АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Конфуцианство

Читайте также:
  1. Вопрос 9. Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм
  2. ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ОСОБЕННОСТИ ВОСТОЧНОЙ ДУХОВНОСТИ И РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (БУДДИЗМ, КОНФУЦИАНСТВО, ДАОСИЗМ).
  3. Конфуцианство
  4. Конфуцианство в поздний имперский период
  5. Конфуцианство и демократия
  6. Конфуцианство и легизм
  7. Конфуцианство как этико-политическое и религиозно-философское учение.
  8. Конфуцианство – регулятор жизни Китая
  9. Конфуцианство – фундамент культуры Китая.
  10. Конфуцианство.
  11. Конфуций и конфуцианство

Конфуций 551-479 г до н.э. изложены в книге «Лунь юй» (беседы и суждения») Центральное место в учении концепция – «жэнь» («человеколюбие»), представляющее собой систему идей «чжун» («преданность государству»), «и» («верность долгу»), «сяо» («сыновняя почтительность»), «куань» («великодушие»), «ди» (уважение к старшим) и др. Согласно Конфуцию судьба человека определяется «небом», и то, что люди делятся на «благородных» и «низких», не может быть изменено. Младший должен безропотно подчиняться старшему, нижестоящий – вышестоящему. Социальное неравенство – небесная воля.

Конфуцианство трактовало государство как большую семью, в ней правитель выступал в роли отца, а подданные – в роли детей. Правящие и управляемые находились старшие – младшие: «низкие», простолюдины, должны подчиняться «благородным мужьям», лучшим, старшим. Простым людям полагалось с сыновней почтительностью относиться к чиновникам. Государь отец народа, обладал непререкаемым авторитетом и ореолом святости, воплощал собой государство. Женщины беспрекословно слушались мужчин, дети – родителей, подчиненные – начальников. Народ воспринимался Конфуцием как могущественная, но бездуховная и инертная масса: его «можно заставить повиноваться, но нельзя заставить понимать почему». Основная и единственная добродетель, доступная народу, - способность подчиняться, доверять и подражать правителям. Рассматривая государство как живой организм, в котором иерархия напоминает связь органов в теле, Конфуций предпочитал моральные нормы формально-правовым, а патриархально-гуманитарное отношение к людям – бюрократической регламентации. Он выступает против насилия как главного средства управления. Гармонизации общества, прекращению войн и бунтов должна способствовать осуществляемая государством политика имущественного равенства («Бедствие не в том, что мало, бедствие в том, что неравенство» – учил Конфуций) и Датун – «великого единения» (Все люди как один человек подчиняются небесным законам) Единство народа, обретаемое в государстве, трактуется в конфуцианстве в первую очередь как единство чувств, единство психологическое. Поэтому важно, чтобы у власти оказались справедливые люди: «Если выдвигать справедливых людей и устранять несправедливых, народ будет подчиняться».

Китай - страна древней истории, культуры, философии. В середине 2-го тысячелетия до нашей эры в государстве Шань - Инь (18-12 века до нашей эры) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. В 12 веке до нашей эры в результате войны государство Шань - Инь было уничтожено племенем Чжоу, которое создало свою династию. В 221 г. До нашей эры Китай объединился в могучую империю Цинь и начался новый этап развития государства и философии. Философия Китая решает ряд общечеловеческих проблем:осознание природы, общества, человека взаимосвязь человека и природы. Основные философские школы в Древнем Китае:1. Натурфилософы (сторонники учения об Инь и Янь) развивали учение о противоположных началах (мужских и женских, тёмное и светлое, восход и заход). Найти гармонию, согласие между началами - вот одна из задач тогдашней философии.2. Конфуцианство (Конфуций 551-479 г.г. до нашей эры - виднейший мыслитель и политический деятель, основатель школы конфуцианства): * В основе взглядов Конфуция лежало традиционное религиозное представление о Небе. Это великое начало, верховное божество, которое диктует свою волю человеку. Небо - всеобщий прародитель и великий управитель: рождает на свет человеческий род и даёт ему жизненные правила. * Идеализация древности, культ предков, восполнение норм СЯО - сыновья почтительность и забота о родителях. * Каждый человек должен соответствовать своему назначению и быть послушным (в соответствии с субординацией)3. Даосизм - учение о великом Дао (о пути вещей). Основатель Лао-Цзы (6 - 5 в.в. до нашей эры). Главная идея: * жизнь природы и людей не управляется «волей неба», а протекает по определённому пути - Дао. Дао - естественный закон самих вещей, который вместе с субстанцией Цы (воздух, эфир) составляет основу мира.*В мире всё находится в движении и изменении, всё постоянно меняется, как бы ни шло это развитие, справедливость восторжествует. Таков закон. Человек не должен вмешиваться в естественный ход вещей, т.е. смысл жизни – в следовании естественности и бездеятельности (недеянии). Окружающее общество- пагубно для человека. Нужно стремиться от окружающего нас общества. Черты Китайской философии. 1. Она тесно связанна с мифологией, но связь с мифологией предстает,прежде всего, как исторические предания о прошлых династиях, о «золотом веке». 2. Она связана с острой социально-политической борьбой. Многие философы занимали важные государственные посты. 3. Она редко прибегала к естественнонаучному материалу (исключение - школа Моистов) 4. Практицизм теоретических поисков: самоусовершенствование человека, управление государством. Этические критерии в любом деле у китайцев были основным материалом. 5. Канонизация конфуцианства приведшее к идеологическому закону между естествознанием и философией. 6. Отрыв китайской философии от Логики и Естествознания замедлил формирование понятийного аппарата, поэтому теоретизирование натурфилософского и мировоззренческого характера были редки. Метод философского анализа для большинства китайских школ остался фактически неизвестным. 7. Рассмотрение мира как Единого Организма. Мир един, все элементы его взаимосвязаны и гармонично поддерживают равновесие. 8. Китайская философия древности антропоцентрична, направлена на решение проблем житейской мудрости, имеет установку на естественный ход вещей, недеяние.

Культурно-исторические условия возникновения научного и социально-философского знания в Греции

Культурные условия – антропоцентризм греческого мировоззрения.

Древний грек духовное превосходство над всем остальными – природными и социальными мирами

 

 

развитие гуманистически в существовании нравственного запрета

ориентированного искусства рабства для греков

в возникновении появление доказательного знания как

человекоподобных образов как знания, опирающегося исключительно

божеств (антроморфизм) на авторитет разума

 

Исторические причины

 
 

 


Высокий уровень развития Кризисные явления в жизни Греции в 6-5 вв. до н.э.

античной цивилизации

 

разложение традиционного потеря власти древними персидское нашествие

патриархального уклада родами

Человек начинает задумываться и критически относится к условиям социальной жизни

Античная философия - это философия древних греков и древних римлян. Она существовала с 6 века до нашей эры до 6 века нашей эры, т.е. около1200 лет: 1. Начало - Фалес (625 - 547 г.г. до нашей эры) – конец - декрет императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах (529 г. Нашей эры).От формирования архаических полисов на ионийском и италийском побережье (г. Милет, Эфес, Элея) до расцвета демократических Афин и последующего кризиса и крушения полиса.Всплеск философской мысли был обусловлен: -демократическим устройством общества; -отсутствием восточной тирании; -удалённым географическим положением.В своём развитии античная философия прошла 4 этапа: 1 этап: Досократовский с 7 - 5 века до нашей эры (знаменитые немецкие филологи-классики 19 века: Герман Дильс, Вальтер Кранс вводят термин "Досократики" для совокупного обозначения натурфилософских школ). Ионийская группа школ: -Милетская: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (6 век до нашей эры). -Элейская школа (5 век до нашей эры): Парменид, Ксенофан. -Гераклит из Эфеса. Афинская группа школ: -Пифагор и пифагорийцы. -Механицизм и атомизм: Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Левкипп. -Софизм (2 половина 5 века до нашей эры): Протагор, Горгий, Продик, Гиппий. 2 этап: Классический (с половины 5 до конца 4 века до нашей эры). Сократ (469 - 399 г.г. до нашей эры). Платон (427 - 347 г.г. до нашей эры). Аристотель (384 - 322 г.г. до нашей эры). Этические школы: - гедоническая (Аристипп) - циническая (Антисеен). 3 этап: Эллинистический (конец 4 - 2 века до нашей эры). Философские школы: -перипатетика (школа Аристотеля) -академическая философия (Платоновская академия) -стоическая школа (Зенон из Китиона) -эпикурейская (Эпикур) -скептицизм. 4 этап: Римский (1 век до нашей эры - 5-6 века нашей эры) -стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) -эпикуреизм (Тит Лукреций Кар) -скептицизм (Секст Эмпирик). Характеристика этапов.1-й этап характеризуется как натурфилософия (философия природы). 1. Важнейшим открытием человеческого разума для греков выступает закон (Логос), которому подчиняется всё и все, и что отличает гражданина от варвара.Отсюда:1. Идёт поиск первоначала (первокирпичика) из которого создано всё сущее. а) из конкретного вещества (625-547 г.г. до нашей эры) * У Фалеса первоначало - вода (всё происходит из воды и в воздух обращается). * У Анаксимена (585-525 г.г. до нашей эры) - воздух (из-за его бесконечности и подвижности), из него рождаются вещи: «при разряжении рождается огонь, а при сгущении - ветер, затем туман, вода, земля, камень. А из этого возникает всё прочее.» * У Гераклита - огонь. «Этого мира никто не сотворил, а он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, создающий сущее из противоположных стремлений». Душа - огонь. б) из чего-то неопределённого * У Анаксимандра (610-545 г.г. до нашей эры) - Апейрон(беспредельное), «апейрон есть не что иное как материя, в которой как бы соединены противоположности (горячее - холодное и т.д.), выделение которых и обуславливает всё развитие в различных формах. Это движение вещей вечно». * У Левкиппа (500-440 г.г. до нашей эры) и Демокрита (460-370 г.г. до нашей эры) - атом. Атомы - это элементы, из которых состоит вся природа. Атом неделим, вечен, неизменен, непроницаем. Поэтому и мир вечен, неуничтожим. Отличаются атомы между собой: -по форме (треугольник, крючок, и т.д.), душа человека и мысли состоят из атомов - круглых, гладких, мельчайших и подвижных. Расположены они в теле. -по величине (и весу). -по движению. в) суть вещей в числах. * Пифагор (580-конец 5 века до нашей эры) - всё есть число. Число у Пифагора - не абстрактное количество, а существенное и деятельное качество верховной Единицы, т.е. бога, источника мировой гармонии. Числа выражали, по их мнению, определённый порядок, гармонию окружающего мира и многообразие вещей и явлений. «Где нет числа и меры, там хаос и химеры». г) сущность вещей в их бытии * У Парменида - субстанция - бытие как таковое. «Бытие есть, небытие нет, ибо небытие невозможно ни познать (ведь оно непостижимо), ни высказать.Бытие вечно, едино, неподвижно, неуничтожимо, тождественно и всегда равно самому себе. Оно однородно и непрерывно, шарообразно. Пустого в пространстве нет - всё наполнено бытием. 2. Обосновываются космогонические теории строения мира. Исходя из понимания субстанции мира (или первокирпичика), философыДревне Греции создают свои космогонические теории строения мира(вселенной). * Фалес - Земля - плоский диск, плавающий по поверхности воды, - она - центр Вселенной. Звёзды, Солнце, Луна состоят из Земли и питаются испарениями воды, затем во время дождя вода возвращается и переходит в Землю. * Гераклит (первый диалектик) - его космология строится на основе стихийной диалектики. Мир - упорядоченный космос. Образование этого космоса происходит на основе общей изменчивости, текучести вещей. «Всё течёт, всё изменяется, нет ничего неподвижного.» Вся природа, не останавливаясь изменяет своё состояние. «В одну и туже реку нельзя войти дважды.» Мир рождается и умирает. В основе всего движения лежит Борьба противоположностей - она абсолютна. Демокрит: атомы движутся хаотично, сталкиваясь, они образуют вихри, из них - земля и светила, и в дальнейшем целые миры. Идея - о бесконечном множестве миров во Вселенной. 2-ой этап (Классический) характеризуется как антропологический, т.е. центральной проблемой становится проблема человека. Отсюда: 1. Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях, возникает субъективистко - антропологическая тенденция в философии. 2. Решаются проблемы: А) Проблема человека, его познания его отношения с другими людьми. Сократ впервые в центре философии видит проблему человека как морального существа: -раскрывает природу нравственности человека; -определяет, что есть Добро, Зло, Справедливость, Любовь, т.е. то, что составляет суть души человека; -показывает, что необходимо стремиться к познанию себя именно как человека вообще, т.е. моральной, общественно-значимой личности. Познание - главная цель и способность человека, т.к. в конце процесса познания мы приходим к объективным общезначимым истинам, к познанию добра, красоты, блага и человеческого счастья. В лице Сократа человеческий разум впервые стал мыслить логически. Б) Проблема политики и государства и их отношение к человеку. * Сократ - государство сильно тем, как граждане исполняют законы – для каждого Отечество и Законы должны быть выше и дороже отца и матери.

1. Софисты — философская школа в Древней Греции, существовавшая в V — первой половине IV вв. до н. э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого "софисты" — мудрецы, учителя мудрости).

Среди софистов выделяются группы так называемых:

• старших софистов (V в. до н. э.) - Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий;

• младших софистов — Ликофрон, Алкидамант, Трассимах. Сократ официально не принадлежал к указанным группам, но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности.

 

2. Для софистов характерно:

• критическое отношение к окружающей действительности;

• стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

• неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

• отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

• стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;

• восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;

• субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

 

3. Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов — логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях.

Примером данного умозаключения является "рогатый" софизм:

"То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; значит, ты их имеешь".

Данный результат достигается не в результате парадоксальности, логической трудности софизма, а в результате некорректного использования логических смысловых операций. В указанном софизме первая посылка ложна, но выдается за правильную, отсюда результат.

 

4. Несмотря на то что деятельность софистов вызывала неодобрение как властей, так и представителей иных философских школ, софисты внесли большой вклад в греческую философию и культуру. К их главным заслугам относят то, что они:

• критически взглянули на окружающую действительность;

• распространили большое количество философских и иных знаний среди граждан греческих полисов (за что впоследствии именовались древнегреческими просветителями).

 

5. Видным представителем старших софистов являлся Протагор (V в. до н. э.). Свое философское кредо Протагор выразил в высказывании: "Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют".

Это означает, что в качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека:

• вне человеческого сознания ничего не существует;

• нет ничего раз и навсегда данного;

• что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности;

• если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим, то, значит, оно является вредным и плохим в действительности;

• вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека ("То, что здоровому человеку покажется сладким, больному покажется горьким");

• окружающий мир относителен;

• объективное (истинное) познание недостижимо;

• существует только мир мнения.

Одному из современников Протагора приписывается создание произведения "Двоякие речи", которое также подводит к мысли об относительности бытия и познания ("Болезнь есть зло для больных, но благо для врачей"; "Смерть есть зло для умирающих, но благо для могильщиков и гробовщиков") и учит молодого человека достигать победы в споре при любой ситуации.

Оригинально и революционно для того времени и отношение Протагора к богам: "О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию — и вопрос темен, и людская жизнь коротка".

6. Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ (469 - 399 гг. до н. э.).

Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог.

Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика". Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.

Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т. д.

Философ был сторонником этического реализма, согласно которому.

• любое знание есть добро;

• любое зло, порок совершается от незнания.

Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н. э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом — цикутой.

Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:

• способствовал распространению знаний, просвещению граждан;

• искал ответы на извечные проблемы человечества — добра и зла, любви, чести и т. д.;

• открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании;

• ввел диалогический метод нахождения истины — путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;

• воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых "сократических школ".

Взгляды Платона «Идеальное государство»

Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:

• материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

• окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

• реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

• чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

• любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна, и т. д.);

• весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

 

3. Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций:

• "единого"; • "ума"; • "души".

 

"Единое ":

• является основой всякого бытия;

• не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т. д.);

• есть ничто;

• выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;

• первоначало всего — всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).

 

"Ум":

• происходит от "единого"; • разделен с "единым"; • противоположен "единому";

• является сущностью всех вещей; • есть обобщение всего живого на Земле. "Душа ":

• подвижная субстанция, которая объединяет и связывает "единое — ничто" и "ум — все живое", а также связывает между собой все вещи и все явления;

 

• также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;

• душа человека (вещи) есть часть мировой души;

• душа бессмертна;

• при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;

• постоянство души и смена телесных форм — естественный закон Космоса.

 

4. Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:

• поскольку материальный мир является всего лишь отображением "мира идей", то предметом познания должны стать прежде всего "чистые идеи";

• "чистые идеи" невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение — "докса");

• "чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию);

• высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные — образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать "чистые идеи".

Сократ: «Я знаю, что я ничего не знаю»; «Познай самого себя»

Демократия убила Сократа Þ она вредна.

Кто должен, может и обязан, править или управлять государством?

Государство и общество в античности не различалось.

Платон – идея совершенного, то есть разумного государства, в высшей степени реального, государством из разумаÞ идеальное государство, государство-утопия.

Плохие гос. устройства: тимократия – власть, основанная на господстве честолюбцев, чаше всего военных;

Олигархия – господство богатых;

Демократия – правление большинства;

Тирания – ничем ни ограниченная власть одного над всеми.

Идеальное государство

Основа сам человек, его душа

 

 

Разумная (мудрость) аффектная (мужество) возделеющая

(воздерженность)

государство

.

 

Философы- правители стражи – воин земледельцы,

ремесленники,купцы

(разум, золотая душа) (волевая, серебряная душа) (чувственная, медно-железная)

 

Благо это справедливостьÞ гармония между умеренностью, мужеством и мудростью.

Каждому нужно быть на своем месте, заниматься своим делом.

Природа ответственна за неравенство людей, но не делает его гражданином, человек становится гражданином через воспитание. Все, что мешает стражам и, особенно, правителям исполнять свои обязанности и ведет в конечном итоге к разобщению людей и нарушению гос. единства, должно решительно и беспощадно искореняться. Частная собственность – это зло. Достаточно серебра и золота в душе. Семья – это вред, ее нужно упразднить, общность жен и детей. Þ казарменный социализм, основы тоталитаризма.

Платон лишает правителей права на частную собственность и на семью.

Воин не имеющий собственности и семьи отдаст все силы процветанию своего государства.

Важнейший принцип идеального государства – подавление каких-либо проявлений человеческой индивидуальности, абсолютное подавление интересов личности во имя интересов общественного целого.

Тиран Сиракуз Дионисий приглашает Платона реализовать свои идеи. Полный Провал. Аристотель – причины провала- представление Платона об обществе как об искусственно созданной системе.

Учение Аристотеля об обществе и государстве.

«Платон мне друг, но истина дороже»

Аристотель (384 — 322, гг. до н. э.) — древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.

В своей философской деятельности Аристотель прошел три основных этапа:

• 367 - 347 гг. до н. э. (20 лет) - работал, начиная с 17-летнего возраста, в Академии Платона и был его учеником (до момента смерти Платона);

• 347 - 335 гг. до н. э. (12 лет) - жил и работал в Пелле -столице Македонского государства по приглашению царя Филиппа; воспитывал Александра Македонского;

• 335 - 322 гг. - основал собственную философскую школу - Ликей (перипатетическую школу) и работал в ней до своей смерти. К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся:

"Органон", "Физика", "Механика", "Метафизика", "О душе", "История животных", "Никомахова этика", "Риторика", "Политика", "Афинская политая", "Поэтика".

 

2. Философию Аристотель делил на три вида:

• теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название "первичная философия");

• практическую - о деятельности человека, устройстве государства;

• поэтическую.

Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика.

 

3. Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делился на "мир вещей" и "мир чистых (бестелесных) идей", и "мир вещей" в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей "чистой идеи".

Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал "мир идей" от реального мира и рассматривал "чистые идеи" вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики - протяженность, покой, движение и др.

Аристотель дает свою трактовку данной проблемы:

• не существует "чистых идей", не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира;

• существуют только единичные и конкретно определенные веши;

• данные веши называются индивидуумы (в переводе - "неделимые"), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не "идея лошади", воплощением которой данная лошадь является, конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не "идея стула", конкретный дом, имеющий точно определенные параметры, а не "идея дома", и т. д.;

• индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т. д.) -вторичной.

 

4. Поскольку бытие не есть "чистые идеи" ("эйдосы") и их материальное отражение ("вещи"), возникает вопрос: что такое бытие?

 

Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древнегреческого — высказывания).

Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются:

• сущность (субстанция); • количество; • качество; • отношение; • место;

• время; • положение; • состояние; • действие; • страдание.

Иначе говоря, по Аристотелю, бытие — это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность. Также согласно Аристотелю категории — это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.

 

5. Важное место в философии Аристотеля занимают проблемы материи.

Что есть материя?

По Аристотелю, материя — это потенция, ограниченная формой (например, медный шар — это медь, ограниченная шарообразностью, и т. д.).

Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводам о том, что:

• все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;

• изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;

• реальность — это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;

• потенция (материал) есть пассивное начало, форма — активное;

• высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

 

6. Носителем сознания, по Аристотелю, является душа.

Философ выделяет три уровня души:

• растительная душа; • животная душа; • разумная душа.

Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.

Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.

Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:

• по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;

• отличается от животных наличием мышления и разума;

• имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).

Именно последнее качество - потребность жить в коллективе — приводит к возникновению общества — большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями.

Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство.

 

Основа государства ® частная собственность, важнейший фактор трудолюбия в земледелии и ремесле. Общая собственность порождает общие («безхозые») дела. Нельзя жертвовать личной жизнью человека, ради его счастья и свободы. Целое не может быть счастливо, если несчастливы его части. «Государство, при постоянно усиливающимся единстве перестает быть государством. Ведь по своей природе государство представляется неким множеством».

Виды или формы политического устройства определяются тем, в чьих руках находится верховная власть в государстве, кто правит – один ли человек, меньшинство (немногие) или большинство. В дальнейшим количественный критерий уточняется целью, которая при этом преследуется.

Если цель верховной власти – общественное благо, перед нами правильные формы правления: монархия, или царская власть, аристократия и полиия.

Если же верховная власть преследует какое-то свое, частное благо, то результом становятся неправильные формы политического устройства: тирания, олигархия, демократия.

Аристотель считает, что управлять государством должны аристократы. Устраивает его и полития. Он склоняется к синтезу аристократии и политиии.

Вне государства Аристотель не мыслит себе человека.

«Тот, кто не может войти и составить часть некоего сообщества, кто не нуждается ни в чем, ни в ком, достаточен самому себе, то, не являясь частью государства, он – либо зверь, либо Бог». Человек же «животное политическое».

«Где средние граждане многочисленны, все реже бывают среди граждан группировки и раздоры»

Формы государства по Аристотелю

  правильные   неправильные
Стремление к общему благу Монархия ® власть, одного, основанная на авторитете Аристократия®власть знатных, благородных. Полития®опора власти на средний класс Стремление к собственному благу. Тирания®абсолютная власть одного, не обладающая авторитетом Олигархия® власть богатых Крайняя демократия®власть, принадлежащая всем свободным

Данная квалификация просуществовала до 18 века. Но Аристотель не учитывал влияния, которое оказывает на гос. устройство другие факторы и институты: религия, экономика, размеры территории и др.

Аристотель как и Платон был сторонником рабства. Раб – господин столь же естественны, как отношение муж-жена (в основе – естественные различия между людьми)

Раб по природе Раб по принуждению

Человек, соответствующий человек по своем качествам

по своим качествам этому положению соответствующий свободному

господину, оказавшиеся в

рабстве в силу внешних обсто-

ятельств (захваченный в плен

потомок царского рода)

Варварские народы являются деспотиями, основанные на неограниченной власти одного человека, жители этих стран воспитаны в несвободе --- быть для них рабами – естественное состояние. Греки же могут быть рабами только по принуждению.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.036 сек.)