АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Важность следования социальному этикету

Читайте также:
  1. I. ИССЛЕДОВАНИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ.
  2. III Рефлексивная фаза научного исследования
  3. III Рефлексивная фаза научного исследования
  4. Q.1.2. Поляризационно-оптический метод исследования кристаллов.
  5. V. Данные объективного обследования больной (Status praesens)
  6. VIII. Результаты лабораторно-инструментальных методов исследования
  7. Актуальность исследования противостояния региональных брендов и «чужаков»
  8. Актуальность исследования.
  9. Актуальность исследования.
  10. Актуальность темы исследования.
  11. Анализ и интерпретация результатов исследования
  12. Анализ и интерпретация результатов исследования

Вместо предисловия

 

В Ведах есть удачная аналогия. Четырех слепых мудрецов подвели к слону и попросили описать, что он из себя представляет. Первый нащупал хобот и сказал, что слон — это большая труба. Второй взялся за ногу и определил слона как колонну. Третьего подвели к туловищу, и он заключил, что слон — это большое туловище. А четвертому достался хвост, и его выводы также не оказались верными.

Точно так же, не имея целостного представления о той части учения Шрилы Прабхупады, которая относится к слабой половине человечества, а руководствуясь только отдельными высказываниями, можно сделать не совсем точные выводы. Поэтому цель данной книги — показать главные приоритеты учения Шрилы Прабхупады касательно вайшнави. В одной работе невозможно описать все детали и ответить на все вопросы, поэтому я надеюсь, что мне простят возможные огрехи, принимая во внимание больше саму суть, чем детали, которые могут различаться в каждом отдельном случае.

 

 

Содержание:

1. Важность следования социальному этикету………………………………………...5

2. Что значит быть вайшнави…………………………………………………………...8

Достойна доверия…………………………...……………………….………………..9

Разумна во всех отношениях………..….…………………………………………...10

Духовное равенство между мужчиной и женщиной……………………………...11

Кришна должен быть в центре ее жизни ………….……………………..……......11

Кришна - ее главный защитник………….……………………………………..…..12

Может преодолеть невежество.………………………………………..………..….12

Лучший друг и философ……………………………...……………………………..13

Приветствуется в обществе преданных…................................……………………13

Достойна брахманского посвящения…….……………………………………..….13

Поклоняется Божествам....……………………………………………….………...15

Может духовно растине только через служение мужу………….………….…....16

Может быть социально активной в связи с миссией Господа Чайтаньи………..19

Ведические женщины получали духовное посвящение……….………………….23

Вайшнави должны получать духовное образование………………..……….……23

Ведическая женщина может иметь свою точку зрения………………………...…25

В женском теле можно вернуться к Богу…………….…………………………….26

Шрила Прабхупада проповедовал на основе священных писаний.……………...27

3. Духовное развитие……………………………………………….……………………….28

4. Истории жизни гаудия-вайшнави……………………………………….……………….32

Мадхави-деви, сестра Шикхи Махити………………………………………….…32

Шачи-деви, мать Господа Чайтаньи……………………………………………….34

Малини, супруга Шривасы Пандита………………………………………………35

Сита Тхакурани, супруга Адвайты Ачарьи……………………………………….37

Джангали, ученица Ситы Тхакурани……………………………………………...39

Лакшмиприя, первая супруга Господа Чайтаньи…………………………………40

Вишнуприя, вторая супруга Господа Чайтаньи…………………………………..43

Джахнави-мата, супруга Нитьянанды Прабху……………………………………48

Ганга-деви, дочь Нитьянанды Прабху……………………………………………..54

Нараяни, мать Вриндавана даса Тхакура…………………………………………..55

Хемалата Тхакурани, дочь Шриниваса Ачарьи…………………………………...55

Вишнуприя и Кришнаприя Тхакурани…………………………………………….56

Гангамата Госвамини………………………………………………………………..57

Пишима Госвамини………………………………………………………………….61

Шримати-деви……………………………………………………………………….62

Хладини, ученица Шрилы Прабхупады…………………………………………...63

Ямуна, ученица Шрилы Прабхупады……………………………………………...66

 

Источники……………………………………………………………………………………70

Список сокращений…………………………………………………………………………70

Цитаты на английском………………………………………………………………………71

Глоссарий…………………………………………………………………………………….82

Послесловие………………………………………………………………………………….85

Важность следования социальному этикету

 

Смиренные люди, которые выражают всем почтение и уважение, всегда ценились в обществе. Обычные люди ожидают от своих духовных собратьев, что те будут образцом поведения для всех. Так и должно быть. Шрила Прабхупада и Бхактисиддханта Сарасвати создали проповедническое движение, а это значит, что их последователи должны проповедовать, не только произнося речи с трибуны, но и своей жизнью и поступками.

Когда мы слышим слова «духовно продвинутая матаджи», у кого-то перед глазами может встать образ женщины, которая разрывает все родственные связи, действует вопреки социальным нормам и отвергает все авторитеты. Такой пример оказывает не самое лучшее влияние и на других преданных; следовательно, подобного рода « духовность» вызывает у многих отторжение.

Зачастую, видятакой неправильный пример, преданные начинают считать, что духовность женщины должна проявляться исключительно в том, какона исполняет свою дхарму, то есть в служении мужу и родственникам.

Это две крайности неправильного понимания духовного развития души, воплотившейся в женском теле. Хотя справедливости ради следует признать, чтовнешнее следование социальным нормам до какой-то степени и указывает на верное понимание женщиной смысла духовной практики.

В этом разделе книги я попытаюсь объяснить,ссылаясь на шастры, почему следование социальному этикету и моральным принципам даже для возвышенной вайшнави имеет большое значение. Я поместила эту тему в самое начало, потому что если первый шаг ошибочный, то все остальные действия тоже будут неверными и не приведут к намеченной цели.

Так как в книге речь пойдет прежде всего одуховном развитии, нужно понять, с чего оно начинается. Это самое первое условие, и важно знать, в чем оно заключается. Шрила Прабхупада в предисловии к "Нектару наставлений" пишет: "Необходимо подняться на уровень гуны благости, саттва-гуны, следуя наставлениям Рупы Госвами, - тогда перед нами откроется путь к дальнейшему совершенствованию". Начальным условием для духовного развития является уровень гуны благости. Встрасти или невежестве можно лишь поддерживать свою веру, но по-настоящему духовно расти возможно лишь с уровня гуны благости.

Как человек под влиянием гуны благости следует социальному этикету?Если женщина пренебрегает социальными нормами и отвергаетавторитеты, то этимона только привносит беспокойство и разлад в общество, чтоне является признаком этой гуны. С другой стороны, если она честно исполняет свои обязанности перед семьей и обществом, никого не беспокоит словами или поступками, помогает не только себе, но и остальным поддерживать атмосферу благости, в которой становится возможным житьдуховной жизньюи развиваться, она действительно находится на уровне саттва-гуны. Вот несколько цитат Шрилы Прабхупады, подтверждающие важностьэтого:

"Человек, стремящийся к совершенству, обязан следовать правилам, которым следовали великие наставники" (Б.-г., 3.21, комм.).

"Чтобы в обществе царили мир и порядок, необходимые для духовного совершенствования людей, существуют семейные традиции, следовать которым должен каждый цивилизованный человек" (Б.-г., 3.23, комм.).

"Чтобы сохранить порядок в обществе, люди должны подчиняться определенным правилам, приведенным в шастрах, - тогда они смогут жить в мире и духовно совершенствоваться" (Б.-г., 3.24, комм.).

Из слов Шрилы Прабхупадыможно понять, насколько важно для духовного развития следовать социальному этикету и принципам уважения и почтительности в любой из сфер нашей деятельности.

Как же ведут себя возвышенные женщины, упомянутые в «Шримад-Бхагаватам»? Какой пример они подают?

Кунти-деви — прославленная возвышенная преданная, ее молитвы составляют целуюглаву в «Шримад-Бхагаватам». Шрила Прабхупада написал отдельную книгу, посвященную ее учению. В комментарии к стиху из «Шримад-Бхагаватам» (1.8.18) Шрила Прабхупада пишет: «Шримати Кунти-деви прекрасно знала, что Кришна, хотя и играет роль ее племянника, является изначальной Личностью Бога. Столь просвещенная женщина не могла допустить такой ошибки – выразить почтение своему племяннику». Тем не менее, она следует социальному этикету, так как ее поведение может стать примером для подражания (Бхаг., 1.8.22, комм.): «Приходясь Господу теткой, Шримати Кунти вначале посмотрела не на лотосные стопы Кришны, чтобы не смутить Его. Не желая поставить Господа в неловкое положение, Кунти-деви сразу подняла глаза выше Его лотосных стоп - на талию, постепенно переведя взгляд на Его лицо, а затем опустив на лотосные стопы. Так в этом замкнутом круге был соблюден надлежащий порядок».

Другой пример женщины, достигшей высокогодуховного уровня — Гандхари. Шрила Прабхупада пишет: «Она была идеальной матерью, идеальной женой и идеальной подвижницей (аскетом)» (Бхаг., 1.1.39, комм.). И все же, несмотря на свои способности, она всегда вела себя согласно своему общественному положению.

В ведических писаниях упоминаетсямного женщин-подвижниц, и одна из них – Гарги-деви. Шрила Бхакти Вигьяна Госвами пересказывает один интересный эпизод из ее жизни: «В своих комментариях к “Веданта-сутре” Шрила Баладева Видьябхушана приводит Дхруву Махараджу как пример каништха-адхикари, акак пример уттама-адхикари – Гарги, женщину-странницу ведических времен. Он рассказывает историю о Гарги, которая была великой преданной, великим проповедником, вела образ жизни санньясини. Однажды при дворе царя Джанаки состоялось соревнование пандитов. Там был Вишвамитра Муни и такжебыла Гарги. Вишвамитра Муни победил остальных, он знал все разделы Вед назубок. Потом в диспут вступила Гарги. Она стала задавать ему вопросы о трансцендентном. Вишвамитра Муни почувствовал себя неловко, он понял, что не может ответить на многие вопросы. А она продолжала их задавать, и все почувствовали, что Вишвамитра, бывший царь, начинает гневаться. Гнев, кродха, искрами посыпался из его глаз. Тогда Гарги вышла впередсо словами: “Шрипада Вишвамитра Муни победил, он самый мудрый из всех, кто собрался здесь”. На этом все кончилось» (из семинара «Основы ведической культуры», 1999 г.).

Смысл в том, что хотя женщина иможет находиться на гораздо более высоком уровне, чем мужчина например, быть более разумной, что вполне возможно тем не менее, существуетопределенный социальный этикет. Согласно ведической традиции у женщины свое место, у мужчины – свое. Женщина, даже если она мудрее, как в случае с Гарги, все же должна находиться на своем месте. Гаргипросто вышла и сказала, что Вишвамитра победил, что он выше – и не возникло никаких сложностей.

С точки зрения «Бхагавад-гиты» Гарги поступила так потому, что для большинства людей, которые еще не находятся на трансцендентном уровне, существует необходимость придерживаться социальных традиций и норм, благодаря которым они смогут постепенно развиваться: «Что бы ни делал великий человек, обычные люди следуют его примеру» (3.21). Если бы Гарги нарушила социальный этикет, то нашлось бы немало легковерных последователей, которые стали бы вести себятак же - как дома с мужьями, так и в обществе. Поэтому Гарги поступила в высшей степени разумно.

С другой стороны, если женщина заявляет, что находится на высоком духовном уровне, но при этом действует вопреки всем нормам поведения, не считая нужным обуздывать свои речь и поведение, если онапереполнена множеством желаний, то даже выглядеть она будет не слишком духовной. А если кто-то и будет принимать ее как возвышенную личность, то такая женщина будет закладывать в своих последователях губительные для духовной жизни стереотипы. Ее почитатели будут считать критику и оскорбительное поведение естественным для духовно развитых личностей, а это еще никого не сделало счастливее... Поэтому настоящая вайшнави, которая действительно обладает всеми качествами преданной, никогда не станет требовать к себе никакого почтения, она не будет ожидать, что ее станутуважать как духовно возвышенную личность или требовать себе места на вьясасане, признания в качестве гуру или т.п.

Достойную вайшнави должны признать другие авторитетные преданные.Таков в целом этикет для всех вайшнавов, не только для женщин. В нашей сампрадае Джахнави-деви, супруга/вдова Господа Нитьянанды Прабху, после Его ухода фактически была лидером и ачарьей движения, но не заявляла об этом сама – так решили сведущие вайшнавы того времени. Шрила Прабхупада говорит: «Это не так, что женщина не может быть ачарьей. Обычно они не становятся. Тольков очень особом случае. Джахнави-деви признали ачарьей, – но самаона об этом не заявляла» (беседа в комнате, 29 июня 1972 г., Сан-Диего)1.

Подводя итог, можно сказать, что, независимо от своего духовного уровня, вайшнави являет собой пример для окружающих, будь то обычные миряне, которые судятпо ней обовсем обществе вайшнавов, либо ее собственные дети или младшее поколение преданных, которые берут с нее пример, либо преданные, которые принимают ее духовное руководство. Каждый преданный несет ответственность за свое поведение, за пример, который он подает окружающим.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)