АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЗДЕСЬ: Жизнь и Творчество Катулла. И Любовные элегии (о Лесбии самой популярной и еще паре известных)

Читайте также:
  1. I. Жизнь
  2. II. Жизнь высокая и низменная, или рвение и рутина
  3. VII. Жизнь благородная и жизнь пошлая, или энергия и косность.
  4. VII. Жизнь высокая и низменная, или рвение и рутина
  5. Vitam regit fortuna, non sapientia - Жизнью управляет судьба, не мудрость
  6. XV. Мы подходим к самой проблеме.
  7. А жизнь есть Бог.
  8. А учебники как-то изменили их жизнь?
  9. Автор статьи и подобрала потешки Наталья Самойлова, психолог
  10. Александрийская поэзия, ее особенности и жанры. Творчество Каллимаха, буколики Феокрита. Эпос Аполлония Родосского.
  11. АРКАН СУДЬБЫ – ЭНЕРГИЯ «СЛУЖЕНИЯ» и «ИНОГО ВЗГЛЯДА НА ЖИЗНЬ», «ИНОГО ВИДЕНИЯ»
  12. Баланс между работой и личной жизнью

«Поэты-неотерики», или «новые поэты», как насмешливо называл их Цицерон, образовали кружок римских поэтов, куда входили представители молодой аристократии. Они культивировали преимущественно малые литературные формы (эпиграмму, элегию) сознательно противопоставив их эпосу и драме. Образцом для поэтов-неотериков служила греческая поэзия, главным образом александрийская поэзия из круга Каллимаха. Стихи неотериков отличались «ученостью» и совершенством формы. Значение неотериков состоит в том, что они первыми из римлян утвердили подход к литературе как к искусству, нашли поэтическую форму для выражения любовных переживаний и установили высокие критерии в поэзии.

Катулл родился в зажиточной семье. Его отец был тесно связан с аристократами Рима, дружил с Цицероном. Он хотел дать своему сыну хорошее образование, поэтому отослал его из Вероны учиться в Рим. В столице юноша сошелся с кружком поэтов-неотериков. Умер Катулл совсем молодым, в возрасте тридцати лет. Его творчество насчитывает 116 стихов. Половину из них представляют стихи бранные, вторая половина — это стихи о любви и дружбе, ученая поэзия и разные раздумья на личные темы. В стихах, посвященных Лесбии (псевдоним любимой Катулла — Клодии), раскрыта история любви римского юноши. Здесь впервые в римской литературе прослеживаются все этапы любви человека, счастливые и горькие. Сначала идут радостные дни первого свидания, потом неуверенные подозрения в неверности, ревность, ссора, временное примирение и окончательный разрыв с любимой. В стихах Катулла живет поэзия духовных взлетов и падений человека.

Всего два глагола определяют суть его любви — «жить» и «любить». Но, описывая общечеловеческое чувство, Катулл возникает не как стихийный поэт, а как человек, который тщательно проверяет свои чувства умом. И там, где вот-вот может появиться непристойность, поэт ловко прячет ее за своей кажущейся ученостью. Даже в скорби из-за разлуки с любимой поэт понимает, что он не в состоянии окончательно разлюбить Лесбию. И хотя он неспособен уважать ее, как раньше, какой безупречной не была бы ее красота, Катулл умоляет богов, чтобы Лесбия снова полюбила его, хотя чудесно понимает, что это невозможно.Любовь поэта очевидно выше любви желанной им подруги. Преисполненные страсти и выразительности, стихи Катулла о красивой, но легкомысленной замужней сестры народного трибуна Клодия, были, конечно, новым явлением для римской литературы того времени. Значительное место в поэзии Катулла занимают также стихи о дружбе. Дружба чрезвычайно высоко ценилась среди римских добродетелей как основа нравственности. Катулл восхваляет своих друзей и их поступки. Поэт не может жить изолированно, но радость общения он усматривает не в деятельности в пользу общества и государства, как это прививалось гражданам римского общества, а в близком общении с друзьями во время досуга, который предоставлял самой дружбе не общественный, а сугубо личный характер. Во время личных встреч возникают новые моральные ценности для римлян — «всечеловечность», «столичность». Друг должен всегда быть надежным единомышленником, способным утешить в личном горе.

Среди таких друзей можно не стыдясь раскрыть свою душу, свободно поделиться интимными деталями, не опасаясь, что тебя могут неправильно понять и осудить. Вот почему лирический герой Катулла постоянно просит своих друзей детально рассказывать ему об их личной жизни. Представление о дружбе в лирике Катулла во многом самобытное, но вместе с тем оно связано с литературными традициями Цицерона, Плавта и Теренция. Катулл, строя свой идеал дружбы по модели, предложенной Цицероном, переориентировал человека из общественного на индивидуальное, из государственного на личное и интимное. Из-за этого понятие дружбы у Катулла коренным образом изменилось по внутреннему содержанию, сохраняя общий цицероновский идеал дружбы, и приобрело черты творческой самостоятельности и самобытности. Злободневные тревоги поэта нашли свое яркое воплощение в донимающих ямбах, направленных против Цезаря и его сторонников, в частности против бездарного офицера Мамурри. Цезарь сам сознавался, что в стихах Катулла о Мамурре поэт «обозначил его пожизненным тавром». Когда Цезарь предложил поэту примириться, Катулл с присущей ему откровенностью ответил: «Менее за все, о Цезарь, стремлюсь тебе я к сердцу припасть». Тем не менее, назвать личные инвективы Катулла против Цезаря и Мамурра политическими стихами тяжело, поскольку политическая тема в них все-таки находится на второстепенном месте: ведь Катулл как поэт-неотерик был далеким от вмешательства в государственную и политическую жизни Древнего Рима.

Но как человек Катулл конечно, не мог согласиться с тем, что протекцией пользуются бездари и ничтожества на манер Мамурра. Катулл ясно видит, что покровители и их сторонники одинаковые: «Мамурра и Цезарь — мерзавцы, друг друга достойные, с одними девками гуляют», «Мамурра — мот и развратник, а Цезарь и Помпей ему дают поблажку». И все-таки не Цезарь и Помпей - главные виновники его критики; аморальный любовник, «кот Мамурра» — главный герой бранных стихов. Карьерист Мамурра из города Формий так разбогател, что одним из первых в Риме облицевал свой дом мрамором и украсил мраморными колонами.

И Катулла, конечно, глубоко приводило в негодование то обстоятельство, что проныра Мамурра тоже «лез на Парнас». Бранные стихи Катулла отличаются набором обозленных и нередко грубых выражений, не всегда оправданных, но всегда страстных и глубоко личных, как и вся поэзия самого Катулла. Чувствительность, острота и непримиримость полемического нажима неразрывно связаны в произведениях Катулла с художественной формой эллинистического искусства. Лирические стихи и ямбы Катулла небольшие по объему. Более развесистые его стихи в жанре эпилия (эпилий — «небольшая поэма»). Это так называемые «эллинистические стихи», наследование александрийских поэтов — небольшой эпос в честь свадьбы Пелея и Фетиды, а также эпилий, являющийся переводом стиха Каллимаха из сборника «Причины».

В этих произведениях поэт в полной мере ощутил себя поэтом-неотериком и активно использовал приемы александрийской поэзии — ученые сравнения, географические названия, непривычный ритм и размеры стихов (галиямбы), сведение сюжетного центра в конец стиха и т.п. Ориентация поэта на сложные александрийские формы не выглядит искусственной в поэзии Катулла. В античные времена Катулл был очень популярный. В Средние века его поэзия сохранилась на его родине, в Вероне. В эпоху Возрождения Катулла ценил Петрарка. На стихи Катулла в значительной мере ориентировались поэты французской «Плеяды». В Германии поэзия Катулла имела определенное влияние на Г.Э. Лессинґа и прозу Э. Мерике. Значительное влияние Катулл оказал на поэта польского Возрождения Яна Кохановского. Произведения Катулла были популярны в Украине в XVI- XVIII ст., их цитировали авторы давних украинских поэтик. Одним из наиболее внимательных читателей и ценителей поэзии Катулла был Ф. Прокопович. Перепевы отдельных стихов Катулла осуществил И. Франко. Ряд поэзий Катулла перевели Зеров, Ю. Кузьма, М. Борецкий, А. Содомора и др.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)