АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 19. Фотографии духов

Читайте также:
  1. I. ГЛАВА ПАРНЫХ СТРОФ
  2. II. Глава о духовной практике
  3. III. Глава о необычных способностях.
  4. IV. Глава об Освобождении.
  5. XI. ГЛАВА О СТАРОСТИ
  6. XIV. ГЛАВА О ПРОСВЕТЛЕННОМ
  7. XVIII. ГЛАВА О СКВЕРНЕ
  8. XXIV. ГЛАВА О ЖЕЛАНИИ
  9. XXV. ГЛАВА О БХИКШУ
  10. XXVI. ГЛАВА О БРАХМАНАХ
  11. Апелляция в российском процессе (глава 39)
  12. Аристократии, мусульманского духовенства, авторитетом монар-

 

Первое появление достоверных фотографий духов датируется 1861 годом. Они были получены Уильямом Г.Мумлером из Бостона (С.Ш.А.). До этого в 1851 году англичанин Ричард Бурснель получил, повидимому, подобные результаты, но ни одна из его фотографий, к сожалению, не сохранилась до наших дней. Первое достоверное изображение духов в Англии получил фотограф Хадсон в 1872 году.

Это новое направление, как и возрождение современного спиритизма в целом, было предсказано жителями загробного мира. В 1856 году оптик мистер Томас Слэйтер, проживавший в доме 136 на Юстон–роуд в Лондоне, проводил сеанс с лордом Бругемом и мистером Робертом Оуэном. Они получили сообщение из мира духов о том, что мистеру Слэйтеру суждено заниматься спиритической фотографией. Мистер Оуэн заметил, что как только ему придёт время перейти в мир иной, то его портрет обязательно проявится на фотопластинке. В 1872 году, когда мистер Слэйтер упражнялся в фотографировании духов, он получил на пластинке лица мистера Роберта Оуэна и лорда Бругема.[283]Мистер Слэйтер продемонстрировал их Альфреду Расселу Уоллесу, который сказал:

«Первым и несомненным успехом было появление изображения двух голов на обратной стороне фотографической пластинки с портретом его сестры. Одна из этих голов, вне всякого сомнения, принадлежала лорду Бругему; другая, менее чёткая, изображала Роберта Оуэна, с которым мистер Слэйтер общался лично до самого момента его смерти.»[284]

Далее доктор Уоллес приводит описание других фотографий духов, полученных мистером Слэйтером: «Независимо от того, можно ли узнать лица, изображённые на пластинках, в настоящее время установлен факт наличия чётких человеческих фигур, которые появлялись на пластинках. Получить эти фотографии ему помогли его друзья: оптик и фотограф–любитель, которые собрали аппарат своими руками. В его студии при этом присутствовали члены их семей, которые признали эти изображения настоящим чудом. В одном случае дополнительная фигура появилась на пластинке, где был изображён мистер Слэйтер, позировавший сам себе, сидя в кресле…»

Мистер Слэйтер показывал мне все эти изображения и описал условия, при которых он их проявлял. Ясно, что это — не подделка, и первым объективным подтверждением тому явилось признание их подлинности профессиональными фотографами. Значение этого было неоценимым.

В период с 1861 года вплоть до наших дней, начиная с Мумлера и заканчивая Уильямом Хоупом, перед нами прошла целая вереница из двадцати–тридцати признанных медиумов психической фотографии. За это время ими были получены тысячи тех сверхъестественных изображений, которые известны под названием «двойники–призраки». Кроме Хоупа и миссис Дин мы можем назвать целый ряд хорошо известных экстрасенсов — это Хадсон, Паркес, Уайли, Бюге, Бурснель и Дюгид.

Мумлер, который работал гравёром в крупной ювелирной фирме Бостона, не был ни настоящим спиритом, ни профессиональным фотографом. В свободное время он пытался заниматься фотографией в студии своего приятеля и однажды получил на пластинке неясные очертания какой–то фигуры. Метод, придуманный им самим, заключался в том, что он сначала фокусировал объектив на пустом кресле, снимал крышку с объектива, а затем быстро занимал позицию у кресла и стоял там до тех пор, пока не сработает экспозиция. На обороте фотографии мистер Мумлер написал: «Эта фотография была сделана мною в воскресенье, причём кроме меня в комнате не было ни души. В фигуре, стоявшей справа от меня, я узнал свою кузину, которая умерла двенадцать лет назад. У.Г.Мумлер.»

На фотографии можно было разглядеть молодую девушку, сидящую в кресле. Кресло и часть стола отчётливо просвечивали сквозь руки и тело. Фигура, по свидетельству очевидцев, одетая в платье с низким вырезом и короткими рукавами, растворялась в неясной дымке. Интересно отметить, что эта дымка была заметна и на других фотографиях.

Новость быстро распространились в обществе, и Мумлера просто завалили приглашениями на спиритические сеансы. Сначала он отказывался, но в конце концов сдался. После того, как изображения «призраков» были получены вновь и вновь, слава его достигла такого масштаба, что он был вынужден отказаться от своей профессии и посвятить себя новой работе. Мы начали свой рассказ с Мумлера, поскольку все остальные психические фотографы опирались на его опыт. О некоторых его последователях мы упомянем в настоящей главе.

Некоторые господа, пользующиеся хорошей репутацией, позировали перед камерой по собственной воле, при этом они получали отчётливые портреты своих друзей и родственников и не подвергали сомнению подлинность результатов. Затем наступила очередь профессиональных фотографов, которые были уверены, что эти портреты не более, чем ловкая подделка. Фотографы пытались воспользоваться любой возможностью, чтобы проверить процесс получения этих изображений, установив собственные условия проведения эксперимента. Таким образом, они могли проконтролировать весь фотографический процесс, включая проявление изображений. Они приходили один за другим со своими собственными пластинками, камерами и химическими реактивами, но даже после проведения эксперимента под их собственным руководством они не смогли обнаружить никаких махинаций. Мумлер, в свою очередь, приходил в их фотостудии и разрешал им фотографировать, после чего они получали те же результаты. Эндрю Джексон Дэвис, который в то время был редактором и издателем «Геральд оф прогресс» в Нью–Йорке, направил к Мумлеру профессионального фотографа — мистера Уильяма Гвэя — для проведения тщательного исследования. Мистер Гвэй доложил, что после того, как ему позволили контролировать весь фотографический процесс, на пластинке всё равно появлялось изображение духа. Он экспериментировал с этим медиумом несколько раз и каждый раз получал подтверждения подлинности его медиумических способностей.

Другой фотограф — мистер Горас Уэстон — был послан для расследования работы мистера Блэка, известного фотографа–портретиста. После своего возвращения он засвидетельствовал, что получил фотографию духа и не заметил ничего необычного в проведении всего фотопроцесса — он проводился так же, как любой другой. Затем приехал Блэк собственной персоной и самостоятельно продемонстрировал все те действия, которые он производил при проявлении фотопластинок. После проявки пластинки на ней появился какой–то силуэт на фоне его собственного изображения: это был мужчина, рука которого лежала на плече Блэка. Блэк воскликнул в изумлении: «Бог мой, разве это возможно?»

Мумлер получал очень много приглашений на сеансы, проводить которые у него физически не хватало времени: проходили недели, прежде чем он мог посетить то или иное общество. Его приглашали министры, доктора, юристы, судьи, мэры, профессора и бизнесмены, которых почему–то особенно интересовал этот вопрос. Полный список полученных Мумлером результатов можно найти в публикациях того времени.[285]

В 1863 году Мумлер, как и многие другие фотографические медиумы его современники, часто находил на пластинках «двойников» живых людей. Даже самые преданные его сторонники не были способны понять и принять этот факт. Они, хотя и не подвергали сомнению его дар, считали всё же, что без фокусов здесь не обошлось. Доктор Гарднер в письме, адресованном в «Баннер оф лайт» (Бостон, 20 февраля 1863г.) и содержащем отзывы о последних достижениях Мумлера, писал:

«Несмотря на то, что я полностью уверен, что он, благодаря своим медиумическим способностям, получал подлинные изображения духов, всё–таки, по крайней мере в двух случаях, я получил доказательства обмана, причём весьма убедительные… Господин Мумлер или кто–то другой из числа людей, собирающихся у миссис Стюарт, были замешаны в обмане путём подмены изображений духов изображением человека, ныне живущего в этом городе.»

Появление на двух разных пластинках одновременно изображения «духовного двойника» живого человека давало возможность обвинителям честно выполнить свой долг перед обществом. Это разоблачение вызвало волну общественного возмущения против Мумлера, и в 1868 году он был выслан в Нью–Йорк. Здесь его дела процветали до того времени, пока с санкции мэра Нью–Йорка его не арестовали по требованию репортёра газеты, который получил подозрительное (по его мнению) изображение «призрака». После продолжительного судебного разбирательства Мумлер был освобождён, репутация его не пострадала. Ниже мы приводим свидетельство профессионального фотографа, который не был спиритом, но поддерживал Мумлера.

Показания мистера Джеремии Гэрнея: «Я занимаюсь фотографией на протяжении двадцати восьми лет и изучил фотопроцесс Мумлера с полной скрупулёзностью. Я не нашёл в нём ничего предосудительного — ничего такого, что свидетельствовало бы о мошенничестве или трюке… единственно, что было необычно — это его рука, которую он всё время держал на камере.»

Мумлер, скончавшийся в полной нищете в 1884 году, оставил после себя интересное и убедительное описание своей карьеры в книге «Личные опыты Уильяма Г.Мумлера в фотографировании духов»,[286]экземпляр которой можно увидеть в Британском музее.

Говорят, что Хадсону, получившему первую фотографию духа в Англии (и у нас есть неоспоримые тому доказательства), было в марте 1872 года около шестидесяти лет. Позировала ему некая мисс Джорджиана Хоктон, которая оставила полное описание этого случая.[287]Существует достаточно доказательств в пользу подлинности фотографий, выполненных Хадсоном. Мистер Томас Слэйтер, которого мы уже цитировали, использовал свои собственные камеру и пластинки и после краткой экспертизы заявил, что «все обвинения в сговоре и подлоге полностью им исключаются». Мистер Уильям Хоуит, посетив медиума без предварительной договорённости, получил хорошо узнаваемые изображения «призраков» двух своих покойных сыновей. Он констатировал, что фотографии были «убедительными и точно повторяли их облик».

Доктор Альфред Уоллес получил отчётливое изображение своей матери. Вот, что он рассказывает о своём визите к медиуму (март 1872г.):

«Я позировал три раза и всегда выбирал позу сам. Каждый раз на негативе рядом со мной появлялась дополнительная фигура. Первой была мужская фигура с коротким мечом, вторая фигура поместилась на фотографии в полный рост и стояла примерно в нескольких футах за мной чуть сзади, держа в руках букет цветов. В третий раз, как только пластинка была помещена в камеру и я удобно расположился в кресле, я мысленно попросил, чтобы фигура стояла на очень близком расстоянии от меня. На третьей пластинке появилось изображение женской фигуры, стоящей очень близко впереди меня так, что складки её одежды закрывали нижнюю часть моего тела. Я видел, как проявлялись все три пластинки и в каждом случае дополнительная фигура начинала вырисовываться в тот момент, когда наливали проявитель, в то же время мой портрет оставался невидимым в течение почти двадцати секунд после появления неясных очертаний духа. Я не мог узнать ни одной фигуры на негативах, но когда получил проявленные снимки, то с первого взгляда безошибочно узнал на третьем из них изображение моей матери. Он точно воспроизводил её облик и выражение лица, но отличался от всех её прижизненных портретов: это было изображение задумчивой женщины, несколько идеализированное, но такое, которое я ни с чем и никогда не спутаю.»[288]Во втором портрете, хотя и расплывчатом, доктор Уоллес также узнал изображение матери. Появившаяся первой «призрачная фигура» мужчины не была им опознана.

Мистер Дж.Трейл–Тэйлор, который стал впоследствии редактором «Бритиш джорнэл оф фотографи»,[289]засвидетельствовал получение сверхъестественного результата при участии того же медиума, используя при этом свои собственные пластинки. Он утверждал, что «во время приготовлений, экспозиции и проявления фотографических пластинок мистер Хадсон не приближался к камере или к тёмной комнате ближе, чем на 10 футов».

Мистер Ф.М.Паркес, проживающий в тупичке на Гроув–роуд, в лондонском Ист–Энде, был настоящим экстрасенсом, который получал достоверные видения из своего детства. Он ничего не знал о Спиритизме до 1871 года, но уже в начале следующего года провёл эксперимент по фотографированию духов со своим другом мистером Ривесом — владельцем закусочной недалеко от Кингз–Кросс. В то время Паркесу было тридцать девять лет. Сначала на пластинках проявлялись отдельные отметины и светлые пятна, но спустя три месяца был получен образ некоего «призрака». Позировали им доктор Секстон и доктор Кларк из Эдинбурга. Для проведения тщательной экспертизы камеры, тёмной комнаты и всех используемых приборов доктор Секстон пригласил доктора Баумэна из Глазго, который был опытным фотографом. Доктор Баумэн всё тщательно проверил и заявил, что подлог со стороны Паркеса исключается. В течение нескольких лет этот медиум не брал никакого вознаграждения за свои услуги. Мистер Стэнтон Мозес, который посвятил мистеру Паркесу целую главу своей книги, пишет:

«Перелистывая альбом мистера Паркеса, я отметил невероятное разнообразие изображений; меня действительно поразило то, что изображения не были похожи одно на другое и полностью отличались от нашего представления об образе призрака. Среди тех 110 фотографий, которые лежат сейчас передо мной, сделанных в период с апреля 1872 года и по сегодняшний день (с некоторыми перерывами), нет двух совершенно похожих изображений — за исключением одной пары, которая имеет некие схожие черты. Каждое изображение обладает собственным характером и индивидуальностью.»[290]Он подчёркивает, что значительное число фотографий было опознано участниками сеансов.

Мьсье Эдмон Бюге — французский спиритический фотограф, посетил Лондон в июне 1874 года. В его студии на Бейкер–стрит в доме 33 перебывало много известных личностей. Мистер Гаррисон, редактор журнала «Спиритуалист», рассказал об эксперименте, проведённом этим фотографом, при котором от стеклянной пластинки отрезался уголок и после проявления прикладывался к негативу. Мистер Стэнтон Мозес приводит следующее описание Бюге: «…высокий худой мужчина с серьёзным выражением лица и чётко выраженными чертами, с пышной чёрной шевелюрой». Говорят, что во время экспозиции пластинки он находился в частичном трансе. Полученные им изображения не имели высокого качества и не были отчётливыми, в отличие от тех, которые были получены другими медиумами. Следует отметить, что многие из полученных спиритических портретов были опознаны. Самым забавным было то, что Бюге получил несколько портретов двойников присутствовавших на сеансе людей, а также своих здравствующих друзей, находившихся в других местах. Так, Стэнтон Мозес, который в тот момент пребывал в состоянии транса в Лондоне, вдруг оказался на пластинке в Париже, где на сеансе позировал перед камерой мистер Гледстэйнз.

В апреле 1875 года Бюге был арестован и осуждён правительством Франции за производство фальшивых фотографий духов. В целях самосохранения он признался, что все результаты были получены им путём мошенничества. Его приговорили к штрафу в 500 франков и к году тюремного заключения. На судебном заседании несколько известных общественных деятелей подтвердили свою уверенность в том, что его «призраки» не были «тряпичными куклами», а являлись подлинными. Впрочем, злоключения медиума не смогли повлиять на истинность полученных им результатов. Те, кому будет интересно ознакомиться с подробностями его ареста и судебного процесса, могут составить собственное мнение о личности Бюге, обратившись к публикациям. После суда мистер Стэнтон Мозес говорил: «Я не только верю — я знаю, так же как знаю самого себя, что некоторые фотографии Бюге были истинными.»[291]

Джеймс Коутс отзывается о Бюге, как о слабохарактерном человеке, который вместо того, чтобы доказывать свою правоту, в испуге делает лживое признание. По его мнению, новое явление в медиумизме ничего не потеряет без такого человека. Что касается признания, то оно было буквально вырвано из уст Бюге, поскольку обвинение против него и «Спиритического обозрения» («Revue Spirite») выдвинул не кто иной, как архиепископ Римской католической церкви в Тулузе. При этом редактор издания также был предан суду и осуждён. Бюге рассказывал, что единственным шансом для него оставалось чистосердечное признание. Таким образом, он совершил то, что делали до него многие жертвы инквизиции — признался под нажимом, но это не спасло его от двенадцати месяцев тюремного заключения.

Ричард Бурснель (1832–1909) сыграл заметную роль в период расцвета спиритической фотографии. Он был партнёром профессионального фотографа с Флит–стрит и, как известно, получал на пластинках «следы духовного присутствия» в виде рук и лиц ещё в 1851 году. Его партнёр обвинил его в том, что он плохо обрабатывал пластинки (это было время появления в фотографии влажно–коллоидного процесса),[292]и после продолжительного спора Бурснель заявил, что не хочет иметь ничего общего с этим делом. Прошло около сорока лет, прежде чем он снова начал получать световые пятна на пластинках, а затем и фигуры «призраков» на своих фотографиях, что вызывало у него только раздражение, так как наносило определённый ущерб его основному занятию и «портило массу пластинок». С огромными трудностями мистер У.Т.Стед уговорил его продолжать сеансы. Установив собственные условия эксперимента, мистер Стед получал неоднократно то, что старый фотограф называл «портреты теней». Сначала они были нечёткими, но позже удалось получить несколько портретов, которые были полностью идентифицированы. Мистер Стед приводит подробный список предпринятых им мер предосторожности, в частности, использование помеченных пластинок и так далее, но отмечает, что никогда не придавал им большого значения, рассматривая появление на пластинке изображений родственников не знакомой фотографу модели гораздо более важным результатом, нежели соблюдение мер предосторожности, от которого любой фокусник или трюкач–фотограф могли уклониться в случае проверки. Он говорит:

«Снова и снова я посылал своих друзей к мистеру Бурснелю, не информируя его о том, кто они, не говоря ему ничего о личности умершего друга или родственника, чей портрет они желали получить, и о времени посещения. После того, как негатив был проявлен, портрет появлялся позади, а иногда и перед фигурой модели. Это случалось так часто, что я вполне убедился в невозможности какого–либо мошенничества. Один французский редактор, разглядев на своём проявленном портрете изображение покойной жены, был вне себя от радости и начал целовать мистера Б., что немало смутило старого фотографа. Или другой случай, происшедший с инженером из Ланкашира, который и сам занимался фотографией. Он использовал пластинки с пометками, следуя всем возможным мерам предосторожности. При этом он получил портреты двух своих родственников и ещё один с изображением известной личности, с которой находился в тесных дружеских отношениях. То же повторилось с ближайшим соседом мистера Б., который по чистой случайности зашёл в студию и получил портрет своей умершей дочери.»

В 1903 году медиуму был вручён кошелёк с золотыми монетами и наградной лист, подписанный сотней известных лондонских спиритов. При этом стены помещений Психологического общества на Джордж–стрит рядом с Портмэн–сквер были уввешаны 300 специально отобранными спиритическими фотографиями, предоставленными Бурснелем.

Что касается точки зрения мистера Стеда в отношении «подлинного сходства», критики заявляли, что модель зачастую просто воображала сходство и временами две модели одновременно признавали в одном и том же изображении своих родственников. В ответ на это можно напомнить случай с таким серьёзным экспертом, как доктор Альфред Рассел Уоллес, который признал в изображении на пластинке свою покойную мать. Доктор Кашмэн (о котором мы расскажем ниже) показал фотографический «призрак» своей дочери Агнес многим друзьям и родственникам, и все они подтвердили полное сходство. Но даже если оставить в стороне спорные случаи, существует огромное число доказательств получения тысяч таких сверхъестественных портретов, которые были идентифицированы.

Мистер Эдвард Уайли (1848–1911) обладал подлинными медиумическими способностями, которые были проверены многими квалифицированными исследователями. Он родился в Калькутте, его отец — полковник Роберт Уайли находился на службе у правительства Индии в должности военного советника. Уайли–младший получил звание капитана во время Маорийской войны[293]в Новой Зеландии, после которой он и занялся фотографией. Однако регулярное появление на негативах светлых пятен грозило его бизнесу полным крахом. Он никогда не слышал о фотографировании духов, пока одна леди, позировавшая ему, не предложила вниманию Уайли спиритическую трактовку световых пятен на негативах. Он попробовал провести с ней эксперимент, и на пластинке в пятне света им были получены изображения лиц. Впоследствии эти пятна стали проявляться очень часто и уже с другими позирующими ему людьми. Уайли решил забросить свой бизнес и посвятить себя фотографированию духов. Здесь ему пришлось столкнуться с новыми проблемами: его обвинили в мошенничестве, и это настолько потрясло его, что он попытался полностью изменить свою жизнь, однако потерпел неудачу и вернулся к работе как фотомедиум (именно так его и называли). 27 ноября 1900 года комитет Общества психических исследований Пасадены[294]провел в Лос–Анджелесе заседание с его участием. Вопросы, которые ему задавали члены комитета, представляют несомненный исторический интерес:

«Вопрос: Вы рекламировали свои сеансы, обещали получить портреты духов или что–либо необычное присутствующим на Ваших сеансах?

Ответ: Вовсе нет. Я никогда ничего не гарантировал и не обещал. Я не контролирую этот процесс. Правда, я брал небольшую плату за моё время и материалы, как Вы видели — на стене висит карточка с ценами. Я брал один доллар за сеанс; и в случае, если первый сеанс оказывался неудовлетворительным, то я давал второй без дополнительной платы.

Вопрос: Вы когда–нибудь терпели неудачи на сеансах?

Ответ: О, да и довольно часто. В прошлую субботу я работал весь день, дал пять сеансов и не получил никаких результатов.

Вопрос: Как часто Вы получаете отрицательные результаты?

Ответ: Я должен сказать, что в обычный рабочий день бывает 3–4 неудачи, иногда — больше, иногда — меньше.

Вопрос: Часто ли те, кто позирует Вам, узнают в полученных изображениях своих родственников или знакомых?

Ответ: Несколько месяцев в прошлом году я записывал все свои результаты и обнаружил, что около двух третей всех заседаний не проходят без того, чтобы одно–два лица не были опознаны моими моделями. Иногда это может быть одно лицо, иногда пять–шесть, а однажды даже восемь. Я не веду подсчёт, я знаю только общее число присутствующих, что и отражено в моей записной книжке.

Вопрос: Когда Вы проводите сеансы, то в состоянии ли вы как экстрасенс предсказать заранее, сколько лиц «призраков» Вы могли бы получить на пластинке?

Ответ: Иногда я видел свечение вокруг позирующего и затем ощущал уверенность, что результат в этом случае может быть получен, но какой именно — я не знал до тех пор, пока не получал негативы после проявления и не выносил их на свет.

Вопрос: Если посетитель испытывал очень сильное желание увидеть своего усопшего друга на пластинке, мог ли он надеяться на результат больше, чем остальные?

Ответ: Нет. Возбуждение, эмоциональная напряжённость, страстное желание, тревога или внутренний конфликт усложняют использование силами духов магнетизма присутствующих для своих проявлений, таким образом, уменьшается реальность получения изображения на пластинках. Непринуждённая, спокойная и доброжелательная атмосфера наиболее предпочтительна для получения хороших результатов.

Вопрос: Те, кто называет себя спиритами, получают лучшие результаты, чем те, кто не являются последователями этого учения?

Ответ: Нет. Я достигал наилучших результатов тогда, когда мне позировали самые отьявленные скептики.»

Комитету не удалось получить портретов «призраков», тогда как в процессе работы предшествовавшего ему «Комитета семерых» в 1899 году, который подверг медиума суровым тестам, четыре пластинки из восьми «показали результаты, на которые Комитет мог обратить своё внимание». Кроме краткого перечисления предпринятых мер предосторожности отчёт содержал следующие выводы:

«Так как Комитет не имеет на этот счёт собственной теории, мы свидетельствуем только то, в чём точно уверены. Персонально мы не отрицаем возможность подобных случаев, но единодушно подтверждаем лишь объективные факты… Мы выплатим 25 долларов любому фотографу из Лос–Анджелеса, который путём трюка или подделки получит сходные результаты при сходных условиях эксперимента.

Подписано:

Джулиан Мак–Крэ, П.К.Кэмпбелл, Дж.У.Макки,

У.Н.Слокам, Джон Хенли».

 

Дэвид Дюгид (1832–1907) - известный пишущий и рисующий медиум достиг значительных успехов в тщательном исследовании природы спиритических фотографий, полученных им совместно с мистером Дж.Трейл–Тэйлором — редактором «Бритиш джорнэл оф фотографи». 9 марта 1893 года последний ознакомил собрание Лондонской региональной ассоциации фотографов с серией газетных статей на эту тему и протоколами последних сеансов, проведённых Дюгидом. Он пишет:

«Мои условия были предельно простыми… Поскольку в то время для меня все они были мошенниками, я, для того чтобы предотвратить возможность трюков, использовал собственную камеру и нераспечатанную пачку чистых пластинок, купленных у надёжных лавочников. Кроме того, я собирался не выпускать пластинки из своих рук до самого окончания процесса проявления. Но точно так же, как я предпринял свои меры предосторожности против них, так и они могли предпринять ответные меры, поэтому я потребовал, чтобы всё происходило в присутствии двух свидетелей. Я предупредил, что хочу положить свои часы на камеру под предлогом того, что хочу установить точно такую же экспозицию. Другими словами, я собирался использовать бинокулярную стереоскопическую камеру и требовал выполнения всех своих условий.»

После окончания эксперимента, проведённого в соответствии с выдвинутыми им условиями, он зафиксировал появление на пластинках дополнительных фигур:

«Некоторые из них оказались резкими, некоторые — нет; некоторые были освещены справа, хотя позирующий был освещён слева… одни выходили за размеры пластинки, представляя собой искажённые изображения реальных людей; другие выглядели, как заурядные обыватели на украшенном виньетками портрете плохого качества. Иногда складывалось впечатление, что кусок фотографии, где располагалось изображение «призрака», был вырезан консервным ножом (овал с неровными краями) и криво прикреплён к портрету самой модели. Но одно очевидно: я не видел ни одной из тех фигур, которые так ясно были видны на негативах, до тех пор, пока не закончилось время проявления. Могу серьёзно поручиться за тот факт, что никто не имел никакой возможности доступа к любой из этих пластинок и не мог ни поместить что–либо на её светочувствительную сторону, ни повлиять на процесс проявления. С точки зрения техники, изображения были низкого качества, но как же всё–таки они появились там?»

Некоторые другие известные личности, присутствовавшие на сеансах Дюгида, также описывали замечательные результаты, которых он смог добиться.[295]

Мистер Стэнтон Мозес в заключительной главе интереснейшей книги, посвящённой спиритической фотографии,[296]излагает теорию, согласно которой дополнительные фигуры на фотографиях формировались из эктоплазмы (которую он называл «текучая субстанция») невидимыми операторами, и проводит сравнение результатов, полученных различными фотографическими медиумами.

«Неоценимые и убедительные эксперименты» мистера Джона Бити, как их называл доктор Альфред Рассел Уоллес, мы сможем описать лишь вкратце. Мистер Бити из Клифтона (пригород Бристоля) был пенсионером, который работал фотографом в течение двенадцати лет. Бити очень сомневался в подлинности многих спиритических фотографий, которые ему показывали, и решил провести исследование без участия профессионального медиума, но в присутствии близкого друга доктора Дж.С.Томсона из Эдинбурга, который обладал способностью погружаться в транс. В 1872 году они провели серию экспериментов и получили на пластинах первые световые пятна, а позже и целые фигуры духов. Они обнаружили, что появление дополнительных объектов и световых отметин на пластинах в большой степени зависит от того, кто служит моделью. Эту особенность часто отмечали и другие. Честность мистера Бити подтвердил мистер Стэнтон Мозес,[297]редактор «Бритиш джорнэл оф фотографи». Во время экспериментов было отмечено множество деталей, не вызывавших сомнений в порядочности старого фотографа.

Работа специально созданной в 1908 году лондонской газетой «Дейли мейл» комиссии для «расследования подлинности того, что называют спиритической фотографией», не дала результатов. Комиссия состояла из трёх не–спиритов: Р.Чайлд–Бейли, Ф.Дж.Мортимера и Э.Зенгер–Шеферда и трёх сторонников спиритической фотографии: А.П.Синнета, Э.Р.Сирколд–Скилза и Роберта Кинга. В ходе отчёта трое последних утверждали, что они «могут согласиться лишь с тем, что Комиссия отказалась признать возможность существования такого явления, как спиритическая фотография, не потому, что доказательства этому явлению было недостаточно, а по причине непонимания некоторыми членами комиссии данного предмета, с которым они ранее не имели дела, и отсутствия у них опыта его исследования.»

Подробный отчёт комиссии можно найти в журнале «Лайт».[298]В последние годы развитие спиритической фотографии в основном было связано с кружком, организованным в английском городе Кру (графство Чешир) мистером Уильямом Хоупом и миссис Бакстон — жителями этого города. Кружок был образован в 1905 году, но не привлекал внимания до того момента, пока его не открыл для себя в 1908 году архидьякон Коллей. Мистер Хоуп, описывая свои первые опыты, рассказывает, что в то время он работал на фабрике около Манчестера. И как–то раз, в субботу днём, сделал фотографию молодого рабочего на фоне кирпичной стены. После проявления пластинки на ней оказалась фигура женщины, стоявшая рядом с парнишкой, причём кирпичная стена просвечивала сквозь неё. Человек, позировавший Хоупу, с изумлением спросил его, каким образом попала эта фигура на фотографию; он узнал в ней свою сестру, которая умерла несколько лет назад. Мистер Хоуп говорит: «Я ничего не знал о Спиритизме в то время. Мы принесли эту фотографию на работу в понедельник, и один спирит сказал нам, что это и есть спиритическая фотография. Он сказал, что в следующую субботу мы должны попытаться ещё раз сделать фотографию в том же месте и той же камерой, которую мы уже использовали. Каково же было наше изумление, когда та же леди проявилась на пластинке снова, но уже в сопровождении малыша. Я задумался о необычности этого явления, и оно настолько заинтересовало меня, что я занялся собственными экспериментами.»

В течение долгого времени Хоуп уничтожал все негативы с изображениями духов, пока познакомившийся с ним архидьякон Коллей не посоветовал ему сохранять их. Архидьякон Коллей провёл своё первое заседание в Кру 16 марта 1908 года. Он принёс свои собственные камеру («Ланкастер» с пластинкой размером 1/4 — модель, которую до сих пор использовал сам мистер Хоуп) и пластинки, которые пометил алмазным стеклорезом и проявлял собственными реактивами. Мистер Хоуп только нажимал на «грушу» затвора. На одной из пластинок появилось два изображения духов.

С тех пор мистер Хоуп и миссис Бакстон, невзирая на ставившиеся перед ними условия и ограничения, получили, работая под неусыпным контролем, тысячи фотографий духов и могли с гордостью сказать, что никогда не брали даже пенса за свои профессиональные услуги: оплате подлежали только фотографические материалы и время самих специалистов.

Мистер М.Дж.Вернкомб, профессиональный фотограф из Бриджуотер в Сомерсете, столкнулся с теми же помехами в своей профессиональной деятельности, что и Уайли, Бурснель и другие медиумы, обнаружившие бесчисленное количество светлых пятен на пластинках, и так же, как и все, он обратился к изучению спиритической фотографии.

В 1920 году известный исследователь мистер Фред Барлоу из Бирмингема на пластинках, не подвергавшихся экспозиции в фотокамере, получил наряду с изображениями лиц «призраков» письменные сообщения.[299]С того дня мистер Вернкомб получил немалое количество повторных сообщений и достиг успешных результатов при изучении этого явления.

Медиумизм миссис Дин обнаружился не так давно (её первые спиритические фотографии были получены в июне 1920 года). При проведении экспериментов она получила много чётких изображений духов. Полученные ею результаты приравнивают к лучшим работам её предшественников. Доктор Аллертон Кашмэн, известный американский учёный и директор Национальных лабораторий в Вашингтоне, в июле 1921 года совершил неожиданный визит в Британский психологический колледж, расположенный в Холланд–парке. Он провёл несколько сеансов с миссис Дин и получил прекрасные, очень чёткие изображения духа своей покойной дочери. Все детали этого заседания можно найти (вместе с фотографиями) в журнале Американского общества психических исследований.[300]Убедительные результаты были получены 11 ноября 1922 года на праздновании Дня Примирения, проходившем в Уайт–Холле, когда на фотографии огромного скопления людей, собравшихся вблизи Кенотафа,[301]можно было разглядеть много лиц духов, а некоторые из них даже удалось опознать. Подобное повторялось на протяжении трёх последующих лет.

Современные исследователи доказали, что эти психические результаты невозможно получить через объектив камеры. Во многих случаях при проведении экспериментов эти сверхъестественные портреты появлялись на пластинках из нераспечатанных коробок, которые находились в руках позирующих людей. Когда эксперименты проводились с использованием двух камер «призраки» появлялись только в одной из двух этих камер. Были высказаны предположения о том, что изображение экспонировалось на фотопластинку заранее или что пластинка подверглась воздействию психических сил.

Автор мог бы сказать несколько слов о своих личных впечатлениях, полученных в основном на сеансах в Кру, проводимых миссис Дин. Они почти всегда оказывались результативными, но ни одно из изображений не было опознано. При этом автор вполне признаёт наличие у миссис Дин психического дара, который она неоднократно проявляла на серии экспериментов, проводимых мистером Уорриком в самых разных условиях. Все они подробно описаны в «Сайик сайнз».[302]Собственный опыт автора, однако, никогда не давал столь очевидных результатов и, если бы он полагался только на него, то не смог бы ничего утверждать с уверенностью. Автор приносил на сеансы миссис Дин собственные пластинки, поскольку был уверен в том, что лица могут появиться на этих пластинах во время приготовлений к эксперименту, когда миссис Дин, к примеру, держала коробку с пластинами в своём кармане. Ему казалось, что она была способна облегчить свою «тяжёлую участь» медиума и получить требуемый результат путём обмана. Но это впечатление оказалось ошибочным, так как сеанс с Кашмэном был чистым экспромтом. Всё же известен случай с применением подобного трюка, который однажды произошёл с ней в Психологическом колледже; тогда пришлось заменить её коробку пластин на новую. Несмотря на это, изображения «призраков» всё же были получены. Возможно, кто–то мудрый наставил её на истинный путь, и она прекратила пользоваться сомнительными методами для получения спиритических фотографий — может быть и подлинных, но слишком уязвимых для нападок.[303]

Совершенно иначе обстояло дело с мистером Хоупом. В нескольких случаях автор приносил на его сеансы свои собственные пластины, помечал их в тёмной комнате и, не выпуская из рук, даже сам проявлял. Почти в каждом случае на них получались изображения духов, которые, правда, не были чёткими и узнаваемыми. Мистер Хоуп вынужден был терпеть, как и всякий медиум, обычные в таких случаях нападки, включая обвинения в невежестве и злом умысле, но выходил из этих историй с честью, не испортив своей репутации.

Позволим себе сделать некоторые замечания по поводу результатов, достигнутых мистером Стейвли Балфордом, талантливым исследователем–психологом, который получил самые замечательные по степени подлинности фотографии. Никто, просмотрев его альбомы и отметив, как постепенно развивался его талант, как изображения из тусклых размытых пятен превращались в прекрасно различимые лица, не мог бы усомниться в реальности этого явления.

Хотя предмет изложения до сих пор остаётся не выясненным до конца, но автор, основываясь на собственном опыте, выступает в поддержку той точки зрения, что в определённом количестве случаев нет оснований усматривать подлог или воздействие извне. Описанный эффект производился особыми лучами, которые переносили изображение и имели способность проникать в твёрдое тело, отпечатывая изображение на светочувствительной стороне фотопластинки. Эксперимент, о котором мы уже упоминали, с одновременным использованием двух камер (медиум при этом располагался между ними), убедительно доказал, что изображение появлялось только на одной из пластин. Автор получал достаточно чёткие результаты на пластинах, которые никогда не вынимались из закрытой кассеты, причём эти результаты не уступали тем, что получались вследствие экспозиции. Возможно, что если бы Хоуп никогда не снимал крышки с объектива своей камеры, он мог бы достичь тех же результатов.

Как бы там ни было, пока это лишь гипотезы, которые не исключают и факта присутствия мудрого, хотя и невидимого глазу духа. Возможно, он не только руководил всеми операциями, но и действовал сам, своими собственными методами, которые каждый раз давали разные результаты в разных кружках. Надо сказать, что анализируя факты, о которых автор попытался рассказать в этой главе, он старался представить себе точку зрения каждого из фотографов по поводу полученных ими изображений. Если предположить участие духа в этом процессе, то тогда становится понятным, отчего нарушались все законы фотографии и почему тень и свет переставали «дружить» друг с другом, ставя в тупик даже самых въедливых критиков. В пользу того, что образы, запечатлённые на пластинках, передавались неким духом, говорит и тот факт, что мы получаем в результате изображения старых фотографий и картин лица как живых людей, так и бестелесных духов. В одном случае, описанном доктором Хенслоу, на пластинке Хоупа появилось изображение редкой греческой рукописи, хранящейся в Британском музее, правда, с некоторыми изменениями в тексте, что свидетельствует о том, что оно не являлось точной копией рукописи.[304]Возможно, что дух, выбравший эту рукопись для того, чтобы показать нам, грешным, на пластине её изображение, страдал лёгкими провалами в памяти. Это объяснение приводит к неутешительному выводу о том, что если мы и получаем психическую фотографию покойного друга, то это вовсе не означает, что наш друг действительно присутствовал при этом. Только после того, как любой факт, касающийся спиритической фотографии, найдёт подтверждение на нескольких независимых сеансах, мы сможем утверждать что–то с той или иной долей определённости.

При проведении эксперимента с участием Хоупа перед глазами автора прошёл весь процесс получения фотографий духов. Автор попытался расположить снимки по стадиям предполагаемого процесса. На первом из них, полученном с мистером Уильямом из Глазго (он позировал на сеансе), можно разглядеть подобие кокона с тонкими прожилками, образованного эфемерным веществом, которое мы теперь называем эктоплазмой, так как до сих пор не имеем чёткой классификации каких–либо других видов плазм. Этот кокон был тонкий, как мыльный пузырь, и совершенно полый внутри. Кажется, что это была своеобразная «шкатулка с секретом», олицетворяющая происходящий процесс. Психические силы концентрировались в «шкатулке» так же, как в «кабинете» вполне земного медиума. На следующем снимке было видно, как раскрывается кокон и внутри него формируется лицо, причём можно было отметить разные стадии этого процесса. В окончательном виде лицо выглядело так, как будто оно находилось в обрамлении обрывков кокона, образовывавших арку вокруг лица, с которой как бы свисала вуаль. Эта вуаль всегда присутствовала на портретах Хоупа, и не подлежит сомнению, что мы имеем дело в данном случае с чисто психографическим эффектом. Вуаль или мантилья проявлялась в разных формах, оне хорошо видны в серии более ранних фотографий. Особенно примечательным можно считать случай, произошедший на западном побережье Африки с одним фотографом–любителем. Он получил изображение тёмной фигуры духа, укутанной в плащ плотной материи, спускающийся тяжёлыми складками с головы до самой земли. Когда сходные результаты получают в Кру и в Лагосе, то здравый смысл подсказывает, что они подчинялись общей закономерности.

Автор очень надеется, что внёс свой посильный вклад в понимание явления психической фотографии, упомянув о существовании «психического кокона». Фотографии духов — очень интересный раздел психической науки, имеющий полное право на существование и исследование, что может подтвердить любой серьёзный учёный–экспериментатор. Мы не можем отрицать, однако, что в этой области подвизается немало мошенников. Однако, и мы признаём это публично, многие результаты, полученные медиумами, абсолютно достоверны. Автор полагает, что ещё много открытий может произойти в этой области науки, и мы должны быть готовы принять и понять всё, что бы ни случилось.

 

Глава 20. Говорящие медиумы и речевой медиумизм. Восковые слепки и гипсовые отливки [305] материализованных фигур

 

К сожалению, мы не в состоянии отвести каждой форме проявления психических сил отдельную главу, так как объём нашего обзора ограничен, но явления воспроизведения речи и голоса, равно как и восковые слепки, являются настолько очевидными реалиями, что мы считаем своей обязанностью посвятить им несколько страниц нашего повествования.

Тысячи людей помнят слова Иова: «И слышал я голос». Иов говорил о голосе, который явно не принадлежал земному существу. В подтверждение этого можно привести немало свидетельств и результатов экспериментов. В «Библии» часто встречаются упоминания о подобных явлениях,[306]и многие современные психические отчёты содержат доказательства того, что свидетельства, дошедшие до нас из глубины веков, подтверждаются в наши дни.

Голоса и даже разговоры, которые слышали Сократ и Жанна д'Арк, могут считаться яркими историческими примерами речевого медиумизма, однако до сих пор не ясно, достигали ли они ушей окружающих.[307]Опираясь на теоретические воззрения прошлых эпох и современное Учение, мы можем прийти к выводу о том, что те голоса, которые они слышали, были вызваны сверхъестественными силами так же, как и речевые сообщения, с которыми нам приходится сталкиваться в наши дни.

Мистер Фредерик Мейерс[308]попытался убедить нас в том, что демон Сократа был «глубинным пластом самой мудрости» и общался с «поверхностным пластом разума».[309]По всей видимости, ему следовало бы подобрать похожие слова и для объяснения тех голосов, которые слышала Жанна д'Арк. Однако таким образом он не объяснял ничего.[310]

А как относиться к трудам, повествующим о древних статуях? Один учёный–аноним, перу которого, по словам доктора Леонида Марша из университета в Вермонте, принадлежала любопытная книга: «Апокатастасис,[311]или прогресс наоборот», ссылаясь на Ноннуса,[312]писал:

«Что касается той статуи (Аполлона, — А.К.Д.), — где она находилась и как именно она разговаривала, — я не могу сказать ничего. Хотя и существовала статуя в Дельфах,[313]которая могла «говорить». Вы должны знать, что духи говорят без артикуляции, так как они не имеют органов, которые позволили бы им говорить так, как это делаем мы.»

Комментарий доктора Марша по этому поводу:

«Кажется, что автор не был информирован о говорящей силе духов, хотя древняя история утверждает, что их голос часто витал в воздухе; причём речь их звучала вполне членораздельно и слова повторялись одни и те же, но в разных местах. Это явление называли повсеместно не иначе как «Vox Divina».[314]

Далее он рассуждает о том, что дух, вероятно, попытался провести с этой статуей эксперимент, вернее, не с самой статуей, а с тем материалом, из которого она была изготовлена (возможно, это был камень), чтобы посмотреть, сможет ли она разговаривать, но эксперимент не удался, так как «статуя не имела гортани, ни других органов голоса, которые имеют наши современные медиумы». Доктор Марш в самом начале своей книги показывает, что спиритические явления того времени (1854) по степени своей зрелости не шли ни в какое сравнение с древним опытом общения с духами. Он говорит, что древние считали подобное общение наукой и утверждали, что истинность знаний, которые были получены ими с её помощью, не вызывала никакого сомнения, «несмотря на все происки злых духов». Если допустить, что священнослужитель являлся голосовым медиумом, то становится понятным, почему говорил Дельфийский оракул.

Тот факт, что голос, который считался одной из первых форм медиумизма, ассоциирующейся с современным Спиритизмом, до сих пор занимает выдающееся место в этом Учении, тогда как многие другие аспекты ранних проявлений медиумизма стали редкими, ещё ни о чём не говорит. Множество компетентных исследователей рассматривали речевой медиумизм в ряду наиболее доказательных психических проявлений, давайте же заглянем в их архивы.

Джонатана Кунза, фермера из Огайо, можно считать пионером современного речевого медиумизма. В своей хижине, названной им самим «спиритической комнатой», начиная с 1852 года и на протяжении ряда последующих лет, он получил целый ряд удивительных проявлений, включающих голоса духов, звук которых исходил из оловянного мегафона или «трубы». Мистер Чарльз Партридж, известный общественный деятель и один из первых исследователей этих проявлений, так описывает впечатления от голоса духа, называвшего себя Джоном Кингом на сеансе у Кунза в 1855 году:

«Почти в конце сеанса дух Кинга, как он сам себя назвал, решил дать аудитории краткую лекцию через оловянную трубу. Говорил он вполне членораздельно и отчётливо, рассказывая о тех выгодах, которые приносит общение с духами во времени и в пространстве, и призывал нас быть осмотрительными и смелыми в дискуссиях, усердными в наших исследованиях, искренними по отношению к тем обязанностям, которые возложены на нас, благосклонными к тем, кто проявил невежество или ошибся, хладнокровными и благоразумными и так далее.»

Известный американский профессор Мэйпс на сеансе у братьев Дэвенпорт в течение 30 минут беседовал с Джоном Кингом, голос которого был громким и отчётливым. Мистер Роберт Купер, один из биографов братьев Дэвенпорт, часто слышал голос Кинга как в дневное время, так и ночью, когда он прогуливался с ними по улице.

Сегодня мы достаточно близки к тому, чтобы объяснить процесс, при помощи которого голоса духов доходят до наших ушей. Эти догадки, между прочим, подтверждались сообщениями, полученными от самих духов.

Голоса становились слышимыми, когда эктоплазма, исходящая в значительной степени от медиума, и в меньшей — от присутствующих на сеансе, использовалась духовными операторами для создания структуры, напоминающей по строению гортань человека. Посредством её и воспроизводился голос.

В объяснении, которое, по словам Кунза, дали сами духи, они говорят об использовании комбинации из элементов спиритического тела и «физической ауры медиума», то есть того, что мы называем словом «эктоплазма». Сравните это объяснение и откровение духов, полученное миссис Бассет, известным английским медиумом 1870–х годов: «Они говорят, что используют эманации[315]медиума и других членов кружка, из чего они делают речевой аппарат, который и используют для передачи звуков.»[316]

Миссис Мэри Маршалл (умершая в 1875 году), которая была первым публичным медиумом в Англии, работала своеобразным «каналом», по которому передавались голоса Джона Кинга и других духов. В 1869 году мистер У.Г.Гаррисон, редактор журнала «Спиритуалист», проводил поразительные опыты с её участием. Поскольку ранних спиритов представляли людьми, способными на обман, интересно отметить особую тщательность его тестов. Он пишет:

«Столы и стулья двигались среди бела дня, иногда отрываясь от поверхности пола, а в вечернее время на сеансах слышались голоса и можно было видеть свечение; подразумевалось, что всё это производили духи. Я решил стать постоянным посетителем этих сеансов и упорно продолжать свою работу до тех пор, пока не удостоверюсь в правдивости этих утверждений или не раскрою обмана в присутствии свидетелей, чтобы опубликовать обнаруженные факты, снабдив их подробными чертежами используемых обманщиками аппаратов.

Голос духа, называющего себя Джон Кинг, резко отличался от голосов мистера и миссис Маршалл. Однако я, честно сказать, предполагал, что именно мистер Маршалл издавал эти звуки. Однако после нескольких сеансов мною было установлено, что обычно Джон Кинг и мистер Маршалл говорили в одно и то же время, таким образом мне пришлось отказаться от этой версии.

Затем я стал подозревать миссис Маршалл, пока однажды вечером я не занял место позади неё; она находилась с правой стороны от меня, и я удерживал в своей руке её ладонь. Джон Кинг явился и заговорил прямо в моё левое ухо, а миссис Маршалл всё это время оставалась неподвижной, таким образом, я вынужден был искать новую гипотезу.

В следующий раз я предположил, что у них есть сообщник среди членов кружка, и именно он воспроизводит голос Джона Кинга, поэтому мне пришлось провести сеанс с четой Маршаллов наедине; Джон появился снова и говорил со мной в течение часа.

В конце концов я решил, что голос подавал скрытый от глаз сообщник, и посетил два сеанса, которые миссис Маршалл давала в чужом доме, где она не знала никого. Джон Кинг появился вновь и как всегда бодро заговорил с присутствующими.

И в завершение, вечером в четверг 30 декабря 1869 года Джон Кинг явился и разговаривал с одиннадцатью членами кружка в отсутствие супругов Маршалл; медиумом на сеансе выступала миссис Перрин.»[317]

Таким образом, мистер Гаррисон убедился, что слышанный голос не принадлежал человеку, но он не упомянул о том, что подобные голоса часто имели такие характерные признаки, которые ни медиум, ни его гипотетические сообщники не смогли бы сымитировать.

Известный исследователь синьор Дамиани в своём докладе на собрании Лондонского диалектического общества утверждал, что голоса, которые говорили с ним на сеансах, проводимых медимами–любителями, и впоследствии вступавшие с ним в беседу на сеансе миссис Маршалл, «имели те же самые характерные тон, интонацию, тембр, громкость и особенности произношения, что и при их первоначальном проявлении».[318]Эти голоса вели с ним беседы на личные темы, в которые не был посвящён никто из посторонних. Временами они также предсказывали события, которые потом действительно имели место.

Естественно, что те, кто впервые сталкивался с явлением речевого медиумизма, подозревали медиумов в чревовещании. Д.Д.Хоум, в присутствии которого часто раздавались голоса, проявлял особую осторожность, чтобы избежать подобных обвинений. Генерал Больдеро так описывал сеанс 1870 года, который Хоум проводил у него на дому в городе Кьюпар, расположенном в Файфе — территории Шотландии, омываемой с трёх сторон Северным морем:

«Когда в комнате раздались голоса невидимых гостей, беседующих друг с другом, можно было чётко различить две разные интонации. Мы не могли разобрать слов, но Хоум упорно не прекращал своего диалога с нами. Когда же мы попросили его помолчать немного, чтобы мы могли разобрать слова «призраков», он сказал: «Я не хочу прекращать разговор с вами, чтобы вы не подумали, что потусторонние голоса возникли в результате того, что я прибег к чревовещанию. Говорить и чревовещать одновременно — невозможно.»[319]Заметим, что голос Хоума отличался от тех голосов, которые раздавались в комнате для сеансов.

Автор может подтвердить, опираясь на свой собственный опыт, что слышал неоднократно несколько голосов, говоривших одновременно. Примеры тому приведены в главе, посвящённой некоторым выдающимся медиумам современности. Адмирал Асборн Мур также подтверждает, что слышал хор из трёх–четырёх голосов, звучавших одновременно, на сеансе миссис Ридт из Детройта. В своей книге «Голоса» он цитирует свидетельство известной писательницы мисс Эдит К.Харпер, личного секретаря мистера У.Т.Стеда. Вот что она пишет:

«После рассмотрения отчётов о почти 200 сеансах, проведённых миссис Эттой Ридт в течение её трёх последних визитов в Англию, отчётов, которые представляют собой увесистый том собственноручных записей постоянных членов её кружка, я решила кратко описать некоторые из самых поразительных впечатлений, которые я и моя матушка испытали благодаря медиумическим способностям миссис Ридт. Просматривая мои записи о её первом визите в 1911 году, я отметила следующие детали, которые считаю наиболее типичными для всех её сеансов:

1. Миссис Ридт никогда не впадала в транс — она свободно разговаривала с присутствующими на сеансах, и мы слышали её разговоры, равно как и споры с некоей духовной персоной, мнение которой она постоянно оспаривала. Я помню, как однажды мистер Стед затрясся от смеха, когда услышал, как миссис Ридт неожиданно объявила выговор последнему редактору «Прогрессив синкер» за его отношение к медиумам, и увидел явный конфуз мистера Фрэнсиса, который попытался объясниться, уронил трубу и ретировался в смущении.

2. Два, три и даже четыре духа говорили одновременно с различными людьми, присутствующими на сеансе.

3. Она получала сообщения и на иностранных языках, таких как французский, немецкий, итальянский, испанский, норвежский, голландский, арабский и другие. Причём ни с одним из этих языков она не была достаточно знакома. К одной норвежской леди, хорошо известной в мире литературы и политики, обратился на норвежском языке мужской голос, назвавшийся Р. и утверждавший, что он был её братом. Она разговаривала с ним и, казалось, была вполне удовлетворена тем, как он описал самого себя… В другой раз голос, свободно изъяснявшийся на испанском языке, обратился к леди из числа присутствующих, причём никто из них и не подозревал, что она может знать этот язык. Тем не менее леди вступила в беседу с невидимым собеседником, разговаривая на испанском языке и — к удовольствию духа — очень бегло.»[320]

Миссис Мэри Холлис (впоследствии известная под именем миссис Холлис–Биллинг), замечательный американский медиум, по приглашению известных лондонских спиритов дважды посетила Англию — в 1874 и в 1880 годах. Достаточно подробное описание её медиумических способностей приводит в своей книге «Поразительные факты современного спиритизма» доктор Н.Б.Вольфе.[321]Миссис Холлис была довольно обаятельна, а её психические силы, подтверждённые тысячами свидетельств, принесли утешение многим людям. Два её духа–наставника — Джеймс Нолан и индеец Ски — вели беседы с ней путём непосредственной, свободной речи. На одном из её сеансов, который проходил в доме миссис Макдугал–Грегори на Гросвенор–сквер 21 января 1880 года, один священник Англиканской церкви «продолжил общение с духом, прервавшееся семь лет назад, узнав голос, принадлежавший тому духу: громкий и отчётливый, он был хорошо слышен всем, кто находился рядом со священником.»[322]

Мистер Эдвард Рэндалл в своей известной книге «Мёртвые не умирают»[323]упомянул ещё одного известного американского говорящего медиума — миссис Эмили С.Френч. Она умерла в своём доме, в Рочестере (штат Нью–Йорк), 24 июня 1912 года. Мистер Рэндалл изучал её медиумические способности почти двенадцать лет и очень высоко ценил их.

Миссис Мерсия М.Суэйн, умершая в 1900 году, была говорящим медиумом, посредством которой «Кружок спасения» в Калифорнии имел возможность вызывать заблудшие души умерших и наставлять их на путь истинный. Подробное описание этих выдающихся заседаний, проходивших под руководством мистера Леандра Фишера в период с 1875 по 1900 годы, можно найти в книге адмирала Асборна Мура «Проблески нового состояния».[324]

Англичанка миссис Эверит — способный медиум–любитель — получала голосовые сообщения в 1867 году и ещё много лет спустя.

Большинство величайших физических медиумов, особенно медиумов–материализаторов, получали звуковые психические проявления. Это неоднократно случалось с такими медиумами, как Иглинтон, Спригз, Хаск, Дюгид, миссис Гаппи и Флоренс Кук.

Миссис Элизабет Блэйк из штата Огайо, которая умерла в 1920 году, слыла одним из самых замечательных медиумов, в её присутствии голоса звучали среди бела дня и с завидной регулярностью, что несомненно свидетельствует об их подлинности. Эта бедная и необразованная женщина жила в тихой деревушке под названием Брэдрик на берегу реки Огайо, напротив города Хантингдон в западной Вирджинии. Она с детства проявляла медиумические способности, оставаясь очень набожной прихожанкой Методистской церкви, от которой, как и многие другие медиумы, была впоследствии отлучена.

О ней не сохранилось почти никаких сведений; единственное и наиболее подробное описание её способностей принадлежит профессору Гейслопу.[325]Говорят, что она неоднократно подвергалась проверкам со стороны «учёных, врачей и других специалистов», всегда относилась к этому с пониманием и с готовностью проходила все тесты. Эти люди так и не смогли обвинить её в мошенничестве, но и не торопились оповещать о её способностях весь мир. Гейслоп же отнёсся к ним с большим интересом, особенно после того, как один известный американский фокусник признался ему, что сам убедился в реальности её психических сил, и в 1916 году Гейслоп отправился в Огайо.

Приведённое ниже необычное заявление он сделал, ещё ничего не зная об участии эктоплазмы в процессе образования голосов. Он пишет:

«Громкость звука в некоторых случаях исключала предположения о том, что звуки, доносившиеся из трубы, производились чьими–то голосовыми связками. Я слышал звуки на расстоянии 20 футов от себя, но мог слышать их и на расстоянии 40–50 футов, хотя губы миссис Блэйк всё время оставались неподвижными.

До сих пор нет никаких убедительных гипотез для объяснения этого явления. Магическое слово «дух» вряд ли сможет удовлетворить рядового учёного, который хочет докопаться до материальной основы явления, и в первую очередь его интересует, не использовались ли при этом механические орудия?

Возможно, духи, действительно, главные инициаторы этих событий, но существуют промежуточные стадии процесса, которые требуют дополнительного исследования. Эти стадии порождают ещё большую неразбериху, чем признание того, что за всем этим стоят духи… Образованному человеку трудно себе представить, каким образом духи могут производить механические действия без использования механического инструмента?»

По этому поводу никто не мог дать чётких объяснений, зато духи продолжали с завидным постоянством посылать их с того света. Профессор Гейслоп хотел удостовериться, что связь, существующая между голосами и их источником, не менее поразительна, чем почти идентичные ответы духов на его вопросы, полученные им через разных медиумов.

Доктор Л.В.Гатри, управляющий приютом в Хантингдоне (штат Вирджиния) и медицинский консультант миссис Блэйк, был уверен в её особом даре. Он писал:

«Я проводил с ней сеанс в своём офисе, а также на веранде, на свежем воздухе, а однажды даже в экипаже, по дороге к дому. Она неоднократно предлагала мне провести сеанс с использованием лампового стекла вместо оловянной трубки. Я помню, как она принимала сообщения духов, и рука её сжимала конец оловянной трубки.»[326]

Доктор Гатри приводит два случая, происшедшие с миссис Блэйк, когда информация, полученная ею, была неожиданна не только для неё, но и для всех присутствующих на сеансе:

«Одна из моих сотрудниц — молодая леди, чей брат поступил на службу в армию и отправился на Филиппины, очень хотела получить от него весточку и постоянно писала ему письма, которые отправляла через одну компанию на Филиппинах, но ни разу не получала от него ответа. Она обратилась к миссис Блэйк и имела беседу с духом своей матери, которая умерла несколько лет назад. Дух матери посоветовал ей отправить письмо на имя некоего С., и тогда, дескать, она обязательно получит ответ. Девушка сделала это и действительно через два–три дня получила ответ от своего брата, так как он, как выяснилось, вернулся с Филиппин домой, но не успел ещё оповестить своих родных.»

Следующий пример ещё более поразителен:

«Одна моя знакомая происходила из известной американской семьи. Тело её деда было найдено у подножия высокого моста, с которого он упал и разбился насмерть. Она встретилась с миссис Блэйк несколько лет спустя после этого трагического случая. В момент встречи она не думала о своём деде и была очень удивлена, когда его дух поведал ей, что вовсе не упал с моста в состоянии опьянения, как это зафиксировано в официальных документах. Он рассказал о том, что был убит двумя мужчинами, напавшими на его кабриолет. Разбойники ограбили его, привязали к ногам мешок с песком и выбросили его с моста. Затем дух рассказал обо всех подробностях этой роковой встречи. Полученная информация позволила в дальнейшем разыскать убийц и арестовать их.»

Многие из участников сеансов миссис Блэйк отмечали, во–первых, что голоса духов раздавались словно эхо в то же самое время, пока звучал голос леди–медиума, и во–вторых, что духи сохраняли присущие только им интонации и имена на протяжении многих лет. Гейслоп приводит детальное описание случая, происшедшего с миссис Блэйк, когда потусторонний голос помог подобрать правильную цифровую комбинацию и открыть сейф к изумлению всех присутствующих.

Среди современных говорящих медиумов в Англии можно отметить миссис Робертс Джонсон, миссис Бланш Купер, Джона К.Слоана, Уильяма Феникса, миссис Дансмор, Ивена Пауэлла — известного медиума из Уэльса — и мистера Поттера.

Мистер Г.Деннис Брэдли приводит подробное описание речевого медиумизма Джорджа Вэлиэнтайна — известного американского медиума. Мистер Брэдли сам получал голосовые сообщения на заседании домашнего кружка, без участия профессионального медиума. Невозможно описать словами ту самоотверженность и преданность, с которой мистер Брэдли относился к работе, проводимой им на благо психической науки. Если бы полнота наших знаний зависела от тех доказательств, которые приведены в его книге, то их было бы вполне достаточно для любого мыслящего человека.[327]

Следует отвести несколько страниц для рассказа о самых убедительных доказательствах, составляющих предмет особой гордости Спиритизма — о слепках, снятых с эктоплазматических фигур, или, другими словами, с материализованных форм. Первым, кто исследовал это направление, был Вильям Дентон — автор книги «Секреты природы», опубликованной в 1863 году и посвящённой психометрии.[328]В 1875 году он работал в Бостоне с медиумом Мэри М.Гарди, применяя методы весьма похожие на те, что были впоследствии предложены Рише и Жэле и опробованы ими в Париже в ходе недавних экспериментов. Дентон провёл публичные демонстрации в Пейн–холле, где получил из расплавленного парафина слепки лица духа. Существовали и другие медиумы, получавшие слепки и отливки: миссис Фирман, доктор Монк, мисс Фаерлэмб (впоследствии миссис Меллон) и Вильям Иглинтон. Тот факт, что те же самые результаты были получены позднее на парижских заседаниях, подтверждают их значимость. Мистер Уильям Оксли из Манчестера описал, как 5 февраля 1876 года он получил прекрасный восковой слепок дамской руки. Впоследствии он сравнил его с восковым слепком руки миссис Фирман — женщины–медиума, в присутствии которой проходил сеанс: слепки рук двух милых дам не совпадали. На этом сеансе руки миссис Фирман были буквально опутаны шнурком от её нитяной сумочки, тянувшимся от талии. Этот факт, казалось бы, мог отвести от неё подозрение в мошенничестве, тем более, что полученные слепки сохраняли тепло, а значит, не были внесены в комнату до начала эксперимента. Однако мы не можем утверждать, что на сеансе принимались все необходимые меры предосторожности для того, чтобы не допустить подлога. В следующий раз были получены отливки ступней, причём, и в первом, и во втором случаях отверстия в местах запястий и лодыжек оказались настолько узкими, что трудно было представить, как можно вынуть оттуда конечности. Вполне естественно, что первое объяснение, которое приходило на ум — это процесс дематериализации духа, при котором он мог свободно покинуть свои «восковые кандалы».


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.03 сек.)