АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Феноменология Гуссерля

Читайте также:
  1. II.12.4.Феноменология
  2. III. ВНЕТЕЛЕСНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ; ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
  3. Кто автор произведений «Феноменология духа», «Наука логики»?B)Г.В.Ф.Гегель
  4. Лекция 14. Экзистенциальная феноменология
  5. Лекция 17. Феноменология религиозного текста
  6. Лекция 4. Классическая феноменология религии Фр. Хайлера
  7. Лекция 5. Феноменология религиозного опыта
  8. Лекция 6. Феноменология ценностей в работах М. Шелера
  9. Лекция 8. Феноменология Э. Гуссерля в контексте проблем феноменологии религии
  10. Лекция 9. Неофеноменология религии
  11. Неофеноменология религии
  12. ПО КУРСУ «ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РЕЛИГИИ»

Немецкий философ Эдмунд Гуссерль в своем двухтомном труде «Логические исследования» определил основной объект философского исследования – научное знание и познание. Его цель заключалась в том, чтобы создать науку о «наукоучении».

Главная проблема теории познания – вопрос об «объективности познания». Феноменология претендовала на построение философии «как строгой науки» – научной теории, научного знания. Предметом феноменологии является описание актов сознания относительно объектов. Центральным понятием феноменологии является «интенциональность», т. е. направленность сознания на объект. Однако интенциональные предметы, о которых идет речь в феноменологии, не имеют ничего общего с реальными, которые исключаются из просмотра.

В целом сущность учения Гуссерля можно свести к трем основным идеям:

▪ философия не имеет никакого отношения ни к окружающему нас миру, ни к наукам о нем; предмет философии – феномены сознания, которые рассматриваются как единые и непосредственно данные;

▪ феномены – это не психические явления, а абсолютные сущности, которые имеют общее значение, не зависят от индивидуального сознания и в то же время находятся только в нем и не существуют вне его;

▪ указанные сущности не познаются путем абстрагирующей деятельности разума, а непосредственно переживаются, а затем описываются так, как они постигают в акте интуиции.

По мнению Гуссерля, философия не должна опираться на опыт, необходимо перевести сознание на внутренний мир. Такую подмену установки мыслитель называл «феноменологической редукцией». Мы должны, по Гуссерлю, «взять в скобки» окружающий мир и сосредоточиться на «феноменологических остатках», которые будем изучать.

Строгость учения о сознании заключается, во-первых, в отказе, воздержании (эпохе) от высказываний, в которых «просто», то есть без рефлексии что-то утверждается о существовании предметов в их пространственно-временных и причинных связях; во-вторых, отказ от высказываний относительно причинно-ассоциативных связей переживаний. Согласно рассуждениям Гуссерля, эпохе и феноменологическая редукция есть выдвижение на передний план смысловой связи сознания и мира и пересмотр сквозь нее всего разнообразного отношения человека и мира.

В труде «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» Гуссерль решает проблему парадокса человеческой субъективности, которая является одновременно и констатирующим мир субъектом, и существующим в мире объектом, распространяется затем к парадоксу универсальной интерсубъективности, которая, как содержащее «всю совокупность объективного» человечество, является частью мира и в то же время конституирует весь мир. По Гуссерлю, метод решения этих парадоксов – строгое, радикальное эпохе, исходный момент которого – конкретное человеческое Я.

Наука, по Гуссерлю, не должна дедуктивно выводить свои положения из сферы будничного опыта, но она по необходимости касается основного способа ориентации в жизненном мире – восприятия, так как само восприятие – это фундамент (фундаментальный акт) образования абстракций и конечный пункт верификации или фальсификации теории. Однако главное заключается в том, что именно в жизненном мире субъективность ученого приобретает опыт смыслоотнесенности к миру. В рефлексии этот опыт дает возможность устранить не выявленные, то есть не соотнесенные с определенным способом смыслополагания предпосылки. Для Гуссерля кризис европейской культуры вообще – в объективизме, который притемнил действительное содержание рационализма, содержание «имманентной духовной истории Европы».

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)