АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Казачество, духовенство, образование – главные субъекты утверждения национальных начал в культуре

Читайте также:
  1. For имя переменной цикла from начальное значение переменной цикла by шаг приращения значения переменной цикла to конечное значение переменной цикла
  2. I. МЫСЛИ О ГРАДОНАЧАЛЬНИЧЕСКОМ ЕДИНОМЫСЛИИ, А ТАКЖЕ О ГРАДОНАЧАЛЬНИЧЕСКОМ ЕДИНОВЛАСТИИ И О ПРОЧЕМ
  3. I. Начало монашества
  4. I. Прочитайте следующие утверждения и укажите, какие из них верны, а какие — ошибочны.
  5. I. Самообразование.
  6. I. Тариф «начальный».
  7. II. Время начала и окончания работы
  8. II. О БЛАГОВИДНОЙ ВСЕХ ГРАДОНАЧАЛЬНИКОВ НАРУЖНОСТИ
  9. II. Образование и употребление грамматических форм
  10. II. Первоначальная подготовка
  11. IV. Алгоритм действий командира (начальника) при увольнении военнослужащего в связи с невыполнением им условий контракта
  12. IV. Профсоюзы Франции: возникновение и особенности развития (XIX-начало XX вв.)

Культура Украины в условиях иноземный гнёт оказал негативное влия ние польско-литовсой экспансии на развитие культуры. Однако, несмотря на это, в XIV-XVI веках наблюдалась консолидация украинского народа, и происходил процесс дальнейшего развития его культуры. Очень медленно развивалось образование. Школы если и существовали, то в основном, при епископских кафедрах, что в таких условиях школьное образование имело преимущественно церковный характер. Только во второй половине XVI века в Украине начали появляться учебные заведения с расширенной программой, например, знаменитая Острожская школа на Волыни. Её основатель - князь К.Острожский, потомок древнего украинского православного рода, был убеждённым патриотом и стремился к возрождению и развитию национальной культуры и образования. Он и его единомышленники сделали большой вклад в воспитание сознательных защитников национальных интересов Украины в условиях наступления католицизма и унии. Именно Острожская школа положила начало новому этапу в развитии школьного образования в Украине. В школе преподавались славянский, греческий и латинский языки и, так называемые, "семь вольных наук"- грамматика, риторика, диалектика, арифметика, география, астрономия, музыка. Школьной програмой предусматривалось начальное и среднее образование с элементами высшего. Неоценимый вклад в развитие образования и культуры внесли братские школы. Первая такая школа возникла в 1585 году при львовском братстве. Позже братские школы появились в Галиции, Холмщине, Волыни, Полесье, Подолье. Братские школы были народными, отличались от других, существующих тогда школ, своим демократизмом. В таких школах учились дети всех сословий, даже сироты. Учебные программы братских школ воспитывали патриотизм, уважение к родному языку, культуре, православной церкви. В начале XVII века наиболее известной была Киевская братская школа, которую опекало Запорожское войско и гетман П.Сагайдачный. В 1632 году Киевская братская школа объединилась со школой, которая работала при Пе-черской лавре. Новое учебное заведение получило название - Киево-Могилянский коллегиум (киевский метрополит Петр Могила был инициатором объединения школ). Учебная программа и уровень преподавания в коллегиуме приближала его к уровню западноевропейских университетов и академий. Коллегиум имел два филиала: в Виннице и в Кременце. Усиление феодального и национально-религиозного гнета со стороны Польши вызывало протест со стороны местного украинского населения и способствовало пробуждению его национального самосознания. Синонимом национальной культуры и национального самосознания в те времена была православная церковь, которая поддерживала создание школ, подготовку и издание литературных (преимущественно церковного содержания) произведений. Монастыри, как и раньше, были центрами летописания. Со второй половины XVI века в Украине появляются первые типографии, начинают печатать книги. В 1573 году известный российский первопечатник Иван Федоров организовал типографию во Львове и напечатал свои знаменитые "Апостол" и "Букварь". Они были первыми книгами, напечатанными в Украине.

В конце XVI века типографии действовали в Киеве, Чернигове, Луцке, Новгород-Сиверском, Рогатине и т.д. Самой крупной была типография Кие-во-Печерской лавры. Книгопечатание способствовало распространению образования, укрепляло языковую общность украинского народа. Важную роль в процессе формирования и развития национальной культуры играло устное народное творчество. В многочисленных песнях и думах, под акомпонимент кобзы или бандуры, украинский народ воспевал героические подвиги казачества в борьбе с иноземными захватчиками. В народном творчестве существовала также лирическая и социально-бытовая тематика. История украинского народа, полная войн и борьбы, отражена в письменном творчестве. Как вы уже знаете, начало письменному творчеству было положено во времена Киевского государства. Это летописи, церковные и художественные сочинения. В казацкой Украине тоже создавались такие письменные памятники. Например, была сложена Киевская летопись, в которой рассказывалось, в частности, об истории казачества. В Киева была напечатана книга под названием "Синопсис" (в переводе с греческого означает " обзор"). "Синопсис" фактически стал первым учебником по истории Украины. Автор этой книги неизвестен. Ученый-историк Самуил Величко написал исторические труды о событиях в Украине в период от гетмана Хмельницкого до гетмана Мазепы. Появились и новые по содержанию произведения - полемические. Наиболее известные из них написаны, в частности, Герасимом Смотрицким, Иваном Вишенским, которые в своих сочинениях защищали украинскую православную церковь, право украинского народа на свою культуру, самостоятельную, свободную жизнь. Казацкая эпоха богата поэзией. Один из первых украинских поэтов - Павло Русин (16 век) писал на латинском языке, как и большинство европейских поэтов того времени. В своих стихотворениях Русин воспевал человеческие добродетели, добрые взаимоотношения между людьми. Поэт Себастиан Кленович в поэме "Роксолания", написанной также по латыни, прославлял сильный, мужественный и трудолюбивый украинский народ. Подвиги казаков и гетманов воспевали в своих стихотворениях поэты Касиян Сакович, Лазарь Баранович, Даниил Братковский и другие. Например, Касиян Сакович, возглавлявший Киевскую братскую школу, написал "Стихотворение на горестное погребение шляхетного рыцаря Петра Конашевича-Сагайдачного":

Во второй половине XVI века в Украине появился театр. Центром театральной жизни были ярмарки, которые устраивались в городах и сёлах Украины. Бродячие актёры развлекали публику, ставя юмористические одноактные сценки, комедии, а иногда и целые драмы. Популярностью пользовались кукольные и школьные театры. Таким образом, в тот период начали закладываться основы будущего украинского драматического театра.

Неотъемлемой частью украинской национальной культуры была музыка. Музыкально-теоретические дисциплины изучались в братских школах уже с XVI века. Носителями народной музыкальной культуры в Украине были кобзари. Они играли, как правило, на многих музыкальных инструментах, в том числе на лире, сопилке, скрипке, цимбалах. В своих песнях кобзари воспевали вековую мудрость народа, его морально-этические принципы, героическую борьбу народа с внешними врагами и т.д. Новые черты появились в украинской архитектуре, живописи, прежде всего в церковной и в книжной миниатюре. Таким образом, несмотря на тяжелые условия иноземного господства украинский народ сумел сохранить и даже обогатить свою культуру.

Музыка всегда тесно связана со словом. В казацкие времена, как вы знаете, очень любимы были думы, а также песни. И слова, и музыку их создавал народ. Была также распространена танцевальная музыка, которую исполняли кобзари или небольшие группы музыкантов. Очень популярными были ансамбли из трех человек, которые играли на скрипке, бубне, цимбалах. Такой ансамбль назывался троистая музыка. В церквах пели хоры. Церковному многоголосому пению обучали в специальных школах: острожской, киевской и других. Любили музыку и пение и в Киевской академии, где были хороший хор и оркестр. И неудивительно, что из академии вышли украинские композиторы с мировым именем: Максим Березовский, Дмитрий Бортнянский, Артемий Ведель. Так фамилия Березовского начертана золотом на мраморной доске знаменитой Болонской музыкальной академии в Италии рядом с именем Моцарта. В то время столицей Украины был город Глухов; в нем существовала музыкальная школа, воспитавшая немало известных певцов и музыкантов. Большинство из них забирали в Петербург служить при императорском дворе.

?60. Развитие театрального и музыкального искусства начала XХI ст.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)