АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Культура, образование, наука, в период тоталитаризма

Читайте также:
  1. I. По длине периода
  2. II. Изменения, произошедшие в списке аффилированных лиц, за период
  3. III. Периодика
  4. V. Организация медицинского наблюдения в межкомиссионный период
  5. XVIII-XX вв. - период абсолютной монархии.
  6. а также их супругов и несовершеннолетних детей за период с 1 января по 31 декабря 2012 года
  7. А54. В период рецессии объем продаж потребительских товаров длительного пользования сокращается.
  8. Адаптация персонала, ее виды. Необходимость сокращения периода адаптации.
  9. Анализ ликвидности и оценка платежеспособности ООО « » за период 2003-2005гг.
  10. Анализ периодичности кометы Галлея
  11. Анализ рентабельности ООО « » за период 2003-2005гг.
  12. Англия в саксонский период

На грани 20-30-х годов ситуация в украинской культуре в корне изменилась. Стимулируемые нэпом, процессы в экономике, общественной жизни и культуре уже из второй половины 20-х годов стали выходить из-под контроля парткерівництва. Потому власть стремилась к унификации культурного разнообразия, которое бурлило в 20-х годах, отбирая себе в союзники те творческие объединения, союзы и группы, внутренне организационная жизнь которых строилась преимущественно на административных принципах, а творческое - на идеологических и вульгарно социологических. Фактически власть делала выбор между неординарностью и талантом и серостью в сторону последней.Показательная в этом отношении литературная дискуссия 1925-1928 гг., в ходе которой затрагивались вопросы культурного строительства в Украине, в частности о месте интеллигенции в культурном процессе, пути перестройки национальной культуры при социализме, взаимоотношения украинской и российской культур и тому подобное. В центре дискуссии очутилась найнеординарніша фигура в литературе - личность Г. Волнового. Он был одним из немногих, кто не побоялся честно отображать историческую правду, с въедливой иронией и сарказмом разоблачал изъяны нового общества. Беспокойство писателя о повышении уровня художественного мастерства советской литературы, выступлении против "красной халтуры" и особенно его полемичный призыв "Прочь от Москвы" с ориентацией на "психологическую Европу", который в сущности задевал лишь проблему повышения украинской культурности, лишения провинциальности, были всячески перекручены и инкриминируемые Волновому как буржуазный национализм. Свои мнения он отстаивал в блестящих полемичных статьях "Мысли против течения", "Камо грядеші?" (Куда идешь?), в опубликованном гострокритичному романе "Вальдшнепы" (1926).Тоталітарне общество, чувствуя свою уязвимость перед словом правды, конфисковало вторую часть "Вальдшнепов", напечатанную в шестом номере журнала "ВАПЛІТЕ" за 1927 г., запретило и памфлет "Украина или Малороссия?", какой стал известным лишь в 1990 г. Удушающая атмосфера, созданная вокруг Г. Волнового, в конечном итоге привела к его излому - он пробовал идти на компромиссы, думать и действовать как все, но сила таланта и личности делали невозможным пристосуванство как способ существования. Выстрел 13 мая в 1933 г. оборвал жизнь Г. Волнового, став трагической точкой в истории украинского культурного возрождения XX в.Направляя остроту удара в первую очередь против выдающихся деятелей интеллигенции, тоталитарная власть прекрасно осознавала, что именно этот слой является самой влиятельной силой, способной оказывать духовное сопротивление, подносить свой голос на защиту народа, привлекать внимание мировой общественности. Истребление украинской духовной элиты в 30-х годах известно как украинское расстрелянное возрождение. К нему принадлежат не только те деятели, которые были физически уничтожены, расстрелянные, замученные, умерли в тюрьмах и лагерях Гулагу, но и значительная часть тех, кто, испытав репрессии и притеснения, на длительное время прекратили творческий труд. Первой целеустремленной репрессивной акцией против украинской интеллигенции был сфабрикован властью процесс Союза освобождения Украины (СВУ). Карательные органы арестовали выдающихся ученых ВУАН: вице-президента С. Ефремова, академика Г. Слабченко, историка И. Гермайзе, педагога В. Дурдукивского, политического деятеля, главы первого правительства Директории В. Чехивского, писательницу Л. Старицьку-Черняхівську и др. Все было обвинено 45 украинских деятелей. О той ядоносной атмосфере, которая создавалась в обществе, в канун ареста писал в своих дневниках С. Ефремов. 5 декабря в 1928 г. он записал, перефразируя слова Т. Шевченко: "Все запугано, придушенное и даже не благоденствует". Несокрушимая позиция, которую занял на процессе С. Ефремов, в конечном итоге привела его к гибели. В 1930-х годах настоящее опустошение осуществляется тоталитаризмом в украинской науке. В 1934-1935 гг. были осуждены ведущие специалисты в отрасли литературы академик В.М. Перетц, член-корреспондент Є.С. Шаблиовский. В 1936-1937 гг. погибли в лагерях геолог академик ВУАН, ее вице-президент Н.І. Свитальский, генетик академик I.I. Агол, математик академик М.П. Кравчук, философ академик С.Ю. Семковский. В 1931 г. вынужденный был прекратить работу в Киеве Г. Грушевский. Его арестовали, обвинив в деле "Украинского национального центра". В украинской науке затормозился или и совсем прекратилось развитие ряда отраслей - статистики, этнографии, демографии, краеведения. Чисткам было подданное коллективы многих научных и академических учреждений. В литературе удар направляется против творческих объединений, которые отстаивали относительную свободу творчества, - ВАПЛІТЕ и неоклассиков. В грудных в 1934 г. было арестовано и расстреляно Г. Косынку, Д. Фалькивского, О. Влизька, К. Буревала. Жертвами репрессий стал Г. Кулеш, О. Предрассветный, О. Вишня, В. Подмогильный, Г. Зеров, П. Филипович, Г. Драй-хмара, О. Слисаренко, Г. Семенко, В. Полищук. По подсчетам историков, в Украине было репрессировано около 500 литераторов, с каких почти 150 погибло. В Соловецкому лагере погиб выдающийся реформатор украинского театра Л. Курбас. В 1936 г. был расстрелян профессор Киевского художественного института М. Бойчук и свои ученики - І. Падалка и В. Седляр. Тоталитарный геноцид не уничтожил украинской культуры, но резко затормозил ее развитие, обезобразил культурный образ нации на долгие годы. Из середины 30-х годов в культуре господствуют унификация и централизация, творческие союзы художников подчиняются центру, берут на вооружение в своем творчестве единственный метод социалистического реализма. В творчестве талантливых писателей, которым удалось уцелеть в период репрессий, растут застойные явления.К официальному оптимизму склонялось творчество П. Тычины, В. Сосюри, Г. Рильского, М. Бажана и других поэтов, которые канонизировали в поэзии образ "отца народов", "человека в звездоносном Кремле". Ведущими стали темы борьбы за мир, трудового подвига на заводах и колхозных ланах. С 30-х годов культура в целом приобрела идеологические черты. Проблемы национальной культуры, переместившись на второй план, оказывались по большей части в нейтральных художественных сферах - музыке, оперном искусстве, балете, фольклоризме, этнографии. Даже в архитектуре национальные художественные мотивы почти не использовались к середине 50-х годов. Целеустремленно уничтожались в 30-х годах достопримечательности национальной истории и архитектуры. Только в Киеве уничтожен Михайловский золотоверхий монастырь (XII в.), церковь Богородицы Пирогощи на подоле, воспетая в "Слове о полку Игоревим", один из лучших образцов украинского барокко - Микильский военный собор (XVII в.), памятник княгине Ольге и другие. Вместо этого устанавливались памятники революционным вождям, расчищались площади для массовых демонстраций, возводилась типичная архитектура.Невзирая на все притеснения тоталитарного режима украинская культура постоянно обнаруживала свою способность к возобновлению. Сталинизму так и не удалось сделать ее послушными орудиями своей политики.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)