АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Автор: Михаил Афанасьевич Булгаков

Читайте также:
  1. Автор: Александр Трифонович Твардовский
  2. Автор: Валентин
  3. Автор: Васильев Александр Дмитриевич
  4. Автор: Владимир Владимирович Маяковский
  5. Автор: Жуков М.А.
  6. Автор: Иван Алексеевич Бунин
  7. Автор: Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)
  8. Автор: Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)
  9. Автор: Маша Кузнецова
  10. Автор: Михаил Александрович Шолохов
  11. Булгакова Д.А.

Написано:1940 г.

Жанр: роман (московская часть), евангелие (ершалаимская часть)

Литературное направление: неореализм

 

Сюжет.

В произ­ве­дении — две сюжетные линии, каждая из которых разви­ва­ется само­сто­я­тельно. Действие первой разво­ра­чи­ва­ется в Москве в течение нескольких майских дней (дней весен­него полно­луния) в 30-х гг. XX века, действие же второй проис­ходит тоже в мае, но в городе Ерша­лаиме (Иеру­са­лиме) почти две тысячи лет тому назад — в самом начале новой эры. Роман построен таким образом, что главы основной сюжетной линии пере­ме­жа­ются главами, состав­ля­ю­щими вторую сюжетную линию, причем эти вставные главы явля­ются то главами из романа мастера, то рассказом очевидца событий Воланда.

В один из жарких майских дней в Москве появ­ля­ется некто Воланд, выда­ющий себя за специ­а­листа по чёрной магии, а на самом деле явля­ю­щийся сатаной. Его сопро­вож­дает странная свита: хоро­шенькая ведьма-вампир Гелла, развязный тип Коро­вьев, также известный как Фагот, мрачный и зловещий Азазелло и весёлый толстяк Бегемот, который по большей части пред­стаёт перед чита­телем в обличье чёрного кота неве­ро­ятных размеров.

Первыми встре­ча­ются с Воландом на Патри­арших прудах редактор толстого худо­же­ствен­ного журнала Михаил Алек­сан­дрович Берлиоз и поэт Иван Бездомный, напи­савший анти­ре­ли­ги­озную поэму об Иисусе Христе. Воланд вмеши­ва­ется в их разговор, утвер­ждая, что Христос суще­ствовал в действи­тель­ности. В каче­стве дока­за­тель­ства того, что есть нечто, непод­властное чело­веку, Воланд пред­ска­зы­вает, что Берлиозу отрежет голову русская девушка-комсо­молка. На глазах потря­сён­ного Ивана Берлиоз тут же попа­дает под трамвай, которым управ­ляет девушка-комсо­молка, и ему отре­зает голову. Иван безуспешно пыта­ется пресле­до­вать Воланда, а затем, явив­шись в Массолит (Москов­ская Лите­ра­турная Ассо­ци­ация), так запу­танно изла­гает после­до­ва­тель­ность событий, что его отвозят в заго­родную психи­ат­ри­че­скую клинику профес­сора Стра­вин­ского, где он и встре­чает глав­ного героя романа — мастера.

Воланд, явив­шись в квар­тиру № 50 дома 302-бис по Садовой улице, которую покойный Берлиоз занимал вместе с дирек­тором театра Варьете Степаном Лихо­де­евым, и найдя послед­него в состо­янии тяжкого похмелья, предъ­яв­ляет ему подпи­санный им же, Лихо­де­евым, контракт на выступ­ление Воланда в театре, а затем выпро­ва­жи­вает его прочь из квар­тиры, и Стёпа непо­нятным образом оказы­ва­ется в Ялте.

Никанор Иванович Босой, пред­се­да­тель жилищ­ного това­ри­ще­ства дома № 302-бис,явля­ется в квар­тиру № 50 и застаёт там Коро­вьева, который просит сдать эту квар­тиру Воланду, так как Берлиоз погиб, а Лихо­деев в Ялте. Никанор Иванович после долгих уговоров согла­ша­ется и полу­чает от Коро­вьева сверх платы, обуслов­ленной дого­вором, 400 рублей, которые прячет в венти­ляции. В тот же день к Ника­нору Ивано­вичу приходят с ордером на арест за хранение валюты, так как эти рубли превра­ти­лись в доллары. Ошелом­лённый Никанор Иванович попа­дает в ту же клинику профес­сора Стра­вин­ского.

В это время финди­ректор Варьете Римский и адми­ни­стратор Варе­нуха безуспешно пыта­ются разыс­кать по теле­фону исчез­нув­шего Лихо­деева и недо­уме­вают, получая от него одну за другой теле­граммы из Ялты с просьбой выслать денег и подтвер­дить его личность, так как он заброшен в Ялту гипно­ти­зером Воландом. Решив, что это — дурацкая шутка Лихо­деева, Римский, собрав теле­граммы, посы­лает Варе­нуху отнести их «куда надо», однако Варе­нухе сделать этого не удаётся: Азазелло и кот Бегемот, подхватив его под руки, достав­ляют Варе­нуху в квар­тиру № 50, а от поцелуя нагой ведьмы Геллы Варе­нуха лиша­ется чувств.

Вечером на сцене театра Варьете начи­на­ется пред­став­ление с участием вели­кого мага Воланда и его свиты. Фагот выстрелом из писто­лета вызы­вает в театре денежный дождь, и весь зал ловит пада­ющие червонцы. Затем на сцене откры­ва­ется «дамский магазин», где любая женщина из числа сидящих в зале может бесплатно одеться с ног до головы. Тут же в магазин выстра­и­ва­ется очередь, однако по окон­чании пред­став­ления червонцы превра­ща­ются в бумажки, а всё, приоб­ре­тённое в «дамском мага­зине», исче­зает без следа, заставив довер­чивых женщин метаться по улицам в одном белье.

После спек­такля Римский задер­жи­ва­ется у себя в каби­нете, и к нему явля­ется превра­щенный поце­луем Геллы в вампира Варе­нуха. Увидев, что тот не отбра­сы­вает тень, Римский смер­тельно напуган и пыта­ется убежать, но на помощь Варе­нухе явля­ется вампирша Гелла. Рукой, покрытой труп­ными пятнами, она пыта­ется открыть оконную задвижку, а Варе­нуха кара­улит у двери. Тем временем насту­пает утро, слышится первый крик петуха, и вампиры исче­зают. Не теряя ни минуты, мгно­венно посе­девший Римский на такси мчится на вокзал и курьер­ским поездом уезжает в Ленин­град.

Тем временем Иван Бездомный, позна­ко­мив­шись с Мастером, расска­зы­вает ему о том, как он встре­тился со странным иностранцем, погу­бившим Мишу Берлиоза. Мастер объяс­няет Ивану, что встре­тился он на Патри­арших с сатаной, и расска­зы­вает Ивану о себе. Мастером его назы­вала его возлюб­ленная Марга­рита. Будучи исто­риком по обра­зо­ванию, он работал в одном из музеев, как вдруг неожи­данно выиграл огромную сумму — сто тысяч рублей. Он оставил работу в музее, снял две комнаты в подвале малень­кого домика в одном из арбат­ских пере­улков и начал писать роман о Понтии Пилате. Роман уже был почти закончен, когда он случайно встретил на улице Марга­риту, и любовь пора­зила их обоих мгно­венно. Марга­рита была замужем за достойным чело­веком, жила с ним в особ­няке на Арбате, но не любила его. Каждый день она прихо­дила к мастеру. Роман близился к концу, и они были счаст­ливы. Наконец роман был дописан, и мастер отнёс его в журнал, но напе­ча­тать его там отка­за­лись. Тем не менее, отрывок из романа был напе­чатан, и вскоре в газетах появи­лось несколько разгромных статей о романе, подпи­санных крити­ками Ариманом, Латун­ским и Лавро­вичем. И тут мастер почув­ствовал, что заболе­вает. Однажды ночью он бросил роман в печь, но прибе­жавшая встре­во­женная Марга­рита выхва­тила из огня последнюю пачку листов. Она ушла, унося руко­пись с собой, чтобы достойно проститься с мужем и утром вернуться к возлюб­лен­ному навсегда, однако через четверть часа после её ухода к нему в окно посту­чали — расска­зывая Ивану свою историю, в этом месте Мастер пони­жает голос до шёпота, — и вот через несколько месяцев, зимней ночью, придя к себе домой, он обна­ружил свои комнаты заня­тыми и отпра­вился в новую заго­родную клинику, где и живёт уже четвертый месяц, без имени и фамилии, просто — больной из комнаты № 118.

В это утро Марга­рита просы­па­ется с ощуще­нием, что-то должно произойти. Утирая слёзы, она пере­би­рает листы обго­ревшей руко­писи, разгля­ды­вает фото­графию мастера, а после отправ­ля­ется на прогулку в Алек­сан­дров­ский сад. Здесь к ней подса­жи­ва­ется Азазелло и сооб­щает ей, что некий знатный иностранец пригла­шает её в гости. Марга­рита прини­мает пригла­шение, потому что наде­ется узнать хоть что-то о Мастере. Вечером того же дня Марга­рита, раздев­шись донага, нати­рает тело кремом, который дал ей Азазелло, стано­вится неви­димой и выле­тает в окно. Пролетая мимо писа­тель­ского дома, Марга­рита устра­и­вает разгром в квар­тире критика Латун­ского, по её мнению погу­бив­шего мастера. Затем Марга­риту встре­чает Азазелло и приводит её в квар­тиру № 50, где она знако­мится с Воландом и осталь­ными членами его свиты. Воланд просит Марга­риту быть королевой на его балу. В награду он обещает испол­нить её желание.

В полночь начи­на­ется весенний бал полно­луния — великий бал у сатаны, на который пригла­шены донос­чики, палачи, растли­тели, убийцы — преступ­ники всех времён и народов; мужчины явля­ются во фраках, женщины — обна­жён­ными. В течение нескольких часов нагая Марга­рита привет­ствует гостей, подставляя руку и колено для поцелуя. Наконец бал закончен, и Воланд спра­ши­вает у Марга­риты, что она хочет в награду за то, что была у него хозяйкой бала. И Марга­рита просит немед­ленно вернуть ей мастера. Тут же появ­ля­ется мастер в боль­ничном одеянии, и Марга­рита, посо­ве­щав­шись с ним, просит Воланда вернуть их в маленький домик на Арбате, где они были счаст­ливы.

Тем временем одно москов­ское учре­ждение начи­нает инте­ре­со­ваться стран­ными собы­тиями, проис­хо­дя­щими в городе, и все они выстра­и­ва­ются в логи­чески ясное целое: и таин­ственный иностранец Ивана Бездом­ного, и сеанс чёрной магии в Варьете, и доллары Ника­нора Ивано­вича, и исчез­но­вение Римского и Лихо­деева. Стано­вится ясно, что всё это работа одной и той же шайки, возглав­ля­емой таин­ственным магом, и все следы этой шайки ведут в квар­тиру № 50.

Обра­тимся теперь ко второй сюжетной линии романа. Во дворце Ирода Вели­кого проку­ратор Иудеи Понтий Пилат допра­ши­вает аресто­ван­ного Иешуа Га-Ноцри, кото­рому Синед­рион вынес смертный приговор за оскорб­ление власти кесаря, и приговор этот направлен на утвер­ждение к Пилату. Допра­шивая аресто­ван­ного, Пилат пони­мает, что перед ним не разбойник, подстре­кавший народ к непо­ви­но­вению, а бродячий философ, пропо­ве­ду­ющий царство истины и спра­вед­ли­вости. Однако римский проку­ратор не может отпу­стить чело­века, кото­рого обви­няют в преступ­лении против кесаря, и утвер­ждает смертный приговор. Затем он обра­ща­ется к перво­свя­щен­нику иудей­скому Каифе, который в честь насту­па­ю­щего празд­ника Пасхи может отпу­стить на свободу одного из четырёх осуж­дённых на казнь преступ­ников; Пилат просит, чтобы это был Га-Ноцри. Однако Каифа ему отка­зы­вает и отпус­кает разбой­ника Вар-Раввана. На вершине Лысой горы стоят три креста, на которых распяты осуж­дённые. После того, как толпа зевак, сопро­вож­давшая процессию к месту казни, верну­лась в город, на Лысой горе оста­ётся только ученик Иешуа Левий Матвей, бывший сборщик податей. Палач зака­лы­вает изму­ченных осуж­дённых, и на гору обру­ши­ва­ется внезапный ливень.

Проку­ратор вызы­вает Афрания, началь­ника своей тайной службы, и пору­чает ему убить Иуду из Кириафа, полу­чив­шего деньги от Синед­риона за то, что позволил в своём доме аресто­вать Иешуа Га-Ноцри. Вскоре молодая женщина по имени Низа якобы случайно встре­чает в городе Иуду и назна­чает ему свидание за городом в Гефси­ман­ском саду, где на него напа­дают неиз­вестные, зака­лы­вают его ножом и отби­рают кошель с день­гами. Через неко­торое время Афраний докла­ды­вает Пилату о том, что Иуда зарезан, а мешок с день­гами — трид­цать тетра­д­рахм — подброшен в дом перво­свя­щен­ника.

К Пилату приводят Левия Матвея, который пока­зы­вает проку­ра­тору перга­мент с запи­сан­ными им пропо­ве­дями Га-Ноцри. «Самый тяжкий порок — трусость», — читает проку­ратор.

Но вернемся в Москву. На закате солнца на террасе одного из москов­ских зданий проща­ются с городом Воланд и его свита. Внезапно появ­ля­ется Левий Матвей, который пред­ла­гает Воланду взять мастера к себе и награ­дить его покоем. «А что же вы не берёте его к себе, в свет?» — спра­ши­вает Воланд. «Он не заслужил света, он заслужил покой», — отве­чает Левий Матвей. Через неко­торое время, в домик к Марга­рите и мастеру явля­ется Азазелло и приносит бутылку вина — подарок Воланда. Выпив вина, мастер и Марга­рита падают без чувств; в то же мгно­вение начи­на­ется сума­тоха в доме скорби: скон­чался пациент из комнаты № 118; и в ту же минуту в особ­няке на Арбате молодая женщина внезапно блед­неет, схва­тив­шись за сердце, и падает на пол.

Волшебные черные кони уносят Воланда, его свиту, Марга­риту и Мастера. «Ваш роман прочи­тали, — говорит Воланд Мастеру, — и я хотел бы пока­зать вам вашего героя. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и видит во сне лунную дорогу и хочет идти по ней и разго­ва­ри­вать с бродячим фило­софом. Вы можете теперь кончить роман одной фразой». «Свободен! Он ждёт тебя!» — кричит мастер, и над чёрной бездной заго­ра­ется необъ­ятный город с садом, к кото­рому протя­ну­лась лунная дорога, и по дороге этой стре­ми­тельно бежит проку­ратор.

«Прощайте!» — кричит Воланд; Марга­рита и мастер идут по мосту через ручей, и Марга­рита говорит: «Вот твой вечный дом, вечером к тебе придут те, кого ты любишь, а ночью я буду беречь твой сон».

А в Москве, после того как Воланд покинул её, ещё долго продол­жа­ется след­ствие по делу о преступной шайке, однако меры, принятые к её поимке, резуль­татов не дают. Опытные психи­атры приходят к выводу, что члены шайки явля­лись неви­данной силы гипно­ти­зе­рами. Проходит несколько лет, события тех майских дней начи­нают забы­ваться, и только профессор Иван Нико­ла­евич Понырев, бывший поэт Бездомный, каждый год, лишь только насту­пает весеннее празд­ничное полно­луние, появ­ля­ется на Патри­арших прудах и садится на ту же скамейку, где впервые встре­тился с Воландом, а затем, пройдя по Арбату, возвра­ща­ется домой и видит один и тот же сон, в котором к нему приходят и Марга­рита, и мастер, и Иешуа Га-Ноцри, и жестокий пятый проку­ратор Иудеи всадник Понтий Пилат.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)