АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Путеводитель

Читайте также:
  1. Путеводитель по учебнику

Несколько слов об использованном в данной книге методологическом подходе. Речь идет о моделировании. Моделирование само по себе мощнейший инструмент, помогающий нам познавать окружающую действительность. Выбрать или создать удачную модель это больше, чем полпути к успеху. Впереди читателя ждет знакомство с несколькими моделями: информационными, математическими, умозрительными. На моделях мы будем строить наши гипотезы, и на них же их проверять. Необходимо помнить, что назначение моделей бывает разное: иногда они бывают полезны лишь в качестве наглядных иллюстраций, но иногда модель становится ключом, открывающим потайную дверь. Предлагаемая книга не предназначена для легкого чтения, так как не может быть легкого решения поставленных в ней проблем. Для лучшей ориентации читателя дадим краткое изложение материала книги по главам, не комментируя лишь первую, вводную главу. Вторая глава в некотором смысле является ознакомительной, вводящей читателя в существо проблемы. Чтение этой главы не должно вызывать затруднений в понимании. В ней описана концепция религиозного бессмертия; отмечено, что основу этой концепции составляет понятие бессмертной души. В этой же главе предлагается описание вполне допустимых, не требующих сверхъестественных обоснований, гипотетических требований, которые могли бы стать основой бессмертия по-материалистически. Предложенная материалистическая модель оказывается самым непосредственным образом связанной с понятием человеческого сознания, Я человека.

Дальнейшие главы, третья, четвертая и пятая, последовательно излагают существо информационной модели взаимодействия мозга со средой и алгоритмической модели возникновения сознания. При этом третья глава в определенной степени вспомогательна. В ней по необходимости кратко, но, как нам представляется, достаточно обоснованно раскрыто положение о том, что проблема сознания человека не может быть понята вне ретроспективы, то есть вне эволюционного подхода к теме. В этой главе мы рассматриваем мозг как некую систему переработки информации. Подобный взгляд не нов и разделяется большим числом специалистов. С другой стороны, следует отметить, что достаточно широко распространено мнение о том, что мозг представляет собой лишь приемник и передатчик информации. Не отвергая по существу подобного взгляда, мы, тем не менее, считаем, что подобная трактовка мозга ничего не даст в решении проблемы сознания и лишь уведет нас на второстепенные пути. Изложенная в третьей главе концепция развития информационной модели взаимодействия мозга со средой во многом совпадает с общепринятой идеей эволюции мозга живых организмов. В этом факте мы усматриваем дополнительный аргумент в пользу справедливости информационного подхода, особенно если учесть, что ход наших рассуждений строился на основе логики модели, когда автор еще не был по существу знаком с традиционными представлениями на этот счет.

Серьезное, на наш взгляд, внимание в этой главе уделяется одной из основополагающих категорий, каковой является информация. Мы уходим от традиционного функционального и атрибутивного истолкования этого понятия и развиваем нетрадиционный взгляд на информацию как на своеобразную модель отражения отношений. В этой модели понятие отношение по своей роли ставится на один уровень с понятием материи. Мысль о подобном подходе, естественно, родилась не на голом месте: предпосылки этому встречались во многих прочитанных об информации работах. Но, пожалуй, наиболее отчетливо интересующий нас взгляд, хотя и под отличным от нашего углом зрения, выражен в работе [1]. Понимание особой роли отношения в конструкции мироздания хорошо показано и в другой работе [2]. Мы не претендуем на то, чтобы предлагаемое здесь определение информации оказалось наиболее правильным и, тем более окончательным. Однако оно позволяет более отчетливо выразить такое трудноопределимое понятие как смысл, а вслед за этим дает возможность приблизиться к истолкованию сущности человеческого сознания.

Необходимо отметить, что излагаемая в третьей главе информационная модель имеет сугубо иллюстративный характер. Классификация типов мозга, данная в этой главе, нужна нам для подтверждения истинности другой, алгоритмической, модели, описание которой будет представлено в следующих главах. Особое внимание в третьей главе также уделяется обоснованию алгоритмической концепции работы мозга. Читатель увидит, что, приняв постулат об алгоритмической природе работы мозга, мы придем к отрицанию определенной части этого постулата. И в этом, видимо, следует усматривать проявление законов диалектики.

Ключ к пониманию проблемы сознания, следовательно, к бессмертию спрятан в алгоритмической модели (ее основу составляет машина Тьюринга), существо и различные аспекты проявления которой изложены в четвертой и пятой главах. Необходимо, правда, все время помнить, что речь идет о свойствах и работе модели, а не реального мозга. Поэтому большое место в этих главах занимает сопоставление свойств модели с фактическими данными, полученными в рамках таких научных дисциплин, как биология, психология, теория эволюции, и связанных в определенных аспектах с рассматриваемой проблемой. Особое место в этих главах уделяется описанию свойства, обозначаемого термином самоприменимость модели, так как именно оно, по нашему мнению, ответственно за появление феномена сознания. Автору пока не известно о существовании в мозге какого-то конкретного процесса, сопоставимого со свойством самоприменимости. Тем более мы не можем описать структуру, обладающую этим интересным свойством. Но то, что подобный процесс и подобная структура существуют, для нас не подлежит сомнению. На возможные следы их проявления в пятой главе обращается внимание.

В шестой главе на основе результатов, изложенных в предыдущих главах, мы вновь возвращаемся к концепции бессмертия (точнее, вечной жизни). В отличие от умозрительной модели, описанной во второй главе, данная концепция приобретает определенное теоретическое обоснование, и, как нам кажется, приобретает способность выступать в качестве научной гипотезы. Особо подчеркивается, что предлагаемая концепция вполне материалистична. В то же время показано, что ее существо, правда, в идеалистической упаковке, отражено в ряде мировых религий.

Седьмая глава, пожалуй, самая конспективная, представляет собой прикосновение к безграничной теме, которую можно было бы назвать как Бессмертие и социальная жизнь. Завершает книгу небольшое послесловие, в котором сделана попытка сконцентрировать внимание читателя на узловых моментах обсуждаемых в книге вопросов.

Следует признать, что круг этих вопросов далеко выходит за пределы нашей непосредственной профессиональной деятельности информатики. В связи с этим пришлось перелопатить довольно значительный объем непрофильной литературы, и подбор цитируемых источников был в определенной степени случайным: иногда это были книги, которые попадались под руку, иногда те, которые удавалось достать. Несомненно, отсутствие системы в подборе цитируемых источников могло привести к каким-то нежелательным и, к сожалению, невидимым для меня последствиям с точки зрения концептуальной стройности изложения материала. Но в этом мы усматриваем и явный плюс. Даже не вполне организованный, а значит, непреднамеренный (скажем для определенности - случайный) подбор цитируемого материала дал столько подтверждений предложенной гипотезы по многим рассматриваемым здесь вопросам и проблемам, что их наличие вряд ли можно считать случайным.

Автор осознает, что многие обсуждаемые в книге вопросы, прежде всего касающиеся сознания, смерти и жизни после смерти, относятся к границам человеческого познания и поэтому очень и очень не просты. Понятийный аппарат, сложившийся по поводу этих тем, исторически сориентирован таким образом, что не дает простой возможности для их нетрадиционного освещения. Не будем скрывать, что мы испытываем большие трудности в подаче материала, особенно, когда это надо сделать в доходчивой форме.

Для преодоления такого положения использован следующий прием: помимо изложения основных взглядов и обоснований к ним протягивается через весь текст книги некое подобие нити Ариадны, узелками которой являются абзацы и фразы, выделенные курсивом. Это как бы прямое обращение к читателю, дающее ему ориентировку: на что следует обратить особое внимание, почему к рассмотрению привлечены те или иные вопросы и т. д. Можно надеяться, что с помощью подобных меток читатель с меньшими трудностями сумеет преодолеть лабиринт, в который его приглашает войти наша книга.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)