АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГЛАВА IV. 2 ноября 1917 года(по старому стилю) бывший военный министр Александр Иванович Верховский напечатал письмо в горьковской «Новой Жизни»

Читайте также:
  1. Http://informachina.ru/biblioteca/29-ukraina-rossiya-puti-v-buduschee.html . Там есть глава, специально посвященная импортозамещению и защите отечественного производителя.
  2. III. KAPITEL. Von den Engeln. Глава III. Об Ангелах
  3. III. KAPITEL. Von den zwei Naturen. Gegen die Monophysiten. Глава III. О двух естествах (во Христе), против монофизитов
  4. Taken: , 1Глава 4.
  5. Taken: , 1Глава 6.
  6. VI. KAPITEL. Vom Himmel. Глава VI. О небе
  7. VIII. KAPITEL. Von der heiligen Dreieinigkeit. Глава VIII. О Святой Троице
  8. VIII. KAPITEL. Von der Luft und den Winden. Глава VIII. О воздухе и ветрах
  9. X. KAPITEL. Von der Erde und dem, was sie hervorgebracht. Глава X. О земле и о том, что из нее
  10. XI. KAPITEL. Vom Paradies. Глава XI. О рае
  11. XII. KAPITEL. Vom Menschen. Глава XII. О человеке
  12. XIV. KAPITEL. Von der Traurigkeit. Глава XIV. О неудовольствии

2 ноября 1917 года (по старому стилю) бывший военный министр Александр Иванович Верховский напечатал письмо в горьковской «Новой Жизни», которая тогда прочно и надолго заняла противоленинскую сторону:

«Я глубоко возмущен тем, что меня, не спросив, включили в список министров (Совет Народных Комиссаров. — Ю.В.). Ни в какие соглашения с большевиками я не пойду, так как люди эти, всё обещая, ничего не дадут. Вместо мира — междоусобная война, вместо хлеба — голод, вместо свободы — грабежи, анархия и убийства.

Мир может дать только правительство, признанное всей страной. Крестьяне, юг, казачество соглашения с большевиками не признают.

Я боролся за активную политику мира, но никогда не пойду вместе с людьми, у которых руки в крови от предательского убийства.

Мы должны спасти страну от анархии. Нужно бороться за порядок, а большевики ничего, кроме позора, не дают».

Это была и позиция генерала Духонина.

Верховский сразу же после обнародования письма рванул в Ставку. 4 ноября он уже в Могилеве вместе с В. М. Черновым — вожаком разношерстной партии эсеров, и видными эсерами Шохерманом и Фейтом. Все они выступили на заседании Общеармейского комитета у Перекрёстова. Материальную силу новой власти пытались сломать словоговорением. Россия продолжала захлебываться словами.

Из Бюллетеня № 16 от 12 ноября 1917 года, выпущенного Общеармейским комитетом при Ставке:

«Вчера утром в Ставке получено было сообщение, что назначенный Советом Народных Комиссаров на должность Верховного главнокомандующего прапорщик Крыленко решил выехать в течение дня через Псков и Двинск в Ставку, лично завязав по дороге в Двинске мирные переговоры с немцами, для чего он распорядился приготовить пять офицеров, знающих немецкий язык.

Выехал прапорщик Крыленко из Петрограда в 16 час. 30 мин. и вечером прибыл в Псков...»

В субботу 18 ноября Ставку покинули иностранные военные представители генералы Бартер (Англия), Лавернь (Франция) и Ромей (Италия).

Генерал Духонин Ставку покинуть отказался, заявив, по воспоминаниям А. Дикгоф-Деренталя: «Совесть моя чиста! Я действовал всё время с демократией (различными войсковыми и гражданскими комитетами. — Ю.В.) и на благо родины. Я не могу бежать. Я не Керенский!..»

В ночь с 18-го на 19 ноября генерал Корнилов ушёл из быховского заточения под охраной верных текинцев. Тогда же власть в городе принял на себя Военно-Революционный Комитет под председательством Усанова.

19 ноября Могилёв покинули последние роты ударников (сплошь офицерские, сплошь настроенные монархически). Опоздай они — и быть большой драке.

С воцарением недели, в понедельник 20 ноября около одиннадцати утра к Ставке прошёл первый из прибывших петроградских отрядов — столичные солдаты запасного гвардейского полка. Через час на улицы города вступили и матросские отряды. Как пишет очевидец тех событий Лелевич, «в чёрных папахах, широких тёмных шинелях, с винтовками за плечами, они казались воплощённой мощью»*.

 

* Лелевич Г. С.87-90.

 

20 ноября Крыленко (1885-1938), партийная кличка — товарищ Абрам, издал приказ:

«Именем революции ко всем солдатам революционной армии и флота.

Товарищи! Сего числа я вступил в Могилев во главе революционных войск. Окруженная со всех сторон Ставка сдалась без боя...»

И далее из работы Лелевича:

«26 ноября в новой газете «Революционная Ставка» №1, появилось следующее сообщение:

«В 10 часов утра 20 ноября Верховный главнокомандующий Крыленко со своим личным штабом вступил в Могилёв. В помещении Военно-Революционного Комитета тов. Крыленко был встречен «Марсельезой» хора трубачей Георгиевского батальона и делегациями. После обмена приветствиями Главковерх отправился в Ставку, чины которой были подвергнуты накануне домашнему аресту... Накануне ночью генерал Корнилов... бежал из Быхова с четырьмя охранявшими его эскадронами текинцев... Со станции (могилёвской. — Ю.В.) было получено известие, что возбужденная толпа окружила вагон Главковерха, куда был приведён для обеспечения его личной безопасности генерал Духонин (для последующей расправы в Петрограде. — Ю.В.)... Возбужденная группа матросов и солдат собралась около вагона и скоро многотысячная толпа... стала осаждать вагон... Генерал Духонин был вытащен разъярённой толпой и убит... Вечером чины штаба Ставки, арестованные домашним арестом в гостинице «Бристоль», были освобождены и вернулись к исполнению своих обязанностей... Начальники отделов Ставки и весь её состав были представлены новому Главковерху. Они единодушно обещали работать на пользу армии...»*

* Лелевич Г. Там же. С.87-90.

Отголоски ураганных событий. Книжные прочерки вместо живых людей. Тени бурного движения в буквах и строках...

А ведь это были живые люди, каждый одержимый своей идеей и страстью. По-настощему мы и не знаем их. Мораль того времени и события со всем множеством сложнейших обстоятельств поняты и знакомы нам лишь отчасти. Теперь из своего «далёко» мы самоуверенно судим их (я не исключаю и себя).

 

Из воспоминаний уполномоченного ДПТУ Западных железных дорог Евгения Прокопца:

«В дни, предшествовавшие вступлению советских отрядов в Могилёв, могилёвцы бегали справляться о новостях на вокзал (телеграфное агенство перестало работать, онемели и газеты. — Ю.В.). С такой целью пришёл я на вокзал под вечер 20 ноября 1917 года — в день вступления войск тов. Крыленко.

Когда я вышел на перрон, мне сразу бросился в глаза поезд, составленный из классных вагонов. Перед ним волновалась толпа, залившая перрон. В толпе то тут, то там мелькали бурые папахи матросов. Говорили, что в одном из вагонов находится арестованный генерал Духонин. Раздавались угрожающие возгласы, требующие немедленного расстрела пленника...

Я обошёл поезд и подошёл к вагону с другой стороны. Здесь тоже волновалась громадная толпа... Толпу составляли крестьяне, матросы, солдаты — все прибывшие с воинской платформы... Неожиданно на площадке, где только что стоял Духонин, появился высокий, здоровенный матрос в огромной бурой папахе... Не дослушав его, я перешёл на перрон по другую сторону поезда.

Вдруг в толпе молнией пронеслась весть, что Духонин убит. Толпа хлынула на другую сторону поезда, откуда я только что ушёл. Возникла страшная давка.

Матросы из охраны поезда стали разгонять толпу и, когда она поредела, я увидел перед вагоном какую-то окровавленную массу. Это был труп Духонина...

... после речи матроса толпа снова потребовала Духонина. Его вывели, с него сорвали погоны, и тот же высокий матрос ударом немецкого штыка (узковатого тесака чуть ли ни в полметра длинной. — Ю.В.) сбросил его в толпу, которая с каким-то стихийным... криком (упоения. — Ю.В.) растерзала бывшего главнокомандующего. Я слышал, как находившийся тут же крестьянин заметил: «Так ему и нужно собаке! Его и хоронить не надо. Его в помойную яму нужно спустить»... это был суровый огонь фанатизма и классовой ненависти»*.

 

* Известия ГомельскогоГубкома, №15.

 

Революционная демократия жаждала крови. Большевистские газеты не зряшно потрудились. Почти каждый в России уяснил тогда: без крови народная свобода не может утвердиться. Настало время пустить под нож имущие классы и офицерство.

Ленинское прославление насилия, внедрение классовой розни делали гражданскую войну неизбежной. Гражданская война давала превосходную возможность для очищения общества по-ленински, поскольку уже всё можно было списывать на необходимые меры. Ленин и прочесал русское общество самым частым гребнем террора. Бывшие имущие сословия вовсе исчезли, поредел и массив «трудящегося и эксплуатируемого народа», декларацию от имени которого примет III Всероссийский съезд рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (10-18 января 1918 года). Этот же съезд и объявит Россию Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой (РСФСР), лишив её тысячелетнего первородного имени.

Ленин... Люди подобного закала не часто встречаются...

А теперь посмотрим, откуда пришли эти тучи с кровавыми ливнями. Что и как притекало в программы и сознание большевизма и их вождя — Ленина.

Послушаем голоса их пророков и предтечей.

Париж.

Дантон! Великий муж революции! Голосина у него по преданию был не дай Боже...

26 ноября 1793 года Жорж Жак Дантон (1759-1794) выступает в Конвенте. Он говорит о революции и терроре:

«...Народ требует, чтобы террор был поставлен в порядок дня, но он хочет, чтобы террор был применён к действительным врагам Республики, и только к ним, то есть к аристократам, эгоистам, заговорщикам и изменникам, агентам иностранных правительств, но народ не хочет, чтобы всякий, кто родился без революционного пыла, в силу одного этого считался виновным...

Единственно, чего народ хочет теперь, это — сильного и энергичного правительства....

Покараем виновных и покараем беспощадно — и народ признает, что мы достойны его...»*

 

* Жорж Жак Дантон. Избранные речи. - Госизд. Украины, 1924. С. 85, 86, 89-91, 95-97.

 

3 декабря 1793 года Дантон, выступая в клубе якобинцев, заявляет:

«...Конституция должна безмолствовать в тот момент, когда народ занят уничтожением и устрашением своих врагов посредством революционных действий... Но, граждане, я предостерегаю против тех, кто хотел бы повести народ за пределы революции и стал бы предлагать ультрареволюционные меры... конституция должна безмолствовать...

Я всегда буду идти об руку с народом...»*

 

* Там же.

 

24 января 1794 года Дантон выступает в Конвенте. Он говорит о революционной законности:

«Граждане... Революцию нельзя творить в геометрических формах. Революционные меры неминуемо — хотя бы временно — тяжело ложатся даже на честных граждан...

Будем помнить, что, слишком прислушиваясь к голосу справедливости, мы рискуем впасть в опасность чрезмерной снисходительности и дать таким образом оружие против себя нашим врагам <...>

Итак, воспользуйтесь... моментом, чтобы направить верные удары против врагов родины, избежать ошибок или исправить их...

Я предлагаю сосредоточить всё наше внимание на том, каким образом обеспечить правосудие, — скорое, верное и без ущерба для революционного движения...

Национальный Конвент только потому победил своих врагов, что он был истинно народным...»*

* Жорж-Жак Дантон. Там же.

Всё это слово в слово мог сказать Ленин. Это вдохновляло Ленина, укрепляло в сознании того, что капитализм — тот враг, который не уйдёт с исторической сцены по своей воле. Нужен заступ могильщика. Ленин с яростью вогнал заступ в землю...

Интересны выступления Дантона на темы: «По поводу домашних обысков», «Республика единая и неделимая», «Париж — народная столица», «Налог на богатых», «Твёрдые цены на хлеб», «Революция и террор», «Семья и школа»...

Робеспьер уточнит Дантона, заявив, что «террор есть не что иное, как быстрая, срочная и непреклонная справедливость».

В сентябре 1793 года Конвент издаст декрет: «Поставить террор в порядок дня!»

Один из призывов якобинцев утверждал: «Уничтожая негодяев, мы, тем самым, защищаем жизнь целых поколений...»

Дантон будет казнён своей любимой революцией. 5 апреля 1794 года под крики толпы на Гревской площади гильотина срежет ему голову. Крупная, тяжёлая башка с выпуклым лбищем, ещё открытыми гневно выпуклыми глазищами, толстыми губами (до последнего мига они изрыгали отборный мат) и курчавыми волосами грузно скатится в корзину.

Кто теперь прокричит о революции столь оглушающе громко, как эта башка? После покойного Мирабо её хозяин был, слов нет, вторым оратором Франции.

Палач Сансон ухватит её за волосы и высоко поднимет: пусть каждый полюбуется: сам Дантон! Его башка!..

Кровь ручьём лилась с обрезка шеи. Лицо превращалась в синюю маску…

Париж в ту пору населяли 600 тыс. человек*. Сотни тысяч глоток в тот день наверняка орали: «Да здравствует революция!»

 

* К примеру, лишь в 1830-е годы Петербург будут населять 450 тыс. человек, из них, кстати, 200 тыс. крепостных (забавно писали в старину: не двести рублей неустойки, а два ста рублёв неустойки).

 

Сансон улыбался: ещё бы, его рука держала голову короля Людовига XVI (гражданина Капета), потом Марии Антуаннеты, потом... да вот Дантона!..

Каждую Сансон потом швырнёт в корзину.

Потом... потом он будет держать голову самого Робеспьера. Сансон запомнит: с утра стояло невозможное июльское марево. Всё таяло от нещадной жары, когда он взводил лезвие гильотины над головой Робеспьера. Вождь якобинцев производил впечатление если не сломленного человека, то ко всему безучастного. Он не замечал ничего — ни рёва переполненной площади, ни смертного блеска лезвия над головой, ни своих товарищей, ждущих за ним казни. Робеспьер, казалось, был погружён в одну упорную мысль, самую последнюю мысль. В тот день ему было 36 лет...

Дантон лишился головы в 35 лет. Его второй жене, Луизе Желе, не исполнилось и семнадцати. Он очень был жаден до жизни, этот юрист...

 

Глагол времён! Металла звон!

Твой страшный глас меня смущает,

Зовёт меня, зовёт твой стон...

Державин.

 

Наполеон вспоминал на Святой Елене:

«Марат был умён, но немножко сумасшедший... Он боролся один против всех. Вообще это был очень странный человек и... крупная историческая личность... Немногие люди имели больше... влияния на исторические события. Марата я люблю, потому что он всегда был искренним и говорил, что думал...

Робеспьера никогда вполне не узнает история, это был настоящий предводитель партии...»*

 

* Вычитал я это из «Вестника Европы» за 1899 год.

И он же, Наполеон, говорил на Святой Елене, поджидая смерть: «Когда дело заходит о заговоре, всё позволительно».

 

На Святой Елене Наполеон не жил, он ожидал смерть, и она пришла, когда он был совсем не старый...

И снова глубокая ночь. И снова свидание с самим с собой, лиирм к лицу.

Чаще всего очень тяжёлые свидания...

Ван Гог говорим «Я не умею сдерживаться. Мои убеждения настолько неотделимы от меня, что порой прямо-таки держат меня за глотку»*.

Я чувствую: мои - крепко держат меня за глотку. Такая хватка — и смерть не разожмёт...

 

* Джон Ревалд. Постимпрессионизм. — Лд.-М: Искусство, 1962. С. 32.

 

В книге тюремно-колымских воспоминаний сына священника, а по выпавшей невозможно горькой судьбине — летописца и узника десятилетий(!) гулаговской Руси Варлаама Тихоновича Шаламова читаем (случилось это в самое начало 1940-х годов):

«Несколько месяцев назад младший лейтенант Постников задержал беглеца — вести на Кадыкчан за десять-пятнадцать километров ему не хотелось, и младший лейтенант застрелил беглеца на месте...

Не утруждая себя доставкой задержанного заключённого на Аркагалу, молодой лейтенант Постников отрубил топором обе кисти беглеца (несомненно, ещё теплые и мягкие живой кровью. — Ю.В.), сложил их в сумку и повёз рапорт о поимке арестанта.

А беглец встал и ночью пришёл в наш барак, бледный, потерявший много крови, говорить он не мог, а только протягивал руки (культи. — Ю.В.)...

Постников был светлый блондин... северного, голубоглазого, поморского склада — чуть выше среднего роста. Самый-самый обыкновенный человек... Помню, вглядывался я жадно, ловя хоть ничтожную отметку... ломброзовского типа (преступной предопределённости от рождения. — Ю.В.) на... лице младшего лейтенанта Постникова...»*

 

* Варлаам Шалимов. Перчатка или КР-2. - М.: Орбита, 1990. С 192.

 

Напрасно Варлаам Тихонович вглядывался: он стоял перед «самым-самым обыкновенным человеком». Неправедное, лихое время сделало обычных людей подобными зверям. Предупреждал же Достоевский, что без Бога всё станет возможным.

Революционная демократия могла утвердить себя только кровью: через кровь сделать народ и государство другими. Поэтому Сталин ничего особенного и не совершал. Он обратился к привычному опыту революций, предусмотренному марксизмом, — произволу (диктатуре пролетариата). Именно неограниченный террор обеспечивал сохранение власти. Это было в полном согласии с догмами Маркса и Ленина. Сталин допустил лишь одно отклонение от буквы учения: распространил террор и на своих соратников, заодно и на карателей, а народ он продолжал бить так же, как Ленин и все прочие (возможно, размах всё же оказался пошире). Вот это избиение души и тела революции Сталину до сих пор простить не могут, особливо русскоязычная часть пострадавших, густо обсеменившая-«таки» новую Россию, хотя русских погибло много больше.

Будь Сталин против революционного избиения народа (террора), он не ввёл бы в обиход пытки, не держал бы на ответственных постах таких отъявленных негодяев, как Ягода, Ежов, Берия и т.п., да и вообще не стал бы большевиком, стержень в учении которых — безграничное насилие и уничтожение Отечества (замена его на искусственный советский патриотизм и искусственную общность людей под наименованием «советская»).

Государственное убийство оказывается настолько заурядным делом — не будет преувеличением присказка: раз, два — и слетела голова!

Революционное избиение, террор, революционное насилие, диктатура, карательные действия... — слова бумажные, свыклись с ними. А людей унижали, мордовали, пытали, насиловали, загоняли в лагеря и землю. Сколько народа извели, сколько общих расправ, будничных, деловых... Сколько жизней загноили, сгубили, в муках сжили со свету, сколько страха посеяли...

Новую нравственность вбивали страхом. Но никогда никто не утвердит ни одного морального правила страхом.

Такой вождь был дан Провидением. И вот с таким выстояли в Отечественную, и после — под атомным шантажом высокомерного Вашингтона...

Имела Россия прежде своего вождя. Он народ берёг. Его с женой и детьми убили (“Выведи Романовых из вагона. Дай я ему в рожу плюну!...»).

Так что сами выбрали отца-владыку. Не случайно он таким оказался. Приходится платить по счетам истории.

 

— Все ли спокойно в народе?

— Нет. Император убит.

Кто-то о новой свободе

На площадях говорит...

а.блок


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.)