АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические рекомендации. Сложный и противоречивый путь прошла культура советского общества более чем за семь десятилетий своего развития

Читайте также:
  1. I. ГИМНАСТИКА, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
  2. I. Методические основы
  3. I. Методические основы оценки эффективности инвестиционных проектов
  4. I. Рекомендации.
  5. II. 4.4. Некоторые рекомендации по формулировке и решению задач ЦЛП
  6. II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
  7. II. Методические указания для студентов по выполнению индивидуальных заданий
  8. II. Организационно-методические указания.
  9. II. Рекомендации по выполнению заданий
  10. III. Методические указания для студентов заочной формы обучения по выполнению контрольной работы
  11. III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям
  12. III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям

Сложный и противоречивый путь прошла культура советского общества более чем за семь десятилетий своего развития. Интерес к ее истории велик и понятен. В широком спектре суждений, выводов, которые высказываются и публикуются в наши дни, можно найти крайне полярные точки зрения и оценки всего происходившего и созданного. Многие мнения категоричны, односторонни. Однако следует помнить, что любое общественное явление, тем более такое масштабное и всеохватывающее, как культурно-исторический процесс, сложно, многомерно и не может укладываться в рамки однозначных оценок. Нам, современникам, трудно дать объективные анализ всего спектра социокультурных явлений, происходивших в стране. Это дело будущих исследователей. Тем не менее, некоторые ведущие тенденции, болевые точки культуры советского общества попытаемся определить и дать им свою оценку.

Октябрьская революция 1917 г. – одно из крупнейших событий XX в. Но что она принесла народу, его культуре? В поисках ответа на этот вопрос особый интерес представляет период первого десятилетия становления новой социокультурной системы. Он включает в себя целый комплекс преобразований в политической, экономической и культурной областях. Революция выступила не только против старой политической системы, но и против основных ценностей духовной жизни прежнего общества. Уничтожив старую государственность, она разрушила и культуру. На слом последней был направлен целый ряд преобразований в литературе, изобразительном искусстве, музыке, архитектуре и других видах художественной деятельности. Но все это не означало, что коренные изменения произошли в один момент – старое и новое еще долго сосуществовало, взаимодействовало, соперничало и боролось одно с другим.

Строительство новой культуры началось сразу после Октября. В ноябре 1917 г. был создан Наркомпрос во главе с А.В. Луначарским. Это учреждение стало государственным центром по организации и руководству культурным строительством. В его ведение были переданы учебные заведения, научные учреждения, музеи, театры, библиотеки, органы пропаганды и др. Огромный размах приобрела национализация культурных ценностей. В собственность государства перешли музеи, театры, музыкальные учреждения, кинопромышленность, печать, издательское дело. Все эти учреждения стали доступны для широких слоев народа. В то же время в процессе национализации были утеряны многие культурные ценности: библиотеки, архивы, картины, иконы архитектурные памятники я многое другое.

Одним из важнейших культурных преобразований явилась ликвидация неграмотности и создание развернутой системы народного образования. В канун Октября около 79% населения было неграмотными а в национальных окраинах этот уровень доходил до 99,5%. Только за первое десятилетие Советской власти было обучено грамоте 10 млн человек. К концу 30-х гг. количество грамотных в возрасте от 9 до 49 лет уже составило 90%. За две предвоенные пятилетки в стране было подготовлено 540 тыс. специалистов с высшим образованием. По количеству студентов СССР превзошел Англию, Германию, Австрию, Польшу и Японию вместе взятые.

Несмотря на это, новая система народного образования имела существенные недостатки: в погоне за количественными показателями страдала качественная сторона образования, специалисты обучались по сокращенным программам, в ускоренные сроки, «лабораторно-бригадным методом». Все более проявлялась тенденция подчинения средней и высшей школы партийно-государственному аппарату, идеологическому контролю за преподавателями и студентами.

Становление новой модели культурного развития – процесс сложный, противоречивый и подчас трагический. Важнейшей проблемой этого процесса стало соотношение нового и старого в культуре. Этот вопрос стал предметом острейшей идейной борьбы с первых дней новой власти, Первое послеоктябрьское десятилетие отличалось многообразием мнений, огромным числом дискуссий по всем вопросам развития социалистической культуры.

В этот период на роль монополиста в управлении делами культуры претендовала партийно-бюрократическая верхушка, с одной стороны, с другой – представители творческих организаций, как старых так и вновь возникших. Так, «Пролеткульт», выступавший за создание «чистой» пролетарской культуры при полном отказе от культуры прошлого как классово чуждой, стал бороться за представление ему всей полноты власти в культурных вопросах. Идеи «пролетаризации» культуры приобрели большую популярность и нашли отражение в поэзии, театре, изобразительном искусстве.

Новая культура, хотя и строилась на фундаменте традиционной российской, не могла преодолеть узкоклассовый подход к широкому спектру явлений материальной и духовной жизни общества. Это приводило к отрицанию всего того, что, по мнению властей, мешало строительству светлого будущего. Уничтожались ценнейшие объекты культуры, подвергались гонениям представители старой интеллигенции. В результате такой политики в эмиграции оказались тысячи выдающихся представителей отечественной культуры (Ф.И. Шаляпин, И.А. Бунин, Ю.П. Анненков, А.Н. Толстой, К.А. Коровин, А.И. Куприн, А.П. Павлова и многие другие). В августе 1922 г. большая группа ученых, писателей, публицистов (160 человек) была выслана из советской России. В их числе Н.А. Бердяев, П.А. Сорокин, С.Л. Франк, Н.О. Лосский, С.Н. Булгаков и другие. Такое изгнание умов отрицательно сказывалось на интеллектуальном потенциале страны.

В то же время многие интеллигенты приняли советскую власть и активно участвовали в строительстве новой культуры. Это ученые К.А. Тимирязев, К.Э. Циолковский, Н.Е. Жуковский, И.М. Гу6кин; литераторы – А.А. Блок, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, В.Я. Брюсов; деятели театра – К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, Е.Б. Вахтангов, В.Э. Мейерхольд и мн. др.

К 20-м гг. относятся ростки авторитарной политики в области культуры. Об этом свидетельствуют расстрел Н.С. Гумилева в 1921 г., травля С.А. Есенина, В.В. Маяковского, постановление Комиссии по пересмотру литературы о запрещении и изъятии из библиотек сочинений Платона, Канта, Шопенгауэра, Ницше, В. Соловьева и даже некоторых произведений Л. Толстого, Н. Лескова, Ф. Достоевского. Из истории отечественной культуры в угоду идеологическим и политическим целям вычеркивались целые ее пласты, имена многих видных деятелей. Особенно пострадали памятники архитектуры: только в Москве их было уничтожено несколько тысяч.

В конце 20 – начале 30-х гг. политические и идеологические условия развития культуры советского общества существенно изменились. Складывалась административно-командная система руководства страной, возникал культ личности Сталина, ужесточался партийно-бюрократический контроль за всеми сферами общественной и личной жизни, свертывались последние элементы демократии. Изменения в социально-экономической и политической жизни советского общества отразились и на его культуре. Художественная сфера была полностью поставлена под контроль партийных и государственных органов путем создания единых организаций творческой интеллигенции. Они все более вмешивались в область культурного строительства.

В начале 30-х гг. была выработана концепция социалистического реализма. Этот метод был объявлен единственно верным и основным в советской литературе и искусстве. На практике он приводил к унификации художественного творчества.

Таким образом, культура довоенного периода была чрезвычайно многообразна, сложна и противоречива. Переплетение старых и новых форм в литературе и искусстве, сохранение традиций и смелое новаторство, привлечение к сотрудничеству старой интеллигенции и формирование новой, все возраставший идеологический диктат и еще сохранявшийся творческий «плюрализм» в культурной сфере – вот характерные черты социокультурного процесса довоенных десятилетий советского периода.

Великая Отечественная война явилась самой героической и трагической страницей нашей истории. Все ресурсы отечественной культуры были поставлены на службу Родине, защиту ее от захватчиков, достижение победы над врагом. Военное время потребовало перестройки всей системы учреждений культуры, форм, методов и содержания их деятельности. Огромная работа была проведена по эвакуации учреждений культуры и культурных сокровищ в восточные районы страны. Особый вклад в достижение победы внесла советская наука. Тысячи ученых, конструкторов, инженеров разрабатывали новые образцы боевой техники и вооружения. На фронтах сражались тысячи представителей художественной культуры – писатели, поэты, артисты, художники, музыканты, кинематографисты. Многие из них отдали жизнь за нашу общую победу. В годы войны были созданы замечательные произведения литературы и искусства, составившие гордость отечественной культуры. Имена М. Шолохова, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, М. Исаковского, М. Светлова, Н. Тихонова, М. Блантера, К. Листова, В. Соловьева-Седого и многих других деятелей советской культуры навсегда вошли в ее золотой фонд.

Деятели всех направлений культуры отдавали свой талант и труд достижению победы над врагом. Сила советского государства была сплавом не только военного и экономического могущества, но и духовного потенциала всего народа. Наша победа стала победой не только военной и экономической, но и духовной победой над врагом.

В послевоенный период страна залечивала тяжелые раны, нанесенные войной. Большая работа проводилась в области культурного строительства. Была восстановлена система народного образования. К 1950 г. в школах обучалось 37 млн учащихся. Количество высших учебных заведений возросло до 880, в их стенах обучилось 1 млн 200 тыс. студентов.

Масштабные работы были проведены по ликвидации ущерба, нанесенного отечественной науке. Восстанавливалась ее материально-техническая база, создавались новые отрасли и научные направления. Это позволило, в частности, к концу 40-х гг. ликвидировать монополию США на обладание ядерным оружием, а к середине 50-х гг. создать ракетные средства его доставки в любой район земного шара. Все это явилось серьезным сдерживающим фактором на пути развязывания новой мировой войны.

Война и победа в ней существенным образом отразились на самосознании советских людей. Укрепилось чувство собственного достоинства, появились надежды на демократизацию общественной жизни. Однако это противоречило устоям тоталитарного режима. После окончания войны репрессии продолжались, усилилось идеологическое давление на культуру. В лагеря отправлялись бывшие советские военнопленные, люди, насильно угнанные в Германию, и все те, кто хоть в малейшей степени проявлял инакомыслие. Среди наиболее громких «дел» этих лет – «ленинградское дело», «дело врачей». Угроза массовых репрессий с каждым годом усиливалась.

Партийное вмешательство в сферу культуры нарастало. Идеологическая работа партии была подчинена сохранению и укреплению административно-командной системы. Культ личности Сталина вырос до феноменальных размеров. Образ «вождя всех времен и народов», процветающей державы, ее счастливых граждан, упрощенные представления о «светлом будущем» переполняли страницы газет, журналов, книг, смотрели с художественных полотен, с экранов кинотеатров. Ограничение информации, тематики и содержания художественного творчества отрицательно сказывалось на развитии художественной культуры. Партийные органы открыто вмешивались в дела литературы и искусства, вынося «большинстве случаев некомпетентные решения. Печально известны постановления ЦК ВКП(б) 1946–1948 гг. по вопросам печати, театра, кинематографа. Все это пагубно отражалось на развитии художественного творчества, вызывало появление массы безликих, конъюнктурных произведений, которые наводнили советское искусство. К счастью, художественная жизнь не исчерпывалась только этим. Истинное искусство продолжало жить. Примером тому служит творчество литераторов Л. Леонова, К. Паустовского, К. Федина, А. Ахматовой, М. Зощенко; композиторов С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Н. Мясковского, В. Шебалина, А. Хачатуряна; художников Н. Кончаловского, П. Корина, В. Фаворского; кинорежиссеров С. Эйзенштейна, А. Довженко, В. Пудовкина и многих других, чье творчество обогатило отечественную и мировую культуру.

После смерти Сталина общественно-политическая ситуация в стране существенно изменилась. Начавшиеся, хотя и в весьма ограниченных масштабах, процессы демократизации общественной жизни получили название «оттепели». Замысел реформ 50-х гг. сводился к тому, чтобы, преодолев последствия культа личности Сталина, дать обществу второе дыхание. Были осуществлены крупные социальные программы. Благодаря начавшемуся процессу реабилитации было восстановлено доброе имя многих тысяч людей. Среди них деятели науки и культуры, ставшие жертвами беззакония: Н.И. Вавилов, В.Э. Мейерхольд, В.Пильняк, О. Мандельштам, И Бабель, Г Серебрякова и др. В эти годы был смягчен административно-командный нажим на культуру, более демократичной стала система руководства ею.

Усложнение задач социально-экономического, научно-технического и культурного развития страны вызвало проведение крупных мероприятий в образовательной и научной сферах. Был взят курс на ускорение научно-технического прогресса, на соединение науки с производством. СССР занимал передовые позиции в мире в фундаментальных исследованиях, особенно в области математики, физики, освоении космоса. 12 апреля 1961 г. впервые в мире был осуществлен полет человека в космос. Первым космонавтом планеты стал наш соотечественник Ю.А. Гагарин. Возникли новые отрасли экономики – атомная энергетика, атомная промышленность, ракетостроение. Успехи советской науки получали все большее признание за рубежом. Впервые в эти годы советские ученые стали лауреатами Нобелевской премии (Н.Н. Семенов – 1956 г., Л.Д. Ландау – 1962 г., Н.Г. Басов и А. М. Прохоров – 1964 г.).

Большие изменения происходили в художественной культуре страны. Это отразилось прежде всего на литературе. Усиливались позиции демократически настроенной интеллигенции. В литературу пришло новое поколение писателей и поэтов, которых позднее стали называть «шестидесятниками». Среди них Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, Б. Окуджава и др. Их объединяла общая гражданская позиция: честность, смелость, неравнодушие к болевым проблемам общества.

Но говоря об «оттепели», отмечая прогрессивные явления культурной жизни страны, нельзя забывать о ее проблемах, противоречиях, о ее ограниченности. Это была реформа «сверху», которая инициировалась руководством партии и государства. Оно же определяло границы самой «оттепели» и реформ. По существу, вся общественная жизнь и культура оставались подконтрольными, хотя и в меньшей степени, чем в период сталинщины. Не удивительно, что в подобной атмосфере не могли увидеть свет новые поэмы А. Твардовского, романы В. Гроссмана, А. Бека, рассказы В. Шаламова, А. Солженицына и др. Позорнейшим образом был затравлен Б. Пастернак.

Крушение «оттепели», свертывание реформ, попытка реабилитации сталинизма, подспудно нараставшие кризисные явления в идеологии, политике, экономике сказались на всей общественной жизни, культуре в конце 60 – первой половине 80-х гг. Непоследовательные реформы 50 – 60-х гг. не могли изменить пороков командно-административной системы. Прежние методы управления культурой продолжали действовать, хотя по форме они несколько изменились. В этой ситуации творческая интеллигенция переживала сложные времена. Следствием процессов, происходивших в обществе стало своеобразное расслоение культуры на два пласта: официальную культуру, поддерживаемую государством, и неофициальную, не признанную им.

Многие деятели культуры старались в рамках дозволенного донести до людей правду, пробудить мысль, вызвать протест. Большой общественный резонанс вызвали произведения писателей Ю. Трифонова, А. Битова, В. Быкова, Ф. Абрамова, Б. Можаева. В их произведениях нашли отражение судьбы и мысли простых людей, их взаимосвязь с историей своего народа, поиск нравственных ориентиров. Борьбу за идеалы гуманизма, свободу мысли и творчества вел театр, кинематограф. Но большинство книг, спектаклей, кинофильмов, других художественных произведений с трудом доходило до зрителя. За каждое из них шла борьба, приходилось преодолевать массу бюрократических инстанций и цензурных рогаток. Многие произведения попадали на полки фильмохранилищ, в спецхраны и архивы КГБ. Такая судьба постигла кинофильмы А. Тарковского, К Муратовой, А. Германа и др.

В этих условиях деятели культуры, которые не хотели приспосабливаться, уезжали за границу. Покинули страну режиссеры Ю. Любимов, А. Тарковский; художники О. Целков, М. Шемякин; поэты И. Бродский, Н. Коржавин, А. Галич; писатели В. Некрасов, В. Войнович, С. Давыдов. Был выслан из страны А. Солженицын. Многие представители литературы и искусства уходили в пласт неофициальной культуры, которая являлась культурой протеста, свободной, правдивой и бунтующей культурой. Это проявлялось в авторской песне, признанным лидером которой стал В. Высоцкий, в рок-музыке, в «самиздате» и др.

Период 70 – первой половины 80-х гг. называют «застойным». Однако к культуре это понятие однозначно применить нельзя. Те процессы и творческие поиски, которым дала импульс «оттепель», продолжались и в последующие годы, несмотря на сохранение прежней системы. Лучшие традиции отечественной культуры продолжали развиваться в произведениях истинных мастеров. И тем не менее, к середине 80-х гг. экономика, общество, культура уже находились в состоянии кризиса, который нужно было преодолевать. Такая попытка была предпринята во второй половине 80-х гг., получив название перестройки. Она началась с процесса демократизации, сначала ограниченного, затем все более углублявшегося. В ходе последовавшей в 1988 г. реформы политической системы были вызваны к активной деятельности новые политические и общественные силы, в движение пришло все общество. Развитие демократических процессов сделало откат назад невозможным, привело в конечном итоге к крушению социалистического строя, к отказу значительной части населения от самой коммунистической идеи и распаду государства СССР.

Таким образом, период с 1985 г. по настоящее время – это период все ускорявшегося демонтажа тех основ, на которых держалось наше общество семь с лишним десятилетий. Вся эта сложная гамма явлений находила свое непосредственное отражение в культуре. Усилилась тенденция политизации культурной жизни. Деятели культуры все активнее включались в политическую жизнь страны (академик Д. Лихачев, артисты М. Ульянов, О. Басилашвили, К. Лавров, писатели Г. Бакланов, Ю. Бондарев, В. Распутин, Ч. Айтматов, поэты Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Д. Кугультинов).

Эти годы прошли под знаком возвращения религии и церкви в общественную жизнь страны, в души многих людей. Стала издаваться религиозная литература, люди потянулись в храмы. Священнослужители принимали все более широкое участие в общественной жизни.

И, наконец, этот период был отмечен притоком в нашу страну западной массовой культуры, в большинстве своем низкого уровня.

Современный этап развития отечественной культуры сложен и противоречив, подчас парадоксален и драматичен. Переход общества из одного состояния в другое – это всегда болезненный процесс, затрагивающий судьбы людей и целых народов, тем более что он сопровождается противоборством, разделом, кровопролитием. Драматические страницы нашей современной истории пагубно отражаются на состоянии культуры. В связи с переходом к рынку она оказалась с ним один на один. В катастрофическом положении находится ее материальная база. Государство из-за тяжелого финансового положения не может оказать ей поддержку. Коммерческие структуры, работающие в сфере культуры, выставляют дающую сиюминутную прибыль, как правило, низкопробную продукцию. Деятели культуры с тревогой говорят о духовной деградации общества, о падении образовательного и культурного уровня людей, неразвитости вкуса, смещении нравственных критериев, росте преступности, наркомании, проституции, пьянства. Беспокоит подрыв национальных корней культуры, разрыв культурных связей народов бывшего СССР. Если положение не исправить, то все это в совокупности может повлечь за собой культурную деградацию общества.

Сегодня отечественная культура нуждается в срочной помощи как со стороны государства, так и со стороны всего общества. Пора, наконец, осознать, что без культуры и цивилизованности нам не возродить Россию, не поднять ее на ту высоту, которой она достойна.

Рекомендуемая литература

Алексеев П.В. Революция и научная интеллигенция. М.,1987.

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: В 2 ч. М., 2002.

Блок А.А. Интеллигенция и революция // Избранное. М., 1972.

Вопросы истории и историографии советской культуры. М., 1985.

Галин С. А. Исторический опыт культурного строительства в первые годы советской власти. М., 1990.

Гордон Л., Клопов Э. Что это было? М., 1989.

Горький М. Несвоевременные мысли. М., 1990.

Ильина Т. В. История искусств: Отечественное искусство. М., 1994.

История русской культуры IX–XX вв. / Под ред. Л.В. Кошман. М., 2002.

Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.

Кравченко А.И. Культурология. М., 2002.

Культура российского зарубежья. М., 1992.

Лукин И.А, Культура и культурная политика. М., 1992.

Мировая художественная культура /Под ред. Б. А. Эренгросс. М., 2001.

Полевой В.М. Двадцатый век. М., 1989.

Тоталитаризм и культура // Вопросы литературы. 1992. Вып. 1.

Троцкий Л.Д. Литература и революция. М.,1991.

Вопросы для самопроверки

1. В чем состояли особенности культурного процесса в первые годы Советской власти?

2. Каковы основные черты культуры тоталитарного общества?

3. В чем состояло своеобразие культурного развития СССР в 50–60-е гг.
ХХ в.?

4. Охарактеризуйте наиболее значительные достижения отечественной художественной культуры ХХ в.?

5. Дайте характеристику социокультурной ситуации современной России.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)