АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие «социальное развитие». Концепции эволюционного и революционного развития общества

Читайте также:
  1. I. Понятие о синонимии
  2. I. Понятие распределительной (сбытовой) логистики
  3. II. Лесопромышленный комплекс РФ: современное состояние, перспективы развития.
  4. II. Понятие о семе и семеме.
  5. IV. Профсоюзы Франции: возникновение и особенности развития (XIX-начало XX вв.)
  6. А) значение речи для психического развития и причины речевых дефектов.
  7. Административное наказание: понятие, виды
  8. Административное правонарушение: понятие, состав
  9. Акмеологический подход в исследовании развития профессионала
  10. АКМЕОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
  11. Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды.
  12. Акции и облигации: понятие и виды.

Социальное развитие - совокупность экономических, социальных, политических, духовных процессов, развертывающихся в обществе. Оно отражает необратимое, направленное, закономерное изменение социальных явлений или процессов, в результате которого они переходят в новое качественное состояние (изменяется их состав или структура).

Следует подчеркнуть, что только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений: обратимость изменений характеризует процессы функционирования (циклические воспроизведения постоянной системы функций); отсутствие закономерностей характерно для случайных процессов катастрофического типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и поэтому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии.

Все общества находятся в постоянном развитии, в процессе изменений и перехода из одного состояния в другое. При этом социологи выделяют основные формы движения общества и модернизацию. Рассмотрим суть прогрессивного и регрессивного направлений.

Концепция эволюционного развития (иногда - цивилизационного подхода) общества определяет смену социально-экономических систем доиндустриального общества, индустриального общества и постиндустриального общества (Р. Арон, Д. Белл и др.). Границами общественных систем являются социально-технологические революции: неолитическая революция 4-6 тыс. лет до н.э. создала предпосылки для развития доиндустриальных обществ, промышленная революция XVIII-XIX вв. отделяет индустриальное общество от доиндустриального, а научно-техническая революция в XX в. определяет переход от индустриального общества к постиндустриальному обществу.
В концепции эволюционного развития изначально рассматривались теории (концепции) индустриального общества и постиндустриального общества, потом еще и теория «стадий экономического роста» Ростоу, давшей второе дыхание теории единого индустриального общества. Хотя Ростоу определил всего лишь следующий путь развития общества: стадия традиционного общества, стадия созревания, стадия сдвига, стадия движения общества к зрелости и стадия массового потребления.
Наряду с понятием «цивилизация» сторонники концепции эволюционного развития широко используют понятия «современное общество» (переходная ступень от индустриального к постиндустриальному строю) и «культурно-исторические типы» (исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои, характерные только для них, особенности культурного и социального развития).
Для концепции эволюционного развития существенна аморфность критериев выделения типов цивилизации и нет четкого определения различия индустриального и постиндустриального общества. Так, например, Д. Белл противопоставил индустриальное общество, как «экономику товаров», постиндустриальному обществу, как «экономике информации», но не доказал и даже не определил принципиального отличия товара индустриального общества от продукта постиндустриального общества. Утверждения о том, что информация – это особый продукт, например, потому, что, будучи проданным, она остается у своего производителя, не отвечают на главный вопрос. Он состоит в том, что, если производство знаний есть разновидность труда, то говорится об одном обществе. Иными словами, можно говорить только о видах труда и о развитии капиталистического общества. В противном случае необходимо доказательство того, что знание или информация не есть товар как таковой, иначе «информация» есть только разновидность товара, что, следовательно, вызывает существенные вопросы относительно концепции постиндустриального общества как в целом – как принципиально отличного от индустриального, – так и в частности – относительно отдельных положений рассуждений, основанных на цивилизационном подходе, в т.ч. и самого Д. Белла.

Социальные изменения могут осуществляться двумя путями: первый, эволюционный путь, предполагает, что изменения являются результатом естественного, поступательного развития общества; второй, революционный путь подразумевает радикальное переустройство общественного порядка, совершаемое по воле социальных субъектов. В классической социологии вплоть до начала XX века эволюционная и революционная концепция развития общества основывались на признании объективности социального знания, что соответствовало общенаучной парадигме XVIII–XIX вв., согласно которой научное знание опирается на объективную реальность. Разница заключалась в том, что мыслители – приверженцы эволюционизма полагали, что объективное знание о природе социальной действительности помогает разумно ориентироваться в социальных действиях и что не следует насиловать общественную природу, а сторонники революционных изменений, наоборот, исходили из необходимости переустройства мира в согласии с его внутренними закономерностями.

Эволюционный подход берет начало в исследованиях Чарлза Дарвина. Основной проблемой эволюционизма в социологии стало выявление определяющего фактора социальных изменений. Огюст Конт считал таким фактором прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к форме позитивной обусловливает переход от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, что осуществляется благодаря человеческому разуму.

Герберт Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных изменений в усложнении структуры общества, усилении его дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития. Социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, к росту свободы индивидов, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.

Первым актом социальной революции является завоевание политической власти. На основе инструментов власти победивший класс осуществляет преобразования во всех других сферах общественной жизни и таким образом создаются предпосылки для формирования новой системы социально-экономических и духовных отношений. С точки зрения марксизма, великая и стратегическая роль революций состоит в том, что они устраняют преграды с пути общественного развития, служат мощным стимулом для всего общественного развития. К. Маркс называл революции «локомотивами истории».


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)