путями:

иллюстрация теоретических положений примерами из жизни, т.е. используя дедуктивный метод познания

- иллюстрация примеров и фактов (демонстрация аргументов) служит основанием для общения, т.е. используется индуктивный метод познания. Например, при проведении природоведческих экскурсий в музеях, зоопарках, ботанических садах. На большом фактическом материале показываются этапы развития растений, животных и человека, длившегося много миллионов лет, и делается вывод (тезис), что современный органический мир - результат процесса, а не единый акт творения. Это способствует формированию у слушателей научного, критического, диалектического мышления и мировоззрения.

В ходе анализа жизненных фактов конкретные события необходимо рассматривать на фоне жизни страны, а местные исторические явления, как проявление общего исторического процесса. Применение приема сравнения (аналогии) является эффективным способом анализа в определении связи теории с жизнью, когда мы соотносим выводы и предсказания теории с реальными объектами и явлениями. Имеющиеся расхождения можно объяснить по-разному:

- возможны исключения из правил, что в принципе должна предполагать сама теория,

- данный факт не относится к тому классу, законами которого экскурсовод пытается этот факт объяснить.

- теория требует переработки и осмысления.

Ярким примером последнего утверждения служит теория марксизма - ленинизма заложенная много лет назад, имеющая ошибки в своем фундаменте и не учитывающая всех изменений в обществе, пытающаяся подогнать жизнь под теорию, а не наоборот.

Принцип доступности состоит в недопущении непосильного содержания материала. Излагать его надо так, чтобы экскурсанты могли усвоить сообщаемые знания без чрезмерного напряжения внимания. При нарушении этого принципа происходит снижение эффективности, потеря внимания, пассивное отношение к теме. Надо знать уровень подготовки слушателей, их физико-психологическое состояние и необходимый объем материала.

В случае разнородной группы надо ориентироваться на однородное большинство в ней, но и временами уделять внимание ее меньшим частям. Важнейшим фактором, обеспечивающим доступность, является формирование научных понятий в ходе экскурсии, которые дают обобщенное и существенное выражение определенного класса объектов и явлений. Важно коротко объяснить некоторые термины, иностранные слова, чтобы добиться адекватного однозначного понимания. К примеру, в архитектурной теме употребляется лексика (словарь), знакомая в основном специалистам - пилон, цоколь, апсида, ордер, фронтон и тому подобное и, естественно, ее надо объяснять, используя наглядность. Другое условие доступности содержания - формирования представлений, особенно исторических, т.к. в большинстве случаев в той или иной мере рассматриваются события прошлого. Пути формирования исторических представлений довольно многообразны:

- сравнение изучаемого факта со старым предшествующим ему явлением;

- использование местного материала, которое помогает усвоению научных понятий.

Такова краткая характеристика основных дидактических принципов. Все они взаимно обусловлены и взаимосвязаны, проистекают из теории познания, психологии так как дидактика - его форма, предполагающая передачу знания от человека человеку. С этой точки зрения экскурсоведение - частная ступень науки о познании.

Педагогика учитывает требования психологии в цели достижения максимального познавательно-воспитательного результата проведенной экскурсии

 

Этика в туризме

Этика (от греч. - обычай, нрав) - учение о морали, или иначе нравственности. Термин "этика" впервые употребил Аристотель (384-322 до н.э.) для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.

Мораль (от лат. - нравственный) - это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль - важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни - семье, быту, политике, науке, труде и т.д.

Важнейшими категориями этики являются: "добро", "зло" "справедливость", "благо", "ответственность", "долг", "совесть'' и т.д. Нормы морали получают свое идейное выражение в общих наставлениях, заповедях, принципах о том, как должно себя вести. Мораль всегда предполагает наличие определенного нравственного идеала, образца для подражания, содержание, которого меняются в историческом времени и социальном пространстве, т.е. в различные исторические эпохи и у разных народов. Однако в морали должное далеко не всегда совпадает с реальностью, реально существующей нравственностью, фактическими нормами поведения людей. Более того, на всем протяжении развития морального сознания внутренним стержнем и структурой его изменения является" противоречиво-напряженное соотношение понятий сущего и должного"'. В этом противоречии между должным и сущим заключена и противоречивая сущность мотивации общения (в том числе и делового общения и поведения человека). С одной стороны, он стремится вести себя нравственно должным образом, а с другой, ему необходимо удовлетворить свои потребности, реализация вторых очень часто связана с нарушением нравственных норм.

Этот внутренний конфликт между возвышенным идеалом и практическим расчетом, нравственным долгом и непосредственным желанием существует всегда и во всех сферах жизни. Особенно напряженно он проявляется в этике делового общения, потому что именно в этом виде общения основной предмет, по поводу которого оно образуется, является внешним для индивидов.

Общение - процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, при котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Общение выступает как способ бытия общества и человека. Именно в процессе общения происходят реализация личности и ее самореализация.

У мудреца Конфуция содержится большое количество изречений, посвященных этики общения и делового поведения. Прежде всего, они относятся к принципам общения между руководителем и подчиненным и раскрытию тех норм и принципов общения, которые делают его наиболее эффективным и действенным с этической точки зрения. Приведем некоторые из них, весьма достойные того, чтобы над ними поразмышлять с точки зрения науки об экскурсии: «Благородный муж... когда глядит, то думает, ясно ли он увидел; а слышит - думает, верно ли услышал; он думает, ласково ли выражение его лица, почтительны ль его манеры, искренна ли его речь, благоговейно ли отношение к делу; при сомнении думает о том, чтоб посоветоваться; когда же гневается, думает об отрицательных последствиях'».

Задача этики туризма состоит в том, чтобы:

1. Проанализировать моральное содержание личности человека как туриста или работника туризма;

2. Выработать моральные нормы для них;

3. Способствовать их применению.

На успешность удовлетворения спроса туристов, на их самочувствие и одновременно на настроение, связанное с деятельностью работника туризма, большое влияние оказывают отношения, складывающиеся между ними. Их поведение (каждого в отдельности) может испортить или улучшать эти отношения. Оно может быть объективным и субъективным, инстинктивным и сознательным, рациональным и эмоциональным, непосредственным и косвенным. Это могут быть и воспитание, и требуемые обществом схемы поведения, потребительские привычки и многое другое. Несомненно, что эти факторы совершенно разные. Общее в них то, что все они влияют на формирование поведения клиента.

Среди субъективных мотивов поведения потребителя наиболее важные следующие: психическая характеристика личности (темперамент, сила воли, мир чувств, память и др.); нравственность действий (моральный облик); уровень культуры; особенности поведения и характера; сознание и практика личности, направляемые на удовлетворение личных потребностей. Эти субъективные факторы действуют не обособленно, а во взаимодействии. В поведении потребителя они трудно отделимы от указанных ранее объективных факторов.

Мотивы поведения потребителя и их значение - разные. Непосредственное или косвенное влияние этих мотивов на указанное поведение целесообразно было бы в процессе дальнейших исследований этики услуг сделать предметом специального изучения, применяя при этом и достижения социологии. Результаты исследований могли бы быть использованы в разных направлениях. С одной стороны, они дали бы для туризма такие ориентиры, с помощью которых можно было бы сознательно и конкретно стремиться к формированию желаемого поведения.

Например, В. Терещук приводит такие ориентиры:

Отправляясь в поход, экскурсию или путешествие, что, естественно, часто связано с некоторой изоляцией группы от населенных пунктов, культурных центров, позаботьтесь о досуге: придумайте развлечения, подберите темы для бесед, на забудьте музыкальные инструменты. Одни и те же разговоры, скажем, о безопасности или дисциплине быстро утомляют. Неплохо, если турист запасется какой-то одной-двумя интересными темами, почитает перед походом или экскурсией справочную литературу, одним словом, вполне подготовится для квалифицированного разговора. Это может быть разговор о фауне или флоре данного района, о спорте или искусстве. Ценно то, чтобы эта тема вызвала интерес у всей группы. То же можно сказать о песнях и музыке. Одна и та же мелодия быстро всем надоест, и это не улучшит настроение. В беседе, разговоре, особенно с уставшими людьми, нужно быть предельно осторожным. Контролируйте каждое свое слово, не торопитесь, не обдумав, его произносить.

Немаловажную роль в походной жизни играет умение правильно пользоваться снаряжением. Вещи используйте только по назначению, не разбрасывайте, храните в определенном месте. При переходах укладывайте их правильно, чтобы рюкзак не принимал форму яйца или арбуза. С таким рюкзаком ходить очень неудобно, он мешает, а следовательно, портит настроение вам, да и спутникам, если вы будете задерживать группу. Многие туристы берут с собой в поход транзисторы, магнитофоны. Включая музыку, следите за тем, чтобы вы никому не мешали, не раздражали, ведь настроение в группе не может быть у всех одинаковым. Звук сначала убавьте так, чтобы было слышно только вам или пользуйтесь наушниками. Желающие послушать подскажут вам об увеличении громкости.

У туристов существует прекрасное правило - помогать друг другу, не дожидаясь просьбы. Важно уметь правильно принимать эту помощь. Не забывайте, что предложивший услугу испытывает удовлетворение, если вы ею воспользовались. Отказ же лишает его этой маленькой радости. Многие туристские маршруты, а точнее сказать, их большинство, проходят по густонаселенным районам. Бережно относитесь ко всему чужому, что встречается на пути. Верно говорят: "плохой пример заразителен". Стоит только одному человеку взять охапку заготовленного кем-то сена на подстилку, как тут же возникает желание у всех сделать то же. При встрече с местными жителями будьте приветливы и внимательны, отвечайте на все вопросы. Не иронизируйте над местным говором, одеждой, бытом, укладом жизни людей.

В пути случается всякое. Никогда не пытайтесь скрыть от своих товарищей по группе то, что с вами произошло. Подвернув ногу, почувствовав головную боль, недомогание, не скрывайте это. Не забывайте: маленькая неприятность может вырасти в большую беду. Если вы курите, не пытайтесь это делать в коллективе, не всем будет приятно. Следите за тем, чтобы шутки, смех, рассказы, все ваши действия не доставляли неприятности другим. Туризм, как известно, активный отдых, а хорошо отдыхать совсем не просто. В путешествия отправляются люди разные, не всегда известно заранее, будут ли они приятны друг другу, иными словами, будут ли они психологически совместимы?

Каждый турист, выполняя свои общественные функции или личные дела, должен прежде всего думать о том, не мешает ли он своими действиями другим.

Нагрузка на туристов должна быть примерно одинаковой. Встречаются и такие туристы, которые, стремясь облегчить свое положение, подбирают рюкзак полегче, да и общественной работой себя не утруждают. Встречаются и такие факты, когда туристы, самые опытные и сильные, отрываются от группы и уходят вперед, а затем где-то в уютном месте ожидают подхода основного состава. Прежде чем решиться на такой шаг, подумайте о тех, кого оставляете, вдруг кому-то станет плохо, кто-то подвернет ногу или получит солнечный удар, а вы ушли вперед, забрав с собой запас воды или аптечку. Бывает, что при разбивке палаточного городка лучшие места под палатку занимают более опытные туристы. А правильнее эти места уступить новичкам.

Проблемным в походе становится вопрос питания. Одни предпочитают мясные блюда, другие - молочные. Всем сразу угодить очень трудно, поэтому лучше составить многодневное меню, в котором будут чередоваться блюда из разных продуктов. Выкрикивать и оповещать всех о том, что вы не любите манную кашу или яичницу, которую приготовили на ужин, не тактично, остановите свой выбор на том, что находится на столе.

Не стоит срывать свое плохое настроение на других, не делайте частых замечаний, упреков по адресу ваших спутников, особенно в пути. Взаимные недовольства, недоразумения лучше выяснить на привале, но сделать это надо тактично.

Всем известно, что даже хорошо подготовленное с технической и физической точки зрения путешествие не всегда приносит удовлетворение. Нездоровые взаимоотношения туристов, нарушение нормального психологического климата могут не только испортить настроение, но и привести к серьезным происшествиям. К сожалению, при подготовке к путешествию, формированию группы туристов психологические факторы не всегда учитываются. А между тем. эта основа основ любого коллектива. Вообще подбор группы, создание хорошего психологического климата является самой сложной и трудноразрешимой задачей. Осложняется она тем, что у каждого из нас свои взгляды, мнение, настроение и интересы. Поэтому нередко то, что одному кажется успехом, радостью, другого оставляет безразличным, а для третьего и вовсе выглядит как неудача. Мы встречаем в жизни разных людей волевых и безвольных, сильных и слабых, пьющих и непьющих, курящих и некурящих, смелых и трусливых. Все это результат того или иного влияния на формирующуюся личность. Большое значение в укреплении положительных качеств человека, в борьбе с его недостатками имеют занятия туризмом. Однако некоторые негативные моменты все еще встречаются на туристских маршрутах. Речь идет об употреблении спиртных напитков, неуважении к работникам или клиентам, местному населению, его традициям, к религии.

Экскурсовод должен знать основы этикета казахов.

Сдержанность в общении у казахов как бы компенсируется жестами, не несущими определенной информации и допускаемыми этикетом в некоторых случаях, - поглаживание бороды, перебирание четок. Этот язык жестов дополняется порой неинформативными разговорами о погоде, об общих знакомых и т.д. в начале каждой беседы. Они служат знаком вежливости и обязательны по правилам этикета. При завершении беседы обязательны взаимные просьбы не осудить за возможные промахи и отступления от правил хорошего тона.

У казахов существуют детально разработанные правила приветствий. В соответствии с ними высокопоставленные лица должны были первыми приветствовать низших, конный - первым приветствовать пешего, идущий -сидящего. Как правило, поклон применяется между равными. Старший обыкновенно ждет рукопожатия на месте. Руки пожимать следует ладонями, а не концами пальцев, что считается невежливым, и первый подавший руки не отнимает их раньше, чем это сделает протянувший руки позже. Правило строго соблюдается всеми. С девушкой, если она не родственница, рукопожатие не рекомендуется.

Снятие головного убора в качестве этикетного жеста распространено главным образом в Европе. Мусульмане, в том числе и казахи не обнажают голову в этикетных целях. Это различие издавна сознавалось в ряду наиболее примечательных отличительных признаков европейских и восточных народов.

Беседовать стоя по правилам традиционного этикета у казахов не принято, мужчины, даже встретившись на улице, присаживаются на землю.или на корточки

Этикет встречи у казахов прост и искренен. При встрече со знакомыми и людей старшего поколения надо поклониться в знак приветствия, приложив правую руку к груди. Если встречаются всадники, то надо сойти с коня, и поздороваться друг с другом; если встречаются два скотовода или живущие в скотоводческом районе, прежде всего надо справиться о здоровье скота, а уже потом о здоровье всей семьи, в темнень или непогоду надо гостеприимно отнестись к пришедшим, даже если это незнакомые люди; следует принять их радушно, не взяв за это ни копейки. Казахи считают неприличным отпускать гостей на закате солнца. Если друзья и родственники приходят в гости, хозяин, угощая их, режет барана. Перед тем как зарезать барана, его надо показать гостям, высказать добрые пожелания, а затем, с разрешения гостей, увести барана под нож.

Во время обеда голову барана следует подавать гостям в знак уважения. Хозяин сначала угощает кусками бараньей головы, сердца, печени, а уже затем вместе со всеми приступает к приему пищи. Когда к казахам приходят очень почетные гости или те, кто многие годы не видел родных, то хозяин, помимо барана, режет еще и коня. В конце любого угощения, будь то бараниной или кониной, хозяин предлагает гостям полную пригоршню резаного мяса. Если гость отказывается, то это считается неуважением к хозяину. Когда гость приступает к чаепитию, хозяйка на коленях разливает чай и передает его хозяину, а тот двумя руками подносит напиток гостю. Когда гость покидает дом, хозяин помогает ему сеть на коня, и затем взором долго провожает гостя.

Таким образом, основы этикета казахов закладывались в течении долгого времени, однако, на этот процесс значительное влияние оказало воздействие других культур, в особенности русская. Также этикет русских, живущих в Казахстане, значительно отличается от традиционного российского. В частности, русских из Казахстана отличает восточное гостеприимство, открытость и готовность мгновенно прийти на помощь окружающим, почитание старших. Следовательно, Разрыв между моральными нормами разных народов, населяющих территорию Казахстана, становится все менее заметным.

Любое посещение святых мест, храмов, иных культовых объектов и сооружений, включенное в программу экскурсии, должно быть согласовано с руководством этой религиозной общины, установлен порядок посещения объекта туристами, время посещения, не мешающее обрядам, или порядок присутствия на обрядах. Обычно монастыри, храмы и иные культовые сооружения доступны для посещения туристами, а общины, владеющие ими, охотно пускают туристов из экономических и других соображений. Они устанавливают определенные правила для посетителей, в частности в отношении одежды, порядка следования, проведения фотосъемки, предоставления собственного экскурсовода и др.

В исламских странах к иностранным туристам предъявляются повышенные требования сообразно религиозным устоям и требованиям. В Арабских Эмиратах нельзя находиться в нетрезвом состоянии в общественных местах, купаться в. обнаженном виде или в открытых купальниках топлесс женщинам, существуют и другие ограничения. За нарушение следует тюремное заточение, штраф или даже битье палками.

Религиозные ограничения распространяются и на пищу. Мусульмане и евреи не употребляют в пищу свинину по религиозным ограничениям. Религиозно настроенные евреи требуют кошерной пищи, приготовленной специально с соблюдением религиозных обрядов и правил. Многие религии устанавливают посты, - периоды, когда ограничивается употребление отдельных видов пищи и даже развлечений. Такие правила должны указываться в памятках туристу. В ряд монастырей и храмов не пускают мужчин в шортах, а женщин в брюках или с открытыми плечами. Даже при посещении музеев Ватикана женщинам летом не следует надевать открытые платья, плечи всегда должны быть закрыты. Все это следует учитывать при проектировании туристского продукта для определенных групп населения.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)