АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Скифское наследие

Читайте также:
  1. Будущее Макмэна и его наследие
  2. Ведь земля принадлежит Аллаху: Он дает ее в наследие, тому, кому пожелает
  3. Византийское наследие в русской религиозно-политической мысли XV-XVI вв.
  4. Глава 15: Наследие Клиффа
  5. Глава 21. Наследие.
  6. ДВОЙНОЕ НАСЛЕДИЕ РОЖДЕННОГО ИМЕНИТЫМ
  7. ДЕЛИТЕСЬ ЭТИМ: Как оставить после себя наследие
  8. И Господь наш Иисус Христос, в дни спасительной страсти, их оставил ученикам своим, как окончательные заповеди и наследие божественное, также и по воскресении.
  9. История международного права: периодизация. Вклад России и СССР в прогрессивное развитие международного права. Наследие РФ. Мартенса, В.Э. Грабара, Г.И. Тункина.
  10. Масонство — наследие путешественников во времени
  11. Н.А. Некрасов. Поэтическое наследие.
  12. НАСЛЕДИЕ ЛЮБВИ

Многочисленные скифские изделия были найдены на территории южной России, Украины и Казахстана.

Названия множества рек и областей Восточной Европы имеют скифо-сарматское происхождение.

Скифское наследие на Руси и в России чрезвычайно многообразно, особенно у населения южных регионов России.

[править] Народы Скифии

Среди «скифов» можно выделить три основные ветви:

[править] Европейские скифы

Европейские скифы были ираноязычными кочевниками, доминировавшими в Причерноморье до IV—III века до н. э. Значительные данные по европейским скифам содержатся в древнегреческих источниках, в особенности у Геродота. Зачастую под именем скифов понимаются именно европейские скифы.

Сами себя скифы, по свидетельствам Геродота, называют сколотами, а персы называли их саками.

[править] Саки

Основная статья: Саки

Саки — скифские племена, населявшие территорию современной Средней Азии. Азиатские народы, в особенности персы называли их «саки». Древнегреческие авторы называли саков «азиатскими скифами»[10]. Примечательно, что персы, наоборот, называли «заморскими саками» европейских скифов.

[править] Сарматы

Основная статья: Сарматы

Родственные скифам племена сарматов или савроматов первоначально обитали в Поволжье и приуральских степях. По версии Геродота, сарматы происходили от союза скифских юношей и амазонок[11]. Геродот же сообщает, что «савроматы говорят на скифском языке, но издревле искажённом»[12]. С IV в. до н. э. между сарматами и собственно скифами происходит несколько войн, в результате которых сарматы заняли главенствующее положение в Европейской Скифии, которая позднее в античных источниках называлась Сарматией.

От языка сарматов происходит единственная сохранившаяся форма скифо-сарматского языка — осетинский язык[1][2].

[править] Другие народы Скифии

Считается, что некоторые упоминаемые в античных источниках европейские скифские племена не были ираноязычными.

Так, невры считаются балтами, а не иранцами.

Тавры (древнейшее население Крыма) считаются родственными абхазо-адыгским народам Кавказа[ источник не указан 660 дней ].

[править] Культура

В науке усиливаются попытки проследить культурогенез народов Евразии со времен палеолита [13]. В частности, варианты обрядов захоронений, ряд символов и изображений, элементы звериного стиля (лошадка палеолитической Сунгири) и т. п. находят аналоги через 20 — 23 тыс. в культурах евразийских народов.

[править] Искусство

Среди художественных изделий, обнаруженных в погребениях скифов, наиболее интересны предметы, декорированные в зверином стиле: обкладки колчанов и ножен, рукоятки мечей, детали уздечного набора, бляшки (использовавшиеся для украшения конской сбруи, колчанов, панцирей, а также в качестве женских украшений), ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д.

Наряду с изображениями фигур животных (оленя, лося, козла, хищных птиц, фантастических животных и т. д.) на них встречаются сцены борьбы зверей (чаще всего орла или другого хищника, терзающего травоядное животное). Изображения выполнялись в невысоком рельефе при помощи ковки, чеканки, литья, тиснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, железа и бронзы. Восходящие к образам тотемных предков, в скифское время они представляли различных духов и играли роль магических амулетов; кроме того, они, возможно, символизировали силу, ловкость и храбрость воина.

Несомненный признак скифской принадлежности того или иного изделия — особый способ изображения животных, так называемый скифский звериный стиль [14]. Животные всегда изображаются в движении и сбоку, но с обращённой в сторону зрителя головой.

Особенностями скифского звериного стиля являются необычайная живость, характерность и динамика образов, замечательная приспособленность изображений к формам предметов. В искусстве скифов IV—III вв. до н. э. образы животных получали все более орнаментальную, линейно-плоскостную трактовку. Существовали и каменные, сильно схематизированные изваяния скифов-воинов, устанавливавшиеся на курганах. С V в. до н. э. греческие мастера изготовляли предметы декоративно-прикладного искусства для скифов, сообразуясь с их художественными вкусами. Известнейшие памятники искусства скифов, живших на территории Европейской части бывшего СССР (а также древнегреческих произведений), найдены в Келермесских курганахи курганах Карагодеуашх, Куль-Оба, Солоха, Чертомлык, Толстая Могила и др.; уникальные настенные росписи открыты в Неаполе Скифском.

[править] Мифология

Основная статья: Скифская мифология

Мифология скифов имеет многочисленные иранские и индоевропейские параллели, что в ряде работ по язычеству показали академик Б. А. Рыбаков и профессор Д. С. Раевский и развивают современные исследования.

Геродот отмечал, что в каждой области Скифии было святилище Ареса, которого на вершине огромных куч хвороста символизировал меч[15]. Геродот перечисляет названия следующих божеств[16]: Табити (Гестия в греческой мифологии), Папайос (Зевс), Апи (Гея), Ойтосир (Аполлон), Аргимпаса (Афродита Урания), Фагимасад (Посейдон); кроме того, он упоминает о Геракле и Аресе. Табити, божество семьи, домашнего очага, пользовалось особым уважением, считалась покровителем скифов. Поклясться очагом, домашним божеством начальника — величайшая клятва; ложная клятва этим божеством причиняла, по мнению скифов, болезнь начальнику. Изображением бога войны (Ареса, как его назвал Геродот по аналогии с греческой мифологией) был меч; раз в год ему приносили жертву — различных животных (в частности, лошадей) и пленных, из ста — одного.

В целом скифская мифология, с учетом находок археологов, сложна и многообразна, требует учета большого круга источников[17].

[править] Военное дело

Бой славян со скифами (В. М. Васнецов)

У скифов первыми среди народов континента конница стала действительно основным видом войск, численно преобладавшим над пехотой, а во время переднеазиатских походов — единственной силой.

Скифы первыми (насколько позволяют судить источники) в истории войн успешно применили стратегическое отступление с целью коренного изменения соотношения сил в свою пользу. Они первыми пошли на разделение войска на две взаимодействующие части с постановкой отдельных задач перед каждой из них. В военной практике они удачно применили способ ведения войны, удачно названной античными авторами «малой войной». Они продемонстрировали умелое ведение значительных по объёму кампаний на обширном театре военных действий, приведших к изгнанию измотанных войск противника (война с Дарием) или разгрома значительных масс противника (разгром Зопириона, битва при Фате).

Во втором веке до н. э. скифское военное искусство уже устарело. Скифам наносят поражения фракийцы, греки и македонцы.

Скифское военное ремесло получило два продолжения: у сарматов и парфян, с упором на тяжелую конницу, приспособленную к ближнему бою и действующую в сомкнутом строю, и у восточных кочевников: саков, тохаров, позднее — тюрков и монголов, с упором на дальний бой и связанное с изобретением принципиально новых конструкций луков.

[править] Легендарная история и хронология скифов

Хронологические указания, связанные с древнейшей историей скифов, встречаются у ряда античных авторов. Они не только оперируют привычными для примерных сведений круглыми числами, но нередко и противоречат друг другу, что делает их прямое сопоставление с археологическими данными неправомерным.

Первую схему предложил Геродот. Согласно ему, скифы — самый молодой народ [18]. От первого царя Таргитая до похода Дария прошла 1000 лет [19]. По его же данным, фараон Сесострис, якобы покоривший скифов [20], правил за два поколения до Троянской войны [21]. Посещение скифов Гераклом, от сына которого Скифа произошли скифские цари[22], Геродот излагает позже рассказа о Таргитае, а, по греческим представлениям, Геракл жил поколением ранее Троянской войны. Стало быть, появление скифов соответствует примерно XVI веку до н. э., а их война с египтянами и рождение Скифа, сына Геракла — XIII веку до н. э.

Как указывает подробно изучавший этот вопрос А. И. Иванчик, концепция, удревнявшая и идеализировавшая скифов, а также приписывавшая им победу над египтянами, восходит к историку IV века до н. э. Эфору [23]. Таким образом, в отличие от Геродота, скифы оказывались не самым молодым, а самым древним народом. Диалог египтян и скифов о древности приводит Юстин [24].

У Диодора отцом Скифа именуется уже Зевс, а не Геракл, что относит его рождение в более древнюю эпоху, потомками Скифа именуются Пал и Нап, разделившие между собой царство и покорившие ряд племен[25]. После этого Диодор помещает рассказ об амазонках.

В труде Юстина, сократившего сочинение Помпея Трога, содержатся следующие хронологические указания. После победы скифов над египтянами [26] на протяжении 1500 лет Азия платила дань скифам [27]. Затем ассирийцы правили Азией 1300 лет [28], а мидяне — 350 лет [29]. Таким образом, так как конец владычества мидян связывался с правлением персидского царя Кира (середина VI века до н. э.), то победа скифов, по Помпею Трогу, относится примерно к 3700 году до н. э.[30]

Также Юстин приводит рассказ о юношах царского рода Плине и Сколопите, их гибели и происхождении амазонок [31]. Эти события помещаются примерно за два поколения до Троянской войны, а поход скифского царевича Панасагора против Афин[32] — за одно поколение.

Христианский историк Оросий, в целом используя сочинение Юстина, принять его даты не мог, ибо они противоречили библейской датировке потопа [33] (примечательно, что в «Хронике Евсевия» сведения о древнейшей истории скифов вовсе отсутствуют). Достижение скифами господства в Европе и Азии Оросий отнес к периоду за 1500 лет до Нина, что попадает на 3553 г. до н. э. Орозий переставил последовательность войн. Победу ассирийского царя Нина над скифами он датирует за 1300 лет до основания Рима (2053 год до н. э.)[34], Весозис же воюет со скифами за 480 лет до основания Рима (1233 год до н. э.)[35]. Таким образом, у Орозия, как и у Геродота, эта война датируется незадолго перед Троянской, но итогом войны, как и у Юстина, названа победа скифов. Рассказ о Сколопите, Плине и амазонках у Орозия совпадает с Юстином[36].

Иордан, также рассказывая о победе готского короля Танаузиса над египетским фараоном Весозисом, помещает её незадолго до Троянской войны [37], упоминая также о происхождении амазонок, но имена Сколопита и Плина опускает[38].

[править] Известные скифы

[править] Мифические

см. также Скифия и Кавказ в древнегреческой мифологии#Скифия

  • Таргитай — сын Зевса, родоначальник скифов.
  • Колаксай — эпический царь скифов, родоначальник всех «сколотов» и главного племени паралатов («первейших»).
  • Арпоксай — один из трех эпических внуков Зевса, прародитель катиаров и траспиев.
  • Липоксай — один из трех эпических внуков Зевса, прародитель авхатов.
  • Агафирс — сын Геракла и полудевы-полузмеи, эпоним агафирсов.
  • Гелон — сын Геракла и полудевы-полузмеи, эпоним гелонов.
  • Скиф — сын Геракла и полудевы-полузмеи, царь всех скифов.
  • Прометей — царь скифов.
  • Линх — мифический царь скифов.[39]
  • Дардан — мифический царь скифов.
  • Агаэт (Агаст) — сын Аэта(Ээта) Колхидского, царь скифов и сарматов.
  • Кирка — дочь Аэта Колхидского, царица скифов и сарматов.
  • Пал — эпический царь скифов времен ранних завоеваний.
  • Нап — эпический царь скифов времен ранних завоеваний.
  • Сколопетий (Сколопит) — юноша царского рода, предводитель похода.
  • Плин — юноша царского рода, царь скифов Южного Причерноморья.
  • Сагил — царь скифов, современник похода амазонок на Афины.
  • Панасагор — скифский царевич, сын Сагила.
  • Танай (Танаузис) — царь скифов, воевавший с одним из фараонов. Существует несколько вариантов объяснения имени, упоминаемого у Юстина и Иордана. По одному из них, оно связано с названием Танаис, по другому — это просто рукописное искажение варианта Иандис, в свою очередь представляющего видоизменение геродотова Иданфирса (возможно, сделанное Эфором)[40].
  • Теродам (Феродамант) — мифический жестокий царь скифов.
  • Зарина — легендарная царица сарматов, родоначальница сарматских царей, правившая в легендарном городе Росканаке.

См. также

  • Сесострис (Везосис) — легендарный фараон, ходивший на Скифию.

Кроме того, со скифами иногда сопоставляли мифический северный народ гипербореев.

[править] Исторические

Династы (цари) скифов и представители династии, известные из ассирийских источников:

  • Ишпакай — скифский вождь до 675 г. до н. э., с которым воевал Асархаддон[41].
  • Партатуа — царь скифов около 675—650 гг. до н. э., упомянут в ассирийских текстах. Отождествляется с отцом Мадия Протофием, упомянутым Геродотом[42].

Династы (цари) скифов и представители династии, упоминаемые Геродотом:

  • Ариант — полулегендарный царь скифов, проводивший «перепись» [43].
  • Мадий — царь скифов во 2-й половине VII в. до н. э., сын Протофия, взымавший дань с Мидии на протяжении 28 лет.[44].
  • Спаргапиф — в списке Геродота первый правитель Причерноморской Скифии.(~580-е гг. до н. э.)
  • Лик — царь скифов, сын Спаргапифа, отец Гнура. Возможно, греческое имя Лик (греч. «волк») — перевод оригинального vṛka с тем же значением[45].
  • Гнур — царь скифов, сын Лика, отец Анахарсиса и Савлия.
  • Анахарсис — философ, сын царя Гнура, один из семи мудрецов. Хотя Геродот приводит его родословную, он часто рассматривается как полулегендарный персонаж.
  • Савлий (Кадуит, Кадуин, Кальвид — в некоторых источниках) — царь скифов в VI в до н. э., отец Иданфирса, брат и убийца Анахарсиса.
  • Иданфирс — царь скифов, воевавший с персидским царём Дарием около 514/512 года до н. э.
  • Таксакис — один из царей, современник Иданфирса, во время скифо-персидской войны возглавлял войско гелонов и будинов [46].
  • Скопасис — один из царей, современник Иданфирса, во время скифо-персидской войны командовал мобильным отрядом из скифов и савроматов.
  • Ариапиф — царь, отец Скила, Октамасада, Орика (первая пол. V в. до н. э.).
  • Опия — одна из жен Ариапифа, мать Орика.
  • Скил — царь скифов в V в. до н. э., сын Ариапифа и эллинки из Истрии.
  • Октамасад — царь скифов в V в. до н. э., сын Ариапифа и дочери фракийского царя Терея.
  • Орик — сын Ариапифа и Опии.

Династы (цари) скифов и представители династии, известные из других источников:

  • Марсагет — брат скифского царя (вероятно брат Иданфирса).
  • Аргот — имя, читаемое на «перстне Скила», возможно скифский династ, не упомянутый Геродотом. [47]
  • Эминак — известен по монетам Ольвии (1-я половина — 40-е IV века до н. э.).
  • Саммак - гипотетически представитель скифской династии на Боспоре, известный по монетам Нимфея, датируемых 409-405 гг. до н.э.[48]
  • Атей — царь скифов (до 358 - 339 г. до н. э.)
  • Агар — царь Скифии конца IV в. до н. э.

Династы (цари) и представители династии Скифского царства в Крыму (Тавроскифии)(~250г до н. э. — 250г н. э.):

  • Аргот, сын Ид[...]та — представитель правящей династии скифов Крыма, живший во II в. до н. э.
  • Скилур — царь скифов Крыма и во II в. до н. э.
  • Палак — сын и наследник Скилура.
  • Сенамотис — дочь царя Скилура и жена некоего боспорского аристократа Гераклида, известная из посвятительной надписи богине Дитагойе, сделанной от имени царя Боспора Перисада.
  • Савмак — скиф, возможно представитель династии царей Тавроскифии, возглавил мятеж против последнего Спартокида на Боспоре. Правил Боспорским царством около года (между 112 и 107 гг. до н. э.).
  • Ходарз — царь скифов Крыма в I веке, сын Омпсалака, возведён на престол боспорским царём Аспургом.[49]

Также:

  • Антир (так у Иордана: искаженное геродотово имя Иданфирс[50]) — царь готов (так у Иордана вместо скифов), возглавлявший царства Скифии в борьбе против Дария[51]. В родословных правителей Мекленбурга — предок древних вандальских, герульских и польских королей, современник и союзник Александра Макдонского.
  • Аргунт — царь скифов, упоминаемый применительно к событиям середины III века[52], когда собственно скифов возможно уже не существовало (по другим версиям готский вождь).

Скифское царство в Добрудже (Малая Скифия) (ок. 330 — 70 до н. э.). [53]

  • Канит — ок. 270 г. до н. э.
  • Харасп — II в. до н. э.
  • Акроса — II в. до н. э.
  • Танос — ок. 100.
  • Зариакс — I в. до н. э.
  • Элий — до 70 до н. э., ок. 70 до н. э. сарматское завоевание

[править] Скифы в античности

Скифы как основное племя Северного Причерноморья были известны в античности как кочевой скотоводческий народ, живший в кибитках, питавшийся молоком и мясом скота, имевший жестокие воинственные нравы, позволившие им снискать славу непобедимых. Скифы стали олицетворением варварства (или осуждающая, или идеализирующая модель отношения к варварам)[54].

[править] Скифы в средневековой традиции

Русские летописи подчеркивали, что народы Руси греками назывались «Великая Скифь».

В «Повести временных лет» скифы неоднократно упоминаются:

«Когда же славянский народ, как мы говорили, жил на Дунае, пришли от скифов, то есть от хазар, так называемые болгары, и сели по Дунаю, и были поселенцами на земле славян.»

«Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне; и греки называли их „Великая Скифь “.»

«Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки „Великая Скифь “.»

Русские летописи XVII века считали народы средневековой Руси продолжением народов Великой Скифии (см. «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске»).

[править] Литература

Основная статья: Список русскоязычных скифологов

Источники:

  • Латышев В. В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. — СПБ.: 1893—1906 Т. 1—2.
  • Геродот. История (скифские фрагменты) // Скифы: Хрестоматия. — М.: 1992. — С. 38—83.

Исследования:

  • Рыбаков Б. С. Геродотова Скифия. — М.: 1979.
  • Агбунов М. В. Путешествие в загадочную Скифию. — М.: 1989.
  • Скржинская М. В. Скифия глазами Эллинов. — СПб.: 1998.
  • Граков Б. Н. Скифы. — М.: 1971.
  • Черников С. С. Загадки золотого кургана. Где и когда зародилось скифское искусство. — М.: 1965.
  • Смирнов А. П. Скифы. — М.: 1966.
  • Хазанов А. М. Золото скифов. — М.: 1975.
  • Т. Кузнецова. Краткая история скифов // Скифы: Хрестоматия / Сост., введение, коммент. Т. М. Кузнецовой. — М.: 1992. — С. 3—14.
  • О.А. Гавриленко. Основні риси права скіфських ранньодержавних утворень // Часопис Київського університету права. – 2007. – № 1. — С. 17—22.

Фундаментальные академические монографии цикла «Археология СССР» (Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время. 1989; Степная полоса азиатской части СССР в скифо-сарматское время. 1992; Славяне и их соседи в конце I тысячелетия до н. э. — первой половины I тысячелетия н. э. 1993) на уровне науки конца XX века обосновали полиэтничный характер Скифии (в античном понимании термина).

Скифо-праславянские параллели добротно представлены в трудах В. И. Абаева [55]; Ж. Ж. Варбот, Т. В. Гамкрелидзе, Вяч. Вс. Иванова, В. И. Георгиева, А. В. Десницкой, В. А. Дыбо, А. А. Зализняка, В. М. Иллич-Свитыча, Г. А. Климова, В. В. Мартынова [56], В. Н. Топорова, О. Н. Трубачева [57], В. Н. Чекмана и ряда зарубежных лингвистов.

Добротен свод лингвистических исследований на начало XXI века: Д. И. Эдельман Иранские и славянские языки: Исторические отношения (Вост. лит., РАН, М., 2002; Интернет / http://www.kroraina.com/edel_is/index.html)

Ряд авторов, начиная с Ж. Дюмезиля, изучали скифо-осетинские параллели.

Общий обзор в книге: История Древнего Востока. От ранних государственных образований до древних империй. М., Вост. лит. 2004. С.537-578 (глава 9. Степи Евразии и Древний Ближний Восток в киммерийско-скифскую эпоху, авторы М. Н. Погребова и Д. С. Раевский)

Популярные:

  • Гуляев, В. И. Скифы, Расцвет и падение великого царства. М., Алетейа, 2005, 400 с.

[править] Примечания

↑ Показывать компактно

↑ Показывать компактно

  1. 1 2 3 БСЭ
  2. 1 2 Энциклопедия «Кругосвет»
  3. Harmatta, J. (1996), "Scythians", History of Humanity Volume III: From Seventh Century B.C. to the Seventh Century A.D, Routledge for UNESCO, p. 182
  4. http://ameshavkin.narod.ru/litved/grammar/ling/scythai.htm
  5. История Древнего Востока. М., 2004. С.545
  6. Геродот. История IV 11
  7. История Древнего Востока. М., 2004. С.546
  8. Геродот. История IV 17
  9. Юстин. Эпитома Помпея Трога
  10. Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. Вестник древней истории. 1947—1949; указатель 1950 г.: саки, массагеты: сопоставление версий. Аналоги в Интернете.; Сосанов Кошали История Казахстана. Справочное пособие, Алматы: «Ол-Жас Баспасы», 2007. — 112 с ISBN 9965-651-56-6
  11. Геродот. История IV 110—116
  12. Геродот. История IV 117
  13. Этнокультурное взаимодействие в Евразии. Программа РАН. Разделы и публикации [1]
  14. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
  15. Геродот. История IV 62
  16. Геродот. История IV 59
  17. Памятники предскифского и скифского времени на юге Восточной Европы // Материалы и исследования по археологии России, № 1 / Под ред. Р. М. Мунчаева, В. С. Ольховского. М., 1997; и др.)
  18. Геродот. История IV 5
  19. Геродот. История IV 7
  20. Геродот. История II 103, 110
  21. после Сесостриса правил Ферон, а после Ферона — Протей, при котором Александр и Елена прибыли в Египет (Геродот. История II 111—116)
  22. Геродот. История IV 8-10
  23. Иванчик А. И. Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII—VII вв. до н. э. в античной литературной традиции. М.-Берлин, 2005, особенно с. 213, 219
  24. Юстин. Эпитома Помпея Трога II 1, 5-21
  25. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека II 43, 3-6
  26. Юстин. Эпитома Помпея Трога II 3, 8-14
  27. Юстин. Эпитома Помпея Трога II 3, 17
  28. Юстин. Эпитома Помпея Трога I 2, 13
  29. Юстин. Эпитома Помпея Трога I 6, 16
  30. комплексное развитие версии с учетом многих факторов: http://www.proza.ru/avtor/zolinpm&book=15#15; http://www.proza.ru/avtor/zolinpm&book=10#10; http://www.proza.ru/avtor/zolinpm&book=8#8; работы Г. В. Вернадского, Б. А. Рыбакова, Н. И. Васильевой и других авторов
  31. Юстин. Эпитома Помпея Трога II 4, 1-16
  32. Юстин. Эпитома Помпея Трога II 4, 28
  33. Иванчик А. И. Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII—VII вв. до н. э. в античной литературной традиции. М.-Берлин, 2005. С.208-209
  34. Орозий. История против язычников I 4, 2
  35. Орозий. История против язычников I 14, 1-4
  36. Орозий. История против язычников I 15, 1
  37. Иордан. Гетика 44, 47-48; о датировках см. комм. Е. Ч. Скржинской в кн. Иордан. Гетика. СПб, 2001. С.373-374
  38. Иордан. Гетика 49-52
  39. Мифы Древней Греции. Триптолем и Диметра.
  40. Иванчик А. И. Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII—VII вв. до н. э. в античной литературной традиции. М.-Берлин, 2005. С.209
  41. История Древнего Востока. Кн.2. М., 2004. С.548
  42. Геродот. История I 103; История Древнего Востока. Кн.2. М., 2004. С.554
  43. Геродот. История I 81
  44. Геродот. История I 103
  45. Иванчик А. И. К вопросу о скифском языке. // ВДИ. 2009. № 2. С.72
  46. Геродот. История IV 120
  47. Виноградов Ю. Г. Перстень царя Скила. Политическая и династийная история скифов первой половины V в. до н. э.- СА.- 1980.- № 3.
  48. Мельников О.H. Нимфей, скифский вождь Саммак и "измена Гилона" // МАИЭТ. 2001. VIII. С. 410-435.
  49. Ю. А. Виноградов. Там закололся Митридат.
  50. см. Иордан. Гетика. СПб, 2001. С.233
  51. Иордан. Гетика 63
  52. Юлий Капитолин. Трое Гордианов. XXXI,1.
  53. Т. В. Блаватская, Греки и скифы в Западном Причерноморье, ВДИ, 1948, № 1.
  54. Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под ред. Е. Л. Мельниковой. М., 2000. С.58.
  55. начиная с: Опыт этимологии славянского М ДЬ. — Езиковедски изследования в чест на акад. Ст. Младенов. София, 1957;переиздано в: Абаев В. И. Избранные труды. Т. П. Общее и сравнительное языкознание. Владикавказ, 1995
  56. в частности: Балто-славяно-иранские языковые отношения и глоттогенез славян. — Балто-славянские исследования. 1980. М., 1981
  57. начиная с: Из славяно-иранских лексических отношений. — Этимология. 1965. М., 1967

[править] См. также

  • Гаплогруппа G (Y-ДНК)
  • киммерийцы (гомеры)
  • аскузы (ашкузы)
  • рифеи (Рифат)
  • гипербореи
  • бореи (Борей)
  • булгары
  • Народы античной Скифии: боруски, агафирсы, гелоны, невры (нервии), аримаспы, фиссагеты, иирки, будины, меланхлены, геты, авхаты (липоксаи), катиары (арпоксаи), траспии (арпоксаи), паралаты (колоксаи, сколоты), исседоны, сарматы, меоты, синды, тавры, аргиппеи, андрофаги, саки (племена), массагеты.

 


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)