АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

АДАПТИВНОСТЬ

Читайте также:
  1. Интерпретация адаптивных способностей по шкале методики «Адаптивность».

Содержать воздушные замки — очень дорого.

От автораведущему. «Добро пожаловать в реальный мир!» — так приветствовали героя в фильме «Матрица». Тема адаптивности в нашем мире — тема успешного не выживания, а проживания в со­циуме и в личной жизни. Адаптивность вовсе не означает, что мир сразу же становится бесконфликтным. Он остается прежним, но получивший новые навыки получает дополнительные шансы, если же их «нет», то он видит их везде, и прежде всего — в неудачах и неприятностях.

Процесс совершенствования —движение по пути индивидуали­зации.

Творчество предполагает свободу. Свобода заключается прежде всего в умении смотреть на события с различных точек зрения, в многообразии способов взаимодействия с миром. На этом пути вста­ют психологические барьеры. Они как шоры, фильтры или линзы ограничивают и искажают восприятие мира, что резко понижает возможности человеческой адаптации.

-169-


Ведущий. Осенью 2004 года был распространен доклад Все­мирного банка (ВБ), посвященный тендерным и возрастным про­блемам в России на протяжении последних пятнадцати лет. В этом документе говорится, что неприятная особенность демографиче­ской ситуации в России— колоссальный, 12—15-летний разрыв между продолжительностью жизни мужчин и женщин... А большая доля сверхсмертности приходится на трудоспособный возраст. Ис­следователи сообщают, что основная причина неблагоприятной демографической картины кроется в так называемом психологи­ческом суициде.

Пояснение. К тотальному ухудшению здоровья и преждевре­менной смерти приводит избранный человеком стиль жизни. То есть дезадаптация!

Ведущий. Руководствуйтесь фразой: «У человека праздного до­сужие мысли воруют жизнь, в человеке суетливом истинная природа не в силах проявить себя. Поэтому добродетельный муж не может не ведать страданий тела и души и не может не быть вольным, как ве­тер и луна».

Пояснение. Не суетись — и все успеешь. Будь внутренне спо­койным — и вокруг всегда будут друзья. Если в вас внутри очаг спо­койствия, вы не потеряете голову и не натворите такого, о чем по­том придется вспоминать со стыдом. Для примера приведем зау­рядное явление жизни — скандал.

Вот пример из практики: «Однажды я проснулась от странных резких звуков, доносившихся из кухни. Они сопровождались раз­говором на повышенных тонах. Я подошла на цыпочках к двери и заглянула на кухню: папа и мама ругались и били посуду. Панков-

-170-


ское поведение предков меня озадачило. Они для меня были образ­цом спокойствия. Пока я стояла раскрыв рот, скандал набирал обо­роты. И вдруг я увидела, как папа жестом остановил маму, готовую грохнуть об пол груду тарелок, и спокойно сказал:

Слушай, если не трудно, возьми из раковины грязную посуду. Чего чистую переводить?

Меня это озадачило, маму тоже. У нее была выбита почва из-под ног. Она истерично засмеялась, умылась, обнялась с папой, и мы дружно стали наводить порядок.

С тех пор я поняла, что правильный скандал только вначале дол­жен быть спонтанным. В конце он должен и обязан быть рацио­нальным. Главное — спокойствие. Только личным примером роди­телей воспитываются дети, а не нотациями и чтением морали».

Ведущий. Гений в манипуляционных психотехнологиях Ни­коло Макиавелли давным-давно вывел формулу успеха. Она звучит так: «Успех или неудача зависят от умения приспособиться к своему времени».

Пояснение. Неумение адаптироваться— вернейший путь в тупик. Неадаптивность, по сути, — стремление к тому, чтобы стать несчастным без посторонней помощи.

Ведущий. Федор Михайлович Достоевский писал: «По-наше­му, цел и здоров тот народ, который положительно любит свой мо­мент, тот, в который живет, и он умеет понять его. Такой народ может жить...»

Пояснение. Как вы смотрите на свою жизнь, таким боком, передом, задом она к вам и развернута. «Край» ситуации неприя-

-171-


тия жизни — кризис. Мимо него не пройдешь. Не наплюешь и на него «не забьешь». Он объективная реальность. И все. Надо актив­но действовать. Для изменения ситуации надо начинать со своего отношения к происходящему. Прошедшего не воротишь. Жизнь и так слишком коротка, чтобы сделать должное количество ошибок, а уж повторять их — непозволительная роскошь.

Ведущий. Времена не выбирают. Эти строки знают все, мы их -цитируем, мы ими утешаемся, предполагая, что мы живем не в са­мые лучшие времена. Следовательно, нам, так же как древним гре­кам, кажется, что были времена максимально благосклонные к лю­дям. В них можно было гармонично развиваться, обращать все вни­мание на тело и на душу... Золотой век, одним словом!

Так ли это? Мнения? Суждения? Были такие времена или нет? Итоги.

Пояснение. Вся практика жизни доказывает, что это не так — не было таких времен! А если и были, то подобные тепличные усло­вия вряд ли могли способствовать духовно-душевному росту. Когда все хорошо — чего можно еще желать?

Задумаемся и поблагодарим наше время за то, что оно заставля­ет нас развиваться, умудряться мудростью мудрых, просвещаться и просветляться в меру своих потребностей.

Ведущий. Один мой наставник так говорил по поводу неуме­ния радоваться тихой радостью: «Покупая в магазине мясо для шаш­лыка или модную тряпку, вы радуетесь, как ненормальные. А тот факт, что вы вообще появились на свет и живете, не вызывает у вас никаких положительных эмоций. Когда вы проходите по дорожке, и

-172-


если на одной ее стороне цветущий куст магнолии, а на другойдох­лая кошка, то вы будете смотреть на кошку. Потрясающе!»

Пояснение. Рассеянное, ненапряженное созерцание пре­красного объекта позволяет вам ощутить вкус жизни, увидеть, сквозь тихую радость, в обыденном — прекрасное, дает возможность за­фиксировать новые, полезные и приятные состояния, которые по­том можно будет воссоздать. В процессе принятия себя такая улыб­ка более эффективна, чем в общении с другими. Она позволяет ощутить мир и свое место в нем.

Запишите на листке бумаги в столбик те понятия, которые у вас входят в «ценность —», и те понятия, которые входят в «ценность +». Таким образом вы ставите себе задачу по переходу с «минуса» на «плюс». Это принцип работы над своей Картиной Мира.

Теперь посмотрите на список: вошло ли понятие «Жизнь» с ва­шей точки зрения в столбец «ценность +»? А если нет, то почему?

Ведущий. В среде преферансистов есть целый блок советов-присказок. Одна из них гласит: «Плачь больше! Карта слезу любит». Вам это ничего не напоминает? Обсуждаем.

Пояснение. Вызывание жалости к себе — одна из самых лю­бимых игр людей, которые не желают взять на себя даже малую часть ответственности на себя. Можно еще вспомнить присказку «неиз­лечимо больного» из кинофильма «Операция «С новым годом»: он все время повторял: «Вам-то хорошо!..» После чего излагал повод, по которому кому-то было «хорошо». Нас учит все вокруг!

Ведущий. Практика показывает, что сплошь и рядом простые задачи оказываются трудными. Как это: «Научиться любить себя?

-173-


Что теперь, плевать на всех, на детей-родных-близких-друзей и Уго­ловный кодекс? Теперь что, можно потакать себе во всех слабостях, жалеть себя и оберегать от сложностей жизни?» Нет, нет и еще раз нет!

Пояснение. Истинная любовь к себе — любовь заботливая и требовательная, это высшее уважение к себе. Человека, которого мы уважаем, мы не станем попусту жалеть, не станем оберегать от сквознячка, не станем потакать его слабостям! Вы уверены, что он — сильный, достойный, умеет управляться с трудностями. Полюбить себя надо не как слабое, больное и беспомощное дитя, а как силь­ного, уверенного в себе, уважаемого СОБОЙ(!) человека.

Ведущий. Эдвард Деминг, основатель всеобщей стандартиза­ции, изрек замечательную фразу «Выживание — дело доброволь­ное».

Пояснение. Жесткий постулат, но правдивый. То, как мы вы­живаем, — показатель внутреннего комфорта, успешности, само­реализации и многого иного. Чтобы жить, а не выживать, есть два принципа:

1) «со мной поступают так, как я сам же и разрешаю», то есть я сам ответственен за то хорошее и плохое, что есть в моей жизни;

2) «то, что происходит со мной, то происходит для меня», то есть любая ситуация — обучающий процесс, а не пакость, непри­ятность, беда.

Именно так жизнь обучает нас ситуациями, неприятностями, тревогами и невзгодами. Когда их количество превышает терпимый

-174-


уровень, есть шанс начать жизнь по-другому, по-новому, иначе и более успешно.

Ведущий. В книге В. Годгивза «Реальность в ладонях» есть та­кая фраза: «В этом мире не так уж трудно выжить, друзья, — про­сто не доставляйте другим неприятностей, или, уж если вам придет­ся делать другим неприятности, делайте такие, которые от вас ожи­дают».

Пояснение. Нас, как правило, близкие и ближние восприни­мают не во всей полноте, а как некую иллюзию, на которой, как на «невидимой футболке» (Эрик Берн), написан некий девиз. Напри­мер: «Я бедная. Мне плохо!», «Живу, как умею», «Дай я сам все сде­лаю», «У кого нет коня, садись на меня!» Как только мы меняемся, особенно сразу после тренинга, то тут же у нас автоматически ме­няется и девиз. Для спящего сознания собеседника мы становимся опасными чужаками. Он от нас ждет чего-то невообразимого. Сле­довательно, если вы желаете сохранить социальные связи, то ста­райтесь быть такими, как все. Или ждите неприятностей.

Ведущий. Игорь Губерман в своих «Гариках» отметил одну осо­бенность бытия и быта:

«Не забывай себя и голос вещий не напрягай для жалобы пустой.

С тобой такие происходят вещи лишь потому, что ты такой!»

Возражения. Замечания? Мнения? Суждения? Обсуждаем тему: «Я сам творец всего хорошего и плохого в своей жизни». И главная тема: «Кто я? Если со мной происходит ТАКОЕ...»

Пояснение. Для лучшего взаимопонимания (Кто такой? Ка­кой такой? Для чего?) были созданы визитки. Это чрезвычайно удоб-

-175-


ная рационализация светской жизни. Согласно обычаю, на то ко­личество визитов, которые полагалось сделать в Рождество и на Пасху не хватило бы и сорока часов, а так — визитка на поднос и дальше. Иногда разнос визиток поручали слугам. Они встречались в условленном месте и обменивались ими. Условности — страшная штука. Зато помогают быть адаптивными и в жизни и любых ситу­ациях.

Ведущий. Вспомним «Троих в лодке...» Джерома К. Джерома: «В данном случае у меня были все признаки болезни почек (в этом нельзя было ошибиться), включая главный симптом: «апатия и непреодоли­мое отвращение к всякого рода труду». Так у кого из нас тоже такая болезнь? Кстати, врачи для оказания первой и неотложной помо­щи у нас в группе есть?

Пояснение. Помогает на время поднять тонус в уставшей от избытка необходимой информации группе. Особенно если зачитать продолжение, в котором говорится о целительной силе домашних средств лечения в виде порки. Обычно забавно всей группе.

Ведущий. Теперь вопрос на сообразительность и... в общем, сами услышите. Итак:

Кто умнее, кошки или собаки?
Мнения? Ответы? Обсуждаем. Отвечаю сам.

Кошки... Однозначно. Почему? Да потому, что никто не видел
кошек, везущих стаей каюра с грузом.

Пояснение. Эта загадка, как и другие приемы, помогает участ­никам группы снять напряжение, почувствовать себя более спло­ченными, улучшает атмосферу в группе.

-176-


Ведущий. Великий Комбинатор говорил: «Ловить такие ми­зерные шансы не в моем характере». И добавлял: «Всегда так — мил­лионное дело приходится начинать при ощутительной нехватке де­нежных знаков».

Пояснение. Мешают сомнения. Комбинатор знал четыреста относительно честных способов изъятия денег у населения, но кор­мили его ИДЕИ! Есть идея — есть средства для ее реализации. День­ги и люди всегда даются / находятся только под идею.

Ведущий. О страхах видимых и невидимых. Одного китайско­го чиновника одолевали беды и страдания. Посоветовали ему люди пойти к мудрому даосу. Дошел он до него и поведал о свих бедах и несчастьях. Даос выслушал и сказал:

—Дело твое непростое, поэтому иди ко мне домой, там как раз гостит Смерть, вот и спроси ее.

—А как я ее найду?

—В доме чан с водой, а в нем она и сидит.

На самом деле даос снадобье готовил, а для него надо было на­стоять воду на черепе. Вошел чиновник в дом, заглянул в чан, а даос, тихонько пришедший следом за ним, говорит глухим голосом:

— Ведомо мне все, что с тобой происходит, но для тебя все беды
окончились. Я заберу у тебя твою жизнь.

Чиновник перепугался и как закричит:

— Не надо. У меня на самом деле все хорошо! А если что и при­
ключается, так это только на пользу, да и от суеты отвлекает!

Выскочил чиновник из дома рад-радешенек. И теперь, если что и приключается с ним, то он обычно говорит:

-177-


— Да разве это беда или несчастье? Вот у даоса в доме гостит всем бедам беда!

К слову. А проблем-то у него стало гораздо меньше.

Пояснение. Все дело в «точке сборки», в отношении к тому, что происходит у нас в жизни, а также в том, что все неважно пред лицом смерти. Все познается в сравнении.

Ведущий. Я вам сейчас для примера приведу японское стихо­творение из цикла «Мои маленькие радости». Это стихотворение посвящено тому, что выпал снег, а никто не смотрит на него, не лю­буется, а суетится впустую:

Им бы сейчас

Попивая сакэ, любоваться

Дивной картиной

Нет, бродит зачем-то народ,

Топчет на улице снег. Пояснение. То, что не зафиксировано сознанием, или пере­водится в сферу бессознательного, или теряется, проходит без пользы мимо. Даже в традиционном обществе, где любованию яв­лениям природы обучают с двух-трех летнего возраста. Что же го­ворить о нас? Поэтому европейское общество и наверстывает упу­щенное — активно и некритично внедряет восточные психотехни­ки. Оно хочет «остановить мгновенье», зафиксировать то состояние, которое человек получает одномоментно.

Ведущий. К вопросу о преодолении стереотипов в мышлении и поведении. Вот вам история. За достоверность не ручаюсь, но красивая. Прямо легенда!

-178-


Жил-был непобедимый воин, который всегда показывал свою силу. Он вызывал на бой всех богатырей и всегда одерживал побе­ду. Однажды он услышал, что в горах живет непобедимый отшель­ник, Мастер рукопашного боя. Отправился богатырь к нему, что­бы доказать всем, что сильнее его в мире нет. Добрался богатырь до хижины отшельника, увидел его и удивился. Старик как ста­рик, довольно живой и ловкий, делает дыхательную гимнастику, стоя на большом камне. Не богатырь. Пришедший боец загово­рил первый:

— Так это ты и есть тот самый непобедимый? Да ты не сможешь сдвинуть даже вон тот камень.

— Внешность обманчива. Ты знаешь, кто я, и знаешь, зачем ты сюда пришел. Каждое утро я такой камень разбиваю головой. Се­годня, на твое счастье, я только принес этот камень, но разбить его еще не успел. И если ты хочешь меня вызвать на поединок, то раз­бей его для начала головой.

Богатырь подошел к камню и со всей дури стукнул лбом о ка­мень (стандартный ход, путь в тупик), после чего свалился без со­знания. Отшельник вылечил его, взял в ученики и долгие годы учил его редкому искусству побеждать неожиданными для соперников ходами (нестандартные решения, выход из тупика).

Пояснение. С возрастом человек все больнее бьется о стерео­типы, навязанные ему им самим, обществом, семьей и родовым сценарием. Некоторые пытаются упорным трудом, усилиями, пре­одолеть внутреннее и внешнее сопротивление за счет достижения самодостаточности, «непривязанностью» к делам рук своих. Не в виде «наплевать», а в виде внутренней свободы и комфорта. Такой процесс является целью духовно-этических, гуманистических и

-179-


религиозных учений, помогающих человеку стать внутренне сво­бодным и ответственным за себя.

Ведущий. Внимание! Притча: «На суд Божий явились два че­ловека. Один еле живой, бледный, умирающий, а другой — радост­ный, цветущий, пышущий здоровьем. „Что ты делал?" — спросил Бог у первого. „Всю жизнь усмирял свое тело, умерщвлял себя во имя твое" — отвечает тот. „Для чего?!" — спросил Бог. И получил ответ: „Чтобы не умереть!"

Поинтересовался Бог у второго, чем же он занимался. „Всю свою жизнь я очень боялся смерти и посему заботился исключительно о теле своем". Бог не мог полюбопытствовать о цели: „Чтобы не по­гасла жизнь в теле моем". Тогда Всевышний сделал вывод: „Оба вы хотели одного — жизни и ушли от нее, один только в неживой дух, ибо умертвил тело, другой — в мертвое тело, ибо забыл обо всем, кроме своего тела. И оба вы мертвы. Но если бы вы постигли, что дух и плоть — одно целое, оба были бы вечно живы и радостны. Помыслы ваши были бы высоки и чисты радостью моей!"».

Пояснение. Любые, даже самые хорошие качества, будучи употреблены не для дела, оказываются не добродетелями, а поро­ками. Сами по себе качества нейтральны, и только находясь среди людей, их можно раскрыть во всем их величии.

К ним надо добавить искренность. Такую, какую вы можете уви­деть у сиамского кота, идущего в атаку. Они гораздо меньше нас, мы и тяжелее, и сильнее, однако отступаем. Мы в их искренности и уверен­ности в своей правоте не сомневаемся — вот и побаиваемся. В данном случае искренность — безоглядность и уверенность. Никаких «Попро­бую», в этом слове уже заложено поражение. Только «Сделаю!».

-180-


Ведущий. «Что такое жизнь?»

Обсуждаем. Варианты? Мнения? Суждения? Мысли?

Подведение итогов: «В какой-то мере вы все правы. С большой буквы жизньэто труд. Разный, всякий, трудный и легкий. Но трудпо преобразованию мира и себя».

Пояснение. Примерно пятьсот лет назад в Европе началась Реформация; основными ценностями новой религии были объяв­лены бережливость, аккуратность, умеренность и то, что «спасение» зависит от наличия искренней внутренней веры. Огнем и мечом в массовое сознание внедрялась простая и глубокая мысль: «Рабо­тать — значит молиться». Только трудясь, мы можем проявить в себе образ и подобие Его, а значит, выявить в себе все лучшее и все замечательное, что скрыто в каждом из нас.

Советский Союз, тоже внедряя идею труда, но не как этическую, а как моральную, проиграл в соревновании идей. Труд в идеале дол­жен быть следствием внутреннего убеждения, а не принуждения. Если труд является этической категорией, то человек «не таскает кирпичи, зарабатывая на жизнь, а участвует в создании храма, сла­вящего Бога». В силу такого отношения к труду все протестантские страны живут лучше, чем традиционно католические (Италия, Ис­пания), а те, в свою очередь, живут несколько лучше, чем право­славные (Украина, Белоруссия).

Ведущий. Опять мои любимые китайцы. Сюй Сэнмо как-то заметил: «Слишком начитанный человек дуреет от книг. Стоит толь­ко у него спросить совета, и он ответит заемными словами».

Пояснение. Как показала практика, круглые отличники ред­ко добиваются выдающихся успехов в социуме. Впрочем, столь же

-181-


его редко добиваются «двоечники» и вечные «троечники». Опти­мальны и адекватны жизни «хорошисты». Они умеют полностью использовать те знания, которые располагают. Причем они эти зна­ния употребляют в смешных дисциплинах. Об этом есть куча анек­дотов. В них студент великолепно сводит неизвестный ему вопрос со скудными, но твердыми знаниями, которые имеются в наличии.

Главное различие между тем, кто заучивает-зазубривает, и «хо­рошистом» только в одном. Первый умеет прекрасно использовать знания в условиях жесткой структуры, в условиях определенных правил «игры». «Хорошист», который сдает свои посредственные знания на «хорошо» и «отлично», гораздо лучше подстраивается под ситуации, под неструктурированные события. То есть он лучше адаптирован к условиям жизни.

Его реакция связана с особенностями поставленной задачи, с точностью ее понимания и с особенностями типа личности. Выбор из нескольких похожих, но не равноценных вариантов — одно из проявлений интуиции. А она дана всем, но развита неравномерно. Как умение петь: один хорош для Большого театра, другой для круж­ка самодеятельности, а третий плох и в подземном переходе. Так и интуиция.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)