АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

Читайте также:
  1. Антология джазовой поэзии
  2. Вопрос: Каким должен быть механизм поэтапного поднятия уровня нравственности у российского народа?
  3. Выражения в поэзии Г.Р. Державина.
  4. Г.Р. Державин о назначении поэта и поэзии (“Фелица”, “Видение мурзы”, “Храповицкому”, “Лебедь”, “Памятник”, “Признание” и др.).
  5. Генеалогическое древо А.С. Пушкина
  6. Гораций – основоположник римского классицизма и теоретик литературы. Послание «Об искусстве поэзии».
  7. Гораций. Послание к Писонам об искусстве поэзии (Отрывки) (Пер.А.В.Артюшкова)
  8. Жанр элегии в древнегреческой лирике: происхождение, тематика, основные разновидности и представители.
  9. Золотой век» римской поэзии: жизнь Горация и «философия золотой середины» в его творчестве.
  10. Золотой век» римской поэзии: жизнь и творчество Овидия, его любовная поэзия: традиции и новаторство.
  11. Квинт Гораций Флакк. Наука поэзии
  12. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии

Эта традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и другие. И вслед за ними Пушкин дает свое понимание предназначения поэта и поэзии.

Этот вопрос затрагивается в первом опубликованном стихотворении «К другу стихотворцу» (1814). Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, которых

... хвалят все, питают — лишь журналы;
Катится мимо их Фортуны колесо...
Их жизнь — ряд горестей, гремяща слава —
сон.

Автор советует начинающему поэту быть «спокойным». Он видит назначение поэзии в том, чтобы приносить пользу обществу. По его мнению, «хорошие стихи не так легко писать», но уж если писать, то только хорошие. «Неподкупный голос» лирического героя слышен в стихотворении 1818 года «К Н. Плюсковой». Поэт обращается к фрейлине императрицы Елизаветы Алексеевны, выражая свою независимость по отношению к властям:

Свободу лишь учася славить,
Стихами жертвуя лишь ей,
Я не рожден царей забавить
Стыдливой музою моей...
Любовь и тайная свобода
Внушали сердцу гимн простой,
И неподкупный голос мой
Был эхо русского народа.

В стихотворении 1824 года «Разговор книгопродавца с поэтом» рассудительный книгопродавец замечает:

Не продается вдохновенье,
Но можно рукопись продать.

Стихотворение заканчивается признанием поэтом правоты продавца книг. Заключительные строки стихотворения написаны в прозе, и это переносит читателя из мира мечтаний о возвышенном в мир приземленной действительности. Здесь Пушкин выступил новатором: он впервые выразил реалистическое отношение к деятельности поэта.

В стихотворении «Пророк» (1826) в аллегорической форме рассказывается о преобразовании простого человека в поэта-пророка. «Шестикрылый серафим» наделяет человека «вещими зеницами», необыкновенным слухом, жалом «мудрыя змеи», вместо сердца «вдвигает» ему в грудь «угль, пылающий огнем». Но и этого полного преобразования оказывается недостаточно для того, чтобы человек стал поэтом-пророком, для этого нужна воля Бога:

И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Таким образом, Пушкин в «Пророке» видит назначение поэта и поэзии в том, чтобы «глаголом жечь сердца людей».

Через два года было написано стихотворение «Поэт и толпа», обличающее отношение светской «черни» к поэту.

Зачем так звучно он поет?..
Как ветер песнь его свободна,
Зато как ветер и бесплодна:
Какая польза нам от ней?

Однако поэт также выражает свое отношение к «черни»:

Подите прочь — какое бело
Поэту мирному до вас!
В разврате каменейте смело,
Не оживит вас лиры глас!

По мнению Пушкина, поэты рождаются «для вдохновенья, для звуков сладких и молитв». Поэт — сложное существо, отмеченное свыше, наделенное частью созидающей силы господа Бога, но в то же время он — обычный земной человек. Бог шлет поэту вдохновенье, и —

Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.

Пушкин создает образ поэта, борющегося за свободу выражения своих мыслей, за правдивость поэзии, за свою независимость от власти денег и толпы. Так, в стихотворении «Поэту» (1830) автор обращается к поэту:

Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный
шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

При этом участь поэта — быть одиноким человеком. Пушкин призывает поэта идти «дорогою свободной, куда влечет... свободный ум».

Тему взаимоотношения толпы и художника Пушкин продолжает в стихотворении «Эхо» (1831). Автор сравнивает творческую деятельность поэта с эхом:

На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг...
Тебе ж нет отзыва... Таков
И ты, поэт!

Образ поэта, не ценящего «громкие права», не зависящего «от царя», «от народа», дающего отчет «себе лишь самому», создан Пушкиным в стихотворении 1836 года «Не дорого ценю я громкие права...» (Из Пиндемонти). Счастье для истинного поэта, по мнению автора, —

По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.

Своего рода поэтическим завещанием Пушкина явилось стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836), написанное за полгода до смерти. Оно восходит к оде римского поэта Горация «К Мельпомене», стихотворениям Ломоносова, Державина.

Пушкин выделил существенное качество своего творчества — служение народу:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Обращаясь к Музе, он призывает:

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.

Поэт, по мнению Пушкина, должен ни от кого не зависеть, ни перед кем «не клонить гордой головы», а достойно выполнять свое предназначение — «глаголом жечь сердца людей». Еще в 15 лет в стихотворении «К другу стихотворцу» он заявил:

И знай, мой жребий пал, я лиру избираю.
Пусть судит обо мне как хочет целый свет,
Сердись, кричи, бранись, — а я теки поэт.

Позже Пушкин скажет: «Цель поэзии — поэзия», — и останется верен этому до конца.

21.Образ Понтия Пилата и проблема совести в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман Михаила Булгакова – «Мастер и Маргарита» - одно из величайших произведений русской литературы, которое вызывает интерес у людей и в настоящее время. Можно много раз перечитывать этот роман и каждый раз открывать для себя что-то новое.

В своем произведении Булгаков попытался показать наиболее яркие проблемы человечества, которые были, есть и будут всегда. Именно поэтому он выбирает достаточно необычную структуру произведения. Так в романе мы можем наблюдать как бы три мира, находящиеся в разном временном пространстве, но связанные между собой теми проблемами, о которых хочет нам рассказать автор. Первый из этих миров – макромир, который существует всегда. Представителями этого мира являются Воланд и его свита. Другие два мира – микромиры. Один из них - древний Ершалаим, другой – Москва 30-х годов двадцатого века. Одной из проблем, связывающих эти «миры», является проблема совести. Наиболее ярко и символично раскрывается она на примере прокуратора Иудеи Понтия Пилата, героя так называемых Ершалаимских глав.

В начале знакомства с эти героем мы видим его властным, величественным человеком: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой… в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат». Но уже в этих строках мы можем наблюдать некоторое противоречие в образе героя: белый цвет плаща должен символизировать справедливость, мудрость прокуратора, но появляется иной цветовой образ – «кровавый подбой», и это сразу настораживает. Ведь красный цвет обычно ассоциируется с кровью, властью. По мере развития событий в Ершалаимских главах это противоречие все усиливается, превращаясь во внутренний конфликт.

Понтий Пилат – герой, воплощающий в себе образы двух людей – прокуратора Иудеи, властного, самоуверенного, непоколебимого, сурового, «каменного»; и «живого» человека, которому не чужды сострадание, умение выслушать и понять. На протяжение романа идет постоянная борьба между этими двумя составляющими одного целого – Понтия Пилата. Так в первых строках Ершалаимских глав мы видим прокуратора, но буквально в следующем абзаце романа он предстает перед нами страдающим человеком: «Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла… «О боги, боги, за что вы наказываете меня? Да, нет сомнений, это она, опять она, непобедимая, ужасная болезнь… гемикрания»…

Понтий Пилат разговаривает с Иисусом и снова борьба: вначале Прокуратор выполняет свою прямую обязанность – ведет беспристрастный допрос арестованного, но постепенно разговор переходит на другие темы: они рассуждают о добрых людях, о власти, о вере. Понтий Пилат начинает доверять Иешуа, пытается понять его взгляды на жизнь. Именно в это время появляется ласточка, влетевшая в колоннаду. Образ этой птицы в романе у меня ассоциируется с белым голубем из Библии, который олицетворяет Святого Духа. Именно с ее появлением в Пилате пробуждается человек, которым управляет не разум, а сердце: «…в течение ее полета в светлой теперь и легкой голове прокуратора сложилась формула. Она была такова: игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа, по кличке Га-Ноцри, и состава преступления в нем не нашел. … Бродячий философ оказался душевнобольным. Вследствие этого смертный приговор Га-Ноцри, вынесенный Малым Синедрионом, прокуратор не утверждает». Однако Пилат – прокуратор оказывается сильнее Пилата – человека, и при попытке Иушуа убедить судью отпустить его, игемон одерживает победу в очередной схватке, и даже ласточка не способна помочь в этой ситуации:

«- А ты бы меня отпустил, игемон, - неожиданно попросил арестант, и голос его стал тревожен, - я вижу, что меня хотят убить.

Лицо Пилата исказилось судорогой, он обратил к Иешуа воспаленные, в красных жилках белки глаз и сказал:

- Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты?... И слушай меня: если с этой минуты ты произнесешь хотя бы слово, заговоришь с кем-нибудь, берегись меня! Повторяю тебе, берегись!

- Игемон…

- Молчать! – вскричал Пилат и бешеным взором проводил ласточку, опять впорхнувшую на балкон».

Однако победа в схватке – это не победа в борьбе. Поэтому уже через некоторое время Пилат-человек снова начинает себя проявлять. В разговоре с Каифой «пркуратор просит первосвященника пересмотреть решение и оставить не свободе того из двух осужденных, кто менее вреден, а таким, без сомнения, является Га-Ноцри». Но решение остается неизменным: «Мы освобождаем Вар –раввана, - тихо сказал Каифа». Га-Ноцри погибнет; умрет этот добрый, чистый человек, никому и никогда не причинявший зла: «Все было кончено, и говорить более было не о чем. Га-Ноцри уходил навсегда, и страшные, злые боли прокуратора некому излечить; от них нет средства, кроме смерти…. Теперь его уносил, удушая и обжигая, самый страшный гнев – гнев бессилия». Но даже в самый последний момент, когда Пилат может спасти Иешуа, он не делает этого. Но почему? Что это? Зависимость от общественного мнения? Боязнь за собственную жизнь и стремление сохранить свое место у власти? Слабость «живого начала» в Понтии Пилате? Как бы то ни было, а прокуратор все-таки освобождает Вар-раввана. После казни, Пилата начинают мучить угрызения совести. Чтобы заставить ее замолчать, чтобы искупить свою вину, прокуратор пытается «спасти» Иуду, помочь Левию Матвею… Но совесть не хочет молчать! Она становится самым тяжелым наказанием для Понтия Пилата.

К прокуратору «пришло бессмертие», и вот уже два тысячелетия он несет свое наказание: «Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. … он говорит, что и при луне ему нет покоя и что у него плохая должность. Так говорит он всегда, когда не спит, а когда спит, то видит одно и то же – лунную дорогу, и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что… он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана». Сейчас Пилат «более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу». Он осознал свои ошибки и поэтому достоин прощения и избавления от наказания – «тот, с кем рон так стремится разговаривать», просит освободить его, и мастер выполняет эту просьбу: «Мастер… сложил руки рупором и крикнул так, что эхо запрыгало по безлюдным и безлесым горам:

- Свободен! Свободен! Он ждет тебя!»

Итак, Понтий Пилат был избавлен от наказания и освобожден только тогда, когда был разрешен его внутренний конфликт между Пилатом-прокуратором и Пилатом- человеком. Понтий Пилат осудил себя сам. В этом и состоит его самая большая заслуга…

Именно в образе Понтия Пилата Булгаков пытается найти ответ на вопросы: что спасает человека, что может помочь ему разрешить внутренний конфликт? Ответ в романе один – совесть! Да, да! Совесть, которая заставляет страдать, совесть, которая не дает покоя, совесть, которая… спасает. Как раз ее-то и не хватает большинству героев московских глав. Так из-за отсутствия совести на Великом Балу у Сатаны погибает барон Майгель. Именно совесть, втоптанная в грязь лжи, лицемерия, стала причиной наказания Варенухи, Лиходеева и т.п. Но, в то же время, иманно совесть – чувство вины за «чудовищные» творения – стала «спасением» для Бездомного.

Вот и получается, по Булгакову, что совесть – это то, что помогает отличить истинного человека от оболочки, скрывающей пустоту.

13.Образ Наташи Ростовой в романе "Война и мир"

Наташа Ростова - центральный женский персонаж романа "Война и мир" и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах страниц романа.
Здесь все: и сумма идей о месте женщины в обществе и семье, и мысли о женском идеале, и незаинтересованная романтическая влюбленность творца в свое творение. Наташа появляется на страницах романа тринадцатилетней. Полуребенок-полудевушка. Толстому важно в ней все: и то, что она некрасива, и то, как она смеется, что говорит, и то, что она черноглаза и волосы ее сбились назад черными кудрями.
Это гадкий утенок, готовый превратиться в лебедя.
Атмосферу счастья, всеобщей любви, игры и веселости в московском доме Ростовых сменяют идиллические пейзажи имения в Отрадном. Пейзажи и святочные игры, гадания. Она даже внешне, и, думается, совершенно не случайно похожа на Татьяну Ларину. Та же открытость любви и счастью, та же биологическая, бессознательная связь с русскими национальными традициями и началами.
Вспомним, как Наташа отплясывает после охоты. "Чистое дело, марш", - удивляется дядюшка. Кажется, не меньше удивлен и автор: "Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух... Но дух и приемы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка".
Однако, как литературный образ, Наташу невозможно полностью понять без определенных литературных проекций.
Во-первых, это пушкинская Татьяна Ларина. Их внешнее сходство можно расценивать как цитатное. Кроме того, общая культурная аура, поэтика фольклорных забав и, отдельно, поэтика французских романов, которыми зачитывались барышни той поры.
Во-вторых, это Софья из комедии Грибоедова "Горе от ума". Влюбленность образованной, умной девушки в подленького и глуповатого Молчалина и любовь-болезнь, любовь-наваждение Наташи к Анатолю Курагину имеют довольно много схожих черт.
Обе эти параллели не позволяют полностью объяснить Наташу, однако с ними легче разглядеть причины некоторых ее поступков и душевных движений.
В период войны 1812 года Наташа ведет себя уверенно и мужественно. При этом она никак не оценивает и не вдумывается в то, что делает. Она повинуется некоему "роевому" инстинкту жизни.
После гибели Пети Ростова - она главная в семье. Она долгое время ухаживает за тяжело раненным Болконским. Это очень трудная и грязная работа. То, что Пьер Безухов увидел в ней сразу, когда она была еще девочкой, ребенком, - высокую, чистую, красивую душу, Толстой открывает нам постепенно, шаг за шагом. Наташа до самого конца с князем Андреем. Вокруг нее концентрируются авторские идеи о человеческих основаниях нравственности. Толстой наделяет ее необычайной этической силой. Теряя близких, имущество, испытывая в равной мере все тяготы, которые выпали на долю страны и народа, - она не испытывает духовного надлома. Когда князь Андрей пробуждается "от жизни", Наташа пробуждается для жизни. Толстой пишет о чувстве "благоговейного умиления", которое охватило ее душу. Оно, оставшись навсегда, стало смысловой составляющей дальнейшего существования Наташи. В эпилоге автор изображает то, что, по его представлениям, есть истинное женское счастье. "Наташа вышла замуж раннею весною 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, которого она желала и теперь сама кормила". Уже ничего не напоминает в этой сильной, широкой матери прежнюю Наташу. Толстой нарекает ее "сильной, красивой и плодовитой самкой". Все мысли Наташи вокруг мужа и семьи. Да и мыслит она по-особенному, не умом, "а всем существом своим, т. е. плотью". Она словно часть природы, часть того естественного непостижимого процесса, в который вовлечены всю люди, земля, воздух, страны и народы. Не удивительно, что подобное состояние жизни не кажется примитивным или наивным ни героям, ни автору. Семья - обоюдное и добровольное рабство. "Наташа у себя в доме ставила себя на ногу рабы мужа". Она только любит и любима. И в этом для нее скрыто истинное положительное содержание жизни.
"Война и мир" - единственный роман Толстого, имеющий классический счастливый конец. То состояние, в котором он оставляет Николая Ростова, княжну Марью, Пьера Безухова и Наташу, - лучшее, что он мог придумать и дать им. Оно имеет основание в нравственной философии Толстого, в его своеобразных, но очень серьезных представлениях о роли и месте женщины в мире и обществе.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)