АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема выбора постулатов

Читайте также:
  1. II частина. Проблема спеціальних здібностей у сучасній диференційній психології
  2. II. Проблема источника и метода познания.
  3. III. Из-за чего шла борьба на выборах?
  4. III. Проблема субстанции.
  5. IV. Проблема соціальної справедливості і соціальних гарантій.
  6. XX век как литературная эпоха. Проблема периодизации.
  7. Альтернативні моделі розвитку. Центральна проблема (ринок і КАС). Азіатські моделі. Європейська модель. Американська модель
  8. Антропогенное влияние на природу. Экология как проблема.
  9. Антропологическая проблема в русской философии
  10. Безопасность как проблема дипломатической практики
  11. Бессознательное как философская проблема.
  12. Билет № 35 Проблема познания в философии. Основные направления в теории познания.

Следование законам логики гарантирует получение истинных выводов из истинных посылок. Но любая цепочка логических умозаключений должна иметь начало — аксиомы и постулаты, которые не доказываются (иначе это не начало), но истинность которых установлена каким-то иным путем.

Мнения античных мыслителей о методе выбора постулатов разделились. Одни в качестве постулатов принимали положения, которые казались им не вызывающими сомнений. Так, Парменид исходил из казавшегося ему очевидным положения: «Бытие (то-что-су­ще­с­т­ву­ет) есть, а небытия (того-что-не су­ще­с­т­ву­ет) нет». Отсюда он логически безупречно выводил основные свойства бытия: бытие не возникло и не подвержено гибели; бытие не имеет частей, а, следовательно, протяженности; бытие неподвижно; бытие совершенно; бытие конечно, но безгранично.

Другие считали, что постулаты должны отражать первичные абстракции, обладающие самостоятельным существованием. Так, Платон утверждал, что наш мир — лишь искаженная тень мира безупречных идей. По Платону, до рождения душа человека обитает в идеальном мире, поэтому, углубившись в себя, можно «вспом­нить» правильные идеи и начать с них цепочку безупречных рассуждений.

Аристотель придерживался кардинально иных представлений об источнике истинного знания. Его известная фраза «Платон мне друг, но истина — больший друг» относится именно к этому спору. Он считал, что постулаты должны выводиться из наблюдений реального мира и отражать его свойства: «…прав тот, кто считает разделенное — разделенным и соединенное — соединенным, а в заблуждении тот, мнение которого противоположно действительным обстоятельствам».

В конечном счете прав оказался Аристотель. Даже постулаты геометрии, как выяснилось уже в XIX веке, истинны лишь постольку, поскольку они соответствуют нашему эмпирическому опыту.

Рис. 1.4. Пятый постулат Евклида в оригинальной (а) и современной (б) формулировке.

Действительно, математиков издавна беспокоил пятый постулат евклидовой геометрии. В формулировке самого Евклида он звучал так: «если прямая, падающая на две прямые, образует внутренние и по одну сторону углы, меньшие двух прямых, то, продолженные неограниченно, эти прямые встретятся с той стороны, где углы меньше двух прямых» (рис. 1.4а). Даже в современной формулировке («через данную точку можно провести одну и только одну прямую, параллельную данной прямой») этот постулат менее очевиден, чем другие, и слишком похож на теорему. Поэтому математики в течение более двух тысяч лет пытались вывести пятый постулат из остальных постулатов и аксиом Евклида.

Лишь в XIX веке К.Ф. Га­усс, Н.И. Ло­ба­чев­с­кий и Я. Больйяи поняли, что если заменить пятый постулат другими утверждениями (например, что через данную точку нельзя провести ни одной прямой, параллельной данной прямой, или, напротив, — что таких прямых можно провести сколько угодно), то получатся другие, неевклидовы геометрии, столь же непротиворечивые, сколь и евклидова. Их теоремы звучат странно (например, в неевклидовой геометрии сумма углов треугольника отличается от 180 градусов, а отношение длины окружности к диаметру отличается от p), но чисто математическими средствами решить, какая же из них истинна, нельзя — требуется сравнение выводов теории с реальностью. Понимая это, Гаусс и Лобачевский провели соответствующие наблюдения и измерения (первый — геодезические, второй — астрономические) и установили, что в окрестностях нашей планеты свойства пространства с очень хорошей точностью описываются евклидовой геометрией (п 2.6.3). А в XX веке выяснилось, что в действительности отклонения от евклидовой геометрии возникают вблизи любого массивного тела, но заметной величины они достигают лишь в экстремальных условиях — вблизи «черных дыр» или нейтронных звезд.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)