|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Часть 2. История зарубежной литературы XIX века (раздел 2)
Тема 22. Введение. Социально-исторические и эстетические предпосылки реализма. История термина и понятия «реализм». Соотношение реализма и романтической традиции в литературе 1830-1840-х и 1850–1870-х годах. Реализм и историзм. Поворот литературы к настоящей действительности и изображение ее во временной и исторической перспективе. Социальный аналитизм. Понятие о реалистическом характере и реалистическом типе. Утверждение классических форм социального романа в творчестве Бальзака, Диккенса, Теккерея. Тема 23. Стендаль (1789–1842). Особенности литературной ситуации во Франции. Становление реализма и его сосуществование с -7- романтизмом. Эстетика и судьба Стендаля. Трактат Стендаля «Расин и Шекспир». Роман Стендаля «Красное и черное»: особенности жанра, композиции, стиля. Социальный аналитизм и художественный психологизм в романе. Образ героя. Смысл названия романа. Роман «Пармская обитель»: проблема героя и жанра. Открытия Стендаля в художественном решении военной темы. Традиции Стендаля в литературе XIX–XX веков (Л. Толстой, Э. Хемингуэй). Тема 24. Проспер Мериме (1803–1870). Литературная борьба во Франции в 1820-е годы: романтизм, классицизм, реализм. Раннее творчество Мериме, стилистические и жанровые эксперименты в сборниках «Театр Клары Гасуль» и «Гюзла». «1572. Хроника времен Карла IX» как «современный взгляд на прошедшее». История и политика в романе. Национальная специфика романа. Новеллистика Мериме 1830–1840-х годов. «Экзотические» новеллы: «Таманго», «Маттео Фальконе», «Кармен». Тип героя, сюжет, авторское повествование, особенности композиции. Психолого-драматический анализ характера в новеллах «Арсена Гийо», «Двойная ошибка», «Этрусская ваза». Возврат к романтической эстетике в поздних новеллах («Локис», «Джуман»). Мериме и русская литература. Тема 25. Оноре де Бальзак (1799–1850). Бальзак как явление мировой культуры. Системность и историзм в эстетике и поэтике писателя. Предисловие к «Человеческой комедии» как реалистический манифест. Структура «Человеческой комедии» и художественные принципы романного цикла. Концепция общества как целостного организма, драматизм, многоцентренность, переходящие персонажи, незавершенность героя. Философский смысл романа «Шагреневая кожа». Тема «утраченных иллюзий» в «Человеческой комедии» («Эжени Гранде», «Отец Горио», «Утраченные иллюзии») и проблема молодого героя. Особенности реалистической типизации у Бальзака, «бальзаковский герой». Поэзия «отрицательных величин» в повести «Гобсек». Люди и вещи в художественном мире Бальзака. Позднее творчество. «Озорные рассказы» Бальзака и национальные традиции французской литературы. Бальзак и русская литература. Тема 26. Гюстав Флобер (1821–1880). Особенности творческого развития и эстетика. Проблема познания в произведениях Флобера («Искушение святого Антония», «Бувар и Пекюше»). Борьба с романтизмом и требование «объективизма». Проблема стиля у Флобера. Художественное своеобразие романа Флобера «Госпожа Бовари». «Центростремительность» романа и образ Эммы Бовари. Особенности психологического анализа. Конкретно-историческое и символическое в романе. Тема «простой души» в романе и образ Шарля Бовари. «История молодого человека» и трансформация традиций Стендаля и Бальзака в романе Флобера «Воспитание чувств». -8- Историко-политический и социально-психологический скептицизм писателя. Роман Флобера «Саламбо» как попытка эстетической реконструкции древнего мира. Особенности психологизма в романе. Реализм Флобера как «завершение» этапа «классического критического реализма» XIX века и начало нового этапа в развитии реалистической системы. Тема 27. Шарль Бодлер (1821–1867). Литературная судьба Бодлера. Сборник Бодлера «Цветы зла» как поворотное явление в истории французской поэзии. Смысл названия и структура сборника: диалектика красоты и зла. Поэтические мотивы и образы. Трагическое мироощущение поэта и «магическая поэтика». Тема 28. Английская литература эпохи реализма. Особенности социально-политического развития Англии и литературный процесс 1830–1840-х годов. Значение традиций романтизма и просветительского реализма в английской литературе, непрерывность линии реалистического развития. Выдвижение романа как ведущей жанровой формы и его социально-критический пафос. Английский реализм и чартистское движение. Тема 29. Чарльз Диккенс (1812–1870). Основные тенденции и этапы творческого пути. Гуманизм и художественные открытия Диккенса как традиция мировой культуры. Раннее творчество Диккенса. «Очерки Боза» и становление реалистической типизации. «Посмертные записки Пиквикского клуба» и литературная традиция. История создания, композиция. Герои записок и «вечные образы». Сатира и юмор в романе как «комическом эпосе». Роман «Домби и сын»: конфликт, герой, жанр. Герои из народа и авторский пафос. Детская тема в творчестве Диккенса. Зрелое творчество Диккенса. Тема добра и зла в «Рождественских рассказах» и романе «Девид Копперфилд». «Тяжелые времена» – роман о рабочем классе и традиция рабочей темы в английской литературе. Социальный анализ и сатира. «Холодный дом» и «Крошка Доррит» как «грандиозные социальные эпопеи» (Т. Сильман). Позднее творчество Диккенса и роман «Большие надежды». Трансформация воспитательного романа, своеобразие художественного психологизма и роль детективного сюжета. Диккенс и русская литература. Тема 30. Уильям Мейкпис Теккерей (1811–1863).Эстетические взгляды писателя. Теккерей и литературная традиция XVIII века. Творчество 1840-х годов («Книга снобов»).Роман Теккерея «Ярмарка тщеславия»: жанровое своеобразие, сюжетно-композиционная структура и система образов. Проблема героя. Сатира и ирония в романе. Теккерей в 1850–1860-х годах. Роман «История Генри Эсмонда». Традиции и новаторство Теккерея в историческом жанре. Образ Генри Эсмонда и авторская концепция исторического процесса. Мемуарность стиля и художественный психологизм. Тема 31. Шарлотта Бронте (1816–1855) и «блестящая плеяда» английских реалистов. Роман «Джейн Эйр» и английская традиция социально-бытового и психологического романа. Проблема характера героини и жанрово-стилевая природа романа. Тема 32. Джордж Элиот (1819–1880). Особенности мировоззрения, философско-этические и эстетические позиции писательницы. Периодизация творчества. Социально-психологический конфликт в романе «Мельница на Флоссе». Роман «Миддлмарч» как вершина творчества Элиота. Образ английской провинции. Эпическое, драматическое и лирическое начала в романе. Проблема идеала и ирония. Тема 33. Литературное развитие США после 1848 года и творчество Уолта Уитмена. Особенности литературной ситуации. Вклад позднего романтизма в развитие эстетики реализма. Аболиционизм и художественные открытия Г. Бичер-Стоу. У. Уитмен (1819–1892). Лирика Уитмена: сборник «Листья травы» и поэма «Песня о себе». Человек природы и космос в поэтическом мире Уитмена. Синтез традиций реализма и романтизма. Тема 34. Немецкая литература 1850–1880-х годов. Особенности социально-политического развития Германии во второй половине XIX века. Развитие немецкой реалистической литературы в творчестве Вильгельма Раабе, Теодора Шторма, Теодора Фонтане.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |